No.6 (048)

июнь 2002г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
А.Левин
Выпрямительный вдоx
А.Леви
Никогда больше?
О.Фаллачи
Гнев и гордость
Последнее письмо солдата
А.Саттон
На вознесение души...
А.Эскин
Во след Татьяне Сапуновой
Б.Шустеф
Когда встанет Илья Муромец?
Е.Гитис
Израиль, мы всегда с тобой!
Д.Голубев, Д.Щиглик
Путь к Сиону
Я.Черниховская
Очистка крови

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
Дж.Фара
Бин Ладен победил
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
НОВЫЕ КНИГИ

Даниил ГОЛУБЕВ, 
Дмитрий Щиглик 

Путь к Сиону

Эта книга была задумана Дмитрием Щигликом (член и спонсор Сионистской Американской Организации (ZOA), делегат Первого (учредительного) съезда Всемирного Конгресса Русскоязычного Еврейства. Кандидат медицинских наук, региональный директор фармацевтической компании «American Home Product» по связям с Восточной Европой и странами СНГ) ещё в «советские» времена, когда ему — сначала студенту, а затем врачу и кандидату медицинских наук — стало ясно, что в мире еврейства дела обстоят совсем не так, как об этом судят антисемиты, твёрдо убеждённые в существовании «всемирного еврейского заговора», в который вовлечены все до единого евреи, спаянные железным единством.

А как на самом деле? Из–за «железного занавеса» это разглядеть было трудно. Было ясно только, что антисемиты — против евреев, всех евреев. А евреи? Ну конечно же, едины… А как может быть иначе?

Оказалось, что может. Но это стало очевидным уже по другую сторону «занавеса», в Америке, где в 1989 году у него началась новая жизнь. Оказалось, что единство евреев — увы, весьма относительно и что они делятся на ашкенази и сефардов, светских и религиозных, а последние на ортодоксов, реформистов и консерваторов, а в Израиле, где приходится часто бывать и о котором постоянно болит душа, они делятся ещё и на «сабра», «олим», «левых», «правых», «центристов…» А вот мировой антисемитизм оказался куда более сплочённым — от арабских террористов до европейских политиков и даже американских левых профессоров и студентов…

С каких позиций всё это осмыслить? Что противопоставить этому единству врагов еврейского государства и мирового еврейства? Эту проблему Дмитрию Щигликову оказалось легче решать вместе с профессором Даниилом Голубевым (член ZOA, медицинский обозреватель радиостанции «Свобода» и русскоязычных американских радиостанций, публицист — публикуется в русскоязычных газетах и журналах США, России, Германии, Великобритании. Доктор медицинских наук, профессор, вице–президент по исследовательской работе компании «BioVirus Research, Inc.») — сначала коллегой по работе в области медицинской биотехнологии, а затем и соавтором этой книги...

Что роднит авторов, кроме личной дружбы и взаимного уважения? Глубокая убеждённость в праве евреев иметь своё государство в Эрец Исраэль, в нерасторжимой связи мирового еврейства с Израилем, в жизненной необходимости укрепления единства еврейского народа. Вот всё это, по их мнению, и составляет существо современного сионизма, которому и посвящена эта книга.

Ниже читатель найдет самое начало этой замечательной книги: Оглавление и Введение, которые, несмотря на краткость, дают ясное представление о содержании всей книги. Надо ли напоминать, что тема книги — одна из самых животерпещущих в жизни мировой еврейской комьюнити. Террористы в Израиле, либералы в Европе и Америке, фашиствующие молодчики в России ежедневно убеждают в этом сомневающихся евреев с короткой памятью.

I. Введение
II. Краткий очерк истории сионизма
III. Антисемитизм
     1. Что это такое?
     2. Антисемитизм в послесталинском СССР и постсоветской России.
     3. О современных проявлениях антисемитизма в некоторых демократических странах.
     4. Отрицание Холокоста.
5. Антисемитизм: болезнь или мировоззрение?
IV. Кто такие евреи?
V. Евреи и Израиль.
VI. Евреи и мир.
VII. Что такое современный сионизм?

I. Введение

Сионизм… Пожалуй, ни один другой термин, содержащий многозначительный суффикс «изм», не имеет столь странной судьбы, как этот. Многие слова с такими суффиксами хорошо известны и понятны (капитализм, либерализм, фашизм…), другие — мало известны и мало понятны, за исключением разве что узких специалистов (эксгибиционизм, постмодернизм, неоламаркизм…).

С термином сионизм всё обстоит иначе... Слово сионизм используется часто, подчас — слишком часто, но смысл, вкладываемый в него говорящими, разнообразен до невероятности!

В бывшем СССР в течение многих лет этот термин был абсолютным, хотя и слабо завуалированным, аналогом слова «еврейство». Соответственно с этим, словечком «сионисты» обозначали евреев (надо подчеркнуть: не обзывали, а именно обозначали, для ругани на русском языке всегда было и осталось нетленным другое слово — жид). Термином — «сионистская деятельность» по любому поводу или без него называли практически любую форму жизнедеятельности лица еврейской национальности, а «антисионистское движение» было, по существу, самым обычным антисемитизмом. Печальной памяти «Антисионистский комитет советской общественности» был на самом деле государственным антисемитским комитетом, несмотря на выставленных на его фасаде нескольких казённых евреев.

Но было бы неправильно полагать, что слово «сионизм» было в СССР лишь нейтральным синонимом понятия «еврейство». Конечно, обозначая кого–то как сиониста, говоривший, прежде всего, имел в виду, что этот «кто–то» — еврей, но не «просто» еврей, а какой–то «плохой», точнее — «опасный», «враждебный» еврей, которого надо опасаться. Такое отношение к понятию «сионизм» — было элементом официальной советской государственной и партийной политики, и хотя никто толком не знал, что такое сионизм, все обязаны были с ним бороться. Ярким примером бессмысленности и нелепости такого рода установок был, в частности, лозунг, десятилетиями мозоливший глаза миллионам советских людей и призывавший всех и каждого «бороться с сионизмом и антисемитизмом» одновременно (?!). Или вот такой пример. Недавно была опубликована стенограмма заседания политбюро ЦК КПСС, на котором председатель КГБ Чебриков сообщал о том, как протекает ссылка А.Д.Сахарова в Горьком и как активно его жена Елена Боннер пытается наладить связь академика с внешним миром. Выслушав эту информацию, генсек Горбачёв изрёк: «Теперь вы видите, товарищи, что такое сионизм!» (?). А как не вспомнить такой перл: в 1975 году советский представитель в ООН Яков Малик заявил: «Сионисты присвоили себе права богоизбранного народа…» (?)

Однако, несмотря на все недомолвки, откровенную безграмотность и косноязычие, основой советского понимания термина «сионизм» было то, что «евреи» и «сионисты» — это «близнецы–братья», то есть — одно и то же. Иными словами: «все евреи — сионисты, а все сионисты — конечно же, евреи». Вот и вся премудрость! Отсюда вытекало, что еврей не может не быть «сионистом» (что бы это слово на самом деле ни означало), и уж, конечно, никогда не станет — «антисионистом», разве только, если партия его об этом сильно «попросит», как это было в случае с генералом Драгунским…

Если в бывшем СССР — и у правительства, и у населения — господствующим было представление о равнозначности понятий «сионизм» и «еврейство», то в сознании большинства арабов и мусульман термин «сионизм» эквивалентен понятию «государство Израиль». Они так и называют его: «сионистское государство», а особые ненавистники, не желая произносить слово «государство» применительно к евреям, используют термин «сионистское образование». Есть и ещё более замысловатые обозначения. В ответе лидера афганских талибов Муллы Омара на требование президента Буша выдать террориста Осану бин Ладена после трагедии 11 сентября 2001 года говорится буквально следующее: «Если Америка хочет прекращения терроризма, она должна убрать свои силы из Залива (то есть, вывести свои войска из Саудовской Аравии) и прекратить приверженность[?] в Палестине» — так называет Мулла Омар позицию США в палестино–израильском конфликте, вообще не произнося никаких слов, которые хоть как–то обозначали бы государство Израиль, евреев, сионизм…

Так что же такое сионизм на самом деле?

Сионизм — это политическое движение, возникшее в середине, а оформившееся во второй половине ХIХ века. Его основоположники, и, в первую очередь, Теодор Герцль, провозгласили идею воссоздания независимого еврейского государства на территории Эрец Исраэль, видя в этом единственное средство для защиты европейского еврейства от вездесущего антисемитизма и как метод спасения еврейского народа от тотального уничтожения, вероятность которого они предвидели. Конечно же, за небольшим исключением все участники этого движения, то есть сионисты, были евреями, но далеко не все евреи стали сионистами. Идеи сионизма встретили поддержку лишь ограниченной группы европейских евреев. По самым разным причинам многими религиозными и светскими евреями программа сионизма была отвергнута, далеко не всеми принимается она и сейчас… Таким образом, термин «сионизм» не эквивалентен терминам «еврей» и «государство Израиль». Он обозначает то, что обозначает: политическое движение евреев — религиозных и светских, содержанием жизни которых является идея, согласно которой евреи имеют право и обязанность иметь своё национальное государство в Эрец Исраэль, и которые считают своим святым долгом защиту и укрепление этого государства как основу и главный гарант существования, выживания и процветания мирового еврейства.

Есть евреи, которые не разделяют этих чувств, эти евреи — не сионисты;

Есть жители государства Израиль, не разделяющие этих идей, эти израильтяне — не сионисты.

Увы — это так!

Тем не менее, программа, сформированная на первом сионистском конгрессе в Базеле в 1896 году, осуществилась, и в 1948 году в Палестине возникло, точнее — было возрождено через 2000 лет, независимое еврейское государство — Израиль. Это произошло, как и предрекал Герцль, через пол–века после того, как эта мысль была впервые оглашена. В истории человечества вряд ли найдётся другой пример столь отчётливого и точного исторического и политического предвиденья!

Герцлевский сионизм — как политическое течение, сформировавшееся в конце ХIХ — самом начале ХХ века, выполнил все пункты своей программы. Более того, в известном смысле первоначальная программа была даже перевыполнена: в Израиле обрели и обретают свою историческую родину не только европейские евреи, но и евреи всех континентов…

Ну а что же с сионизмом? Не исчерпал ли он себя и не должен ли он отойти в прошлое, как мечта американских негров об отмене рабства? Ведь живущие в Израиле евреи — уже совсем не те, кем были европейские сионисты в рассеянии… А евреи рассеяния — разве за прошедший век они не изменились? Означает ли всё это, что сионизм умер? А если он жив, то каков он сегодня? Точнее — каким он должен быть? Или ещё точнее: каким должен стать и, главное, — во имя чего? Все эти вопросы тем более актуальны, что именно сейчас — в начале ХХI века, когда мир сотрясается от атак экстремистского мусульманского фундаментализма на цивилизацию, и сионизм является одной из его главных целей фундаментализма. Более того, само еврейское государство страдает от хронического упадка сионизма, и именно с этим связан серьёзнейший кризис в жизни государства Израиль, самым непосредственным образом связанный с современной войной цивилизаций.

Сегодня, как никогда, актуальны слова Зеева Жаботинского, сказанные им ещё на XVII Сионистском конгрессе в 1931 году во время другого кризисного периода в истории этого движения: «Сионизм потерял свою магическую власть над душами евреев. Существует опасность, что чистый сионистский пафос и чистый сионистский энтузиазм скоро улетучатся,…если не вдохнуть в него новую жизнь».

Сейчас нас в огромной степени тревожат те же проблемы. Оживление сионизма должно стать первостепенной задачей всех национально настроенных сил, всех тех, кто ещё не потерял веру в еврейские национальные ценности, кому дорого еврейское государство…

Вот поэтому мы стали писать эту книгу…