No.9 (051)

сентябрь 2002г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Раввин Ш.-Я.Вайнберг
Дал я перед вами землю
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней
Б.Голден
Послания
Я.Натан
Пора сделать выбор
Б.Шустеф
Позвольте вам выйти вон
В.Островский
Арабский менталитет
Я.Черниховская
Уголок фитотерапевта

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
Дж.Фара
Бин Ладен победил
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ИЗРАИЛЬ И ПАЛЕСТИНЦЫ

Борис Шустеф 

Позвольте вам выйти вон

В израильском лесу сдох медведь. Да не просто медведь: медведище! Начальник генерального штаба Моше Яалон поверг в шок весь израильский истэблишмент, заявив, что, идя по ословскому пути, палестинская администрация намерена претворить в жизнь поэтапный план уничтожения еврейского государства. Подобное заявление на фоне поголовного оболванивания народа большинством его лидеров, было воспринято, как глоток свежего воздуха в напрочь закупоренной комнате. В интервью, напечатанном 30 августа в Гаарэце, которое Яалон дал Ари Шавиту, перед израильтянами предстал честный человек, напрочь отказавшийся вступать в политические дискуссии и откровенно сказавший, что палестинские арабы очень серьезно угрожают существованию Израиля.

Евреи, казалось бы должны быть научены трагическим опытом. Накануне второй мировой войны Гитлер недвусмысленно заявлял, что война приведет к уничтожению еврейства. Ему не верили. Теперь лидеры палестинских арабов откровенно говорят и пишут о своих целях, а евреи опять им не верят. Вот к примеру, что написал 30 мая 2000 года в газете «Ал–Айам» арафатовский министр снабжения Абед Эль–Азиз Шахьян: «Палестинский народ принял ословское соглашение в качестве первого шага, а не как окончательное соглашение, учитывая, что борьба и война непосредственно на территории [Палестины] гораздо более эффективны, чем из далеких земель [то есть из Туниса, где базировалась ООП].. Палестинский народ продолжит борьбу для достижения целей революции 1965 года».

Что именно имел в виду министр, не секрет, благо об этапах «большого пути» арабы говорят громко и членораздельно. 25 ноября 1999 года газета «Ал–Хайат ал–Джадида» процитировала арафатовского помощника Османа Абу–Арбию, разложившего все по полочкам. «Цель этого этапа — установление независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме. Когда мы его достигнем, это будет положительным шагом, и он приведет нас к следующему этапу другими путями и средствами. Каждый палестинец должен четко и ясно понимать, что независимое палестинское государство со столицей в Иерусалиме — это не конец пути. Создание палестинского государства — это только один этап, после которого последует следующий этап — создание демократического государства во всей Палестине [вместо Израиля]».

То, что «каждый палестинец» это понимает — нет абсолютно никаких сомнений. В качестве доказательства достаточно указать на то, что согласно опросу, проведенному среди палестинских арабов 18–21 августа, 88% опрошенных высказались против и категорически против того, чтобы «после достижения мира между палестинской стороной и Израилем, была создана школьная программа, которая признавала бы Израиль и не требовала бы возвращения палестинцам всей Палестины».

К сожалению с евреями в этом плане дело обстоит несоизмеримо хуже. Им можно процитировать десять, сто, тысячу заявлений арабов, в которых те откровенно говорят какая судьба уготована Израилю, но результат будет один и тот же. Заявления войдут через одно ухо и благополучно, не задев мозговых извилин, выйдут через второе, ибо многие евреи все еще упорно придерживаются лозунга чеховского ученого соседа — «этого не может быть, потому что не может быть никогда!» Это про них написал Йони Нетаниягу: «Здравый смысл говорит им, что арабы не оставили свою главную цель — уничтожение государства, но самоуговоры и самообман, который всегда преследовал евреев, опять в действии. Это — наша страшная трагедия. Они хотят верить, и они верят. Они не хотят смотреть, и закрывают глаза. Они не хотят извлекать уроки из тысячелетней истории, поэтому они искажают ее».

Первая и главная аксиома арабо–еврейских отношений гласит: арабы никогда добровольно не смирятся с еврейским присутствием в Эрец Исраэль. И хотя аксиомы в доказательствах не нуждаются, эту аксиому можно доказать со стопроцентной математической точностью. Ее подтверждает вся предыдущая история. Как сказал в интервью Яалон, «Мы должны понимать: палестинцы вернули нас к Войне за Независимость. Сегодня ясно, что государство Израиль, как еврейское государство, по–прежнему остается инородным телом в регионе. Понадобятся поколения, пока различные элементы в регионе смирятся с его существованием».

Яалон сказал, что в идущей сейчас войне с палестинскими арабами исключительно важную роль играет то, что арабы вынесут из этой войны. «Факты, которые определяются в этой конфронтации — в том плане, как они запечатлятся в сознании палестинцев — имеют решающее значение... Если они будут чувствовать к концу конфронтации, что могут победить нас путем террора, наша ситуация станет все более и более тяжелой... Когда улавливаешь суть [происходящего] становится ясно, что делать. Надо сражаться за свою жизнь».

Яалон подчеркнул, что беды израильтян проистекают из–за того, что «они думают как израильтяне, а не как палестинцы». Именно эти слова израильского генерала и дают ответ на все вопросы. Израильские евреи пытаются разрешить проблемы в создавшейся ситуацию, рассматривая их исключительно со своей точки зрения. Они действуют так, как хотели бы, чтобы по отношению к ним действовали арабы, если бы находились на их месте. Когда сионисты–социалисты в начале прошлого века вели борьбу за создание еврейского государства они были готовы довольствоваться даже крохотным кусочком Эрец Исраэль, при условии, что легитимность их государства будет признана мировым сообществом. Поэтому огромная масса израильских евреев сегодня искренне верит, что именно об этом «мечтают» и палестинские арабы — получить кусочек Палестины для создания там государства.

Здесь–то и заключена ошибка. Арабы смотрят на вещи совершенно иначе. Они воспринимают евреев, как незваных пришельцев, отобравших у них землю, и теперь с позиции богатого дяди, смахивающих им несколько крошек с барского стола. И если евреи, были готовы довольствоваться корочкой, брошенной им в 1947 году мировым сообществом, то арабы, считающие всю землю Палестины своей, от израильской подачки гордо отказываются. Ведь в их сознании вся земля принадлежит им, так на каком тогда основании делиться с евреями?

Напрашивается вопрос, можно ли изменить ментальность арабов, повлиять на нее таким образом, чтобы они перестали считать всю Палестину своей? Только самый неисправимый оптимист может дать на него положительный ответ. Реалист же скажет, что сделать такое абсолютно невозможно. Если не удалось повлиять на ментальность арабов на протяжении целого века, если 54 года существования государства не заставили арабов признать еврейское государство (договоры с Египтом и Иорданией нисколько не уменьшили ненависть, которую питают к Израилю рядовые египтяне и иорданцы, ненависть, всячески поощряемую руководством этих стран), то на каком основании можно сделать вывод, что отношение к Израилю изменится, если будет создано арабское государство в Иудее, Самарии и Газе?

Что изменится в сознании арабов после возникновения такого государства? Разве от этого для них легитимность Израиля станет более законной? Конечно нет. Наоборот, они сделают совершенно противоположный вывод. Рассуждать будут примерно так. Раз Израиль, такое сильное в военном отношении государство, отдал нам земли Иудеи, Самарии и Газы, значит он не чувствует, что имеет на них право. Коль он отказался от земель, которые были центральной частью еврейского государства в древности, значит у него нет никаких моральных оснований удерживать остальные земли. Нам никогда раньше не удавалось заставить евреев расстаться со своими историческими землями. Раз удалось один раз, значит мы на правильном пути, и сможем отобрать еще.