No. 14 (014)

October 18, 1999

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
С.Краснов
Чтобы продолжить движение в гору, надо сменить амуницию Гору
Л.Заславский
Что считать равными возможностями?
Н.Горовская
«Уроки Холокоста»
Й.Новосельский
Души рассказывают
Памяти Йеhуды Новосельского
М.Рыбальский
Мистика и наука
Б.Калюжный
Интервью с Юлием Кимом
Ю.Везиров
Made in USA
В.Орлов
Поющейся поэзии вестник
Б.Калугин
Интервью с Инной Мищенко
В.Балан
Первый муж
НЕДОСТАТОЧНО ИЗУЧЕННЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОЧЕСКОЙ ПСИХИКИ

Марк Рыбальский
(Цинциннати)

Мистика и наука

О МОЁМ УЧИТЕЛЕ

В мою однообразную эмигрантскую жизнь пенсионера неожиданно пришла радость: я узнал о том, что один из моих учителей–наставников Марк Исидорович Рыбальский доктор медицинских наук, бывший зам. главного психиатра Московской области, проживает сейчас в Цинциннати, штат Огайо.

Не могу не сказать несколько слов об этом незаурядном человеке, с которым мне выпала удача работать в течение пятнадцати лет.

Марку Рыбальскому довелось участвовать и в Финской и в Великой отечественной войнах «от звонка до звонка». Ранение на последней войне привело к полной потере зрения. Но Марк Рыбальский — человек с недюжинным интеллектом и необычайными волевыми качествами — смог не только закончить медицинский институт, но и успешно защитить кандидатскую и докторскую диссертации. Помню слова одного из рецензентов — видного психиатра В.М.Банщикова, оценившего докторскую диссертацию Марка не только как научное достижение, но и как «высочайший человеческий подвиг». И я помню атмосферу приподнятости и восхищения, столь необычную для учёных советов того времени.

Марк Рыбальский более 50 лет отдал лечению психических больных. Десятилетиями накапливая свои наблюдения, анализируя и обобщая собранный клинический материал, он опубликовал 75 научных работ, издал 8 монографий и прекрасную книгу «Записки психиатра».

Научные интересы Марка разнообразны. Это проблемы организации психиатрической помощи и психиатрических больниц, анализ фактов и вымыслов, касающийся использования советской психиатрии для изоляции инакомыслящих и др. Пять крупных монографий посвящены важнейшим проблемам клинической психиатрии — иллюзиям, галлюцинациям, псевдогаллюцинациям, навязчивым и бредовым состояниям. Все эти работы высоко оценены не только коллегами-учеными, но и врачами-практиками.

В статьях, намеченных к публикации в «Спектре», раскрывается новая грань таланта Марка Рыбальского — интересное, увлекательное описание таких загадочных явлений, как телепатия, ясновидение, вещие сны, творчество во сне, предсказания будущего и др.

Марк Рыбальский в своих записках писал: «Моему поколению, родившемуся в «великом» 1917, очень повезло со школьными учителями, институтской профессурой, психиатрами–наставниками». Продолжая тему, могу сказать, что мне повезло работать с таким доктором, как Марк, а читателям «Спектра» познакомиться с его статьями.

Яков Гендин (Балтимор)

Интерес населения к мистике, колдовству и общению с душами умерших, к домам и замкам с приведениями, предсказаниям астрологов и гадалок наблюдается в разных странах, порой отдаленных друг от друга географически и с заметно разным уровнем цивилизованности. Этот интерес на протяжении многих веков то обостряется и привлекает всеобщее внимание, то затухает и предается забвению.

Мистические настроения непомерно разрастаются в периоды серьезных народных потрясений... (Одно из наиболее дискомфортных состояний человека — состояние с неопределенным будущим. Даже в экономически стабильных регионах, например в Америке, человек, начинающий новый бизнес, находится именно в таком положении. Ему очень хочется заглянуть в будущее, чтобы принять правильное решение сейчас. А раз есть оплаченный спрос, будет и предложение. Появляются предсказатели, очень немногие из которых действительно могут заглянуть в вероятное будущее. — Прим. ред.)

Неудивительно, что на такой благоприятной почве увеличивается число людей, объявляющих себя колдунами, гадальщиками, ясновидящими, медиумами, спиритами. Одновременно расширяется круг людей, подверженных различного рода мистическим страхам и суевериям. (Очень интересен в этом плане американский фильм Ghost. — Прим. ред.)

Имеются ли научные основания для существования профессий колдунов, экстрасенсов и др.? Возможно ли с помощью особой «сверхчувствительности» выявлять больные органы, определять характер болезни и благотворно воздействовать на ее течение? Не выдумано ли все это нечестными людьми с неблаговидной целью? Вопросы эти не просты, и дело, конечно, не в нечестных людях, которые могут оказаться среди обладателей любой профессии, даже самой благородной и научно–обоснованной. Дело в том, что современная наука не способна разобраться в сущности многих сторон человеческой психики.

В частности, загадочными и непонятными остаются такие феномены, как гипноз (Факт существования ставшего привычным термина «гипноз» не решает проблему. — Прим. ред.), отгадывание прошедшего и предсказания будущего, вещие сны, передача мыслей на расстояние и восприятие мыслей других людей (телепатия), телекинез, ясновидение. Принципиальная позиция, с которой в данной статье оценивается каждое из перечисленных явлений, состоит в замене чеховской саркастической формулы «этого не может быть, потому что не может быть никогда», следующим утверждением: отсутствие научной воспроизводимости какого–либо явления или его научного понимания не даёт оснований для признания его не существующим.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО ВО СНЕ

Проблемой сновидений в XIX–XX веках интересовались с разных позиций врачи и знахари, колдуны и астрологи, писатели и ученые. Этим можно объяснить то, что в России 100–150 лет назад появилось большое число «профессиональных» отгадчиков снов и нередкими были публикации так называемых «сонников». В подобных публикациях можно было прочесть, что «собаки, особенно злые», всегда снятся к добру, к встрече с хорошими и надежными друзьями. Приснившиеся коты, наоборот указывают на возможное столкновение с недоброжелателями и вызванные этим слёзы. Увиденная во сне маленькая кошечка, трущаяся о ноги, ласково мяукающая, может означать: для неженатых — что их хотят обольстить, а женатым подобные сновиденья предвещают серьёзную семейную размолвку и возможный развод. Лошади в содержании сновидений, всегда указывают на предстоящее личное столкновение с ложью, сплетнями, клеветой...

Толкование различными «сонниками» близких по смыслу сновидений, иногда бывало идентичным, а иногда — противоречивым.

Различные варианты толкования сновидений не опираются на какие–либо массовые наблюдения, не подкреплены значимыми историческими фактами, не имеют никаких научных оснований (Один из членов редакции «Спектра» в ночь во время недавнего землетрясения в Турции видел тяжелейший сон с землетрясением, большим количеством погибших... — Прим. ред.).

Вместе с тем, трудно переоценить важность изучения сущности сновидений и, в частности, механизма интеллектуального творчества человека, находящегося в состоянии нормального физиологического сна.

К сожалению, о сущности сновидений мы сегодня знаем немногим более, чем было известно 100 лет назад. На основании многочисленных примеров можно предположить, что во время нормального сна в мозгу человека нередко продолжается подсознательная творческая мыслительная деятельность. В сновидениях эта деятельность чаще проявляется зрительными, слуховыми и другими кажущимися восприятиями. Такие «восприятия» нередко бывают бессвязными, сумбурными, обычно мало привлекающими внимание исследователей. Значительно больший интерес заслуживают связные, содержательные сновидения, включающие логические построения и убедительные умозаключения. Такие «творческие сновидения» иногда содержат решение научных проблем, оказавшихся неразрешимыми в состоянии бодрствования. Этот факт некоторые ученые склонны объяснять тем, что внимание спящего человека меньше отвлекается на происходящее вокруг и больше концентрируется на конкретной интеллектуальной задаче.

Ряд наблюдений позволяет предположить, что в состоянии обычного сна возможно решение творческих задач, поставленных в состоянии бодрствования и мало вероятна постановка совершенно новых творческих задач (Нескольким моим знакомым (речь идет о временах, предшествующих появлению микроэлектроники, основанной на достижениях физики твердого тела) одновременно приснился детальный сон об очень простом способе создания элементов электроники, основанном не на вакуумных трубках, а на нанесении соответствующей конфигурации (анод, катод, сетка...) на плоской поверхности, а затем покрытии её изолирующим слоем. — Прим. ред.).

Прежде чем познакомить читателей с некоторыми из собранных мною литературных свидетельств о случаях интеллектуального творчества во время сна, приведу описание двух наблюдений, связанных с моей врачебной практикой.

Юноша 17 лет пожаловался на то, что иногда слышит внутри головы собственный голос, повторяющий его мысли. Отец юноши (профессор, заведующий кафедрой математики), рассказал, что сам всю жизнь тоже «слышит собственные мысли», они ему, так же как и сыну, не мешают, а сына он привёл на консультацию «только по настоянию жены». Сына он считает талантливым математиком, увлеченным наукой настолько, что «даже во сне решает математические задачи». Во время беседы с сыном выяснилось, что недавно ему приснилось своеобразное доказательство довольно сложной математической теоремы. Проснувшись и опасаясь забыть доказательство, он подробно записал на обоях комнаты основные формулы.

Случайно встретив через 6 лет моего бывшего пациента, я узнал, что он с отличием закончил институт и вскоре защитил кандидатскую диссертацию, которая основывалась на когда–то приснившимся варианте доказательства теоремы. Вариант этот никем ранее не предлагался.

Больной 20 лет, наблюдавшийся мною с 10–ти летнего возраста, однажды показал мне приснившееся ему очень необычное стихотворение. Было оно чрезвычайно красивым по форме, мистическим по содержанию, целиком построенным на аллегориях.

Проснувшись, он повторил его вслух и, ничего не меняя, записал. В дальнейшем оно было опубликовано в сборнике молодых поэтов и получило высокую оценку. Однако поэтическое творчество этого автора продолжения не имело.

Приведу некоторые известные из литературы примеры интеллектуального творчества во сне.

Д. И.Менделеев мучительно долго не мог найти форму наглядного отображения систематики химических элементов. Утомлённый длительными и бесплодными поисками, он уснул и во сне увидел известную теперь всему миру таблицу, которую, проснувшись, зарисовал.

Выдающемуся египтологу Генриху Брукш Паше, долго и безуспешно пытавшемуся расшифровать группу древнеегипетских письменных знаков, решение пришло в сновидении.

Итальянскому композитору Тартини приснился дьявол, мастерски исполнивший сонату, которую композитор, проснувшись, записал под названием «Соната Дьявола».

Александру Грибоедову приснилось, что он излагает друзьям план якобы написанной им комедии, и зачитывает отрывки первого акта, которые, проснувшись, записал. В изданную через год комедию эти отрывки вошли без изменения.

А. П.Чехову приснился и очень взволновал сюжет повести, изданной в дальнейшем под названием «Черный монах».

Принципы закона электромагнитной индукции, открытого Карлгаузом, привиделись ему во сне.

Модель строения атома, составившая основу великого открытия Нильса Бора, ему приснилась.

Точно так же химику Кекуле приснилось графическое изображение открытого им бензольного кольца.

Археологу Г.Гилбрехту долго не удавалось прочесть длинный шумерский текст, сохранившийся на двух обломках агата, найденных во время раскопок. Книгу об этих раскопках нельзя было публиковать без расшифровки текста на кусках агата. Замучившись, ученый уснул и во сне увидел полную расшифровку текста…

Внимательно смотрите свои сновидения, дабы не пропустить открытие или прекрасное стихотворение, которые могут присниться единственный раз в жизни.

ПРОРОЧЕСТВА И «ВЕЩИЕ СНЫ»

В психиатрическую больницу по направлению милиции поступил гражданин П.Г. в возрасте 36 лет. В милицейском протоколе значилось следующее: «Задержан в Калинине, на городском рынке, где охмурял граждан гаданием и разными вредными предсказаниями». Шел июнь 1940 года. В Европе развертывалась война, а СССР «пребывал в мире». Руководители всех уровней, от государственных до районных, так же, как и все газеты, повторяли тезис «великого вождя всех народов»: «Чужой Земли мы не хотим, но и своей Земли ни одной пяди не отдадим никому». Никто не сомневался, что если война и начнется, то воевать мы будем только на территории врага. Не соглашался с этим только один П.Г.

При обследовании он вел себя с достоинством, по существу отвечал на все вопросы, отрицал какое–либо мошенничество со своей стороны, настаивал на том, что гадания его правдивы, а предсказанное им всегда сбывается. Он просил записать в истории болезни одно его предсказание и в будущем проверить. Предсказание это было записано в историю болезни. Привожу его почти дословно: «Ровно через год Германия начнет войну против СССР; фашистские войска дойдут до Москвы, но ее не возьмут; Гитлер заподозрит заговор среди своих соратников, многих уничтожит. В этой больнице по приказанию фашистов будет убито более 400 больных. Отступая, фашисты разрушат или сожгут 6 больничных корпусов, среди которых обязательно будут санаторный, административный и дом врачей».

Все это предсказание и его детали представлялись тогда совершенно нелепыми, неправдоподобными.

В марте 1946 года, когда после демобилизации мы вернулись в больницу, она представляла собой жалкое зрелище: действовавшие корпуса требовали капитального ремонта, часть корпусов были сожжены или взорваны. Тогда вспомнились пророчества больного Н.Г. Его история болезни, так же, как и весь больничный архив, сгорели вместе с административным корпусом. Всего оказались уничтоженными 6 (!) корпусов, в том числе — дом врачей, санаторный и административный корпуса. Убито было более 400 больных. Подтвердилось и другие его предсказания, зафиксированные в истории болезни.

Такому точному соответствию трудно было поверить. В ту пору мы объяснили себе это случайным совпадением, что вполне укладывалось в наше материалистическое мировоззрение.

За 55 лет работы врачом–психиатром мне не приходилось больше встречаться с подобными случаями, однако сбывшиеся пророческие сновидения («вещие сны») фиксировал несколько раз. Расскажу о двух из них.

Работавшая со мной медицинская сестра, девушка 17 лет, как–то поведала мне о том, что ей приснилась собственная свадьба. Особенно четко ей запомнился внешний вид жениха, никогда раньше ей не встречавшегося — это был «молодой человек, лет 23–24, одетый в темно–синий костюм, такую же рубашку без галстука, невысокого роста, полноватый шатен со светло–карими глазами и очень доброй улыбкой». Я шутя предложил описать облик приснившегося жениха в журнале регистрации сеансов гипноза. Такая запись была сделана, и о ней забыли. Через 5 лет в больницу по направлению медицинского института прибыл врач, вся внешность которого точно соответствовала сделанной 5 лет назад записи. Свадьба состоялась через 6 месяцев.

Ещё о таком вещем сне сообщила моя пациентка (31 год):

«Мне было 15 лет, будучи в доме отдыха, я влюбилась в одного мальчишку. Так как я была очень стеснительной, я с ним не перекинулось даже одним словом. Когда я была уже дома, мне приснился сон, будто я иду по улице Горького, сворачиваю в какие–то переулки, прохожу мимо больших домов, которые создают настроение блоковского цикла «Город». Затем я оказываюсь в подъезде, поднимаюсь по лестнице и прихожу в квартиру, где сидит мальчишка, в которого я влюбилась. Сон был очень детальный.

Через несколько дней из любопытства, наяву, повторила маршрут сна и очутилась в квартире этого парня. При сопоставлении сновидения и яви все совпало. У меня до сих пор случаются изредка сбывающиеся сновидения, но такого поразительного совпадения никогда больше не было».

В сюжете пророческих («вещих») сновидений, помимо спящего, обычно участвуют один или несколько человек, которые располагали информацией, полученной реципиентом во время сна. Поэтому такие сновидения можно хоть до какой-то степени теоретически рассматривать, как следствие телепатического восприятия чьей–то мысли (хоть какое–то «объяснение»). Природу пророчеств, вроде высказанных П.Г., понять, находясь в рамках общепринятой материалистической парадигмы, вообще невозможно. Тем более невозможно понять природу предсказаний, сделанных Нострадамусом, жившим в 1503–1566 г. г. Многие из его предсказаний подтверждаются на протяжении уже более 400 лет (если не сомневаться в подлинности сохранившихся рукописей, точности переводов, правильности трактовок, часто встречающихся иносказательных выражений). Все это заставляет исключить категоричность при критической оценке различных пророчеств и «вещих» снов.

Нередко совпадения предсказаний гадальщиков в действительности вызывает весьма критическую оценку. Так, одна моя знакомая 56 лет, рассказала о роли, которую в ее жизни сыграло гадание на картах. Когда моей собеседнице было 18 лет, известная гадалка по картам предсказала ей, что замуж она выйдет трижды. Первые два брака окажутся несчастливыми и непродолжительными, бездетными. Третий — счастливым и «на всю жизнь». Муж будет на 10 или 12 лет старше, детей она родит троих. Так оно и вышло: первый и второй раз замуж она выходила за сверстников в 19 и 20 лет, над выбором женихов не задумывалась — «хотелось побыстрее приобрести настоящую семью с третьим мужем». После второго развода жениха искала долго и разборчиво — трудно было найти мужчину, который на 10 лет старше и ни разу не был женат.

А когда, наконец, в 23 года она обвенчалась, первейшей ее задачей было родить детей. Все ее трое мальчиков — погодки. Была четвертая беременность, но она ее прервала — «четвертый ребенок предсказан не был, и значит от этой беременности ничего хорошего нельзя было ожидать».

По–видимому нередки случаи, при которых не действительность подтверждает предсказание, а предсказания предопределяют жизненные поступки, не всегда правильные. Моя знакомая сделала все, для того чтобы пророчество гадалки сбылось. Однако, только прервав четвертую беременность, она поняла, что счастлива никогда не была; замуж вышла не по любви, «а под давлением предсказания, мужа никогда не любила, настоящей привязанности к сыновьям нет...» (Тем не менее, неявное утверждение автора о том, что судьба этой женщины сложилась только под влияние гадания, возможно, излишне категорично. Вспомните древнегреческую легенду о царе Эдипе. Нельзя исключить, что гадание было тем инструментом, который направил судьбу этой женщины по «предначертанному» руслу. — Прим. ред.)

Продолжение.