No.3 (045)

март 2002г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Ю.Штерн
Разгромить Палестинскую автономию
А.Либерман
Террор нужно уничтожать в любой его форме
Е.Гитис
Мы с тобой, Израиль!
Э.Ховкин
Святой вор
А.Левин
Мы построим третий храм
Ф.Благодарова
«...Ни эллина, ни иудея...»

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
Дж.Фара
Бин Ладен победил
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
СВЯТОСТЬ ЕВРЕЙСТВА

Эзра ХОВКИН 

Тора рассказывает о том, что после всемирного потопа, когда на земле остались только Ноах (Ной) со своим семейством, Б-г дал людям семь заповедей — законов, которые так и называются «Семь заповедей Ноаха». Соглано иудаизму, все люди на земле являются сыновьями Ноаха и должны соблюдать эти семь заповедей:

1. Не служи идолам.
2. Не проклинай Б-га.
3. Установи систему гражданской справедливости.
4. Не убий.
5. Не вступай в запретные половые связи.
6. Не укради.
7. Не ешь плоти живого животного.

Однако большинство народов были не в состоянии воспринять учение о монотеизме в чистом виде, им нужен был некий физический образ для поклонения, нечто, воспринимаемое пятью чувствами.

Поэтому большинство религий, появившись на свет в результате откровения, пророчества одного человека, или некого существа, делали само это существо предметом поклонения. У древних египтян, шумеров, греков, римлян, индусов и других народов древности были целые пантеоны богов, правда, один, как правило, выделялся в качестве главного, то–есть принцип монотеизма как-то пробивал себе дорогу.

Позже, среди детей Ноаха Б-г избрал еврев для особой миссии — быть святыми людьми, народом священников, учить духовности другие народы.

С евреями случилось невиданное в истории народов ни до ни после: иудаизм возник не как пророчество одного человека — весь (!) еврейский народ оказался свидетелем откровения Б-га на горе Синай и получил аутентичную, оригинальную версию монотеизмам, начинающуюся со слов:

“Я - Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Б-гов сверх Меня. Не делай себе кумира и никакого изображения, что на небе вверху и на земле внизу, и что в воде под землёю. Не поклоняйся им и не служи им.” ( Шмот 20:1- 20:4).

Для того чтобы евреи могли воспринять это учение, Б-г дал им душу с гораздо большим,чем обычно, потенциалом. Еврейская душа имеет больше возможностей, больше каналов связи с Б-гом, но, чтобы реализовать эти возможности, чтобы привести в действие эти каналы связи с Б-гом, требуется исполнение уже не семи заповедей Ноаха, а 613-ти заповедей Торы.

Классическое христианство с еврейской точки зрения является одной из форм идолопоклонства, «авода зара» на иврите. Еврей не может принять идею, что существует троица — три части Б-га, что кроме Единого Б-га есть ещё Б-г - сын, являющийся воплощением Б-га в этом мире, который принял человеческую форму и был убит. Для еврея нарушить принцип монотеизма и поклоняться идолам — значит оборвать каналы, связывающие его душу со Вс-вышним. Жизнь еврея, как способ совершенствования души, преступившего эту красную черту, теряет свой смысл. То есть, если еврей поставлен перед выбором отдать свою жизнь или принять служение идолам, он обязан пожертвовать своей жизнью, освятив тем самым Имя Единого Б-га. Вот о чём история о «святом воре» Йоселе, вот почему он был похоронен как «святой» хотя и не жил по стандартам благочестивого еврея.

Святой вор

Ученик Магида, праведник и чудотворец рабби Арье–Лейб из Шполы по прозвищу Шполер Зейде, дружил с ворами. Да, не все евреи занимались хорошими ремеслами, как то: шили, ковали или мучили мальчиков в хедере, пока те не становились большими раввинами. Были среди наших предков и жулики тоже. Нередко они попадали в тюрьму, и тогда рабби Арье–Лейб посылал им еду и необходимые вещи. Больше того, он хвалил их перед Всевышним. Люди не раз слышали, как во время молитвы его святые уста произносят:

— Хозяин мира! Взгляни, пожалуйста, на моих воров! Сколько в них добра — и в большом грабителе, и в самом мелком жулике...

Люди не могли понять, что Шполер Зейде может иметь общего с ворами. Тогда цадик рассказал им такую историю. Однажды на Рош Ашана он увидел, что молитвы евреев не достигают Неба. Ангелы–обвинители построили железную стену, в которой нет ни дыры, ни лазейки. На каждого еврея у них что–нибудь да нашлось. Один делал добро, но хотел, чтобы за это перед ним становились на колени. Другой полдня молился, а полдня говорил про соседей гадости. Так по кирпичику выстроилась стена, от которой отлетали все молитвы. И тогда рабби Арье–Лейб стал молиться за своих знакомых воров и вспоминать их заслуги. Заслуги эти стали прыгать вокруг стены, искать в ней трещины, шатать ее. И вдруг стена рухнула. Навстречу евреям хлынул большой свет.

Люди не понимали, как такое может быть. Но тут случилась история со «святым вором».

В Шполе был костел, а внутри него стояло много статуй, украшенных золотом, серебром и драгоценными камнями. Еврейские жулики решили обокрасть костел. В детстве они учились мало и не знали, что Галаха запрещает получать выгоду от продажи не только самих идолов, но и их украшений.

Темной ночью воры подкрались к костелу, стоявшему в центре города, и попытались туда забраться. Но на дверях висели такие замки, что не сломаешь. Лишь под самой крышей было маленькое окошко. Для таких дел имелся Йоселе–воришка. Был он молодой, легонький, небольшого роста. Подпрыгнул, зацепился, подтянулся — и вот он уже внутри, срывает со статуй украшения, выковыривает из глаз драгоценные камни. Вдруг у костела появились стражники. Они увидели воров и завопили: — Кто такие? Стой!

Воры припустили без оглядки. А Йоселе об этом не знал. Он высунулся из окошка и крикнул, что работа сделана, можно принимать товар. Стражники окружили костел и послали за священником. Тот открыл дверь и увидел статуи без глаз, а Йоселе — с узлами. Его схватили и отвели в тюрьму.

В то время за ограбление церкви полагалась смерть. Йоселе это знал и не захотел погибать как обычный воришка. Он начал шутить:

— Вы думаете, я пришел воровать? Нет, я забрался в костел, чтобы спросить у вашего дяди на кресте, может ли он помочь мне прокормить жену и детишек. Обращаюсь к нему раз, другой, третий, а он хоть бы что. Рот у него закрыт, уши не слышат. Тогда я разозлился и кричу: «Да ты же обманщик! Дурачишь людей, которые тебе кланяются. Вот что, возьму я золото, которое на тебе навешано, будет хоть какой–то прок. И что вы думаете? Он даже пальцем не пошевелил, чтобы защитить свое имущество! Так что поблагодарите меня за услугу. Теперь вы знаете, что от него нет никакого толку». Судьи поблагодарили Йоселе. Они сказали, что он будет сожжен. Прямо перед костелом, на глазах у всех. Правда, главный судья заметил:

— Есть способ избежать этой страшной смерти. Ты ведь по молодости отколол такую штуку. Так отколи еще одну — крестись. И тогда ты не только останешься в живых, но и получишь подарки, станешь богатым. Это же счастье для такого воришки. Тут Йоселе воскликнул:

— Да, я — вор, жулик и вор! Много на мне грехов, много плохих дел. Но чтобы предать нашу веру?! Этого я не сделаю, хоть казните меня каждый день!

Повели его на площадь, где собралась толпа и стояла бочка со смолою. Священник велел поджечь ее и сказал Йоселе:

— Ты еще можешь спастись от мучений, если оставишь свою веру и примешь нашу. А если нет — утонешь в огне. И снова Йоселе крикнул:

— Конечно, я — вор, Йоселе–вор! Но чтобы поменять веру?! Ни за что и никогда!

Тогда палачи схватили Йоселе и засунули в бочку его руки. Они стали гореть вместе со смолою. Это была страшная мука. А священник говорил нежным голосом:

— Послушай, есть еще время! Крестись, и мы найдем опытных врачей, которые вылечат тебе руки. И заживешь ты приятно и легко...

А Йоселе плясал от невыносимой боли и вопил: — Иоселе–вор горит в огне!.. Все муки на свете!... Но веру — никогда!

Так он кричал, пока душа не вышла из тела. Когда гои убедились, что он мертв, то отдали его тело евреям, и они похоронили его, а на могильном камне написали:

Святой Йоселе вор

Каждое слово здесь было правдой. Он действительно был вор и действительно святой, потому что показал всему миру, что даже еврей, который почти не знаком с Торой, может отдать за нее жизнь. И, может быть, его крики у костра заставили плакать суровых ангелов и проломили стену, которая мешает нашей молитве. После этого Шполер Зейде говорил: — Ну что, не зря я горжусь своими ворами? Когда он умер, его похоронили рядом с Йоселе.