No. 12 (030)

December, 2000

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
А.Леви
180 тысяч Маккавеев
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего (интервью с М.Блиц)
М.Каханэ
Слушай, еврей, и не бойся ничего!
Э.Сотникова
Беседы о главном (интервью с М.Лайтманом)
И.Молко
Мир стал нестабилен
Письмо конгрессмена Б.Кардина
И.Виноградова
Первая годовщина
Б.Калугин
После бала (интервью с В.Белогорской)

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
А.Левин, И.Молко
Большая политика и город на четыре семьи (интервью с Р.Занген)
А.Левин
Реб Шломэле
...И хочу ото всего этого отвязаться...
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле (№№ 16, 17, 18)
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ХАНУКА — ПРАЗДНИК ЧУДЕС

Ашер ЛЕВИ 

180 тысяч Маккавеев

Ханукия

…А потому, будь что будет с нами…
Плач глашатая многих разбудит!
Кровь и слёзы напоют землю,
Кровь и слёзы раздуют пламя,
Которое лишь теплится над пеплом…
Г–сподь, помоги Маккавеям!
Пока мы здесь не отомстим врагу
И небо штыками растянем во всю ширину,
А Иерусалим — до улиц дамасских,
Как навеки записано в Книге.
И город великий,
Из пепла восстав,
Облачится в одежды царские!
Ури–Цви Гринберг, перевод Пинхаса Гиля.

Приближается Ханука 5761 года по еврейскому календарю. Мы покупаем свечи для ханукального подсвечника, готовимся принять участие в древней и торжественной церемонии зажигания свечей, увеличивая их количество на одну каждый день праздника. Это символ увеличения света и уменьшения тьмы, символ торжества добра над злом. Интересно, что в этом году первый день Хануки 25 числа месяца Кислев приходится на самый короткий день в солнечном году (22 декабря), когда начинает увеличивается продолжительность дня, количество света. Ханука стучится в нашу дверь как напоминание и призыв к размышлениям, как подсказка и призыв. Ибо таково загадочное свойство еврейских праздников — языком древней истории наших праотцов рассказать о том, что происходит с нами, в наши дни.

Что же такое Ханука, и кто такие Маккаби (Маккавеи)?

Двадцать один век тому назад власть над Иудеей перешла от Птолемеев к Селевкидам — царям греко–сирийской империи. В то время, несмотря на власть чужеземцев, у евреев существовали свои органы самоуправления, действовал Синедрион — Верховный Суд Израиля — велась служба в храме. Первосвященником в то время был Йоханан, внук Шимона Праведника. Как всегда случалось в еврейской истории, победе внешнего врага предшествует разлад внутри, отход от иудаизма, ассимиляция. Происходило это и в те времена. Вот что написано в книге Маккавеев: «В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдём и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия… И построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому. И установили у себя необрезание, и отступили от святого Завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы сделать зло».

При Антиохе Четвёртом Эпифане, которому за жестокость собственный народ дал кличку Эпиман (умалишённый), ситуация изменилась — царь издал приказ, чтобы «все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон». После поражения Египта, Антиох вошёл в Иерусалим и разграбил Второй Храм, обобрав все золотые и серебряные украшения внутри и снаружи Храма. Через два года он вновь появился у Иерусалима с большим войском. «Коварно говорил он евреям слова мира, и они поверили ему. Он же внезапно напал на город и поразил его великим поражением и погубил множество народа Израильского… Жители Иерусалима разбежались, и город сделался жилищем чужих, и стал чужим для своего рода, и дети его оставили его. Святилище его запустело, как пустыня, праздники его обратились в плач, субботы его — в поношение, честь его — в уничижение. По мере славы его увеличилось бесчестие его, и высота его обратилась в печаль» — описывает Книга Маккавеев. На этом беды евреев не кончились. Антиох начал насаждать идолопоклонство и с необычайной жестокостью преследовать евреев, соблюдающих еврейские законы. В городах Иудеи ставили жертвенники и заставляли евреев поклоняться идолам. Книги закона, которые находили, разрывали и сжигали. А у кого находили такие книги — предавали смерти по повелению царя. Убивали женщин, обрезавших детей своих, а детей вешали.

Однажды пришли солдаты Антиоха в посёлок Модиин, где жил тогда первосвященник Матитьягу со своими пятью сыновьями. Установили жертвенник и сказали Матитьягу поклониться первому, чтобы показать пример остальным. Сказал Матитьягу «Если и все народы в области царства послушают царя и отступят каждый от богослужения отцов своих, то я и сыновья мои и братья мои будем поступать по завету отцов наших. Помилуй нас Б–г, чтобы мы не оставили закон!» Увидев, что один еврей начал приносить жертву, Матитьягу поднялся и убил его. И восстали евреи и убили посланца царя и разрушили жертвенник. «Всякий кто ревнует по закону и стоит в Завете, да идёт вслед за мной!» — воззвал Матитьягу. Восставшие назвали себя «Маккаби» — аббревиатура фразы на иврите — кто подобен Тебе среди богов, Г–сподь.

Конечно, без оружия и военных навыков им трудно было противостоять хорошо вооружённому и обученному войску Антиоха. Приходилось прятаться в горах, переходить из одного места в другое. Согласно книге Маккавеев, на сто сорок шестом году жизни скончался Матиатьягу, назначив своего сына Йегуду главой восставших. Сказал он своим сыновьям на смертном одре: «Итак, припоминайте из рода в род, что все, надеющиеся на Г–спода не исчезнут. Не убойтесь речей мужа грешного, ибо слава его обратится в навоз и червей. Сегодня он превозносится, а завтра не найдут его, ибо он обратился в прах, и замысел его погиб. Но вы, дети мои, крепитесь и мужественно стойте в законе, ибо через него вы прославитесь. Итак, соберите к себе всех исполнителей закона и отмщайте за обиды народа нашего». И действительно, стало расти войско Йегуды Маккаби, но больше численности войска росла слава о его непобедимости, рос ужас и страх в сердцах язычников. Это был уже не маленький отряд, совершающий набеги на поселения и разрушающий языческие жертвенники. Это было войско, хотя сражаться всегда приходилось против значительно превосходящего по силам противника. Однажды возроптали воины Йегуды при виде громадного войска Сирона, военачальника Сирии, вышедшего на них. Сказал Йегуда «Легко и многим попасть в руки немногих, ибо у Б–га небесного нет различия, многими ли спасти или немногими. Ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила. Они идут на нас во множестве надменности и нечестия, чтобы истребить нас и жён наших, и детей наших, чтобы ограбить нас. А мы сражаемся за души наши и за законы наши. Г–сподь Сам сокрушит врагов перед лицом нашим, вы же не страшитесь их».

И поражён был Сирон, и побежало его войско перед Маккавеями, так же как бежали другие, поднявшиеся на Иудею. Узнал Антиох о победах Маккавеев и воспылал гневом. Собрал войска, выдал солдатам годовое жалование, и отправил половину войска в Иудею. Сам же отправился со второй половиной в Персию собирать подати, так как казна опустела его. И снова оказались Маккавеи перед сильнейшим в те времена войском Антиоха, и снова сказал Йегуда своим воинам: «Опояшьтесь и будьте мужественны и готовы к утру сразиться с этими язычниками, которые собрались против нас, чтобы погубить нас и святыню нашу. Ибо лучше нам умереть в сражении, нежели видеть бедствия нашего народа и святыни его. А какова будет воля небес, так да сотворится».

И дрогнуло войско Антиоха, и побежало, и преследовали их Маккавеи до равнин Газера и равнин Идумеи. После сражения вернулись воины в Иерусалим, разорвали одежды при виде опустевшего Храма, и взялись за очищение его от скверны, за создание нового жертвенника. После этого евреи вернулись в город и возобновили службу в Храме.

Так появился праздник. Само слово «Ханука» означает «освящение», «обновление», и напоминает об обновлении и освящении Храма, осквернённого язычниками. Если разбить это слово на два «Хану Ка» получается фраза «мы отдохнули 25–го» — 25 Кислева, день когда кончились сражения и началось освящение Храма, день, который считается началом праздника.

Интересно, что миролюбие евреев проявилось и здесь. Праздник акцентирует внимание не на боевых победах Маккавеев, а на мирном чуде, которое произошло в Храме. Дело в том, что при осмотре Храма был найден только один запечатанный сосуд с кашерным маслом для храмовой меноры, которого должно было бы хватить лишь на один день. Процесс приготовления кашерного масла для миноры занимает 8 дней, но в соответствии с законом в такой ситуации можно было использовать даже некашерное масло. Но произошло чудо, и вместо одного дня огни меноры освещали Храм восемь дней, пока не было приготовлено новое масло. Это чудо стало центральной темой Хануки, об этом поются песни и рассказываются истории.

Маккавеи оказались на втором плане, книги Маккавеев не читаются за праздничным столом, как Пасхальная Агада или Свиток Эстер. А жаль.

Жаль, потому что две тысячи лет в Храме не светит свет меноры. И даже сейчас, когда есть золото и серебро для украшений, есть масло, есть государство Израиль — нет Храма. Где наши Маккавеи, которые поднялись бы с Именем Б–га, не страшась превосходящего по численности врага, не боясь мнения Объединенных Наций и всего мира?! Где наши Маккавеи, которые очистили бы Храмовую Гору от скверны и построили бы Третий Храм?! Может «союзники», современные Антиохи, принесут нам Третий Храм в виде гуманитарной помощи? Или враги проснутся однажды и скажут: «Нет, всё–таки не красиво убивать евреев. Оставим им этот клочок земли с их Б–гом. Всё равно сами между собой передерутся». Нет надежды на политиков, нет надежды на израильскую армию, которая в руках политиков.

На евреев Иудеи, Шомрона и Азы — единственная надежда. 180 тысяч евреев — жителей территорий — рискуют своей жизнью ради того, чтобы дать нам возможность когда–нибудь проснуться, очнуться от тяжёлого сна и построить Третий Храм. Эти области называются вместе Йеша (аббревиатура Иудеи, Шомрона и Азы), что на иврите совпадает со словом «спасение». 

Однажды поющий раввин Шломо Карлебах сказал: «Раньше я думал, что Армия Обороны Израиля защищает нас, но теперь понял, что именно поселенцы, евреи Йеша, - щит Израиля».