No. 10 (028)

October, 2000

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
А.Плакс:
Арабы уважают только силу! (интервью)
М.Головин
Западные СМИ приступили к сдаче Израиля?
Если его бьют, то это должно быть палестинец
Х.Сегал
Интервью с вдовой убитого Гилеля Либермана Яэль Либерман
Война с арабами уже началась?
Волна антисемитизма катится по миру
М.Рыбальский
Загадки и тайны психики Сталина
А.Левин
Реб Шломэле
Э.Шифрин
Наш добрый гений Шломо Карлебах
А.Топоровская:
Мы в пустыне, но у нас нет Моисея (интервью)
...И хочу ото всего этого отвязаться...

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле (№№ 16, 17, 18)
ИНТЕРВЬЮ

Борис КАЛЮЖНЫЙ

Альберт Плакс: «Арабы уважают только силу!»


Что произойдет, когда к эта решимость будет обеспечена оружием?

— Алик, в передачах «Звезды Давида» Вы всегда очень точно и профессионально оцениваете положение Израиля, но радиопередача имеет свои недостатки: она быстротечна. Пожалуйста, поделитесь с нашими читателями своими соображениями.

— С удовольствием. Я прожил в Израиле 14 лет и являюсь его гражданином, хотя уже 10 лет живу в Америке и обычно опасаюсь судить о том, что происходит в Израиле, но в данном случае происходят события, которые и на радио и в личных беседах я предсказывал довольно давно.

Мне пришлось пройти науку «арабский менталитет», в справедливости главных заповедей которой я убедился неоднократно на собственном опыте. Дело в том, что по роду своей деятельности в Израиле я много лет работал в компании евреев — выходцев из арабских стран. Они многому меня научили. Кроме того, в течение нескольких лет я, уже в рамках своей компании, занимался строительством на Западном берегу реки Иордан, на так называемых территориях. Мне приходились много ездить по тем местам. Тогда там почти не было евреев и совсем не было дорог, их нам заменяли тропы. Я помню мой партнер говорил: «Алик, мы еще в Израиле или уже в Иордании?» Приходилось бывать в арабских домах, разговаривать со многими арабами и бедуинами. Поэтому я вижу нынешнюю ситуацию в Израиле отчасти изнутри, в свете, несколько отличном о того, как это видят многие русскоговорящие иммигранты, не только в Америке, но даже в Израиле.

На Востоке, на Ближнем Востоке, арабы уважают лишь силу. Правда, все сейчас уважают силу. Израиль уважаем в мире сегодня главным образом не потому, что это еврейское государство с умными головами (насчет чего можно засомневаться судя по той политике, которую проводит израильское правительство), а потому, что это сильное еврейское государство.

Вся политика израильского правительства в последние годы демонстрировала арабам его слабость, а по арабской логике, если евреи демонстрируют слабость, арабы должны демонстрировать силу. Евреи или отступали или легонечко постреливали, но тут же выступала «Шалом Ахшав» (Шалом Ахшав» — «Мир сейчас». Еврейское движение, предлагающее выполнить все требования арабов за обещание мира. — Прим. ред.) или какая–нибудь левая партия и клеймила Израиль позором, поддерживая арабов.

— «Шалом Ахшав» — небольшое движение левых выморозков, а как ведут себя по отношению к арабскому населению Израиля большие партии типа Аводы или Ликуда?

— Большие левые и даже правые партии, Ликуд например, приглашали арабов в заранее заготовленные для них места в Кнессете, куда они спокойно проходили по партийным спискам не от имени своих избирателей–арабов, а от имени евреев, что расценивалось ими только как еврейская слабость. Надо, правда, отметить, что израильские арабы, по крайней мере внешне, были лояльны к государству.

— Но ведь мы слышали и раньше о различных протестах, демонстрациях...

— Было всего две крупные неприятности с местными арабами с момента основания государства. В 1976 году были большие волнения в арабских деревнях и лет пять назад в Яффо были небольшие волнения. И с бедуинами есть некоторые проблемы в Негове. Но всегда это были требования уравнять положение арабского и еврейского населения в таких аспектах как водоснабжение, канализация, школы, больницы, что к чести Еврейского государства исправно делалось.

Впервые за все эти годы арабы — граждане государства Израиля — выступили против своего государства (По результатам недавно проведенных опросов среди арабского населения Израиля 80% считает, что еврейское государство должно быть уничтожено и в то же время 80% предпочитает жить в еврейской, а не в арабской стране. Эта логика почище женской. — Прим. ред.).

Более того, член Кнессета Ахмад Тиби (официально является одним из главных советников Арафата. Это при том, что в Израиле существует закон запрещающий члену Кнессета занимать должность вне израильской политической организации — Прим. авт.), выступал на днях по американскому телевидению и совершенно открыто высказался за уничтожение государства, гражданином которого он является. Ну, допустим, он только говорит, но остальные арабы действуют. Они схватили в руки камни, они взяли в руки оружие.

Некоторые из израильских арабов выступают с призывами об установлении равноправия, но каким образом связаны вопросы равноправия среди граждан Израиля с поддержкой палестинцев? Как правильно заметила одна американская газета: «Теперь понятно, что они выступили не по поводу плохой канализации, а по поводу своей солидарности с палестинцами».

— Есть ли в Израиле законы, ограничивающие антигосударственную деятельность своих граждан?

— Конечно, и они активно применяются по отношению к евреям. Я думаю, что и арабов надо судить по всей строгости, включая и членов Кнессета. Надеюсь, что так и будет сделано.

— Левые партии по прежнему поддерживают арабов в их «справедливой борьбе?»

— Впервые за последние годы даже самая левая партия МЕРЕЦ осудила действия местных арабов.

— Но ведь есть жертвы.

— Хоть я, как и любой еврей, против убийства, я считаю, что в данном случае израильская полиция и вооруженные силы поступили совершенно правильно, когда открыли огонь по своим гражданам. Были жертвы и это печально, но наши двоюродные братья понимают только силу. Именно применение силы до какой–то степени сдерживает сейчас израильских арабов, чего пока не скажешь о палестинцах.

Это несмотря на то, что на сегодняшний день порядка 80 человек убитых со стороны палестинцев. Вообще–то лучше говорить арабов, потому что палестинцами в свое время считали всех, кто живет на территории Палестины: и евреев, и арабов сначала под мандатом Турции, потом Британии...

Палестинский народ образовался вдруг после создания государства Израиль, когда было предложено создать и арабское государство на территории Палестины, но они не захотели. И вот арабы, жившие в Палестине стали называться палестинцами.

— Американская печать и официальные лица утверждают, что беспорядки вызвало посещение Ариком Шароном Храмовой горы. Так ли это?

— Храмовая гора — территория государства Израиль и любой израильтянин должен иметь возможность безопасного передвижения по территории своей страны. С этой точки зрения появление Арика Шарина на Храмовой горе совершенно законно. У кого он должен получать разрешение? Никакой юридической власти, кроме израильской там нет. Даже организация, которая управляет этой территорией, — это не власть. Это организация, которой поручено поддерживать там порядок. Завтра вы решите сходить на арабский базар и на это надо будет получать разрешение? Почему израильтянин должен просить разрешение для передвижений по своей территории, а турист, приехавший, скажем, из Америки не должен получать разрешение. Моя племянница–израильтянка в составе туристической группы побывала во всех уголках Храмовой горы. Т.е. сама идея о том, что Арик Шарон нарушал какие–то правила и законы абсурдна. Просто арабы использовали это как повод, чтобы в очередной раз побросать камни. К нашему счастью на сей раз Израиль решил, что надо действовать по законам Востока, и демонстрирует силу. Государство пустило в ход оружие. На территориях израильтяне стреляли самыми современными ракетами и впервые Израиль применил вертолеты со специальными пулеметными установками для стрельбы сверху.

— Странная ситуация. Уже несколько раз подписывали соглашения о прекращении насилия и не более, чем через несколько часов их нарушали. В чем дело?

— Да, интересная получается система. С одной стороны Ясер Арафат и все палестинцы просят израильтян прекратить стрельбу. Израиль убирает танки, которые выдвинул к горячим точкам, но не пустил в дело. Как только это происходит, палестинцы начинают атаки. А потом объявляют громко, как следует получив со всех сторон, что они в пятницу объявляют день гнева. Понятно почему пятница. В этот день в Иерусалиме вечером их главная молитва, после чего можно спокойно бросать камни. Помолились, грехи старые сбросили, получили заряд злобы, теперь можно продолжать. И опять они получают свое. Никакого обучения.

К сожалению, к сожалению, потому что все мы нормальные люди..., но есть убитые.

— На протяжении многих месяцев Барак упорно вел Израиль к гибели. Какова его позиция сейчас?

— Барак с одной стороны принес свои сожаления по поводу убитых, а с другой отказался ехать в Шарм–эль–Шейх и встречаться с Арафатом равно, как и с президентом Египта и госсекретарем США. Он понимает, что ему там начнут выкручивают руки, чтобы он прекратил огонь. Барак правильно заявляет, что он готов прекратить огонь в любую минуту, но при условии, что прекратятся беспорядки (Не могу поверить, что Барак исходит из интересов страны. По опросам общественного мнения, его рейтинг упал сейчас ниже рейтинга всегда отстававшего от него А.Шарона, не говоря уже о Нетаниягу, что, видимо, и заставляет его принимать упомянутые решения. — Прим. ред.).

Что арабы вытворяют на перекрестке Нецарим в Газе? Они окружили со всех сторон наши поселения и забрасывают людей камнями, разгромили могилу Иосифа...

— Как реагирует мировое сообщество, мировые средства массовой информации. Ведь именно они формируют общественное мнение и в конце концов отношение к евреям во всем мире?

— В основном средства массовой информации осуждают Израиль. Например, в сообщение агентства Reuters: «погиб 19–летник подросток...» Но посмотрите по ТВ сколько действительно детей, не «19–летних подростков», бегают в опасной зоне, бросают камни. Где должны быть дети в такое время у нормальных родителей? Сидеть дома за семью замками, а если этот ребенок бегает, так это прежде всего вина его родителей, или он бегает по их наущению, но если это так, то что поделаешь? Пуля не забирается в кого попадать. Хотя, конечно, к великому нашему сожалению это все та же людская кровь.

Хорошо, что Барак наконец проявил себя как солдат.

— А как ведет себя израильская пресса, которая уже многие годы безоговорочно была на стороне арабов?

— Я обратил внимание, что она, в последние недели никакой критики существующей ситуации не ведет (Сомнительный комплимент. Пресса должна ярко и точно показывать реалии момента, а ей ставят в заслугу то, что она последнее время не вредит своему народу. — Прим. ред.). Сообщает какие–то факты, дает какие–то комментарии, но не осуждает хотя бы солдат, как это было раньше!

— А какое влияние эти события оказывают на израильскую армию?

— Все последние годы израильский солдат находился в двусмысленном положении. Вспомним хотя бы страшную операцию 1982 года, когда мы оставили Синай и нужно было уходить из поселения Ямит. Его сравняли с землей. Я до сих пор не могу забыть кадры, когда молодые израильские солдаты оттаскивали от домов, снимали с окон жителей этого поселения. Жителей, которые построили эти дома собственными руками. Буквально отдирали своих же евреев от их собственных домов!

Этим ли должна заниматься армия!?

В другом месте на Синае израильтяне построили целый город Асира. Его жителей выселили, а сам город привели в порядок, отремонтировали и покрасили все квартиры и торжественно передали Египту.

Все последние годы солдаты получали строгий приказ: «Не стрелять!» Стой смирно, пусть в тебя камень летит, а ты стой, вдруг промахнутся. Мотивация теряется, а это армия. Солдат должен сражаться или не иметь с врагом никаких контактов. Если же он один на один встречается с врагом, он должен проявлять себя как солдат. Все эти годы мораль израильской армии падала. Когда хорошо обученного солдата с моралью, что это должна быть крепкая мощная армия, заставляют заниматься не своим делом — это кошмар.

Так что, помимо всего прочего, этот конфликт пойдет на пользу израильской армии. Израильским солдатам последние недели наконец дали возможность показать, что они солдаты. Я хочу подчеркнуть, что я не кровожаден, не против арабов, как таковых, или против кого–то другого, но если на тебя нападают, надо драться как следует, защищаться как следует, а, слава Б–огу, израильская армия может и драться и защищаться.

Я уверен, что сейчас правительство поступает совершенно правильно, ведет себя совершенно верно и результаты, на мой взгляд, будут самые положительные. Будет какой–то мир. Процесс этот уже необратим, но, может быть, и арабы, в силу своей ментальности подумают в следующий раз перед тем, как бросать камни. Потому что в следующий раз их ожидает то же самое. Ничего не поделаешь. Израиль — государство восточное, как ни хотели бы сделать его европейским некоторые граждане. Оно восточное и, если оно хочет существовать на Востоке, а оно будет существовать, оно должно себя вести себя во многом по восточному: уважать друга и бить врага и ни в коем случае не демонстрировать слабость перед теми, кто уважает только силу. Только тогда на мой взгляд будет возможен, если не мир, то, по крайней мере, нормальное сосуществование.

Есть и дополнительные отличия Израиля от многих других стран. Он не может огородиться от своих соседей из–за поселений. Не будем обсуждать хорошо это или плохо. Сейчас это факт. Израиль не может поставить «забор» вокруг своей территории, отгородиться и сказать: делайте за забором что хотите. Все время будут контакты с арабами и они должны быть такого типа, чтобы арабы тебя уважали, а это возможно лишь в том случае если арабы будут знать, что ты сильный сосед.

— Не могут ли это события изменить ментальность в Израиле. Много лет левая пресса нагнетала соответствующее настроение и народ стал поддаваться...

— Все эти события приводят к обратному для арабов эффекту. Хоть я не думаю, что дело дойдет до того, что у них отберут автономию.

Все, что происходит сегодня, в моральном плане для еврейского населения очень хорошо. Население оживает (Моя дочь живет в поселении под Иерусалимом у трассы на Мертвое море и в недавнем телефонном разговоре сообщила, что в одном из поселений, ближе к Мертвому морю, евреи — жители того поселения — перекрыли трассу, останавливали машины и, в зависимости от того кто, куда и зачем направляется пропускали, или поворачивали обратно, или задерживали для выяснения деталей. — Прим. гл. ред.).

Начинает вдруг снова смотреть на мир глазами времен Шестидневной войны или войны за Независимость. Начинает уважать себя изнутри.

Есть еще один момент, о котором не любят говорить. Это очень сложный момент. Нельзя, чтобы в Израиле все было хорошо. Ментальность израильтянина такова, что он себя лучше чувствует, когда у него есть серьезнейшие проблемы. Например, я очень не хочу, чтобы в Израиле нашли нефть. Это будет гибель государства. Есть в иврите красивое выражение, которое в переводе звучит примерно так: «Если положение дерьмо, народ — золото. Если положение золото — народ дерьмо».

Я это хорошо увидел, когда началась Ливанская война. Вдруг все преобразились, стали совершенно другими людьми. Недавние враги стали друзьями–товарищами, стали заботиться друг о друге. Б–же мой! Улицы заполнили люди, появились какие–то лотки. Владельцы маленьких магазинчиков выставили все на улицу и отдавали солдатам задаром. Я видел большую комнату, заваленную кулечками — дети посылали на фронт свои подарки. Все рвались в это время на фронт, все стали друзьями.

Все, что происходило последнее время в Израиле на фоне всевозможных уступок в рамках «мирного процесса», — это уму непостижимо. И в то же время экономическое положение Израиля улучшалось. Жизненный уровень повышался. Миллион (!) человек ежегодно ездит за границу в турпоездки. Это при шести миллионах населения!

А этот идиотизм, когда открыли казино в Иерихоне, Арафат открыл. Ежедневно израильтяне там оставляют миллионы долларов! Хотя левая пресса успокаивала: ни одного еврея там не будет, потому что это заведение, очевидно, используется против евреев, но евреи туда ездят постоянно. Там на них никогда никто не нападает, хоть эта та же территория автономии.

Надо еще отметить, что любой израильтянин в возрасте до 49 лет каждый год по месяцу служит в армии. И, если он в армии не получает положенный заряд энергии, то тоже постепенно расслабляется.

К счастью в Израиле есть части, где до сих пор набирают только добровольцев. И несмотря на заметное падение морали в армии, все эти подразделения не испытывают недостатка в добровольцах, а последнее время их стало даже больше. Я имею в виду десантные дивизия «Голани», «Гив’ати» и т.д.

И хоть левая пресса распространяла информацию о том, что молодежь не хочет служить в армии, проведенный несколько месяцев назад опрос показал, что 85% молодежи хочет идти в армию. Это несмотря на то, что власти уже несколько лет не дают солдату действовать так, как требует обстановка и его солдатский долг!

— Можем ли мы повести итоги нашей беседы?

— Конечно. В отношении палестинских арабов — мирный процесс, по–видимому, продолжится и чем–то закончится. Но чтобы он закончился хоть в какой–то степени на разумных условиях для Израиля, нужно продемонстрировать силу. Не подумайте, что я такой кровожадный, я мирный человек, но, поверьте — это действительно так. Это необходимо для того, чтобы палестинцы уважали этот мир, уважали то, что они сами подпишут.

Что же касается израильских арабов, то здесь, мне кажется, нужно подходить со всей строгостью израильского закона, который должен быть для всех одинаков. С этой точки зрения надо судить всех за нарушение порядка.

Скоро, наверное, всё–таки будет принята конституция. В ней должно быть очень чётко сказано, что Израиль — еврейское государство. Это очень важно поскольку арабское население Израиля растёт значительно быстрее, чем еврейское несмотря на иммиграцию.

Израиль должен быть еврейским государством со всеми вытекающими отсюда приоритетами. Жители не желающие жить в таком государстве могут его беспрепятственно покинуть. Вокруг море арабских стран

С этой точки зрения следует оговорить, что и президент должен быть евреем, также как, в соответствии с конституцией, в Ливане президент всегда должен быть христианином. И нужно поменять, как можно быстрее, систему выборов, потому что существующая система выборов дает арабам неоспоримые преимущества.

Если сегодня голосуют списками, то сегодня арабов одна шестая часть населения и они могут получить двадцать мест в Кнессете, через двадцать лет они уже получат пятьдесят мест, а то и больше половины.

Надо создать систему выборов по округам. В этом случае в любом округе всегда есть какая–то арабская прослойка и еврейская прослойка, и дальше пусть победит достойный. Если в этой ситуации достойным в единоборстве с евреями окажется араб, тогда такому арабу действительно место в Кнессете. Демографические особенности перестанут играть такую важную роль.

И самое главное для Израильского государства, на мой взгляд, сегодня, завтра и послезавтра — это демонстрировать силу: силу духа, силу физическую, силу ума, силу своего единства.