No. 4 (022)

April 10, 2000

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Мицва
E.Гитис
10 дней с Натальей Михоэлс
И.Молко
В следующем году в Иерусалиме...
А.Левин
613 Мицвот
Я.Кац
Заметки израильтянина
В.Коваленко
Налево пойдешь... направо пойдешь... прямо пойдешь...
Л.Заславский
До и после хеппи энда
Г.Любарский
Пиррова победа
Е.Тривус
Черное... белое...
Н.Горовская
Один из «трубадуров» XX века
А.Кальницкая
Антигравитация?!

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле (№№ 16, 17, 18)
Е.Тривус
Меир Лански (№16)
110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.МИХОЭЛСА

Евгения ГИТИС
(Балтимор)

10 дней с Натальей Михоэлс

Наталья Михоэлс, Евгения Гитис и Изя Герштейн.
Наталья Михоэлс, Евгения Гитис и Изя Герштейн. Первые минуты в Балтиморе.

17 марта 2000 года. Мы с цветами в аэропорту ждем приземления самолета, на борту которого находится Наталья Вовси–Михоэлс — старшая дочь Соломона Михоэлса. Мы ее никогда не видели. Но транспаранты не нужны, вместе с ней из Тель–Авива летит мой одноклассник Изя Герштейн (Изя Герштейн — народный артист Киргистана, заслуженный деятель искусств, лауреат премии Ленинского комсомола и многих международных кинофестивалей. — Прим. авт.) — кинорежиссер и кинооператор, который делает сейчас документальный фильм о сестрах Михоэлс. Он и знакомит нас Натальей Соломоновной, которая по нашему приглашению прилетела в Балтимор на празднование 110–й годовщины со дня рождения ее замечательного отца (Выдающийся актер и общественный деятель Соломон Михоэлс родился 16 марта 1890 года в г. Двинске, в семье ортодоксального еврея Михаила Вовси. Шесть сыновей росли в доме, и родители мечтали о девочке. Накануне радостного праздника Пурим начались роды. Все были уверены, что наконец родится девочка и назовут ее Эстер. На свет появились два мальчика–близнеца. Их назвали Хаим и Шлема. Считали, рассказывает Наталья Соломоновна, что Хаим появился на свет на полчаса раньше, но Шлема (Соломон) с детских лет был ведущим, опекал и оберегал «старшего» брата. — Прим. авт.). И вот мы на Park Heights в доме 5900. Моя ближайшая соседка Вера Гурвиц любезно предоставила свою квартиру в полное распоряжение Натальи Соломоновны на все время ее проживания. Спасибо ей.

18 марта. Позавтракав, едем знакомить гостей с Балтимором. С нами гид Вера Белогорская. Верочка и ее муж Леня показывают и рассказывают, а Изя снимает. Забегая вперед хочу сказать, что Наталья Соломоновна терпеть не может не только кинокамеру, но и фотоаппарат: «Я не только не люблю фотографироваться, но даже смотреть в зеркало». Помогая Изе, мы привлекаем ее внимание то к памятнику, то к себе, позволяя ему сделать необходимые съемки. Наталья Соломоновна увлечена осмотром и не замечает наших «хитростей» или делает вид, что не замечает. В полдень, устроив небольшой пикник на территории форта Henry, и заметно подогревшись (день был солнечный, но с сильным холодным ветром), мы продолжили осмотр, и только вечером, уставшие и довольные возвращаемся домой.

19 марта. В час дня в актовом зале Балтиморского еврейского университета должен начаться праздник, но уже за полчаса до того зал был заполнен до отказа, люди приносили из соседних аудиторий учебные парты и располагались на них, а к часу были забиты и проходы и небольшое пространство перед входом в зал.

Одна из стен зала была украшена выставкой Н.Б.Резниченко, посвященной жизни и творчеству Соломона Михоэлса.

Было много гостей из других городов: Любительский театр под руководством Альмы Поссе, бард Юлий Зыслин, Джим Паттерсон со своей мамой известной художницей Верой Араловой. Семья Паттерсонов давнишние друзья, коллеги и московские соседи семьи Михоэлсов. В конце 60-х и начале 70-х они жили по соседству. Не виделись более четверти века.

Наталью Соломоновну встретили бурными аплодисментами, которые не смолкали все время, пока она шла к столу президиума.

Вот она на сцене. Спокойно и скромно рассказывает о своем необыкновенном отце, о его тревоге за дочерей, о его переживаниях, что только редкие минуты он может посвятить им. Рассказывает о значительных событиях, свидетелем которых она была, о замечательных людях, окружавших ее отца и бывших завсегдатаями их дома, о ролях, сыгранных ее отцом на сцене ГОСЕТа, о его деятельности в ЕАК.

Наталья Соломоновна — собеседник тонкий и умный, чуть ироничный. Ее низкий, немного глуховатый голос завораживает. В зале полная тишина и полнейшее взаимопонимание.

Начинаются выступления. От имени студентов университета Марина Ратнер — врач–фронтовик — благодарит Наталью Соломоновну и читает свою поэму «Мой Михоэлс».

Любительский театр из Роквила приветствует Наталью Соломоновну театральной композицией из отдельных сцен таких пьес, как «Путешествие Вениамина III», «Король Лир», «Тевье–Молочник». Артисты играют с полной отдачей и зал приветствует их стоя, у многих на глазах слезы...

Праздник продолжается. На экране кадры из кинофильма «Цирк» — очаровательного черного малыша передают из рук в руки и поют ему колыбельную песню. Доходит очередь и до Михоэлса и он поет ему колыбельную на идиш (В советские времена эти кадры то появлялись в фильме, то исчезали в зависимости от отношения властей к «еврейскому вопросу». — Прим. авт.).

Зал разразился аплодисментами, когда главный герой упомянутой сцены «очаровательный черный малыш» Джим Паттерсон выходит на сцену. Сейчас это стройный высокий мужчина с великолепной седой шевелюрой. Джим — известный русский и американский поэт — читает свои стихи на русском и английском. Он помнит Михоэлса, возможно потому, что перед съемкой Михоэлс несколько раз играл с Джимом, чтобы тот привык к нему и не испугался перед камерой.

Последним было выступление барда из Вашингтона Юлия Зыслина, исполнившего несколько своих песен, посвященных юбиляру.

Торжество длилось более четырех часов. Расходились все в приподнятом настроении.

Цветами и сердечными пожеланиями публика провожала дочь великого Михоэлса.

20 марта. 9 часов утра. Наталья Соломоновна по нашему домашнему телефону в прямом эфире принимает участие в передаче русского радио. Рассказывает, отвечает на многочисленные вопросы радиослушателей. Передачу, как всегда интересно и тактично ведет Михаил Бузукашвили. Звонки продолжаются. Некоторые даже не задают вопросов, а делятся своими воспоминаниями того времени. Кто–то видел «Короля Лира» с Михоэлсом, другие — «Тевье–Молочника», кто–то помнит, как в детстве смотрел в ГОСЕТе «Фрейлехс». Люди звонят и звонят, но эфирное время не бесконечно и вот Михаил уже благодарит Наталью Солмоновну и всех выступавших за интересный диалог. Передача окончена и у нас впереди целый день...

21 марта. Всю ночь, не переставая, лил дождь, а к утру еще усилился, но мы едем в Вашингтон, так как запланированы две встречи в Еврейском центре Большого Вашингтона. К 11 часам на встречу приедут не только жители Вашингтона, Роквила, Бетезды, но и два автобуса привезут людей из соседнего штата — Вирджинии. А вечером в 7: 30 там же встреча с американской аудиторией, с клубом любителей языка идиш. Сразу скажу, что эта аудитория оказалась очень образованной и хорошо информированной о жизни Михоэлса, его творчестве. На такой интересной встрече я была впервые. Вся беседа идет только на идиш и иврите. Гостей интересует все. Сколько артистов было в театре, был он частным или государственным, какой был репертуар, была ли цензура, разрешалось ли высказываться на религиозные темы на сцене, играл ли Михоэлс на русской сцене, выезжал ли театр на гастроли за рубеж и куда... Конца вопросам не видно, никто не хочет расставаться с Натальей Соломоновной, а время позднее — нам еще возвращаться в Балтимор. День был очень долгий. Хорошо, что мы смогли в середине дня отдохнуть у моей подруги и соученицы по мединституту Нелли Мельман. Нелли была когда–то на обучении в клинике двоюродного брата Соломона Михоэлса Мирона Вовси — главного терапевта Красной Армии, одного из «главных врачей — отравителей» процесса 1952–53 годов.

22 марта. Мы едем в Нью–Йорк по приглашению Нью–йоркской Ассоциации евреев, выходцев из бывшего СССР. Начало встречи в 6 часов. У входа Наталью Соломоновну уже ждут представители нескольких газет, встреча будет транслироваться по НРТ. Зал полупустой, но Наталью Соломоновну это не смущает. Как всегда просто и сердечно, она ведет свою беседу–рассказ. А я ловлю себя на мысли, что уже четвертый раз присутствую на ее выступлении и каждый раз слышу много нового. Михоэлс неисчерпаем. Встреча заканчивается поздно вечером. Несмотря на небольшую аудиторию, очень много цветов.

23 марта. Мы еще в Нью–Йорке, так как у Натальи Соломоновны вечером выступление в Sinay Academy.

А с утра мы отправляемся на экскурсию по Нью–Йорку. С нами снова наш верный спутник–экскурсовод Вера Белогорская. Паром, Статуя Свободы, Всемирный торговый центр...

В 3 часа мы на телестудии. У Михаила Лaхмана все готово, чтобы провести интервью, снова много корреспондентов, снова много вопросов. А Михаил приготовил сюрприз для Натальи Соломоновны — встречу с Полем Робсоном–младшим. Прямо из телестудии — на сцену в Sinay Academy. Снова беседа, снова вопросы... На этот раз аудитория очень интеллигентная. Много вопросов о деятельности Еврейского Антифашистского Комитета (ЕАК), о судьбе Зускина — многолетнего друга и партнера С.Михоэлса по сцене... опять до позднего вечера, а своего выхода на сцену терпеливо ждет лауреат международных конкурсов еврейской песни Семен Гринберг. Меня поразил его сильный голос и яркое исполнение еврейских народных песен. Поздно ночью возвращаемся в Балтимор.

24 марта. Сегодня никаких официальных встреч не запланировано. Можно отдохнуть. Не тут–то было. Все время звонят друзья, знакомые, незнакомые. По–свойски заходят люди, берут интервью, просто беседуют... Несколько раз звонит мама Джима Паттерсона — Вера Аралова и они договариваются о встрече с ней и Джимом в день вылета.

25 марта. Завтрак незаметно за разговорами переходит в обед, а тот в свою очередь непрерывно перетекает в прощальный ужин. Все собираются у Мины Самойловны Боруховой — моего ближайшего друга, соседки по дому и соратника по работе в Ассоциации. Все кроме меня. Мы с мужем, вызвав детей из кино (сотовые удобства), мчимся в Emergency. У мужа почечная колика... предстоит операция. Я не могу принять участие в экскурсионной поездке по Вашингтону и проводах Натальи Соломоновны в аэропорт 26 марта.

Сердечно прощаемся в надежде на новые встречи.

Пролетели сказочные 10 дней, которые сблизили всех нас с замечательным человеком, дочерью великого Михоэлса не только по рождению, но и по духу. Она помогла нам хоть немного почувствовать внутренний мир Соломона Михоэлса — одного из великих сыновей еврейского народа .

И последнее. Хочется сердечно поблагодарить наших спонсоров, без финансовой поддержки которых мы не смогли бы организовать этот праздник, это прикосновение к душе нашего выдающегося собрата.

Спонсорами праздника были:

Александр Костовецкий (JURI)
Муслим Алиев (Jessa Medical Supply)
Оля и Дима (Health-Rite Pharmacy)
Алик и Миша (Slade Medical Center)
Люда и Ян (Stolichny)
Зина и Миша (Everfresh Produce Market)
Ирина Канторович (Kantorovich & Ass.)
Галя и Аркадий (Babushka Deli)
Эмма и Борис (International Food Market)
Г-н Юсупов (European Furniture)
Дмитрий Хамелянский (Emerald Dr. Ac.)
Наум Шац (Family Dental Care)
Коля, Миша, Ляля и Неля (Euro Deli, Liquor’s)
Евгения Ордынская (Law Office)
Феликс (Alled Mortgage)
Гена и Ян (B. W. Medical Supply)
Дмитрий Нова (Dental Office)