No. 17 (017)

December 13, 1999

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
М.Рыбальский
Три партии
Я.Кац
Заметки израильтянина
А.Левин
История об индюке-принце
Письма в редакцию
А.Дементьев
Памятник, которого нет
Б.Калюжный
Скандал в тихом семействе
В.Лебедев
Российское эхо
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле
В.Орлов
Погашенная звезда Бориса Пильняка
Е.Тривус
Сэм Голдвин
Е.Щербакова
Александр Городницкий
Мицва
АНАТОМИЯ ЗЛА

Марк Рыбальский
(Цинциннати)

Три партии

Три партии

Анализ общественных образований, проведенный автором, невольно наталкивает на мысль, что на протяжении всей истории Земли какая–то сила неуклонно поддерживает и однотипно организовывает античеловеческие режимы типа иезуитских, фашистских, коммунистических, исламско–фундаменталистских и т.п., не позволяя людям, даже живущим в относительно благополучных странах, освободиться от страха за ближайшее будущее.

Вечная ли это судьба Земли, или люди однажды освободятся от этого дамоклова меча? Мировые религиозные течения в той или иной форме утверждают, что придет время Освободителя (в иудаизме — Мошиаха), который вместе со всем человечеством вступит в последнюю схватку и победит, освободив Землю от зла. Далеко ли это время? Сколько жертв унесет это освобождение? Нет ли уже сейчас признаков приближения последней битвы?

Кто может ответить на эти вопросы?

В мои задачи, естественно, не входят и входить не могут анализ и оценка социальнo–политических событий, потрясавших советское и российское общество на протяжении почти всего XX века. Однако, без такого анализа (хотя бы выборочного и поверхностного) невозможно понять многие стороны жизни общества. В частности, этот анализ необходим при попытке установить, чем обусловлена структурная и идейная близость трёх, казалось бы, принципиально различных «партийных образований»: средневекового Ордена иезуитов, коммунистической партии Ленина–Сталина и национал–социалистической партии Гитлера.

При сопоставлении выяснилось, что вне зависимости от места и времени деятельности той или иной партии, между ними существовало колоссальное сходство и по форме, и по содержанию. Так, само название каждой партии включало привлекательные для народа символы, как правило, ничего конкретного не предопределявшие: для ордена иезуитов это было имя Иисуса Христа; для партии Ленина–Сталина — «коммунистическая»; для партии Гитлера — «национал–социалистическая». В отношении наименований двух последних существовало даже внешнее сходство: заключалось оно в формальной близости аббревиатуры Коммунистической партии СССР (КПСС) и ударной силы фашистской партии — СС (СС (SS) — аббревиатура от Sturtzstaffein (нем.) — охранные отряды).

Однако дело не только в сходстве названий, а в принципах построения той и другой партий. Принципы эти были, безусловно, сходными. Коммунистическая партия возникла раньше национал–социалистической, но последняя не заимствовала «принципы построения» первой. Обе эти партии по организации, устройству, характеру деятельности во многом придерживались тактики и стратегии, почти идентичной установкам и принципам Ордена иезуитов. Обращает на себя внимание еще одно немаловажное обстоятельство. Если Орден иезуитов ХV–ХVI веков стремился к вмешательству в управление и во внутреннюю жизнь ряда государств, то коммунистическая и национал–социалистическая партии непосредственно руководили всеми элементами деятельности правительств соответствующих стран и вообще всеми деталями их внутренней жизни и внешней политики.

Коммунистическую партию СССР и германскую национал–социалистическую партию лишь условно можно называть «партиями единомышленников». Это были своеобразные «надгосударственные» и «надправительственные» замкнутые системы. В СССР органы коммунистической партии вполне справедливо назывались «директивными органами». Сложная структура одной и другой партий, как в зеркале, отражала государственно–правительственную структуру, но была над ней (Вспоминаются откровения одного из видных в прошлом дипломатов–арабистов. После его перехода с дипломатической работы в аппарат ЦК КПСС заведующим отделом, курирующим политику СССР на Ближнем Востоке, он говорил, что новая работа несоизмерима спокойнее — почти нет никакой ответственности: «Даешь указания и требуешь исполнения». — Прим. ред.).

Такое положение сравниваемых «партий» отличает их от партий любого демократического государства, в котором выигравшая на выборах партия получает право на формирование правительства, но не управляет им и всем государством. Стремление коммунистической, нацистской и иезуитской «партийных организаций» к неограниченному господству и единовластию приводило и к близким принципам организации (Несомненно существует и обратная связь — принципы организации сами по себе навязывали этим «партиям» стремление к неограниченному господству и единовластию. — Прим. ред.).

Весьма любопытно, что массовое, тотальное распространение этих принципов не удается заметить даже в странах неограниченной монархии, в которых отсутствуют нeoгpaничeннo властвующие партии. Можно считать обоснованным утверждение, что всеобщая распространенность основных организационных принципов «партийного руководства» была маловероятна в российской империи Романовых, в Германии Фридриха Великого, во Франции Наполеона Бонапарта.

Таким образом, интереснее всего сравнить некоторые условия возникновения основных организационных структур в период активной деятельности партий иезуитов, Ленина–Сталина, Гитлера.

Орден иезуитов был организован группой из семи человек в 1534 году. Первый генерал ордена Игнатий Лойола в 1540 году написал Устав, а в 1555 году — Конституцию Ордена.

С 1543 года генералу Ордена дано право изменять волевым решением его устав и назначать конгрегацию, руководящую Орденом. К основным принципам деятельности Ордена можно отнести:

• безусловную и беспрекословную подчиняемость «снизу доверху» и декларированную отчетность «сверху донизу»; открытую выборность низших структур и секретную выборность высших структур (полный аналог с принципами «демократического централизма», провозглашенного Уставом ВКП (б) — КПСС);

• секретность всех элементов деятельности и градацию указанной секретности: «для служебного пользования», «секретно», «совершенно секретно», «особой важности», «чрезвычайно секретно» и «персональную, в которую посвящаются «поименованные лица»;

• приумножение материальных богатств «любой ценой»;

• сочетание внешней, кажущейся демократичности, открытости, осведомленности всех членов «Ордена» с таинственностью многих деяний, в которую посвящены лишь избранные;

• пренебрежение интересами и жизнью членов «ордена», а также всех людей, с которыми приходится сталкиваться «ордену» и т.д. и т.п.

Основные принципы воспитания иезуитов изложены в книге Лойолы «Духовные упражнения». Многие тактические соображения, высказанные в этой книге и других сочинениях Лойолы, легко сопоставимы с сочинениями Сталина и идеями Гитлера. Однако «Духовные упражнения» очень напоминают аутогенную тренировку, применяемую современной психотерапией: «Я очами воображения вижу необозримые пылающие огни и души, словно заключенные в горящие тела»; «я ушами воображения слышу плач, вой, крик, богохульства против нашего Господа Христа и против всех его святых»; «я обонянием воображения ощущаю запах адского дыма, серы, клоак и гнили»; «я в воображении вкушаю в аду горечь слез, сомнения, угрызений совести»; «я осязанием воображения чувствую тот жар, который охватывает и сжигает души». (Все это предписано произносить 4–5 раз на дню). Если вдуматься в сущность приведенных «упражнений», то становится понятным, что основная их цель — подавление воли, внушение страха и слепой веры в непогрешимость «ордена». Ещё больше следует этой цели сложная система фанатического обучения, отучающего мыслить творчески, с характерным для нее приспособлением религиозных постулатов к практическим задачам Ордена. В «Духовных упражнениях» сказано: «Иезуит никогда не становится ученым исключительно ради познания или радостей исследования. Его работа выходит за пределы чисто научных целей: получаемые результаты служат ему материалом, из которого делаются оружие и крепости для борьбы....» Укреплению безоговорочной дисциплины членов Ордена в XV–ХVI веках способствовало развитие у них страха перед возможными наказаниями за непослушание при необходимости защищать интересы ордена. Наказания эти были крайне жестокими. Так, уставом Ордена и другими документами устанавливалась необходимость выставлять на вид «строгость послушания» членов Общества. Например, предписывалось не просто изгонять из Ордена провинившихся, а делать это так, чтобы причинять им страдания, для чего до изгнания надо подобных лиц подвергать в течение нескольких лет унижениям, действуя против исключенных единодушно. Например, если «двое из Ордена совершат нарушение, то не признавшегося исключить, того же, который первый сознается, должно оставить в обществе, но с тем, чтобы через постоянные унижения и оскорбления вскоре довести его до добровольного удаления. Перед самым изгнанием из общества исключаемого надо всячески тормошить, удалять его от обычной должности, посылать по разным делам то туда, то сюда…» (Невольно вспоминаются «персональные дела», общие собрания с осуждением «провинившихся», исключения из комсомола, партии... — Прим. ред.)

Укреплению страха способствовали принятые орденом иезуитов слежка, шпионаж, залезание в душу, издевательства.

В интересах реакционной части католической церкви и руководствуясь иезуитским правилом «цель оправдывает средства», Орден широко применял тайные убийства, обман, шпионаж, вмешательство во внутренние дела государств.

Рабская покорность, неограниченное и «бездумное послушание» членов «ордена» рассматривались как одно из главных условий его существования. В документах Ордена сказано: «Отречение от собственной воли есть больший нравственный подвиг, чем воскрешение воли» и еще: «членов ордена должно характеризовать целомудрие, бедность, послушание + повиновение». Иезуиты различали три степени послушания (покорности): первая–низшая — в делах; вторая–средняя — в мыслях; третья–высшая — слияние с волей начальника.

Основной тактический метод Ордена получил в различных словарях наименование «иезуитский». Термины «иезуит», «иезуитская политика» оказались очень емкими, включающими такие понятия, как вероломство, двуличие, ханжество, цинизм.

Иезуитская тактика частично иллюстрируется следующими краткими выдержками из учения иезуитов: «Человек менее чистый в нравственном отношении принесет больше пользы..., чем человек безукоризненной святости, не обладающий надлежащей ловкостью»; «Необходимо привлекать на свою сторону и стараться сделать зависимыми от Ордена государей и сановников. Для достижения этого… нельзя порицать их предосудительные поступки, но стараться объяснить оные в благоприятнейшем для власть предержащих смысле....» «Не надо вдаваться в подробности, чтобы не подвергнуть себя ответственности». «Направляя совесть сановников, следует освобождать ее от влияния учения благопристойных монахов, дабы отвергнувши оных, они (сановники) следовали за Орденом, подчинялись бы его управлению и советам».

В беседе с кем–то из иностранных гостей, Сталин, подчеркнув организованность и целеустремленность членов общества Лойолы, решительно осудил такие методы их «деятельности», как преследование врагов, иезуитские провокации, убийства и т.п.

«Гениальность» Сталина вполне позволяла ему предвидеть свое посмертное разоблачение. Однако, следуя иезуитскому правилу — после меня хоть потоп, — этот «радетель за народное счастье» мало интересовался мнением потомков.

Можно ли удивляться, что принципы организации и тактики коммунистической партии отличаются от соответствующих принципов и тактики, разработанных генералами Ордена только количественно — масштабами преступлений. Причём, отличие это в пользу общества «иезуитов». Знаменательно, что в 1773 году, папство, ввиду всеобщей ненависти к иезуитам, оказалось вынужденным распустить «орден», но в 1814 году он был восстановлен.

Коммунистическая партия Советского Союза безраздельно управлялась ее вождем и его ближайшими соратниками. Что же она собой представляла? Чем больше думаю об этом, тем больше нахожу сходство между нею и Орденом иезуитов, так блестяще описанном французским писателем Эженом Сю в публицистических отступлениях романа «Агасфер» (l845 г.).

Сходство между Орденом иезуитов и коммунистической партией Советского Союза, главным образом, ее Центральным Комитетом, возглавляемым Политбюро, состояло не только в стратегии, не только в тактике их деятельности, но также в особенностях структуры, устройства. Стратегия выражалась в обмане рядовых членов партии — «винтиков», завлеченных благородной идеей всеобщего равенства и братства. Тактика включала все те же провокации, доносы, репрессии, убийства и т.п.

Устав КПСС провозглашает руководящим принципом организационного строения партии принцип демократического централизма: выборность руководящих органов «снизу доверху», «периодическую отчётность парторганов перед высшими органами и перед коммунистами», «строгую партийную дисциплину и подчинение меньшинства большинству», «безусловную обязательность решений высших органов для низших». Даже поверхностное сопоставление приведенных уставных положений с действительностью выявляет иезуитский характер организационных принципов партии. Так, выборность «снизу доверху» значилась только на бумаге. В действительности члены первичной партийной организации выбирали рекомендованного им райкомом партии секретаря и одобренных инструктором райкома членов партийного бюро. В свою очередь, районная партийная конференция выбирала 1–го, 2–го и 3–ro секретарей райкома, рекомендованных городским комитетом партии, и т.д.

Делегаты высшего органа партии — партсъезда — выбирались только в соответствии с рекомендацией организационного отдела ЦК КПСС. Отчетность перед членами партии, как правило, была формальной, нередко повторяющейся из года в год почти дословно. Соблюдались лишь предписанные уставом безусловная дисциплина членов партии и подчиненность ее органам. Циничность партии в отношении «свободы и демократизма» можно проиллюстрировать следующим примером. Награждение орденами происходило 1 раз в 5 лет, по окончании очередной пятилетки или по поводу какого–либо «большого» события, например, 100–летия со дня рождения В.И.Ленина.

Кандидаты на награждение орденами утверждались партийным бюро после предварительного согласования с региональным партийным комитетом. Однако партийное бюро в своем выборе не было свободным. Дело в том, что каждому учреждению давался строгий лимит (например, один орден «Знак почета» и один «Трудового Красного Замени» или медаль «За трудовое отличие»), при этом указывалось, кто должен быть кандидатом на данный орден (мужчина или женщина, в каком возрасте, партийный или беспартийный...). Несмотря на перечень условий, которым должен отвечать кандидат в орденоносцы, представлять документы на него можно было только после согласования с инструктором вышестоящего партийного органа. Не согласовывались, пожалуй, лишь рост, вес кандидатов и цвет волос (хотя и это иногда имело значение!).

Одним из обязательных элементов повседневной жизни бывшего СССР можно считать создание и внедрение в сознание и душу определенных стандартов, определенных трафаретов или штампов — что–то вроде выработки привычки. Сначала ее создают свыше, а затем эта привычка начинает казаться нужным, обязательным, даже необходимым элементом жизни. Таким штампом был, например, порядок проведения революционных праздников: «торжественное собрание», доклад о событии не менее 45 мин, но не более часа. Строился он по стандартной схеме. Каждый год докладчик брал прошлогодний доклад, немного менял вступительную фразу, затем без изменений оставалась вся длинная часть доклада о сущности и значении праздника. Заключительная часть содержала описание состояния учреждения к данному празднику. Нередко, если докладчик был очень ленивым, он не менял и показатели, которые всегда свидетельствовали о «дальнейшем непрерывном развитии и достижениях....» Были и обязательные стандартные фразы и стандартные выражения, вроде таких: «в течение года мы добились определенных успехов, однако, нельзя не отметить некоторые недостатки....» Текст доклада предварительно «одобрялся» на заседании профсоюзного комитета, «просматривался» инструктором райкома и утверждался на заседании партийного бюро.

Один «профессиональный докладчик» со смехом рассказывал мне о том, что, зачитывая доклад, он обычно пропускал 5–6 страниц машинописи, и никто из присутствующих этого не замечал.

Самое поразительное во всем этом было то, что большинство считало происходившее правильным и ни у кого, за редчайшим исключением, отрицательных эмоций не вызывало.

Обязательное, формальное выполнение всех порядков, установленных в партии, привело к тому, что привычка к стандарту у советских людей, рядовых членов коммунистической партии, оказалась невероятно устойчивой.

Ведущую роль в образовании у жителей бывшего СССР всеобщей закомплексованности играл «вождь всех народов» И.В.Сталин.

Истории известны кровопролитные войны, начинавшиеся по мановению руки царствующего властелина или диктатора. Однако «на войне, как на войне». Масштабы же «жертвоприношений» своего народа, осуществлявшиеся в мирное время Иосифом Виссарионовичем (бессмысленных и изощренно жестоких), исторических аналогов пока не имеют. Эти масштабы подавляют.

Количество случаев убийства людей по приказанию Нерона, Великого Инквизитора и Ивана Грозного ничтожно по сравнению с жертвоприношениями «великого горца». Этот человек наслаждался властью над жизнью и смертью миллионов людей. Он был одарён необыкновенной способностью задумывать, планировать и осуществлять коварные акты колоссального масштаба, был самым коварным интриганом за всю историю человечества и обладал неумолимой, непреклонной волей реализации своих коварных замыслов. Только такая личность была способна создать в завершённом виде тоталитарную коммунистическую империю, которая позволила ему физически ликвидировать большинство своих бывших соратников, уничтожить миллионы людей, зажать в железных тисках население одной шестой части земного шара, нагнать животный страх на это население, а также на население и политических деятелей других стран.

Самым же необыкновенным, удивительным, непревзойденным в личности «великого марксиста» было то, что он десятилетиями сохранял под покровом непроницаемой тайны все свои деяния. Только он мог сеять страх, зло, горе, страдания, смерть и одновременно создавать иллюзию благополучия страны, внушая её гражданам, что «жить стало лучше, жить стало веселее». Лишь он мог писать и говорить так, чтобы все верили каждому его слову, не только почитали и уважали, но искренне любили, были убеждены в его добром сердце и стремлении сделать страну счастливой. Многие, очень многие верили в гениальность самого «большого» учёного современности (Дело, возможно, не только в «гениальности» Сталина, но и в национальных качествах российского характера. — Прим. ред.).

Человечество допустило ошибку, не организовав международный трибунал для расследования деяний Сталина. Справедливо принято считать, что об умерших либо говорят только хорошее, либо ничего не говорят. Старорусская формула гласит: «мертвые сраму не имут», и все же здесь особый случай. Останки Сталина должны быть сожжены и пепел развеян по ветру. И души сталинских жертв, возможно, успокоились бы таким финалом.

Национал–социалистическая партия Германии мало чем отличалась от КПСС.

«Труды» Гитлера, Геббельса, Розенберга и др. принудительно изучались в Германии так же, как в СССР «труды» Ленина и Сталина.

Гитлер во многих своих речах, подобно Сталину, учил партию тому, что она должна в своих действиях опираться на рабочих и крестьян, не доверяя интеллигенции. Руководители гитлеровской молодежи, (не многим отставая от руководителей ленинского комсомола) писали: «Когда маленькому немцу исполняется 4 года, мы даем ему флажок со свастикой, и он, сам того не подозревая, поступает в нашу многолетнюю обработку». Фашистская партия прививала населению убежденность в том, что национал–социализм в Германии для арийской расы — ее счастливое будущее.

Нацисты воспитывались под влиянием жестоких расправ Гитлера со своими соратниками, аналогичное воспитание получили и коммунисты. На вооружении фашистов была такая сентенция «нapод — это масса, а с массой надо обращаться, как с женщиной: женщина подчиняется только силе и испытывает при этом простейшие чувства, поэтому к народу надо применять силу и воздействовать на его чувства. Народ должен видеть одного врага и знать одного бога — вождя».

Сходство между правящими партиями Германии и СССР было заметно и в отдельных формулировках вождей. Так, одну из своих речей Гитлер (по свидетельству Ромма) начал словами: «Каждый житель Германии ничто, а все вместе они масса, народ». Как напоминают эти слова высказывания Сталина о том, что советские люди — это «винтики», которыми надо «лишь управлять.

Кроме безусловного сходства организационных структур этих партий и принципов их практической деятельности, еще большее сходство обнаруживается при сравнении интеллектуальных возможностей, характерологических особенностей, морально–нравственных установок вождей — диктаторов этих партий. Формирование взглядов населения бывшего СССР связано не только с особенностями правившей партии, но также с личными качествами Сталина, который отличался конкретностью и последовательностью мышления, выдающимися способностями к организации политических интриг, нижайшим уровнем морально–этических установок, ограниченностью общего образования с претензиями на право считаться выдающимся ученым в любой области знаний, выраженной мнительностью, подозрительностью, злопамятностью, мстительностью, непреклонной «стальной» волей, чрезвычайной жестокостью, стремлением к массовому преданию смерти любых групп населения, включая собственных родственников, друзей, соратников, радикальным антисемитизмом.

Гитлер и Сталин заметно превзошли своего предшественника, генерала Ордена иезуитов Игнатия Лойолу, но цивилизация устояла.

Сможет ли Земля перенести их преемника, если таковой появится, зависит и от нас тоже.