No.5 (047)

май 2002г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Стихи
В.Аранзон
М.Беленький
Е.Гитис
Израиль, мы всегда с тобой!
М.Чертоф
С линии фронта
Д.Фара
Почему я против палестинского государства
Б.Шустеф
Равнение на Дика Арми!
П.Эйдельберг
Кто-нибудь за Бога?
А.Левин
Не «Защитная стена», а «Карающий меч»
Д.Голубев
«Благими намерениями выстлана дорога в ад»
Ф.Благодарова
«...Ни эллина, ни иудея...»

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
Дж.Фара
Бин Ладен победил
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ЕВРЕИ И РОССИЯ

Даниил ГОЛУБЕВ 

«Благими намерениями выстлана дорога в ад»

Размышления при чтении I тома книги А.И.Солженицына «Двести лет вместе»

Солженицин
А.И.Солженицин

В течение последних нескольких месяцев неожиданно вырос интерес к недавно вышедшей книге А.И.Солженицына «Двести лет вместе».

Безо всякого сомнения А.И.Солженицын был и остается одним из самых ярких борцов с ужасами тоталитаризма в СССР. Его гражданское мужество и смелость не могут не вызывать уважения всех слоев российского общества, уважения, которое основано именно на его ярких публицистических работах гигантского масштаба типа «Архипелага».

Тем не менее его отношение к некоторым проблемам современности и прошлого не могут не вызвать недоумения. Редакция предлагает нашим читателям статью Даниила Борисовича Голубева, посвященную анализу некоторых аспектов упомянутой книги.

Нет никаких сомнений в том, что приступая к написанию истории русско–еврейских взаимоотношений, Александр Исаевич руководствовался самыми благими намерениями. Обосновывая свой «вход в тему», он пишет, что эти взаимоотношения «то и дело клином входили в события, в людскую психологию и вызывали накалённые страсти… Я не терял надежды, что найдётся прежде меня автор, кто объёмно и равновесно, обоесторонне осветит нам этот калёный клин. Но чаще встречаются укоры односторонние… Но надо научиться не натягивать до звона напряжённых нитей переплетения… хотя писать такую книгу… как идти по лезвию ножа… с двух сторон ощущаешь на себе возможные, невозможные и ещё нарастающие упрёки и обвинения… Но искренне стараюсь понять обе стороны. Для этого — погружаюсь в события, а не в полемику. Стремлюсь показать. Вступаю в споры лишь в тех неотклонимых случаях, где справедливость покрыта наслоениями неправды».

Такая декларация, высказанная одним из самых знаменитых и почитаемых людей ХХ века, делает понятным тот интерес и внимание, с которым мы прочитали первую часть («В дореволюционной России») нового труда Александра Исаевича Солженицына «Двести лет вместе», охватывающего период с 1795 по 1916 год…

В результате 3–х разделов Польши (1792, 1793 и 1795 гг) в состав России вошло почти миллионное еврейство Литвы, Подолии и Волыни. «И этот вход его в состав России. — пишет Солженицын, — был — нескоро осознанным — крупнейшим историческим событием, много затем повлиявшим и на судьбу России, и на судьбу восточно–европейского еврейства».

И это действительно так. Достаточно сказать, что по переписи 1897 года, то есть через столетие после разделов Польши, в России насчитывалось 5 млн. 175 тыс. евреев, что составляло 30% мирового еврейства и почти 90% (!) еврейства европейского. Это количественная сторона дела, но и она более чем существенна в судьбе немногочисленного и постоянно гонимого народа: нельзя не отметить, что на рубеже ХIХ и ХХ веков каждый третий еврей жил в России...

А. И. Солженицын подробно и обстоятельно описывает жизнь евреев в Российской Империи на протяжении всего ХIХ века: образ жизни и занятий, отношение к образованию, к воинской службе, к сельскохозяйственному труду и т.д., и т.п. Всё подробно, обстоятельно, со ссылками на документальные и литературные источники, с минимальным количеством собственных комментариев, не обходя «острых углов» (погромов, ограничений, притеснений…). Бесспорно, старается представить обоесторонний взгляд на события и процессы, старается… Рассмотрение итогов этих стараний — тема не для одной статьи: 500–страничная книга богата самым разнообразным фактическим материалом. В этой статье мы рассмотрим только одну из многих её составляющих — евреи и русская революция

Уже цитированный выше «вход в тему» книги «Двести лет вместе» А.И.Солженицын начинает словами «Сквозь полвека работы над историей российской революции я множество раз соприкасался с вопросом русско–еврейских взаимоотношений…»

«История русской революции» — вот что является главной темой всего его творчества. Писатель мучительно размышляет о причине той беды, которая случилась с его родным народом, «третья часть которого утопает в нищете… другая третья часть — живёт лучше, но в бедности и бесправии… А ещё… есть обречённый миллион. По статистике, мы должны отдать миллион. Умереть». (И это — не о XVIII веке, а о дне текущем, и не преувеличение нисколько: согласно данным российского Mинздрава, к 2016 году население России сократится на 10,5 млн. человек, то есть на 7,2%). Александр Исаевич во всех этих бедах видит кровавый след «красного колеса», наехавшего на Россию в 1917 году, а потому для него «работа над историей российской революции» есть попытка понять причину народной трагедии такого невероятного масштаба, а следовательно и… найти виновных… Размышлений по этому поводу немало в первой части книги «Двести лет вместе», хотя сама революция 17–го года и её поистине горестные последствия будут описаны во второй части (1917–95 гг).

Что же говорит Солженицын о причинах трагического излома в российской истории применительно к проблеме русско–еврейских взаимоотношений?

Солженицына практически невозможно пересказывать, а потому — уж не обессудьте — пространные цитаты:

«Раздосадованные не только этой (1905 года) раздёрганной революцией, но… и яркой заметной долей евреев в этой революции… петербургские верхи… поддавались соблазнительно простому объяснению, что вся революция от начала и целиком, есть злобная еврейская затея… Давно была бы Россия в зените мировой славы и могущества, если бы не евреи!»

Такая вот концепция… Невнимательный читатель может принять эти слова за мнение самого Солженицына — ничего подобного! Буквально строчкой ниже автор отмечает:

«И этим близоруким, удобным объяснением вельможные круги ещё бесповоротнее определили своё близкое падение… Наши русские слабости — и определили печальную нашу историю… Нет, никак не сказать, что евреи «устроили» революцию Пятого или Семнадцатого годов…» (стр. 415).

Казалось бы, всё ясно, позиция автора по этому «калёному» вопросу выражена предельно чётко: не евреи устроили революцию, а… наши русские слабости! Не так ли?

Так–то оно так: «не устроили», но…«ярко и заметно участвовали!» И это — сущая правда. В главе «В российском революционном движении» А.И.Солженицын повествует об этом участии подробно и обстоятельно, отмечая, что с начала 70–х годов «еврейское революционное движение стало качественно важной составляющей революционности общерусской» и что «количественное соотношение русских и еврейских революционеров в разные годы впечатляет». И действительно, во всех революционных кружках, течениях и партиях самых разнообразных направлений количество видных еврейских функционеров намного превышает процент еврейского населения России. Солженицын перечисляет фамилии многих десятков евреев — видных народников, эсеров, анархистов, бундовцев, меньшевиков, большевиков, сионистов — активно «раскачивавших лодку российской государственности», оговариваясь при этом, что такое перечисление «не означает, разумеется, что среди русских тоже не было многих и важных революционеров». (Заметим, кстати, это словечко «тоже»…).

Итак: (извините за повторное цитирование — уж очень деликатный и, вместе с тем, «осевой» вопрос)…» никак не сказать, что евреи «устроили» революцию…», но дальше: «как ни устраивала и ни одна другая, в целом, нация» (?). А это что означает? Значит, и русские не «устраивали?» Как же она сама по себе «получилась?» Это уже совсем «по Булгакову» — из разговора Воланда с Берлиозом и Бездомным…

Таким же странным является и следующий пассаж: «Да и ни русские, ни украинцы, в целом как нация, не устраивали еврейских погромов» (?). А это что означает? Что погромов не было? Были, и сам же Александр Исаевич их подробно описывает…

Что значит, нация «в целом» не устраивала? Как это «в целом?» В целом, то есть вся нация поголовно, ничего устроить не может — ни хорошего, ни плохого. Всё, что делается — если делается, совершается большим или меньшим количеством людей, относящимся к этой нации, и лишь умозрительно соотносится со всей нацией в целом. «Русские победили татар на Куликовом поле» — ясно, что не все до единого русские, а только какая–то их часть. «Евреи придерживаются иудейского монотеизма!» — и опять–таки не все до единого, а только часть, хотя и большая.

Почему мы вынуждены вести такой построчный анализ текста великого писателя? Да потому, что этот текст крайне противоречив, и истинный смысл сказанного понять не просто. Вот поэтому следующий абзац (стр. 416) мы вынуждены процитировать полностью — он никакой «препаровке» не подлежит:

«Легко бы всем нам оглядеться на революцию и отречься от своих отщепенцев». Это были, мол, не «не–еврейские евреи» или — то были интернационалисты, а не русские». Ни одна нация не может не отвечать за своих членов. Мы, как нации, подпитываем их развитие».

Сразу оговоримся: выделили вторую фразу мы, а не Александр Исаевич, но сделали мы это потому, что именно она, в отличие от первой, представляется нам не просто неверной, но, прямо скажем, зловещей…

Но сначала о первой фразе. Выражение «не–еврейские евреи» довольно часто встречается в статьях и книгах еврейских авторов, не желающих обсуждать те или иные негативные стороны еврейского национального характера или негативные моменты еврейской истории. Вместо того, чтобы проанализировать природу такого рода явлений или фактов, они просто отмахиваются от них, с точностью «до наоборот», повторяя слова Льва Мехлиса, который в ответ на вопрос, почему он позволяет Сталину рассказывать при нём антисемитские анекдоты, отвечал: «А я не еврей. Я — коммунист…»

Ответить на вопрос о том, почему в русской революции участвовало много евреев, словами: «Это были «нееврейские евреи» — нелепо и глупо, как, впрочем, и объяснять «деятельность» Ежова или Абакумова тем, что «это не настоящие русские, а… интернационалисты». Мы абсолютно согласны с А.И.Солженицыным, отвергающим правомочность такой аргументации. Это — о первой фразе…

А теперь перейдём к выделенной нами второй фразе этого ключевого для всей авторской философии абзаца: «Ни одна нация не может не отвечать за своих членов. Мы, как нации, подпитываем их развитие…» — всего несколько слов, но понять их совсем непросто...

Во–первых: нация — не масонская ложа, не политическая партия и не «клуб по интересам», у неё нет членов;

Во–вторых: как понять, что «нация подпитывает своих…»? Чем и как?

В–третьих: «Ни одна нация не может не отвечать за своих членов? А это что значит? Как, например, Александр Исаевич, или Андрей Дмитриевич могут «отвечать» за таких же, как они, русских Георгия Максимилиановича (Маленкова) или Михаила Андреевича (Суслова)? Видимо, так же, как авторы этих строк — за Марка Натансона, которого А.И.Солженицын называет «революционной фигурой первого ряда» (с начала семидесятых годов ХIХ века) или Якова Свердлова, который в первой части книги «Двести лет вместе» лишь упоминается, но во второй — можно не сомневаться — займёт достойное своим деяниям место. «Отвечать» за своих «членов–сородичей» — могли Монтекки и Капулетти, а не представители многомиллионных человеческих популяций (наций) в ряду поколений. Впрочем, есть один пример племенной ответственности во всех поколениях. Это в Евангелие от Матфея: «Кровь его (Христа) на нас и на детях наших!» Не это ли имел в виду Александр Исаевич применительно к ответственности всех евреев за «нееврейских евреев», участвовавших в русской революции?

Такое предположение не лишено оснований, если прочесть на этой же злополучной 416–ой странице следующий пассаж: «В случае революционной еврейской молодёжи (и, увы, их воспитателей) и тех евреев, которые «были важной движущей силой революции» забыт был мудрый совет Иеремии иудеям, переселённым в Вавилон: «И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир». А присоединившиеся к революции российские евреи — рвались этот город опрокинуть, не предвидя последствий».

После всего написанного и процитированного, скажите, пожалуйста, что остаётся от малопонятной фразы с двумя отрицаниями — «никак не сказать, что евреи устроили революцию…» А что, собственно, остаётся сказать — и уж во всяком случае подумать — о тех, кто поселился в приютившем их Городе, а затем «яркой и заметной долей участия в революции» «рвался этот Город опрокинуть…» и, добавим, в конце концов опрокинул (и мы, конечно же прочтём об этом во II томе). Ну, чего стоит после всего этого «никак не сказать…?»

А ведь вся эта замысловатая словесная конструкция абсолютно неверна, точнее — лжива! Причём в ней две разные «лжи»: одна — про русских, другая — про евреев.

Сначала — про русских.

Говоря о причинах революции, Солженицын перечисляет «русские слабости», определившие движение её истории «под уклон». Тут и «никонианский раскол», и «петровские безумства и уродства», и «дворянское зазнайство», и «бюрократическое костенение» и многое другое, приведшее к в конце концов к революции. «Сохранились бы в нас духовная чистота и крепость… — не страшились бы мы никаких ни заговоров, ни раззаговоров». Опять двусмысленность: только что, на той же странице, говорил, что «иудо–масонский заговор — чушь», «близорукое объяснение вельможных кругов», а теперь: «сохранились бы в нас… не страшились бы мы никаких заговоров…» Ну, а коль скоро «не сохранились».., то получается, — «устрашились…», а значит, «заговор» или даже «раззаговор» был! Не стоит пояснять, какой; было чётко сказано: «иудо–масонский…»

Не пристало нам спорить с А.И.Солженицыным о природе «русских слабостей» — ему видней. Но вот природу русской революции в связи с обсуждаемым предметом уточнить необходимо. И сделаем мы это с помощью другого выдающегося русского патриота — философа и писателя Николая Бердяева. «Большевистская революция, — писал он, — это чисто русское национальное явление, и большой процент инородцев в ней отвечает особенностям русского национального характера». Почему это так, и какая здесь связь с «русскими слабостями» — не нам судить. Отметим лишь, что видную роль в совершении революции 17–го года сыграли не только евреи, но также латыши (несколько раз буквально спасавшие Ленина и его ближайшее окружение от неминуемой гибели), поляки, грузины, армяне, представители многих других народов, даже китайцы… Интернационал в те годы не был пустым словом! Что было, то было!

Теперь о евреях.

Хотел того или нет Александр Исаевич, но с помощью пророка Иеремии он обвинил евреев в неблагодарности и предательстве по отношению к «Городу, приютившему их». Звучит зловеще и вполне согласуется с другими темами, затронутыми в книге.

Так, упорно и со всеми подробностями и цифровыми выкладками описывается уклонение евреев от воинского призыва накануне и во время русско–японской войны. И в то же время увеличилось число эмигрировавших в Америку мужчин «рабочего возраста (14–44 года)». Солженицын цитирует газету «Киевлянин», согласно которой «20–30 тысяч солдат из евреев… чуть не поголовно скрылись и бежали за границу во время японской войны».

Будем справедливы: наряду с этим Александр Исаевич приводит и другие сведения: «Несмотря на уклонение от военной службы, в русско–японской войне всё же участвовали от 20 до 30 тысяч евреев, «не считая 3–х тысяч (!) врачей–евреев. Даже антисемитская газета «Новое время» «признала мужественное поведение евреев на той войне».

И все же: недобор евреев в армию на тысячу призывников составлял сравнительно с христианами 35 к 1, а в сочетании с тем, что еврейские банкиры в Америке и Европе не предоставляли России кредитов для ведения войны, якобы преувеличивая масштабы антиееврейских акций российского правительства и, в частности, последствий кишиневского погрома, вырисовывается картина ещё одного еврейского «заговора», в итоге которого Россия эту войну проиграла…

Всё это большая неправда, опровергаемая даже теми материалами, которые приводятся самим Солженицыным в других разделах книги. Нельзя не поразиться тому, что евреи, только что вошедшие в состав России после разделов Польши, по словам Великого князя — будущего императора Николая Первого «… в 1812 году отменно верны нам были и даже помогали, где только могли, с опасностью для жизни». Надо сказать, что было чему удивляться: верность евреев, только–только ставших «русскими» в войне России с Наполеоном, создавшим в Париже Синедрион из еврейских депутатов с целью «предоставить еврейской нации разные преимущества и образовать связи между евреями, рассеянными по Европе» — явление, прямо скажем, иррациональное. Она (эта верность) никак не может быть объяснена эгоизмом евреев, поскольку явно не соответствовала собственным национальным интересам. И действительно: что получили евреи — новоприобретённые российские граждане за свою верность российской короне в Отечественной войне 1812 года? Рекрутчину (институт кантонистов), закрепление черты оседлости, целый набор ограничений и унижений, многие из которых описаны в книге Солженицына. В чём же причина этой иррациональной верности? Эта причина лежит в еврейской истории, чего А.И. не считал нужным касаться. Со времён Кодекса Бен–Закая (70–е годы I века) евреи получили наказ: с оружием в руках защищать то государство, в котором они живут, даже если для этого надо будет воевать с евреями другого государства. И в течение 2–х тысяч лет этот наказ свято выполнялся и выполняется по сей день, кстати, далеко не всегда к пользе самих евреев. Вот что присуще евреям и что заслуживает удивления, а подчас и сожаления, а вовсе не мифическая склонность к заговорам и попыткам разрушить приютивший их дом. Именно поэтому евреи были храбрыми французскими солдатами во время франко–прусской войны (получив в «награду» дело Дрейфуса), евреи отличались храбростью в рядах немецкой армии в Первой мировой войне (получив за это из рук «ефрейтора этой войны» теорию и практику «окончательного решения еврейского вопроса»). Так было во всех странах рассеяния практически во все времена: евреи с оружием в руках сражались и в войсках конфедератов, и в рядах федералистов во время Гражданской войны Севера и Юга в США, так было во время «холодной войны» СССР и США в 40–е 60–е годы (недаром говорилось тогда: «два мира — два Шапиро»). Повторяем: этим не всегда стоит гордиться, но нельзя не учитывать, если хотеть «обоесторонне» глядеть на проблему. Можно только удивляться, что поражённые во многих гражданских правах, ограниченные в передвижении, в получении образования, участия в представительных органах, после кишинёвского погрома 1902–го года и киевского 1905–го, десятки тысяч евреев храбро сражались в русско–японской войне и вообще, по словам генерала Деникина, «сметливые и добросовестные солдаты–евреи в армии и в мирное, и в военное время сметали все перегородки и заслуживали равное и всеобщее признание».

Теперь об участии в русской революции. И по этому поводу надо вспоминать Бен–Закая, а не Иеремию. Не пытались евреи–революционеры сокрушить Россию — они были убеждены (и это их горестное, хотя и искреннее заблуждение), что они её спасают! Опять–таки сам Солженицын отмечает, что «двигала ими (евреями, шедшими в революцию) не материальная нужда, а сила убеждения», и «никак нельзя еврейским революционерам приписывать мотивы исконно антирусские, как это сегодня представляется некоторым в России». А кто эти некоторые? Да сам же Александр Исаевич со своими двусмысленными декларациями о «заговорах» и «раззаговорах» и о «нарушителях завета пророков».

Так понимали свой долг перед Россией (признаем: ложно понимали!) целые поколения еврейских революционеров, отдававших свои немалые таланты, энергию, здоровье, а нередко и жизнь во имя — увы — химеры, но так было! И это история России и российских евреев, а не «Протоколы сионских мудрецов».

А вот теперь приведём слова Александра Исаевича, с которыми мы полностью согласны: «Роль маленького, но энергичного еврейского народа… сильна, настойчива и даже звонка. В том числе и в русской истории. Однако она остаётся исторической загадкой для всех нас. И для евреев — тоже. Эта странная миссия — отнюдь не приносит и счастья им».

Это к сожалению так. В 1897–98 годах одновременно оформились: Сионизм, Бунд и РСДРП. Первые два течения полностью состояли из евреев, на I съезде РСДРП из 8 депутатов 5 были евреями! Такова историческая реальность. Горько сознавать, как плохо поняли евреи свою историческую роль, призвание и цели. Но это уже чисто еврейский вопрос. К Солженицыну он отношения не имеет, и мы не в обиде на него за то, что он этим не озабочен…