No. 10 (040)

October, 2001

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
А.Левин, И.Молко
День, который потряс мир
Дж.Фара
Бин Ладен победил
Н.Подгорец
Проблема не в Израиле
Рехавам Зеэви
С.Динкевич
Израиль сегодня
П.Параконстантинов
Опасные связи бин Ладена на Ближнем Востоке
Ф.Благодарова
«...Ни эллина, ни иудея...»

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
А.Левин, И.Молко
Большая политика и город на четыре семьи (интервью с Р.Занген)
А.Левин
Реб Шломэле
...И хочу ото всего этого отвязаться...
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле (№№ 16, 17, 18)
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ИСЛАМ НАСТУПАЕТ

Норман ПОДГОРЕЦ 

Проблема не в Израиле

ИСЛАМСКИЕ ФАНАТИКИ НЕНАВИДЯТ АМЕРИКУ САМУ ПО СЕБЕ

Норман Подгорец
Норман Подгорец

Норман Подгорец известный американский политолог, который пишет и читает лекции на социальные, культурные и международные темы, с 1960 года был главным редактором «Commentary». В мае 1995–го присоединился к «Hudson Institute».

Норман Подгорец получил master’s degree в Кембриджском Университете (Англия). Он является почётным доктором нескольких университетов, включая «Boston University», «Hamilton College», «Jewish Theological Seminary» и «Yeshiva University». Норман Подгорец является членом «Американского Совета Международных Отношений» (Council on Foreign Relations). С 1981–го по 1987–й год он был руководителем «Комитета по Развитию Новых Направлений» (New Directions Advisory Committee).

Норман Подгорец автор шести книг.

Является ли американская поддержка Израиля причиной той ненависти, которая переполнила арабский мир и взорвалась — в буквальном смысле — во Всемирном Торговом Центре и Пентагоне 11 сентября? Именно в это верят многие в Европе, хотя в США до сих пор только отдельные упорствующие противники Израиля, вроде обозревателя Роберта Новака, высказывают такое мнение публично.

Теперь кое–кто находит даже удивительным то, что в Израиле не видят козла отпущения. Еще более примечателен тот факт, что и в самом арабском мире не делается такого акцента на Израиль, как главную причину нападения на Америку. Конечно, одним из больших «преступлений» Америки в глазах арабов является поддержка Израиля. Из того, что говорят друг другу арабы (в противоположность тому, что говорят их дипломаты по–английски, французски или немецки) нет сомнения в том, что стереть Израиль с лица политической карты является одной из главных надежд как арабов, так и неарабских мусульман Ближнего Востока, например, иранцев. Документы на эти тему можно найти в переводах арабской печати, которые регулярно делаются в Middle East Media Research Institute и Palestinian Media Watch.

Я бы также посоветовал послушать профессора Фуада Аджами, американца, который вырос как мусульманин в Ливане и который долгое время был единственным, кто пытался рассказать правду об отношениях к Израилю со стороны людей, из среды которых он вышел. Многие годы г–н Аджами настаивал на том, что на «арабской улице» среди простых мужчин и женщин, среди интеллектуалов и писателей, среди профессионалов СМИ крепко держится настроение «безусловного отрицания» Израиля. Это отрицание можно видеть и в правительственной прессе и в прессе оппозиции, среди светских кругов и среди духовных, в странах, имеющих дипломатические отношения с Израилем и не имеющих таковых.

Г–н Аджами добавляет, что «безусловное отрицание» остается «наиболее сильным (несмотря на мирный договор) в Египте». Можно было бы ожидать, что египтяне будут винить американскую политику по отношению к Израилю. Но нет. Всего за две недели до террористических атак на Всемирный Торговый Центр и Пентагон Абд Ал–Муним Мурад, обозреватель «Ал–Ахбар», правительственной ежедневной газеты писал: «Конфликт, который мы называем арабо–израильским конфликтом, на самом деле является конфликтом арабов с западным, особенно американским, колониализмом. США обращается [с арабами] так, как американцы обращались с рабами на американском континенте. В конечном счете, США пользуются помощью меньшего врага, я имею в виду Израиль».

На этом необычно искреннее признание не заканчивается. «Конфликт, — заявляет тот же автор в другой статье, — больше не является конфликтом между арабами и Израилем. Реальный конфликт — это конфликт между арабами и Америкой. Арабы должны понять, что США — это не «американский друг». Прошлое, настоящее и будущее Америки, ее цели состоят в навязывании мировой гегемонии, первоначально на Ближнем Востоке и в арабском мире».

После этого, в третьей статье, опубликованной также в конце августа, г–н Мурад дал нам понять о соответствующем «задании», которое, он полагает, необходимо выполнить: «Статуя Свободы в Нью–Йоркском порту должна быть уничтожена из–за… идиотской американской политики, которая движется от одних бесчестных действий к другим позорным поступкам и которая находится в болоте предубеждений и слепого фанатизма… Эра крушения Америки началась».

Если такого рода сообщения мы находим в арабской стране, которую все считают «умеренной», то что говорить о радикальных государствах, подобных Ираку или Ирану, где Америка характеризуется не иначе, как «главный сатана». Что касается палестинцев, то их презрение к Америке вряд ли становится меньше из–за ненависти к Израилю. Главное духовное лицо, назначенное Палестинской администрацией (читай Арафатом), произносит молитвы, чтобы бог «уничтожил Америку», в то время как ведущий палестинский журнал провозглашает: «История не помнит США, но она помнит Ирак — колыбель цивилизации… История помнит каждый клочок арабской земли, потому что это душа человеческой цивилизации. С другой стороны, [американские] убийцы человечества, создатели варварской культуры, паразитирующие на других нациях, обречены на смерть, и предопределено, что Америка сожмется до микроскопических размеров, подобно Микронезии».

Фактически, если бы Израиля не было, или если бы Израиль магически исчез, США по–прежнему оставались бы воплощением всего, что большинство этих арабов воспринимает, как воплощение зла и порока. В самом деле, ненависть к Израилю, в значительной степени, является заменителем антиамериканизма. Израиль рассматривается как головной отряд американского движения за господство на Ближнем Востоке. Можно сказать, что еврейское государство, «маленький сатана», в действительности, является реализацией идей Америки на еврейской почве и избавить Ближний Восток от Израиля равносильно очищению территории, принадлежащей исламу (Dar–al–Islam) от богохульного политического и культурного влияния, источник которого — варварская и смертоносная сила. Эта сила видится в лице Америки, для которой Израиль служит инструментом.

В последнее время американская масс–медиа всех нас неоднократно инструктировала, что действия самоубийц, взрывающих бомбы в Иерусалиме или в Нью–Йорке, есть извращение ислама, которое культивируется и поощряется фундаменталистами, представляющими собой крошечное меньшинство мусульманского мира. Может быть это и так. Однако верно и то, что празднование этих действий и их поддержка со стороны ведущих мусульманских духовных лиц, особенно в Египте и внутри палестинской администрации, утопила немногие протестующие голоса.

Этим террористическим атакам самоубийц шумно аплодировали и выражали восхищение и полную поддержку не только в тех случаях, когда они направлялись против Израиля. Только в ноябре прошлого года одна из официальных газет Палестинской администрации сообщила результаты опроса, в ходе которого 73% палестинцев поддерживали «действия самоубийц против американских интересов на Ближнем Востоке».

Удивительно ли после этого ликование палестинцев в связи с атаками на «американские интересы» в самой Америке? Кажется ли удивительным тот факт, что так много подростков танцевало на улицах Восточного Иерусалима и Рамаллы, если в учебниках для 7–го класса, изданных Палестинской администрацией в текущем учебном году, сказано, что ислам «победит все другие религии и волею Аллаха, с помощью бойцов мусульманского джихада будет распространен повсюду». А учеников 11–го класса учат, что западная цивилизация «начинает разрушаться и превратится в груду обломков». Груда обломков? Для юных умов, отравленных такими учениями, вид Всемирного Торгового Центра, превратившегося в бесконечные тонны мусора может показаться исполнением этого пророчества.

Было что–то отталкивающее в том, что до 11 сентября Госдеп США непрерывно призывал Израиль «к сдержанности», когда тот вынужден был отвечать на взрывы самоубийц и другие нападения на его население и территорию. Но теперь, США, испытывающие на себе то, через что идет Израиль, справедливо объявили войну не только индивидуальным террористам, но и их организациям или государствам, которые дают прибежище террористам, поддерживают или поощряют их.

В такое время кажется странным, что госекретарь США Колин Пауэлл должен «нажимать» на израильтян, чтобы те встретились с Ясером Арафатом, который был виновен и виновен сейчас во всех действиях, против которых мы теперь обязались бороться. Сам — террорист–ветеран — Арафат также и главарь одной из террористических групп. К тому же, он оказывает помощь и дает прибежище другим террористическим группам. Так, Хамас, открыто террористическая организация, которая действует с одобрения Арафата и с контролируемой Арафатом территории, объявил в своей еженедельной публикации после атак на Нью–Йорк и Вашингтон: «Аллах ответил на наши молитвы, меч возмездия настиг Америку, он будет ударять снова и снова».

C каким предложением госдепартамент США собирается выйти теперь? Может быть с идеей, чтобы американские дипломаты встретились с Усамой бин Ладеном? После всего, этот террорист отвергает свою причастность к атакам на нас, точно также как Арафат отрицает тот факт, что он стоит за вспышкой терроризма на Ближнем Востоке, которая стала его ответом на безрассудно щедрые прошлогодние предложения Израиля, направленные на мирное решение палестинской проблемы. За подписание в 1993 году клочка бумаги с обещанием воздержаться от терроризма, Арафат был вознагражден Нобелевской премией мира. Почему бы не принудить бин Ладена дать такое же обещание и тоже вручить ему Нобелевскую премию мира?

Абсурдность позиции госдепартамента по отношению к Арафату дополняется усилиями по созданию коалиции против терроризма, в которую собираются включить страны — особенно Сирию и Иран, — против которых мы, фактически, объявили войну, как странам, оказывающим содействие и покровительствующим терроризму (в этом случае можно напомнить о Хизбалле, организации, которая почти наверняка связана со взрывом казарм американской морской пехоты в Бейруте в 1983 году и взрывами американских посольств в Африке в 1998 году). Видимо, идея госдепартамента состоит в том, чтобы заставить эти страны изменить свою политику. Но учитывая огромную популярность терроризма среди своих сограждан, лидеры этих стран (сегодняшние «принцы и фараоны», как их называет г–н Аджами) вряд ли захотят противостоять таким настроениям без риска быть свергнутыми, даже если представить себе, что они хотели бы это сделать.

Джордж Буш–старший нуждался в коалиции для изгнания Ирака из Кувейта частично потому, что дома в США была сильна оппозиция операции «Буря в пустыне». Но у «маленького Буша», как его издевательски характеризуют некоторые издания арабской прессы, за спиной сплоченная страна, и единственно возможным оправданием для коалиции, которую пытается создать Колин Пауэлл, — это необходимость размещения войск и использования воздушного пространства других стран. Это придает какой–то смысл попыткам добиться расположения, скажем, Пакистана.

Однако трудно подобрать подобное оправдание для объяснения таких же действий по отношению к сирийцам или палестинцам, или иранцам, которых, вместо уговоров, мы должны были бы давно наказать. Я бы даже включил сюда египтян. Их лидер, Хосни Мубарак, всегда старается сотрудничать с США, но в то же время разрешает своей официальной, контролируемой им печати обливать нас ядом, что ограничивает и его свободу действий.

Наконец было бы аморально и глупо со стороны действующей американской администрации исключать Израиль из числа главных союзников в войне против терроризма. Отец нынешнего президента не допустил участия израильтян в операции «Буря в пустыне» (даже после того, как все правительства, даже сирийское, заявили о праве Израиля на самозащиту против ракет Скад, которыми Садам Хусейн обстреливал страну). Исключив из коалиции Израиль, старый мистер Буш, как мы теперь знаем, потерял бесценную военную помощь в обнаружении и уничтожении тех самых Скадов, которыми обстреливались и американские войска в Саудовской Аравии.

Если президент Буш собирается повторить эту грубую ошибку, он равно рискует потерять бесценную помощь в том новом типе войны, в которую мы вступили, пренебрегая опытом страны, подвергающейся атакам террористов в большей степени, чем какая–либо другая держава (и была бы гораздо эффективнее в этой борьбе, если бы мы сами не останавливали израильтян).

Ясность цели не может быть достигнута без интеллектуальной и моральной ясности, и в этой ситуации становится очевидно, что мы находимся в одной лодке с израильтянами. Не сложно прийти к заключению, что Израиль воспринимается арабским миром в качестве нашего передового отряда на Ближнем Востоке, и что задача уничтожения Израиля представляется первым шагом на пути к уничтожению нас. Как в палестинском учебнике для 11–го класса, который я цитировал выше, говорится: «Мы [арабы] пробудились к мучительной реальности деспотического империализма, и мы вытеснили его с некоторых наших земель, и мы собираемся вытеснить его со всей нашей земли полностью».

Но самое трудное для нас — это понять, что жгучее желание арабского мира стереть Израиль с лица земли объясняется лишь тем, что эта страна существует. Так же, как и то, что нас ненавидят не из–за нашей политики, а из–за того, кто мы есть и что собой представляем. Тот же учебник резюмирует один из пунктов обвинения: «Западная цивилизация, в обоих ее ответвлениях — капитализм и коммунизм [!] — лишает человека спокойствия духа, устойчивости, не дает примеров человеческого благородства, которые можно уважать. Потом эта цивилизация превратила материальное благополучие в главную цель… Деньги ведут человека в никуда, вернее, ведут к самоубийству».

Верно, они обвиняют нас во всех ужасных преступлениях, начиная со времен индейцев. Но как кто–то недавно сказал, их ненависть растет от того, что мы делаем правильно, а не от того, что плохо. Для них наше демократическое государственное устройство, права и свободы представляются разложением и развратом вместе со всей нашей экономической системой, которая позволила подавляющему большинству достичь значительного процветания. Они хотят все уничтожить, сначала на Ближнем Востоке, а затем и по всему миру, везде, где им это удастся.

Они хотят, чтобы их образ жизни, который, как они полагают, есть воля Аллаха, «смог подняться во всей своей священной чистоте на обломках вырождения».

«Wall Street Journal».
Перевод Давида Левина
(Бостон, Массачусетс).

Надежда вопреки печальному опыту

К ВСТРЕЧЕ ПЕРЕСА С АРАФАТОМ

И вот это произошло. После неоднократных отмен и переносов на более поздние сроки израильский министр иностранных дел Шимон Перес встретился и провел переговоры с палестинским диктатором Ясером Арафатом. Стороны договорились возобновить «сотрудничество в сфере безопасности», приложить «максимум усилий» для прекращения огня и встретиться еще раз на следующей неделе.

Нетрудно было предвидеть, что администрация Буша охарактеризовала встречу как «первый важный шаг в направлении восстановления доверия и изменения положения на местах». Какой вздор! Администрация была бы куда ближе к истине, если бы оценила эту встречу, как триумф пустой надежды вопреки здравому смыслу.

Похоже, что высокопоставленные чиновники госдепартамента Соединенных Штатов вместе со всем европейским истеблишментом убедили себя в том, что решающим фактором в формировании эффективной международной антитеррористической коалиции является включение в нее так называемых умеренных арабских режимов типа Египта и Саудовской Аравии (и, возможно, таких экстремистских, как Иран и Сирия). И, чтобы преуспеть в этом, — если следовать этой логике — необходимо добиться определенного «прогресса» на израильско–палестинском фронте. «Одним из факторов, который способствовал возникновению терроризма, является чувство гнева, разделяемого многими людьми этого региона, по поводу того, что происходит все эти годы в Палестине», — пишет министр иностранных дел Великобритании Джек Строу в иранской ежедневной газете, точно отражая точку зрения, принятую в западных дипломатических кругах.

Но это неверно, это коварно, и это предвещает провал усилий Запада в его борьбе с ближневосточным терроризмом.

Это неверно, категорически неверно, потому что согласно большинству имеющихся данных Усамой бин Ладеном движет не столько ненависть к Израилю, сколько ненависть к Соединенным Штатам, за их поддержку саудовского режима короля Фада и размещение американских войск на Аравийском полуострове. Разумеется, господин Строу понимает, что вывод «провокационных» войск США (или британских войск, проводящих учения в Омане), не будет разумной реакцией на угрозу терроризма.

Но это и коварно. Такой подход перекладывает ответственность за терроризм с того, кто его осуществляет, на жертву и выставляет самого надежного союзника Запада на Ближнем Востоке в качестве препятствия на пути к искоренению терроризма. Все это на руку тем исламским режимам, которые используют Израиль в качестве козла отпущения для решения своих проблем. Запад, поддерживая такую точку зрения, пытается задобрить арабский радикализм, который не хочет и не может удовлетвориться меньшим, чем полное уничтожение Израиля.

Самым тревожным является то, чем вызвано давление на Израиль. Мы не видим ничего предосудительного в попытках Соединенных Штатов добиться тактических преимуществ, найдя союзников в исламском мире. Как когда–то сказал Черчилль о Сталине, мы готовы найти доброе слово для черта, если Усама бин Ладен попытается завоевать преисподнюю. Но привлекать к этой войне в качестве союзников страны, которые сами является спонсорами терроризма, будет означать поддержку террористов, не связанных непосредственно с бин ладеновской сетью «Аль Каеда».

Это возвращает нас к встрече Переса и Арафата. Если господин Арафат не так давно проблеял что-то о желании присоединиться к Соединенным Штатам в их борьбе против терроризма, то это лишь потому, что он прекрасно понимает — будучи сам давним спонсором терроризма, — что рискует навлечь на себя гнев Запада. Арафат будет вести себя пристойно лишь в том случае, если будет убежден, что за ним пристально наблюдает не только Израиль, но и Запад. Попытки Запада «привлечь» его к совместной борьбе, заставляя одновременно Израиль идти на уступки под огнем, убедят господина Арафата в том, что он может позволить Хамасу, Исламскому джихаду и своим собственным террористическим группам действовать без опаски (Недавнее подлое убийство израильского министра Рехавама (Ганди) Зеэви является самым красноречивым подтверждением точки зрения автора. — Прим. ред.).

И это уже происходит. Палестинские официальные лица заявили, что израильские поселенцы являются «легитимной целью» для атак террористов. 23 сентября такой «легитимной целью» оказалась 28–летняя женщина по имени Салит Шитрит, убитая пулей, попавшей ей в голову. В городе Наблусе, что на Западном берегу, палестинцы организовали музей, посвященный «героическим» нападениям палестинцев на евреев. В этом музее заметное место занимает сцена взрыва в пиццерии Сбарро в Иерусалиме, унесшего жизни около 20 человек. Господин Арафат недавно прикрыл этот музей, но его режим его создал и это говорит о многом.

На самом деле, война Запада против терроризма морально и политически неотделима от войны Израиля. Попытка извратить этот факт неминуемо приведет к неоправданным жертвам на пути к победе, если таковая еще возможна. 

«Wall Street Journal».
Перевод Эдуарда Маркова
(МАОФ).