No. 11 (029)

November, 2000

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Е.Гитис
Митинг
А.Левин, И.Молко
Большая политика и город на четыре семьи (интервью)
А.Данилова, Л.Цедулко
Пропагандистский линч и израильский ответ на него
Свидетель линча в Рамалле
Палестинские дети
Дж.Фара
Мифы Ближнего Востока
Дж.Шапиро
Как сварить лобстера?
Э.Шифрин
Мы у последней черты
К.Капитонов
По прозвищу Арик-Бульдозер

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле (№№ 16, 17, 18)
MIGnews.com

Анна ДАНИЛОВА
Лев ЦЕДУЛКО

Пропагандистский линч и израильский ответ на него

Пропагандистский линч
Под прикрытием израильской армии иностранные корреспонденты в касках и бронежилетах фотографируют палестинцев в процессе их «угнетения» израильской военщиной.
Истерзанная правда, изувеченные факты, изуродованная картина реальности давно уже не пробуждают у израильтян никакого желания к сопротивлению. Они продолжают пассивно взирать на пропагандистский линч, который ежедневно и ежечасно устраивают евреям — попеременно то в прямом эфире, то в записи — ведущие мировые СМИ.

Именно в этом духе действует иностранная пресса, освещающая последние события на Ближнем Востоке. Под прикрытием израильской армии иностранные корреспонденты в касках и бронежилетах фотографируют палестинцев в процессе их «угнетения» израильской военщиной, а комментаторы разбавляют эти кадры точно бьющей по цели очередью слов. И делают они это так, будто весь цивилизованный мир уполномочил их осветить победный «фестиваль» террористов, собственной жестокостью заслуживших симпатии своих бывших и потенциальных жертв.

«Практически вся зарубежная пресса пишет лишь то, что устраивает власти палестинской автономии и арабских государств, — говорит аккредитованный в Израиле корреспондент одной из зарубежных газет Джо Стриж. — Если журналист подготовит что–то иное, то редакторы просто не опубликуют материал. На Западе не только боятся плохо писать об арабах, но и искренне верят в их правоту. Я знаю одного тамошнего журналиста, который предложил своему начальству осветить тему палестинского подстрекательства и рассказать о средствах, которые палестинцы используют в своей пропагандистской войне. Однако редактор посчитал эту тему неинтересной».

Правда, и тут бывают исключения. После линча в Рамалле во всех мировых СМИ появилась фотография палестинца с окровавленными руками. Но эффект этой высокорейтинговой фотографии был немедленно нейтрализован репортажами об обстреле израильскими вертолетами палестинских объектов. Таким образом, иностранная пресса добровольно играет на руку палестинцам и дает молчаливое согласие на искажение фактов, на создание превратного представления о действительности.

Некоторые высокопоставленные чины израильской армии говорили: «Помимо обычной войны, палестинцы ведут против нас войну пропагандистскую, в которой виноватым всегда предстает сильнейший. Побеждает же в такой войне тот, на чьей стороне больше жертв. Поэтому палестинцы заинтересованы в том, чтобы у них было как можно больше убитых и раненых, а мы заинтересованы в том, чтобы у них убитых и раненых не было. Если бы иностранная пресса желала знать истинное положение вещей, она бы изменила свое мнение о героях и антигероях нынешней войны. Но правда их не интересует. У них есть концепция, вот они под нее и подстраиваются».

«Я восхищаюсь голливудскому драйву инфоклипов CNN, — пишет известный российский политолог Глеб Павловский. — Для меня не встает вопрос, правда это или нет. Это же просто клипы. Разве клипы ложь? Но разве может клип быть правдой? В новую информационную эпоху инфоклип был систематизирован и превращен в отлаженный механизм инфоустрашения левыми и палестинскими террористами».

Сразу с началом последних волнений на Западном берегу и в секторе Газы палестинцы, обучающиеся в Гарвардского университета, установили в кампусе столики с уже готовыми пропагандистскими материалами о «зверствах» израильтян. Израильтян, которые тоже учатся там, стали осаждать студенты с вопросом: «Неужели это правда?» «А если это все вранье, — недоумевали они, — то почему вы не поставите рядом свои столики со своим пропагандистским материалом?»

Наверное самый откровенный ответ на этот вопрос можно найти в словах бывшего (с конца 70–х и до 1991 года) заместителя руководителя израильского правительственного пресс–бюро Рафи Горовица: «Симпатии прессы всегда будут на стороне побежденных. Поэтому тут требуется сделать простой выбор: либо уступить арабскому нажиму и числится в любимчиках Запада, либо продолжать оставаться сильными и независимыми, даже если за это мировое общественное мнение будет обращено против нас. Что бы мы ни делали — все это будет каплей в море арабской контрпропаганды. Говоря образно, мутные потоки лжи обрушились на нашу израильскую лодку. Надо признать, что вылить эту воду одним махом мы не в состоянии, и остается лишь терпеливо, понемногу ее вычерпывать».

Не хотелось бы так думать, но если сегодняшняя официальная точка зрения Израиля на то, как надо вести пропаганду, совпадает с мнением Горовица, то, как говорится, комментарии излишни.