No.8 (050)

август 2002г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
М.Зукерман
Праведная война
Б.Шустеф
Глазами шахматиста
И.Нави
Бааган
Д.Рамсфельд
Нельзя доверять палестинцам
Интервью с Моше Фейглиным
Интервью с Аароном Левраном
Б.Голден
Послания
Происхождение европейцев
А.Рашен
34-ый ВСК
С.Динкевич
Антисионистский Манифест 34-ого ВСК
Я.Черниховская
Очистка крови

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
Дж.Фара
Бин Ладен победил
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
БОРЬБА В ЛИКУДЕ

Э.ШИЛО ,
С.КАПЛАН 

Моше Фейглин: Вернуть «Ликуд» к истокам

В партии «Ликуд» накануне выборов в центр идет отчаянная борьба. Приток новых членов, однако, не всегда радует руководство партии, поскольку многие люди влились в «Ликуд» по призыву Моше Фейглина, а это значит, что их голоса смогут обеспечить ему место в Центре партии, а это уже представляет вполне реальную угрозу партийному истеблишменту.

Вместе с тем, лидеры движения «Еврейское руководство» считают своей целью не только и не столько электоральную победу, их главная задача — вернуть «Ликуду» его прежнее лицо правой, еврейской, сионистской партии, возродить прежние ценности партии.

Корреспондент радиостанции «Аруц 7» Эммануэль Шило взял интервью у членов партии «Ликуд» Эли Коэна и Моше Фейглина.

За последнее время мы стали свидетелями беспрецедентных усилий различных групп влияния в «Ликуде» привлечь новых членов. В первую очередь следует отметить успех движения «Еврейское руководство», возглавляемое Моше Фейглиным, которое привело под знамена «Ликуда» тысячи людей. Между тем в партии раздаются голоса против этого движения, обвиняющего его в том, что оно пытается захватить «Ликуд» извне.

Ниже интервью с двумя людьми — одним из старейших деятелей «Ликуда» Эли Коэном из Холона и Моше Фейглиным.

— Эли Коэн, люди хотят вступить в «Ликуд» и участвовать в выборах Центра, чем Вам это не нравится?

— В первую очередь я приветствую всех, кто вступил в «Ликуд». Ведь одной из наших целей является вновь стать самой большой партией страны, как это было в 1993 году. Теперь несколько слов о новой партии «Еврейское руководство», которая пытается проникнуть в «Ликуд»…

— Это не партия, а движение.

— Я намеренно называю его партией, потому что Моше Фейглин хочет использовать «Ликуд» как платформу для осуществления собственных политических и идеологических целей.

— Но чем он отличается от всех других новых членов партии?

— Дело в том, что его точка зрения не совпадает с точкой зрения большинства членов «Ликуда».

— Объясните, почему его взгляды не подходят «Ликуду?»

— Я ведь тоже участвовал во всех акциях протеста против соглашения «Осло» в 1993 году. Я стоял с плакатами на перекрестках, выступал против партии «Авода» и соглашений «Осло». Мы с тех пор помним деятельность Моше Фейглина и слышим его. Мы слышим его на площадях, мы знаем, что он считает «Ликуд» самой большой правой партией, но он говорит, что он, Моше Фейглин со своей командой, хочет оказывать влияние на политические процессы в Израиле. Они хотят вступить в большую партию и изменить ее изнутри. И не просто изменить, а просто вывернуть ее наизнанку. Мы не можем закрывать на это глаза и говорить, что ничего особенного не происходит. Когда критическая масса новых членов вступает в такую демократическую партию, как наша, которая приветствует всех новых членов, то есть опасность подрыва партии изнутри.

— Эли Коэн, Вы, да и многие другие деятели «Ликуда» говорите, что в Израиле должно быть только две партии — правая и левая, «Ликуд» и «Авода», как в Америке. Так неужели Вы хотите, чтобы люди с правыми убеждениями пришли в партию «Авода»?

— Во–первых, я тоже человек правых убеждений, нашел свое место в «Ликуде», как и многие другие, я надеюсь. Но ведь в стране есть много других правых партий, придерживающихся более правых взглядов, чем «Ликуд». Моше Фейглин мог бы найти свое место там, или создать собственную партию накануне выборов.

— Вам бы не хотелось видеть все эти партии в «Ликуде?»

— Очень хотелось бы. В 1992 году мы потерпели сокрушительное поражение из–за распыления сил. Можно создавать новые партии. Можно создать коалицию накануне выборов. Но нельзя вступать в партию, чтобы изменить ее изнутри. Мы ведь тоже не дети. Мы видели, что произошло во время последнего заседания Центра «Ликуда». Я, между прочим, тоже голосовал против создания палестинского государства.

— Так, что же Вы хотите?

— Знаете, как говорят водители, «лучше быть умным, чем правым». Мне не хотелось, чтобы именно в это время меня спрашивали, согласен я на создание палестинского государства, или нет.

— Наше время истекает. Ответьте только на еще один вопрос. Вы считаетесь сторонником Биньямина Нетаниягу?

— Отнюдь нет. У нас совершенно разные взгляды.

— Большое спасибо. Теперь позвольте представить Моше Фейглина.

Захват власти в «Ликуде» извне? Именно этого вы добиваетесь?

— Во–первых, я счастлив сообщить Эли Коэну и его покровителю Нетаниягу, что тысячи, я подчеркиваю тысячи людей, в том числе и старые «ликудники», ветераны, борцы еврейского подполья ЭЦЭЛ и ЛЕХИ присоединились к «Еврейскому руководству» и очень рады, что, наконец, нашелся человек, который готов отстаивать идеологию, а не синекуры, выгодные сделки и тому подобное. Наконец, у нас вновь забил чистый родник. Когда–то источник оказался загрязненным, что вызывало недовольство у старых бойцов, таких как бойцы ЛЕХИ. И вот приходят новые люди, и начинают работу по его очищению, по возврату к истокам. Широкая общественность «Ликуда», не относящаяся к категории партийных интересантов, обрадовалась переменам, поддержала их, и, в результате люди стали присоединяться к нам. Мы сейчас направляем наши усилия на привлечение ветеранов «Ликуда».

— То есть, вы хотите сказать, что вы — истинный «Ликуд?»

— Жаль, что Вы не спросили Эли (Коэна) перечитывал ли он в последнее время устав партии. Позвольте мне прочитать только один пункт устава, который гласит: «Соблюдение права еврейского народа на всю территорию Эрец Исраэль, извечного его права, которое не может быть отменено, обеспечение безопасности еврейских поселений на всей территории Эрец Исраэль и распространение на них нашего суверенитета». В соответствии с уставом «Ликуда», мы должны распространить израильский суверенитет на всю территорию Эрец Исраэль, Иудею, Самарию и сектор Газы немедленно.

Эли Коэн вмешивается в речь Фейглина и заявляет:

Вы только вчера вошли в мой дом, и уже поучаете меня. Вы пытаетесь диктовать мне те взгляды, на которых я вырос. Не надо меня поучать. Вы преследуете собственные политические интересы».

Моше Фейглин продолжает:

— Это, на самом деле, пример того, что сделали с «Ликудом» люди типа Эли Коэна. Теперь вернемся к нашей теме. Действительно, в «Ликуде» есть много желающих покомандовать, и делают это все, кому не лень, и в первую очередь люди, приближенные к премьер–министру, то сын премьер–министра, то люди, не принадлежащие к национальному лагерю, киббуцники тоже начинают командовать, но все в «Ликуде» при этом молчат. Все всё понимают. Все в порядке вещей, это «джобники», у них есть свои интересы.

Эли Коэн:

Но против этого мы протестовали.

Моше Фейглин:

— Ну конечно, Эли Коэн рассылает письма к членам Центра. Это производит на них большое впечатление. Да сам премьер–министр командует киббуцниками. И вот как только приходит идеологическое движение, и возвращает «Ликуд» к истокам, то тут же находится кто–то, кто подсылает Эли Коэна выразить свой протест.

— Спасибо. Эли Коэн, Ваше слово

— Да, мы собираемся выступить против мобилизации киббуцникиков и членов профсоюзов ради узких личных интересов. Но этот человек преследует собственные интересы. Он только вчера вошел в мой дом и уже поучает меня. Неплохо бы ему самому познакомится с традициями. Пусть почитает Жаботинского.

— Большое спасибо, Эли Коэн

Этот весьма показательный диалог корреспондент радиостанции «Седьмой канал» Семен Каплан попросил прокомментировать Асю Ентову, члена секретариата движения «Еврейское руководство».

Ася Ентова сказала, что главная задача движения не влиться в партию «Ликуд», а вернуть этой партии лицо, которое она потеряла за последние десять лет. Она считает, что Эли Коэн не напрасно опасается притока новых членов партии, разделяющих сионистские, еврейские взгляды «Еврейского руководства», которые настроены гораздо более решительно, чем нынешний истеблишмент. При этом Моше Фейглин не собирается менять устав партии. Он хотел бы просто возродить те ценности, которые когда–то отличали «Ликуд».

По ее словам, «за последние 10 лет, а может и больше, «Ликуд» просто потерял свое лицо. Перед предыдущими выборами была такая реклама: «Почему вы хотите голосовать за «Ликуд», ведь он ничем не отличается от «Аводы?» Процесс «Осло» привел к тому, что у нас все партии, по всему политическому спектру, сильно сдвинулись влево. Те, кто были в центре, стали левыми, те кто были справа, стали центристскими. Когда–то у партии «Херут», из которой вырос «Ликуд», был такой гимн: «Два берега у реки Иордан, этот наш, и этот тоже наш». Когда–то, даже на моей еще памяти, когда мы приехали двенадцать лет назад, самые левые партии боялись произносить слово «палестинское государство», потому что тогда их избиратели бы их покинули. Сегодня все утверждают, что палестинское государство — это свершившийся факт, что у нас нет альтернативы, и так далее, и так далее. То есть, на наших глазах происходит сдвиг всех партий влево, и правый фланг просто оголяется, и «Ликуд» вместо той партии, которой он был, либеральной, сионистской, еврейской, сдвигается куда–то в совершенно непонятную партию центра, с совершенно непонятной программой. Наша задача — вернуть «Ликуд» к его ценностям. Для этого и была создана группа «Шомрей эрхей Ликуд» — «Хранители ценностей Ликуда». То есть группа, которая защищает ценности «Ликуда» внутри самого «Ликуда», и туда вошел отнюдь не один только Моше Фейглин, а многие–многие старые члены «Ликуда».

Ася Ентова отказалась называть точную цифру вступивших в «Ликуд» по призыву Моше Фейглина, но считает, что удельный вес этого призыва достаточно велик и обеспечит движению место в Центре «Ликуда». По поводу сенсационных сообщений о вступлении в «Ликуд» киббуцников, то есть традиционного электората партии «Авода», Ася Ентова сказала, что и этот факт можно объяснить как стремление некоторых киббуцников вернуться к своим истокам. Ведь когда–то киббуцы были форпостами сионизма. Самым фактом своего существования на этой земле они теснили отсюда арабов. Перерождение киббуцного движения произошло позднее, и мы должны только приветствовать их возвращение к идеям сионизма.

Заявления Эли Коэна о намерении бороться с Моше Фейглиным не застали руководство движения врасплох. Оно прекрасно отдает себе отчет, что в «Ликуде» идет острая борьба за власть, в том числе и за кресло премьер–министра. Борьба ведется в основном между лагерем Шарона и Нетаниягу. К сожалению, ни тот, и ни другой не выполнили своих предвыборных обещаний. Биби не отменил «Осло», а Шарон так и не смог предложить эффективных мер по борьбе с террором. Партия пока не выдвинула из своих рядов лидера, способного отстаивать идеи и ценности, за которыми стоят миллионы людей. «Будем надеяться, что нам повезет», — на такой оптимистической ноте закончила свое выступление Ася Ентова.

Перевод Виктории Вексельман
4 Августа 2002