No.1 (055)

январь 2003г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
И.Фрумес
Прости нас
А.Саттон
На пороге истории
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней
Ш.Зэеви
Батальон "Алия"
Б.Калюжный
Боец батальона "Алия" Йорам Лихтинштейн
А.Леви
Властители Содома
К.Либскинд
Йоси Гиносар
Дж.Вулси
IV Мировая война
Я.Черниховская
Уголок фитотерапевта
А.Каплан
Воды Эдена - таинство миквы
С.Динкевич
Евреи, иудаизм, Израиль

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
А.Саттон
На пороге истории №49, №53, №55
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней51, №52, №53, №54, №55
Раввин Ш.-Я.Вайнберг
Дал я перед вами землю
Последнее письмо солдата
Д.Инхоф
Мир на Ближнем Востоке
А.Левин
Мы построим третий храм №42, №43, №44
А.Леви
Мы пришли, чтобы изгнать тьму
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
СУДЬБЫ МИРА И АМЕРИКИ

Джеймс ВУЛСИ 

IV Мировая война

Окончание. Начало см. №12, 2002 г.

Речь Джеймса Вулсея (James Woolsey), бывшего директора ЦРУ, произнесенная 16 ноября прошлого года в Американском военном колледже.

Три упомянутых ранее мусульманско-фашистских движения, я думаю, требуют несколько различных тактик борьбы с ними.

В каком-то смысле самая интересная ситуация сейчас складывается в Иране, правящие круги которого - шииты - сидят на пороховой бочке.

Несколько подробнее. Относительно небольшая группа религиозных лидеров - мулл - составляет правящую верхушку. Их положение так же устойчиво, как и положение обитателей Кремля в 1988 году или властителей Версаля в 1788. Буря над их головами ещё не разразилась, но если они всмотрятся в горизонт, то увидят скопление темных облаков.

Власти Ирана уже потеряли студентов. Они потеряли женщин. Они потеряли храбрых и, насколько возможно, независимых редакторов газет и профессоров, многие из которых сейчас в тюрьмах. Некоторые приговорены к смерти, многих пытали.

Власти теряют поддержку даже уважаемых в массах больших аятоллов. Аятолла Монтазери, очень смелый человек, публично выступавший против убийц-самоубийц, уже пять лет находится под домашним арестом. В начале прошедшего лета аятолла Тахери, который сначала сильно поддерживал мулл города Эсфахан, опубликовал против них обличительный материал, обвинив в том, что они поддерживают широкое использование пыток, поддерживают терроризм и глубокое неравенство между основным населением и исламской верхушкой.

У властей Ирана большие проблемы со студенчеством. Огромное количество студенческих демонстраций. Власти для борьбы со студентами импортируют убийц-душителей из Сирии, которые не говорят на фарси и с тупой последовательностью подавляют студенческие волнения.

Я думаю, что в Тегеране назревают скорые перемены. Поверхностный взгляд покажет, что муллы захватили, практически, всю власть. В их распоряжении нефте-доллары, армия и другие атрибуты власти. Но глубоко под поверхностью происходят тектонические подвижки.

Что касается действий руководства нашей страны по отношению к Тегерану, я думаю, президент делает абсолютно верные вещи. В начале лета, после очередной студенческой демонстрации, он заявил, что США были на стороне студентов, а не стороне властей (мулл). Эта вызвало бешенную реакцию со их стороны. Но я думаю, что президент показал свою проницательность и дальновидность.

Далее в речи господина Вулси делается анализ положения в Ираке в связи с результатами инспекции Бликса. В этом аспекте мы сейчас располагаем большей информацией, чем автор несколько месяцев назад. Единственное, что, видимо, стоит отметить - это его критическое отношение как к руководителю команды инспекторов Хансу Бликсу ("один из бюрократов ООН, выбранный Кофи Ананом за то, что тот меньше других раздражал Садама Хуссейна") и явное неудовольствие поведением самого Кофи Анана, которое автор рассматривает как соглашательское и нерешительное.

Автор считает правящую в Ираке партию БААС самой главной проблемой Свободного мира на ближайшее время.

"Я не верю, - говорит он, - что существует какой-либо путь решения проблемы Ирака без насильственного свержения Хуссейна. Я бы хотел, чтобы это было не так, но я не вижу никакого другого пути.

По мере того как время уходит, по мере того как проходит зима, а зима - это время, когда мы можем наиболее успешно воевать в этом регионе, потому что надо использовать тяжелую противохимическую одежду. Если зима пройдет, нам придется ждать следующей зимы, пока мы сможем снова атаковать, но через год Садам будет ещё ближе к ядерному оружию и будет иметь лучшие средства доставки запрятанного сейчас химического и бактериологического оружия. Это досадно. Это несчастье. И это дилемма, которую мы должны решить, президент должен решить. И я считаю, что он заслуживает того, чтобы его поддержать, какое решение он бы не принял".

Третья группа - исламские сунниты - это аль-Каеда и многие другие. Есть масса признаков, указывающих на то, что эта группа будет самой большой головной болью для Западного мира. У них могучее нефте-долларовое финансирование из Залива, в основном, из Саудовской Аравии. Они богаты и сами по себе, и живут в богатом окружении. В этой группе представлены около 60-ти стран. В то же время они фанатичны не менее вакхабитов, которые, впрочем, их ближайшие идеологические родственники. Все они патологические анти-западники, анти-современны, анти-христиане, анти-евреи. Если вы хотите почувствовать их инфраструктуру, интеллектуальную инфраструктуру, если их способ мышления можно назвать интеллектуальной деятельностью, сходите на их web-sites. Я познакомился с проповедями, которые они читают по пятницам по всей Саудовской Аравии. Перед тем как обсуждать тактику и стратегию борьбы с ними в наших высших эшелонах власти, я просмотрел несколько таких проповедей, прочитанных за последние две-три недели.

Три главные темы, которые обсуждались в то время.

Первая - все еврей свиньи и обезьяны. Вторая - все христиане и евреи враги и наша обязанность их ненавидеть и уничтожать. И третья - женщины в Соединённых Штатах регулярно делают кровосмешение со своими отцами и братьями и это обычная и общепринятая вещь в Америке.

Для нас это звучит дико, но для них в этом нет ничего экстра ординального. Это обычная вакхабитская точка зрения. Одно вакхабитское духовное лицо в Саудовской Аравии было недавно проинтервьюировано репортером из Washington Post. Репортер спросил его: "Скажите мне. Я христианин. Вы ненавидите меня?" И этот духовный лидер ответил: "Да, конечно, если Вы христианин, я ненавижу вас. Но я не собираюсь вас убивать". Это уже модернизированная точка зрения. И мы должны понимать, что озлобленный германский национализм 1920-х и 1930-х годов был почвой, на которой вырос нацизм. Хотя не все германские националисты стали нацистами, но это была почва, на которой он вырос. Точно так же фанатично-озлобленная форма Ислама и вакхабизма в Саудовской Аравии - сейчас это почва, на которой растет анти-западный и анти-американский терроризм.

Надвигается долгая война, действительно, очень долгая. Я надеюсь не такая долгая, как почти 40-летняя Холодная война, но определенно дольше, чем Первая или Вторая мировые войны. Все-таки, я боюсь, этот период будет измеряться десятилетиями.

Есть ли какие-либо пути решения этой надвигающейся с нарастающей скоростью проблемы? Есть ли потенциальная возможность покончить с терроризмом? Я намереваюсь сейчас построить некое, скорее идеалистическое представление, и, я думаю, есть только одна вещь, которую мы можем и должны делать.

Если взглянуть на мир, каким он был 85 лет назад, весной 1917 года, когда наша страна вступила в Первую мировую войну, существовало 10-12 демократических государств в мире. Соединённые Штаты, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Британия, Франция, Швейцария и парочка стран на севере Европы. В остальном - это был мир Империй, королевств, колоний и различных типов авторитарных режимов. Сейчас Дом Свободы насчитывает 120 из 192-х стран в мире. Мир поделен примерно поровну между теми, кого в Доме Свободы называют Свободными, скажем, США и теми, которых можно назвать частично свободными, такими как Россия. Но, тем не менее, существует 120 стран с различного рода парламентами, конкуренцией на выборах и каким-то управлением под властью закона.

Это грандиозное изменение за время жизни одного человека: от 10-12 до 120 демократических стран в мире. Ничего подобного не происходило на протяжении всей моровой истории. Излишне говорить, что и мы приложили к этому руку, как и в победе в Первой мировой войне, доминируя вместе с Британией, так и во Второй мировой войне. В конце концов мы победили и в Холодной войне.

Это несмотря на то, что много людей цинично говорили о наших попытках, как о пустой затее - Германия никогда не сможет стать демократическим обществом, Япония никогда не сможет стать демократическим обществом, Россия никогда не сможет стать демократическим обществом, никто с философией китайского конфуцианства не может организовать демократическое общество. И, хотя, это потребовало некоторых усилий с нашей стороны, но немцы и японцы, а сейчас даже Россия и тайваньцы, кажется, поняли все преимущества демократического образа жизни. Несмотря на огромное различие в культурах упомянутых стран, которые очень отличаются от англо-саксонского мира с его парламентом и от ранних Соединенных Штатов, масса людей, кажется, поняли преимущества свободного образа жизни.

В мусульманском мире за исключением 22-х арабских стран, в которых нет никаких признаков демократии, есть страны, которые управляются разумными правительствами и медленно двигаются в сторону демократии. Примером может служить Бахрейн и некоторые другие страны. 24 преимущественно мусульманские неарабские страны можно назвать полудемократическими. Туда входят беднейшие страны. В то время как Бангладеш и Мали-Мали - это страны идеальной демократии. Около 200 млн. мусульман проживают в демократической Индии. За исключением одной провинции, они находятся в мирном сосуществовании со своими соседями-индусами.

По историческим и культурным причинам сложилась особая ситуация на Ближнем Востоке. За исключением Израиля и Турции, Ближний Восток - это скопище недемократических режимов. Там, в основном, два типа правительств: патологические диктаторы и шаткие деспотические автократии. Это далеко не лучшая смесь. 5 из этих стран: Иран, Ирак, Сирия, Судан и Ливия так или иначе поддерживают терроризм. Каждая из них разрабатывает тот или иной вид оружия массового поражения.

Я не верю, что террористическая война, развязанная на Ближнем востоке, может исчезнуть с лица Земли, до тех пор пока мы не изменим само лицо Ближнего Востока. Сейчас это невероятно трудная задача. Но она не так трудна, как те, которые мы уже решили раньше (Тут автор выдает себя. Он невероятный оптимист. Перед нашей цивилизацией ещё не стояло такой невероятно сложной задачи, как та, что накатывается на нас сейчас. С каждым месяцем это будет становиться все очевидней и очевидней для всех. - Прим. ред. ).

В 1917 году Европа была преимущественно монархическая, имперская и автократическая. Сейчас, за исключением Беларуси и Украины, это преимущественно демократические страны, даже включая Россию. Изменения, которые произошли за последние 85 лет - это примечательные достижения. Те, страны, которые ещё не принадлежат к демократической части мира, кто ещё со злобой и параноидальной подозрительностью относится к любой попытке повлиять на их восприятие реальности, представляют из себя большой вызов. В наибольшей степени это касается арабского Ближнего Востока. Но я должен сказать, что как террористы, так и патологические диктаторы, такие как Садам Хуссейн, так же как и автократы-варвары, скажем, саудовская королевская семья, должны понять наконец, что сейчас - четвертый раз за последние 100 лет - мы разбужены и наша страна вышла в поход. Мы не выбирали это сражение, но мы с нем участвуем. И, будучи вовлеченными в этот поход, мы имеем только один выход - мы намерены победить. Мы выиграли I Мировую войну, сражаясь за 14 пунктов Вильсона. Мы выиграли Вторую мировую войну, сражаясь за Атлантическую хартию Черчилля и Рузвельта, и мы выиграли Третью мировую войну, сражаясь за идеи справедливости, наилучшим выразителем которых был президент Рейган, а в начале президент Трумэн. Важно подчеркнуть, что это не была война нас против них. Это не была война между странами. Это была война свободы против тирании. Мы должны убедить простых людей на Ближнем Востоке, что именно мы на их стороне, как мы убедили Леха Валенсу, Вацлава Гавела и Андрея Сахарова. Мы на их стороне.

Это займет время. Это будет трудно. Но, я думаю, нам необходимо сказать, как террористам, так и диктаторам, как впрочем и авторитарным режимам, которые время от времени дружественны с нами, что мы знаем и понимаем, что мы намереваемся пощекотать им нервы. Мы хотим, чтобы уважаемые господа террористы и диктаторы всех мастей осознали, что четвертый раз за последние 100 лет наша страна в военном походе и мы на стороне тех, кто запуган и забит больше всего - мы на стороне их собственного народа.

Перевод Б.Калюжного.