Rambler's Top100

No.2 (056)

февраль 2003г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Бой на высоте-26. как это было
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней
Ш.Авинер
Нужен ли Хеврон
М.Гуревич
На Иудею опустилась ночь
И.Слуцкая
«Мы охраняем и поселения, и нашу столицу…»
Пресса о батальоне «Алия»
А.Гержгорин
В поисках стрелочника
Б.Шул
Выступление
С.Канал
Элитные части Ирака готовятся к биохимической войне
С.Динкевич
Евреи, иудаизм, Израиль

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
А.Саттон
На пороге истории №49, №53, №55
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней №51, №52, №53, №54, №55, №56
Раввин Ш.-Я.Вайнберг
Дал я перед вами землю
Последнее письмо солдата
Д.Инхоф
Мир на Ближнем Востоке
А.Левин
Мы построим третий храм №42, №43, №44
А.Леви
Мы пришли, чтобы изгнать тьму
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ «СПЕКТР»

Соломон ДИНКЕВИЧ 

ЕВРЕИ, ИУДАИЗМ, ИЗРАИЛЬ
Главы из книги

V I
Антисемитизм
От возникновения до Катастрофы

Дело Дрейфуса (продолжение, начало см. «Спектр» №1, 2003 г.)

Что же случилось, как всё началось? В 1894 году французская разведка перехватила секретный документ, адресованный германскому атташе (его выудила из мусорного ведра атташе шпионившая французская уборщица). Обвинение пало на военного инженера капитана Альфреда Дрейфуса (1859–1935). Его обвинителями были майор Юбер Анри и полковник Сангер, оба — германофилы и антисемиты. Все обвинения и показания под присягой были ложными. Военный трибунал приговорил Дрейфуса к пожизненному заключению на острове Дьявола вблизи Французской Гвинеи. Вскоре французскую разведку возглавил Жорж Пикар. Заподозрив, что «дело Дрейфуса» сфабриковано, он начал новое расследование и довольно быстро обнаружил, что действительным шпионом (письмо было написано его почерком!) был майор граф С.Эстергази, игрок и транжира, пытавшийся заработать на информации о секретном военном соглашении между Францией и Россией, заключённом в январе 1894 года. (Добавим к этому, что Эстергази был большим антисемитом, соавтором Э.Дрюмона по книге «Еврейская Франция», ставшей «библией юдофобов» и выдержавшей к настоящему времени 100 (!) изданий). В это же время разведка перехватила ещё одно письмо Эстергази германскому военному атташе. Владея этим материалом, Пикар, тем не менее, не смог оправдать Дрейфуса, поскольку бывший глава разведки и друг Эстергази майор Анри представил высшему командованию Франции поддельные документы против Дрейфуса и добился отставки Пикара. Новую кампанию против Дрейфуса возглавил сам Эстергази.

И всё же у Дрейфуса нашлись сторонники среди оппозиции во Французском парламенте. Его поддержали и некоторые журналисты, включая Жоржа Клемансо, будущего премьер–министра в годы Первой мировой войны. Бернар Лазар публикует в Брюсселе в 1896 году памфлет: «Юридическая ошибка: правда о деле Дрейфуса», где впервые заявляет, что Дрейфус был осуждён только потому, что он — еврей. Затем последовал суд над Эстергази, и, несмотря на убедительные улики против него, Эстергази был оправдан. Тогда 13 января 1898 года знаменитый писатель, автор 20–ти томов эпопеи «Ругон–Маккары» Эмиль Золя публикует в газете «Орюр», издававшейся Клемансо, открытое письмо президенту Франции «Я обвиняю», в котором назвал поимённо всех виновных. Статья Золя произвела сильнейшее впечатление, она расколола страну на два непримиримых лагеря: дрейфусаров и антидрейфусаров (Марсель Пруст называл себя позднее «первым дрейфусаром»). Э.Золя собираются судить, он бежит в Англию, а суд заочно приговаривается его к году тюрьмы и штрафу. По стране прокатилась волна еврейских погромов: Нант, Бордо, Марсель, Тулуза, Гавр, Орлеан... Позднее в том же 1898 году майор Анри признаётся, что это он сфабриковал дело Дрейфуса и кончает жизнь самоубийством. Эстергази бежит сначала в Бельгию, затем в Англию. В 1899 году Дрейфуса возвращают в Париж и устраивают новый суд. Этот суд вновь признаёт его виновным в шпионаже, однако заменяет пожизненное заключение 10 годами тюрьмы, пять из которых Дрейфус уже отбыл на острове Дьявола. Вскоре президент Франции помиловал Дрейфуса, однако дело его продолжает сотрясать Францию. В 1906 году к власти приходят «левые» и назначается апелляционный суд. Он полностью оправдывает Дрейфуса, и 22 июля 1906 года восстанавливает во всех правах. Дрейфус награждён орденом «Почётного Легиона», получает звание майора и уходит в отставку. Руководитель разведки С.Пикар стал военным министром.

До самой смерти Альфред Дрейфус так и не понял, какую роль он сыграл в истории и судьбе мирового еврейства на рубеже XIX и XX веков. В 1914 году 55–летний Дрейфус вновь призывается в армию, в чине подполковника участвует в Первой мировой войне. Стоит отметить, что одним из яростных врагов Дрейфуса был Филипп Петен, будущий маршал, герой Первой мировой войны и союзник Гитлера во время Второй мировой войны.

«Протоколы сионских мудрецов»

С третьим разделом Польши (1795 г.) во время правления Екатерины II в Российской империи оказалось значительное еврейское меньшинство. И вся последующая история российского еврейства — это история религиозных преследований, гонений со стороны правительства, принудительных переселений, социальной изоляции и массовых погромов. 1–го марта 1881 года был убит царь Александр II. Во время последовавшей пасхальной недели еврейские погромы прокатились по южным и западным губерниям. Все они были инспирированы властями, однако, и «Народная воля» тоже приложила к этому руку, полагая, что погромы ускорят всеобщее восстание. В одной из своих прокламаций они призывали народ: «Мстите вашим господам, грабьте евреев, убивайте чиновников!» Царя Александра II сменил его сын Александр III (после Варшавского погрома он сказал генерал–губернатору Гурко: «Сердце моё радуется, когда бьют евреев, но дозволять этого ни в коем не следует» — А.А.Бовин, «Записки ненастоящего посла»). Его наставник, обер–прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев имел целую программу решения «еврейского вопроса»: «одна треть должна эмигрировать, другая — умереть, а третья — ассимилироваться путём крещения». Однако за весь XIX век только 85 тыс. евреев перешло в христианство, более миллиона эмигрировали, и многие приняли участие в политической деятельности. Евреи входили в партии конституционных демократов (кадетов), социал–демократов (еврейская рабочая партия Бунд возникла на год раньше, чем РСДРП, куда также входили евреи), социал–революционеров (эсеров), сионистов, ратовавших за алию в Эрец–Исраэль.

Чтобы дискредитировать нарастающее революционное движение, в который уже раз евреев используют в качестве «козлов отпущения»: «Евреи — враги царя и отечества». В 1902 году фабрикуется «документальное обоснование» их преступной деятельности — «Протоколы сионских мудрецов», самая живучая в истории фальшивка. В истории ХХ века она сыграла не менее ужасную и кровавую роль, чем «Коммунистический манифест» Маркса и Энгельса. Впервые «Протоколы» были опубликованы в петербургской газете известного черносотенца П.Крушевана «Знамя» в августе–сентябре 1903 года под названием «Программа завоевания мира евреями». Затем в 1905 году «Протоколы...» составили приложение к книге Сергея Нилуса «Великое в малом: Антихрист как близкая политическая возможность». В этом же году их издаёт Бутма под названием «Корень наших бед». Всего «протоколов», якобы имевших место секретных заседаний «еврейских мудрецов», было 24. Первые 10 содержат программу разрушения христианского мира путём пропаганды демократических свобод, подкупа прессы, гонки вооружений, провоцирования войн и всеобщей анархии. Остальные 14 «протоколов» содержат описание будущего мира под управлением евреев. Савелий Дудаков («Парадоксы и причуды филосемитизма и антисемитизма в России», Москва, 2000 г.) обращает внимание на полное отсутствие в «Протоколах...» каких–либо ссылок на ТАНАХ и Талмуд. Одно это уже абсолютно исключает еврейство «сионских мудрецов». В тоже время «Протоколы...» сплошь «испещрены цитатами — преимущественно скрытыми — из самого популярного, едва ли не школьного репертуара русской классики XIX века», — утверждает киевский историк Владимир Скуратовский, автор книги «Проблема авторства «Протоколов сионских мудрецов», Киев, 2001г.

«Протоколы сионских мудрецов» — это переложение памфлета против правления Наполеона III, не имевшего ни малейшего отношения к евреям и опубликованного во Франции в 1864 году Морисом Жоли под названием «Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье». Многие пассажи обоих сочинений совпадают дословно, если заменить слово «Франция» на «мир», а выражение «Наполеон III и его окружение» на «евреи». Такие пассажи занимают более половины объёма книги. В парижской национальной библиотеке был найден экземпляр памфлета Жоли со специфическими пометками, сделанными авторами фальшивки. К сочинению «Протоколов...» приложили руку агенты российской тайной полиции во Франции Пётр Рачковский и Манусевич–Мануйлов. Однако большинство специалистов считают, что автором «Протоколов...» является Матвей Головинский. Это имя называется в «Краткой еврейской энциклопедии», на него указывает петербургский историк Михаил Лепёхин (статья Бориса Шлаена «Новое о старом: ещё раз о «Протоколах сионских мудрецов», газета «Панорама», № 982, 2000 г.), а также украинский историк Вадим Скуратовский.

Матвей Головинский (1865–1920), внук декабриста и сын участника «дела Петрашевцев», приговоренного вместе с Ф.М.Достоевским к смертной казни и вместе с ним же помилованного. В юные годы Матвей Головинский оказался под покровительством Победоносцева и успешно продвигался по служебной лестнице в департаменте прессы (читай — цензуры) под началом другого патологического антисемита Михаила Соловьёва. В 1900 году Головинского посылают на Всемирную выставку в Париж. Он задерживается там на годы и, владея с детства французским языком, сочиняет «Протоколы...», открыто зачитывая своим знакомым отдельные фрагменты (об этом в 1921 году в Америке заявила известная польская антисемитка княгиня Екатерина Радзвилл, участница тех чтений. Журнал «American Hebrew»). «Протоколы...» были сочинены по заказу Петра Рачковского, главы отделения царской охранки во Франции (Отметим, что в книге С.Нилуса указано, что «Протоколы...» написаны по–французски и он даёт их перевод). Рачковский полагал, что публикация «Протоколов...» явится оправданием и обоснованием российского антисемитизма. Генерал Трепов активно способствовал распространению «Протоколов...» в 1905–07 годах и рекомендовал книгу царю. Прочитав «Протоколы...», Николай II написал на полях: «Наш 1905 (прошёл) точно под дирижёрство мудрецов... Повсюду видна направляющая и разрушающая рука еврейства». Однако после проведенного Столыпиным расследования царю стало ясно, что «Протоколы...» — фальшивка, и он потребовал изъятия книги: «Нельзя защищать чистое дело (избиения евреев. — С.Д.) грязными способами», — пишет Лидия Крейдлина («Главная ложь столетия», № 4, 1996 г.).

Всемирное внимание к «Протоколам...» возникло в 1920 году после публикации в английской «Times» редакционной статьи «Еврейская опасность! Мы требуем расследования». Расследование последовало. 16 августа 1921 года английский журналист Филипп Грейвс опубликовал в «London Times» сообщение о том, что «Протоколы...» являются прямым заимствованием и пересказом памфлета Мориса Жоли. Были опубликованы (параллельным текстом) фрагменты обоих сочинений, и всем стало очевидно, что «Протоколы...» — подделка. Тем не менее за «Протоколы...» ухватились антисемиты всех мастей. Обучаясь в Москве, Альфред Розенберг прочитал «Протоколы...». Покинув Россию в 1918 году, он прихватил их с собой и познакомил с ними Гитлера, который в 1921 году начинает их цитировать, а затем использует в «Mеin Kampf», как одно из оснований своей антисемитской идеологии. Генри Форд прилагает их в качестве бесплатного подарка каждому покупателю его машин.

В 1935 году в Берне (Швейцария) состоялся суд над издателями «Протоколов...» по иску еврейской общины Берна. Это был громкий международный процесс, показания давали Владимир Бурцев, некогда разоблачивший Азефа и Малиновского, известный историк и бывший министр в правительстве Керенского Павел Милюков, юрист Слиозберг, президент Всемирной сионистской организации и будущий первый президент Израиля Хаим Вейцман, главный раввин Стокгольма Эренпрейс и другие. Суд признал «Протоколы сионских мудрецов» фальшивкой и «непристойной книгой» (выражение М.Горького, заявившего сразу после выхода книги С.Нилуса, что «она непристойна и способна запятнать руки каждого, кто к ней прикоснётся»). В 1938 году Владимир Бурцев опубликовал в Париже рассказ об этом процессе — книгу «Протоколы сионских мудрецов» — доказанный подлог». В 1990 году в Москве была опубликована книга Нормана Кона «Благословение на геноцид. Миф о всемирном заговоре евреев и «Протоколы сионских мудрецов», а совсем недавно израильский судья Хадасса Бен–Итто опубликовала беллетризованную историю этого процесса под названием «Ложь, которая не хочет умирать. «Протоколы сионских мудрецов»: столетняя история», 2001 г.

Однако, несмотря на все доказательства, эта фальшивка вновь и вновь переиздаётся чуть ли не во всех странах мира. В СССР её пересказывал Ю.Иванов в книге «Осторожно, сионизм», М., 1969 г. Саудовский король как–то подарил Генри Киссинджеру роскошное английское издание «Протоколов...». Все годы ословских соглашений «Протоколы...» являются бестселлером в автономии Арафата. В ноябре 2002 года в Египте началась демонстрация телесериала «Конь без всадника», являющегося переложением «Протоколов...». Сбылись слова Владимира Бурцева: «Бернский процесс — не конец боя, но лишь первый его этап, отправной пункт чудовищной борьбы между зловредным суеверием, опасным психозом масс и народов, заражённых маниакальным и до крайности злобным антисемитизмом, с одной стороны, и тем, что есть в человечестве наиболее честного и лучшего, с другой стороны».

Дело Менделя Бейлиса

20 марта 1911 года на окраине Киева в пещере на территории кирпичного завода еврея Зайцева было обнаружено тело 12–летнего мальчика Андрея Ющинского. На нём было множество колотых ран. И тело было совсем обескровлено. Это случилось за несколько недель до праздника Песах, и «Чёрная сотня» объявила, что совершено ритуальное убийство. До сих пор так и не установлено, кто совершил убийство. Известно, что Андрей был знаком с сыновьями Веры Чеберяк, содержательницы воровского притона. Скорее всего, он оказался свидетелем какого–то преступления и был убит ворами. Это было сделано поспешно и непрофессионально, поэтому на теле мальчика было множество колотых ран. В полицию пришёл донос: «Мальчика убил жид Бейлис. Доколе мы будем терпеть?» 12 июня Мендель Бейлис, 37–летний еврей (скорее светский, чем религиозный), работавший на кирпичном заводе Зайцева, был арестован. Министр юстиции Щегловитов распорядился вести расследование в направлении сбора доказательств в пользу ритуального убийства. Следствие продолжалось целых два года. Процесс всколыхнул всю стану, да и весь мир успел уже позабыть о «кровавом навете». Против обвинения в ритуальном убийстве выступила интеллигенция: писатели, профессора университетов, студенты. Волна протестов прокатилась по всему миру. Суд в Киеве продолжался месяц — с 25 сентября по 28 октября 1913 года. Состав присяжных — 7 крестьян и 5 мещан и мелких чиновников — привёл в отчаяние Владимира Короленко: «серые мужики» должны принять судьбоносное для России решение. Перед судом предстало почти 200 свидетелей. Обвинение прокурора Виппера поддерживал эксперт в области ритуальных убийств зоологический антисемит ксёндз Пранайтис. Его речь продолжалась много часов. Вот, что он говорил: «Еврейский народ был проклят Моисеем (в пустыне), сказавшим: «Г–сподь поразит вас всеми язвами египетскими». Очевидно, это проклятие исполнилось, поскольку у всех европейских евреев экзема на ягодицах, у всех азиатских евреев — лишай на голове, у всех африканских евреев — фурункулы на ногах, а американские евреи страдают заболеванием глаз, которое превращает их в идиотов. Извращённые раввины нашли средство от этих болезней: они мажут больные места христианской кровью. Когда евреи убивают христианина, они преследуют тройную цель. Во–первых, они удовлетворяют свою ненависть к христианам и думают, что их преступление — это жертва, угодная Б–гу. Во–вторых, это позволяет им заняться магией. В–третьих, поскольку раввины отнюдь не уверены в том, что сын Марии не является мессией, они думают, что, окропляя себя христианской кровью, они могут спастись» (цитирую по книге Л.Полякова «История антисемитизма. Эпоха знаний»).

Защиту Бейлиса поддерживали знаменитые адвокаты Грузберг, Маклаков и Карабчевский. Известные православные богословы, профессора Троицкий и Коковцев выступили против обвинений в ритуальном убийстве евреями христиан. Московский раввин Я.Мазо рядом вопросов к ксёндзу Пранайтизу продемонстрировал его полную дремучесть в области иудаизма. Обвинение разваливалось на глазах. Тогда присутствовавший на суде секретный агент министерства внутренних дел Любимов предложил министру Щегловитову иезуитский план: оправдать Бейлиса, как не имеющего отношения к убийству, но признать ритуальный характер самого убийства. Это даст юридическую силу обвинению евреев в ритуальных убийствах, но лишит их права апелляции, поскольку Бейлис будет оправдан. Щегловитова это предложение вполне устроило, и по его указанию председатель суда Болдырев задал присяжным два вопроса: 1) Был ли Андрей Ющинский убит «таким способом, который вызвал ужасные страдания и привёл к полному истечению крови...» и 2) Виновен ли Бейлис в том, что в сговоре с неизвестными лицами и «по мотивам фанатизма» он совершил это убийство? Присяжные ответили «да» на первый вопрос и «нет» на второй (Даниэль Клугер, «Перешедшие реку», изд. Х.А.М.А., 2000 г.).

Все прогрессивные люди были счастливы, что Мендель Бейлис признан невиновным, и лишь немногие сразу осознали смысл утвердительного ответа на первый вопрос. Царь Николай II осознал (или ему разъяснили). Он подарил Болдыреву золотые часы, сказав: «Очевидно, что произошло ритуальное убийство, но я счастлив, что Бейлис оправдан, потому что он невиновен». Вскоре евреи собрали необходимые деньги, и Бейлис уехал с семьёй в Палестину, откуда в 1920 году семья переехала в Америку, где в 1934 году Мендель Бейлис и скончался. Его младшая дочь Раиса Бейлис жива и проживает в Бронксе, северном районе Нью–Йорка.

Казалось, что в XXI веке не может быт и речи о «кровавом навете». Ан нет, 10 марта 2002 года доктор Умаума Армад Аль–Джалахма из Королевского университета в Аль–Даммаме написала в правительственной газете Саудовской Аравии «Аль–риад», что «хорошо известен исторический факт о том, что на Пурим и Песах евреи убивают христиан и мусульман и используют их кровь для изготовления ритуальных блюд для проведения своих праздников».

 

Евреи в Первой мировой войне

В подавляющем большинстве евреи Европы в начале XX века были уже настолько ассимилированы, что считали себя немцами, французами, англичанами и т.д. — моисеева вероисповедания, а многие уже вообще были нерелигиозными светскими евреями. Часть евреев добровольно, а часть, будучи мобилизованной, воевали в армиях стран проживания. В армии Царской России было 500 тыс. евреев, во Французской и Английской — по 50 тыс., в армии США — 250 тыс., в Германской армии — 100 тыс., в Австро–Венгерской — 300 тыс., Итальянской — 10 тыс. Всего в Первой мировой войне участвовало около 1,3 млн. евреев, из них на стороне стран Антанты порядка 900 тыс.

«Мы оказались в самом центре катастрофы, — писал Макс Нордау (1856–1923). — Рассеянные между всеми государствами мира, мы имели страшную привилегию стать борцами всех станов, в кровавых боях враждующих народов еврей стрелял в еврея, брат закалывал брата. Наши жертвы на алтарь войны чудовищно велики. В ряду народов–мучеников мировой трагедии рок выдвинул нас на первое место».

Страдания гражданского населения всех враждующих стран были ужасны. Уже в самом начале войны, 27 ноября 1914 года российский главнокомандующий разослал начальникам укреплённых районов прифронтовой полосы приказ, в котором евреи именовались «враждебной группой населения». Приказ повлёк аресты евреев, заключение их в тюрьмы, массовую депортацию из прифронтовой полосы, которая включала Прибалтику, Польшу, Галицию. Более 400 тыс. евреев были выселены во внутренние губернии России, на сборы давали не более суток. В апреле 1915 года Бунд опубликовал обращение. В нём говорилось, что «поток кровавых пыток и мучений специально излился на еврейское население тех местностей, где происходит война. Под предлогом якобы нелояльности еврейского населения свирепствуют там военные команды и совершают такие жестокости и преступления, которые напоминают самые жестокие времена средневековья. Военные суды, экзекуции, виселицы, погромы, насилия над женщинами, и, наконец всеобщее изгнание из мест, где евреи жили веками».

«Ожесточение, вызванное войной, нуждалось в жертве, — писал Горький в том же 1915 году, — хитрецы, стремившиеся свалить свою вину на других, указали на евреев как виновников всех наших бедствий».

1 млн. 300 тыс. евреев участвовало в Первой мировой войне. Расскажем об одном из них. Это Иосиф Трумпельдор (1880–1920). Добровольцем он участвовал в Русско–Японской войне 1904 года, проявил исключительное геройство и был награждён четырьмя георгиевскими крестами. Как Георгиевский кавалер он был произведён в офицеры — случай уникальный, ибо он не принял христианство. Тогда же он потерял левую руку и провёл год в японском плену.

В 1912 году он эмигрировал в Палестину, где сблизился со своим ровесником Владимиром Жаботинским (1880–1940). Вместе они занимаются активной деятельностью по созданию Еврейского Легиона в Британских войсках для участия в Первой мировой войне. В 1915 году был создан «Корпус погонщиков мулов», его возглавил английский полковник Джон Гленн Паттерсон, заявивший: «Ничто не доставит мне большего удовольствия, чем возможность сформировать, обучить и вести в бой еврейское боевое подразделение». Трумпельдор в чине капитана стал его помощником, а после ранения Паттерсона возглавил корпус. Корпус принял участия в тяжёлых боях в Галлиаполи (Турция). Хотя в обязанность подразделения входили только доставка на передовую оружия, боеприпасов, продовольствия и вынос с поля боя раненых, фактически все солдаты принимали самое непосредственное участие в боевых действиях. Многие были ранены, включая Трумпельдора, и награждены британскими медалями за отличие.

Этот корпус был первым еврейским воинским подразделением со времён Иудейской войны 65–69 годов н.э.

В 1917 году Трумпельдор возвращается в Россию и обращается к Временному правительству с просьбой сформировать в составе российской армии еврейский легион для участия в войне против Турции на Кавказе. Ничего не добившись, в начале 1918 года он возвращается в Палестину и вместе с Владимиром Жаботинским участвует в организации еврейских отрядов самообороны против арабов, атаковавших многие еврейские поселения. 1 марта 1920 года он погиб в числе 8 защитников поселения Тель–Хай в северной Галилее.

Через неделю, 8 марта 1917 года, Жаботинский выступил в Иерусалиме на митинге памяти героев Тель–Хай, позднее написал стихи. Там есть такие строки:

Укрытый в одинокой могиле
Молча однорукий герой
Несёт дозор на границе нашей земли
.

В честь 8 героев Тель–Хай был назван город Кирьят Шмона («Город восьмерых»).

В 1925 году Владимир Жаботинский организовал молодёжное движение «Бейтар», охватившее в последующие десятилетия еврейскую молодёжь всех стран Восточной Европы. Бейтар — это аббревиатура слов «Брит Йосиф Трумпельдор» — «Союз Иосифа Трумпельдора». В Польше вплоть до начала Второй мировой войны его возглавлял Менахем Бегин.

Периоды и эпохи в нашей истории не совпадают с границами веков и тысячелетий. Согласимся, что Первая мировая война ознаменовала собой конец периода тяжелейшей истории еврейского народа, предшествовавшего Холокосту — попытке «окончательного решения еврейского вопроса» в ХХ веке. К моменту окончания Первой мировой войны мы пережили XIX веков галута. Как нам удалось сохраниться? Тема эта требует специального рассмотрения. Говоря коротко, мы были и остаёмся законопослушными гражданами стран проживания, сохраняя при этом верность Торе. Внося свой вклад в экономику, оборону, науку, культуру и искусство стран, в которых мы живём, мы остаёмся евреями и сохраняем евреями наших детей (ну а те из нас, кто порвали связь со своими отцами и дедами, отказались от их веры, уходят из еврейства в 2–3 поколения). Преемственность поколений спасла нас. Вот что написал о нас в 1919 году Максим Горький: ...» давно уж с детских лет меня подкупил маленький еврейский народ, подкупил своей стойкостью в борьбе за жизнь, своей неугасимой верой в торжество правды — верой, без которой нет человека, а только двуногое животное. Да, евреи подкупили меня своей умной любовью к детям, к работе. И я сердечно люблю этот крепкий народ. Его все гнали и гонят, все били и бьют, а он живёт и живёт, украшая прекрасной кровью своей этот мир, враждебный ему».

 

V I I
Антисемитизм
Катастрофa

«Преступление немцев по истине самое отвратительное, что только можно обнаружить в истории так называемых цивилизованных наций»
Альберт Эйнштейн (Письмо Отто Гану, 1949 г.)

Не все жертвы нацизма были евреями,
Но все евреи были жертвами нацизма
Эли Визель

Катастрофа европейского еврейства, называемая также Холокостом, что по–гречески значит «всесожжение» (впервые использовано Эли Визелем для обозначения гибели 6 миллионов евреев) — не первая катастрофа нашего народа, если понимать под этим словом гибель почти третей части народа. Сюда следует отнести и гибель евреев во время Иудейской войны с Римом в 65–69 годах н. э., и гибель евреев во время восстания Бар–Кохбы в 132–135 годах, и уничтожение Богданом Хмельницким по крайней мере трети восточно–европейских евреев в 1648–49 годах.

Почему Б–г допускает катастрофы избранного им народа — никто не знает ответа. «Мысли Мои — не ваши мысли, и не ваши пути — пути Мои, — слово Г–спода. Ибо, как небо выше земли, так и пути Мои выше путей ваших и мысли Мои — мыслей ваших», сказал Он пророку Исайе, 55: 8–9. Поэтому «давать ответы по поводу Катастрофы — это ребячество», — сказал рав Цви Иегуда ха–Коэн Кук, сын великого рава Авраама–Ицхака ха–Коэна Кука.

Вместо этого рассмотрим историю Катастрофы европейского еврейства в 30–40–х годах ХХ века.

7.1 Расовая теория

В 1738 году знаменитый шведский ученый Карл Линней опубликовал книгу «Система природы», в которой на основании цвета кожи разделил всех людей на 4 расы: белых, черных, желтых и красных. 90 лет спустя английский врач У.Ф.Эдвардс пришел к выводу, что главным признаком расы является размер и форма черепа (книга «О физиологических свойствах человеческих рас, рассматриваемых в связи с их историей», 1829 г.). К этому времени уже была достаточно развита френология — наука о человеческом черепе, — утверждавшая, что способности человека связаны с формой его черепа.

В 40–х годах ХIХ века швед Рециус ввел «cephalix index» — отношение длины черепа к его ширине, умноженное на 100. Однако наука о расах еще не была «расовой теорией», для этого было необходимо появление так называемого «социального дарвинизма».

Книгу «Происхождение видов» с ее «борьбой за существование и выживание наиболее приспособленных» — как законом эволюционного развития всего живого — Чарльз Дарвин опубликовал в 1859 году. Но еще в 1850 году вышла книга Герберта Спенсера «Социальная статистика», в которой утверждалось, что «борьба между людьми биологически неизбежна», ибо все усилия Природы направлены на то, чтобы избавиться от социально слабых (слоев населения) и освободить место для лучших». Из книг Спенсера и Дарвина и вырос «социальный дарвинизм», способствовавший превращению расовых различий в «расовую теорию» — теорию превосходства одних рас над другими. Вскоре затем Ренан заявил, что арийская раса является наиболее одаренной («эссе о неравенстве рас»). Англичанин Хьюстон Стюарт Чемберлен, зять Рихарда Вагнера, провозгласил в книге «Основы XIX столетия» (1899) германскую расу наиболее созидательной и ответственной в отличие от паразитической семитской расы. «Я не могу не содрогаться при мысли о злой, непоправимой ошибке, которую сделал мир, когда принял традиции этой (еврейской) нации... за основу своей веры», — писал он.

Расовая теория подвела биологическую базу под антисемитизм, она решительно осуждала смешанные браки, ибо «кровь низшей расы всегда доминирует и портит кровь высшей расы». «Не нужно мешать Природе, пусть высшая раса естественным путем уничтожит низшую». Гитлер решил не ждать милости от Природы.

 

7.2 Германия накануне прихода Гитлера к власти

На рубеже ХХ века антисемитизмом были заражены все страны Европы, ведь «антисемитизм — тень еврейского народа» (А. Эйнштейн). Но вряд ли он был в Германии сильнее, чем, например, во Франции в период «дела Дрейфуса». Однако съезд Германских социал–демократов в 1893 году решил, что «несмотря на реакционную сущность антисемитизма он, в конечном счете, станет революционным движением вопреки себе... потому, что мелкобуржуазные группы в городе и деревне, поднятые антисемитскими вождями против капиталистов–евреев, поймут в конце–концов, что их враг не только капиталист–еврей, но весь класс капиталистов...» (Ш. Эттингер «Истоки современного антисемитизма. В книге «Еврейская история и религия», Библиотека «Алия», 1982 г.). Профессор истории в Берлинском университете Генрих фон Трёнчке утверждал без обиняков: «Евреи — наше несчастье». А евреев в это время в Германии проживало около 600 тыс., и все они считали Германию своей родиной, а себя — «немцами моисеева вероисповедания». Большинство принадлежало к среднему классу общества: врачи, торговцы, юристы, преподаватели школ и университетов, журналисты. Евреи–социалисты члены Рейхстага проголосовали за военные кредиты: глава социал–демократической партии Гуго Гаазе и Эдуард Бернштейн — главный оппортунист всех времен и народов (согласно «Краткому курсу ВКП (б)). Около 100 тыс. немецких евреев участвовало в Первой мировой войне, 31500 были награждены Железными Крестами.

После окончания войны по условиям Версальского договора Германия оказалась в тяжелом положении. Жизнь в Веймарской республике прекрасно описана в романах Э.М.Ремарка «Возвращение», «Черный обелиск», «Три товарища».

Евреи — причина всех бедствий народа в этой «еврейской» республике. (Конституцию ее написал еврей Гуго Прайс). В 1918 году Гитлер говорил, что «Лютер (отец протестантства Мартин Лютер, 1483–1546) — это великий человек, это гигант... Мы лишь сейчас начинаем понимать еврея так, как он понимал его тогда». Как же он понимал еврея? Лютер предлагал сжечь все синагоги, разрушить все еврейские дома, конфисковать все еврейские священные книги, запретить раввинам учить, запретить евреям переезжать с места на место, привлечь евреев к принудительному физическому труду, изгнать из тех мест, где проживают христиане (Д. Прейстер и Д.Телушкин «Почему евреи? О причинах антисемитизма» Санкт–Петербург, 1992 г.). Не иначе, как программа действий. Гитлер не упустил из нее ни одного пункта, понимая, однако, что практическим действиям должно быть предпослано фундаментальное обоснование, и оно уже существовало — это расовая теория. Гитлер писал в 1918 году: «Иудаизм несомненно раса, а не религия. Еврей, живущий среди чужого народа, воспринимает только его язык... Деятельность евреев ведет к деградации наций, среди которых они живут. Отсюда вытекает следующий вывод: антисемитизм носящий чисто эмоциональный характер, находит свое выражение в погромах... Но антисемитизм рациональный должен приять формы законной борьбы, конечной целью которой должна быть, несомненно, тотальная депортация евреев». (А. А.Бовин «Записки ненастоящего посла».) «Антисемитизм, — говорил Гитлер, — это без сомнения наиболее важное оружие в моем пропагандистском арсенале» (Э. Фланнери «Муки евреев»). Именно на базе антисемитизма Гитлер сумел в 1919 году соединить небольшую социалистическую рабочую партию с движением ветеранов войны против Версальского мира, создав национал–социалистическую рабочую партию — НСДРП. Обладая искусством гипнотического воздействия на толпу, он говорил слушателям именно то, что они хотели услышать и в первую очередь о том, кто повинен в бедах Германии. Он знал, «кто виноват», «что нужно делать» и «с чего начать». В 1922 году он обещал некоему майору Геллу (Поль Джонсон «Популярная история евреев», М., 2000 г.), что когда он придет к власти, то «поставит на Марсовом поле в Мюнхене столько виселиц, сколько позволит уличное движение, и на них будут вешать евреев одного за другим, и они будут висеть, пока не провоняют. Как только снимут одного, сразу же на его место повесят другого, и так до тех пор, пока в Мюнхене их не останется ни одного... Точно то же самое произойдет и в других городах, пока Германия от них не очистится». Год спустя Гитлер устроил в Мюнхене путч против Баварской республики и угодил в тюрьму, где написал «Майн Кампф» («Моя борьба», 1924 г.). В ней он изложил свою программу завоевания мирового господства, обязательным элементом которой являлась расправа с мировым еврейством.

Начало 20–х годов в Германии сочетало в себе рост всеобщей озлобленности с усилением антисемитских настроений. В 1923 году был злодейски убит министр иностранных дел Веймарской республики еврей Вальтер Ратенау, и один из его убийц заявил на суде, что «Ратенау было необходимо уничтожить, ибо он один из сионских мудрецов». («Протоколы сионских мудрецов» были опубликованы в Германии в 1921 году, и Гитлер широко цитировал их в своей книге). В 20–е годы в Германии были осквернены 128 еврейских кладбищ и более 50–ти синагог. В 1930 году гитлеровская партия получает 107 мест в Рейхстаге, однако, евреи не принимают его всерьез. И, когда в 1932 году Владимир Жаботинский в Варшаве и Кракове предупреждает евреев о грозящей катастрофе и призывает уезжать в Палестину, ему не верят ни польские, ни немецкие евреи. Они обвиняют его в подстрекательстве против властей и смеются над предрекаемой им Варфоломеевской ночью.

 

7.3 12 лет Третьего Рейха

30 января 1933 года Адольф Гитлер (1889–1945) становится рейхсканцлером. 12 лет его правления придали антисемитизму новые черты. Уже отмечалось, что он положил в основу нацистского антисемитизма расовую теорию. Евреи — недочеловеки, их нельзя исправить, они паразиты и микробы (терминология, заимствованная Гитлером у другого зоологического антисемита Рихарда Вагнера). «Их всех необходимо уничтожить, ибо, — писал Гитлер в «Майн Кампф», — на любом языке (еврей) будет выражать старые идеи... Его внутренняя природа не изменилась... Сущность его характера осталась прежней. Это все тот же еврей... Еврей говорит по–немецки, но думает по–еврейски…» И поэтому если в предыдущие века евреям предлагалась альтернатива «смерть или крест», «смерть или ислам», то лозунг нацизма был «смерть и никаких или». Другой особенностью нацистского антисемитизма была масштабность уничтожения евреев, индустриальная основа «окончательного решения еврейского вопроса». Наконец, третьей отличительной чертой являлась глубина ненависти к евреям, превышавшая даже инстинкт самосохранения. Когда до гибели третьего Рейха уже оставалось несколько месяцев, сотни эшелонов продолжали доставлять евреев в лагеря смерти в ущерб обеспечения армий боеприпасами и продовольствием. 29 апреля 1945 года за пару дней до смерти Гитлер пишет в своем политическом завещании: «Превыше всего я требую от руководителей и народа неукоснительно соблюдать расовые законы и безжалостно бороться с вездесущим отравителем всех народов — мировым еврейством» (Л. Крейдлина «Дорога в четыре тысячи лет», Нью–Йорк, 2002 г.).

Антиеврейская программа Гитлера включала четыре этапа: остракизм (1933–38 гг.), разорение (1938–39), изгнание (1939–41) и тотальное уничтожение (1941–45). «Для поэтапного подхода имелось несколько причин, — отмечает Э.Фланнери в книге «Муки евреев». — Слишком поспешная атака могла задеть немецкое общественное мнение и вызвать международную реакцию, которых новый режим пока еще опасался. Поспешные действия могли также вызвать экономические трудности».

Первый этап своей программы Гитлер начинает сразу же по приходе к власти. Евреям запрещается занимать общественные должности и заниматься адвокатской деятельностью. 1–го апреля 1933 года проводится бойкот всех еврейских магазинов и предприятий. Перед входом в каждый стояли вооруженные молодчики, а рядом люди с плакатами и щитами призывали к бойкоту. Руководил операцией Юлиус Штрайхер, редактор злобной антисемитской газеты «Дер Штюрмер». В мае немцы начинают сжигать на площадях городов множество книг и в первую очередь книги еврейских авторов. Через 2 года в сентябре 1935 года, когда, по мнению Гитлера, немцы и остальные народы привыкли к дискриминации евреев, публикуются так называемые «Нюрнбергские законы». В соответствии с первым законом только немцы являются гражданами Третьего Рейха, евреи — граждане второго сорта. Второй закон запрещал смешанные браки с евреями; немцам до 45 лет запрещалось работать в еврейских домах и оставаться там на ночь. (Так от сердечного приступа скончалась мать Стефана Цвейга: медсестра отказалась остаться в ее доме на ночь.) Евреям запрещалось поднимать флаг Рейха. Позднее им запретили сидеть на общественных скамейках, детям — посещать общественные школы. Вскоре евреев начинают изгонять с работы, вводятся специальные удостоверения личности, в которых каждому мужчине добавляется второе имя — Израиль, а женщинам — Сара. В дальнейшем Нюрнбергские законы периодически пополняются новыми указами против евреев. В том же 1935 году Гитлер выступает с предложением переселить всех евреев на остров Мадагаскар, принадлежащий Франции, обязуется предоставить немецкие суда. Франция отмалчивается.

13 марта 1938 года происходит аншлюс Германии и Австрии. На 200 тысяч австрийских евреев немедленно распространяются Нюрнбергские законы. Гитлер объявляет о предоставлении евреям свободного выезда и о готовности перевезти их в другие страны на немецких судах. Таким образом, открыто провозглашала лозунг Германия — Judenfrein (свободна от евреев). В ответ на заявление Гитлера, по инициативе американского президента Франклина Рузвельта, 6 июля 1938 года на юге Франции в городе Эвиане Лига Нации проводит конференцию. В ней участвуют 32 представителя стран — членов Лиги Наций и еще 41 представитель различных организаций. Все страны решительно отказались принять евреев, исключение составили Доминиканская республика (готова принять 100 тыс. евреев) и Бельгия с Голландией (выразившие желания принять каждая 1–2 тысячи (!) евреев. «Мы не верим, что евреям что–то угрожает в Германии», — заявил американский представитель. Франция отказалась впустить евреев на Мадагаскар, а Англия издала очередную «Белую Книгу» (май 1939 года), в которой ограничила еврейскую иммиграцию в Палестину 15 тысячами в год, и усилила блокаду побережья от незаконного проникновения в Палестину еврейских беженцев. Всех задержанных, а их уже набралось 5328, англичане отправляли в лагеря на Кипре и в Эритрее (Северная Африка). По окончании конференции Гитлер заявил: «Миф о еврейском заговоре окончательно развеялся». (Как все юдофобы он относился к евреям серьезнее, чем они сами к себе).

28 сентября 1938 года Гитлер, Чемберлен (Великобритания) и Деладье (Франция) подписали в Мюнхене соглашение, в соответствии с которым Гитлер получил сначала Чешские Судеты, а позднее и всю Чехословакию. Именно на Мюнхенскиой встрече министр иностранных дел Германии фон Риббентроп выступил с формулой «Земля за мир». Это нацистская формула не работала ни тогда, ни теперь спустя более, чем пол–века: основанные на ней «Ословские соглашения» являются элементарным обманом и тяжелым преступлением против еврейского народа. «Гитлер поторопился начать войну с Польшей, иначе быть бы ему лауреатом Нобелевской премии мира на троих с Чемберленом и Деладье», — написал Фридрих Горинштейн в трактате «По ком звонит колокол», NY, 2002 г. Далее последовала «Хрустальная ночь». 17–летний еврейский юноша Гершель Гриншпан, узнав о преследовании его семьи, совершил в Париже покушение на секретаря немецкого посольства Эрнста фон Рота, который умер он ран 9 ноября. В ответ на это по распоряжению Геббельса фашистские молодчики в ночь на 10 ноября 1938 года совершили по всей стране еврейский погром (он кончился по команде вечером 10 ноября). По немецким данным были убиты 81 человек, более 1000 ранены, разрушено 7500 еврейских магазинов и предприятий, сожжено более 600 синагог и арестовано 3600 евреев — владельцев недвижимостью. В качестве условия освобождения им было предложено «пожертвовать» все имущество в пользу государства. Рейх получил 1,25 млрд. марок. Уж не тогда ли запели немцы «Хорста Весселя»:

Всадив еврею в горло нож,
Мы снова скажем «Мир Хорош!»

Только теперь немецкие евреи окончательно очнулись от спячки и начали покидать Германию и Австрию в массовом порядке. К 1939 году 215 тыс. евреев покинули Германию. Но было уже поздно: «мир разделился на два лагеря: страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие впустить их к себе» (Хаим Вейцман, будущий первый президент государства Израиль). О том как метались евреи по довоенной Европе прекрасно описал Э.М.Ремарк в романах «Возлюби своего ближнего», «Триумфальная арка», «Тени в раю». «Единственное существо, которое продолжало меня любить и не боялось проявить свои чувства, была моя собака» (Э. Севела «Продай свою мать», Жизнь, 1992 г.).

30 января 1939 года Гитлер заявляет в Рейхстаге, что «если международное еврейство сумеет ввергнуть народы Европы в мировую войну, то ее результатом будет не победа большевизма и иудаизма, но уничтожение еврейской расы в Европе». Позднее он внесет уточнение: «Как бы ни окончилась война, в Европе не останется ни одного еврея».

Нападением на Польшу 1–го сентября 1939 года Гитлер начал третий этап своей антиеврейской программы — изгнание и частичное уничтожение евреев. В Польше проживало более 2 миллионов евреев, нацисты называли их «биологической базой» еврейства. Евреев изолируют в гетто, большие гетто (до полумиллиона и более) организуются в Лодзи, Кракове, Варшаве. (История краковского гетто показана в фильме Стивена Спилберга «Список Шиндлера», 1993 г.). Под видимостью самоуправления евреев обязали абсолютно исполнять все приказы немецкого командования. Евреям предписывалось обязательное ношение Звезды Давида, у них было конфисковано все имущество, не оставлено никаких средств к существованию. Все жители в возрасте от 16 и до 60 лет были обязаны выполнять принудительные работы вблизи гетто или в трудовых лагерях. Так тяжелым трудом, голодом, холодом и полной антисанитарией жители гетто обрекались на «естественное» вымирание.

За период от 1 сентября 1939 года и до 22 июня 1941 года (нападение на СССР) Германия оккупировала почти всю континентальную Европу: Францию, Голландию, Бельгию, Данию, Норвегию, Венгрию, Румынию, Югославию, Грецию. Болгария подчинилась добровольно. По оценкам немцев в оккупации оказались 6–8 миллионов евреев.

Успешные военные действия против СССР в первые полгода войны позволили Гитлеру приступить к четвертому этапу антиеврейской программы — к «окончательному решению еврейского вопроса». При этом во всех документах Рейха использовались исключительно эвфемизмы: «переселение», «особое обращение», «окончательное решение» и нигде никогда не употреблялись слова: умерщвление, ликвидация, расстрел, газовые камеры и т.д. «Мы вписываем в нашу историю страницу славы, но она никогда не должна оказаться на бумаге» (Генрих Гиммлер).

20 января 1942 года в Берлине в особняке на улице Ванзее 56/58 состоялась конференция, вошедшая в историю как «Совещание в Ванзее». Рейхсмаршал Герман Геринг потребовал от шефа главного управления безопасности (РСХА) рейха Рейнхарда Гейдриха представить основные предложения по «окончательному решению еврейского вопроса». (Гейдрих был назначен Гитлером координатором «окончательного решения».) С целью выработки этих предложений и была проведена конференция в Ванзее, руководил ею Гейдрих, протокол вел Эйхман. (Было отпечатано 30 копий протокола, одну удалось обнаружить в 1945 году в архиве министерстве иностранных дел. Она–то и фигурировала на Нюрнбергском процессе). Открывая совещание, Гейдрих сказал: «Я только что от рейхсмаршала. Фюрер отдал приказ о физическом уничтожении евреев». (Позднее на суде в Израиле Эйхман покажет, что все подобные приказы отдавались исключительно устно.) С докладом выступил сам Гейдрих. Он сказал, что этап очистки Рейха от евреев — Judenfrei, представлявший собой добровольную эмиграцию (лишенных всех прав и собственности) евреев завершен. Всего из Германии и Австрии эмигрировало 537 тыс. евреев. Эмиграция была проведена исключительно на деньги местных и иностранных евреев и принесла Рейху 9,5 млрд. марок. По его оценке Германии предстоит иметь дело с 11 миллионами «неохваченных» евреев. (Видимо сюда были включены также все евреи СССР, Испании, Португалии и Англии). «Необходимо, — заявил Гейдрих, — немедленно перейти к новому этапу — эвакуации всех евреев на восток, где и будет осуществлено «окончательное решение». На совещании было уделено большое внимание технической стороне «окончательного решения» — созданию безотходного производства умерщвления людей (с производством мыла, волосяных матрацев, удобрений, с извлечением золотых зубов и т.д.). Обсуждались вопросы отношения к лицам смешанной крови, к евреям, награжденным Железными крестами в годы Первой мировой войны, к незаменимым евреям, работающим в военной промышленности и т.д. (Награжденных железными крестами отправляли в чешский лагерь Терезин (Богемия), условия содержания в котором были менее истребительными. Этот лагерь посещали иногда представители Красного Креста. Всего в нем побывало 140 тыс. евреев. Из него 624 транспорта было отправлено в Освенцим. Но 1700 евреев дожили до освобождения. Американский генерал Гровс, руководивший в 1945 году захватом немецких ученых, писал в воспоминаниях, что до конца войны в Германии работали 5000 «экономически полезных евреев» — так значилось в их документах.

Познакомившись с протоколом Ванзейской конференции, Геббельс записал в дневнике: «Настало время окончательно решить еврейскую проблему. У последующих поколений не будет уже ни смелости, ни охранительного инстинкта... Евреи причинили нам так много страданий, что самое жестокое наказание, которому они могут быть подвергнуты, все еще будут слишком мягкими». В июле 1942 года чехи Иосиф Габчик и Ян Кубаш совершили покушение на Гейдриха. После его смерти все руководство по «окончательному решению еврейского вопроса» было возложено на выдвиженца Гиммлера 36–летнего оберштурманнфюрера (полковника) Адольфа Эйхмана, возглавлявшего с 1938 года бюро по еврейским делам сначала в Австрии и Чехословакии, а потом уже во всей оккупированной Европе. Как только завершался захват очередной страны Эйхман устраивал там перепись еврейского населения и запирал евреев в гетто. За этим следовали аресты и депортация на восток. Пересылка из гетто в лагеря уничтожения всегда осуществлялись поэтапно, начиная с более слабых: детей, стариков и больных, чтобы у оставшихся на месте после очередной высылки создавалась иллюзия, что к ним это не относится.

Всего в оккупированной Европе было создано 1634 концентрационных лагеря и еще 900 трудовых лагерей. (Поль Джонсон «Популярная история евреев», Москва, 2000 г.). Все они были истребительными, заключенные умирали от голода, непосильного труда, болезней, расстрелов. Десятки тысяч евреев были расстреляны в «Бабьем Яру» под Киевом, в «Минской яме», в Форте №9 под Каунасом, в Понырях, в Змиевской балке под Ростовом. Кто перечислит все места расстрелов евреев? В Польше, Прибалтике, Белоруссии и на Украине местное население в лучшем случае относилось безразлично к уничтожению евреев, в худшем — принимало активное участие, входя в составы зондер–команд, неся службу охранников в концлагерях. Поэт Юлиан Тувим делил всех поляков на антисемитов и антифашистов, полагая, что в этих категориях не может быть совмещений.

Но было еще шесть специализированных лагерей смерти — индустриальных заводов по умерщвлению людей. Это — Хелмно, Белжец, Сабибор, Треблинка, Майданек и Освенцим. Руководство лагерей осуществляли офицеры СС, служба в них приравнивалась к службе на передовой, вспомогательный персонал — главным образом украинцы. Вывозом трупов, сортировкой одежды и т.п. занимались несколько сот евреев, прекрасно осознававших, что их также неизбежно ждет смерть в казовых камерах и печах крематориев. В лагерях уделялось большое внимание дезинформации прибывающих, им сообщалось, что они прибыли в трудовые лагеря. Кругом были фальшивые подписи: «синагога», «душевая» и. т.д.

Лагерь в Хелмно располагался в 60 км от Лодзы, он действовал с декабря 1941 года до лета 1943 года. Газовой камерой служил фургон грузовика, за один «сеанс» — 40 умерщвленных, 12 «сеансов» ежедневно. Всего было умерщвлено 250 тыс. обитателей лодзинского гетто.

Лагерь в Белжце функционировал с мая по декабрь 1942 года. Здесь было 6 газовых камер, в день умерщвлялось 500 человек, всего — свыше 600 тыс.

Лагерь Собибор находился вблизи польско–советской границы 1939 года. Он существовал до октября 1943 года и был закрыт после восстания заключенных, из которых более 30 человек спаслось. Всего в лагерях было уничтожено более 250 тыс.

Треблика — самый большой по площади лагерь. Он располагался в 100 км от Варшавы и действовал с июля 1942 года. В нем имелось 10 казовых камер, работавших, как и камеры всех предыдущих лагерей смерти, на окиси углерода. Каждая камера площадью в 50 квадратных метров вмещала 200 человек. После восстания в Варшавском гетто в апреле 1943 года еврейские служебные команды лагеря также подняли восстание. 50 евреям удалось спастись, часть из них в 1949 году организовала в Израиле киббуц «Воины гетто» — «Лохамей Гагетаот». Общие число уничтоженных в Треблинке — 700 тыс.

Майданек — первоначально (1941 год) — это был трудовой лагерь на 1500 человек. Осенью 1941 года в нем от голода и ужасных условий умерло 5000 советских военнопленных. Летом 1942 года в нем были установлены 2 газовые камеры, использующие циклон Б.В Майданеке погибло 1,3 млн. человек.

Освенцим — находился в Силезии. Он существовал с 25 января 1940 года по 27 января 1945 года. Сначала это был трудовой лагерь для поляков, под него отвели казармы артиллерийского полка. Крупп и И.Г.Фарбен построили здесь свои заводы. По приказу Гиммлера комендант лагеря Рудольф Гусс превращает его летом 1941 года в лагерь уничтожения. Здесь сооружаются 5 газовых камер, каждая на 2000 человек. Из Гамбурга прибывают два специалиста для обучения персонала работе с циклоном Б. Первые опытные умерщвления проведены в сентябре. Жертвами были 200 больных евреев и 600 советских военнопленных. Затем началась работа в Биркенау (Освенцим–2) — основном центре умерщвления. Были построены гигантские крематории, позволявшие сжигать в сутки до 12 тыс. трупов. Регулярное уничтожение людей началось 19 июля 1942 года (Поль Джонсон «Популярная история евреев», Москва, 2000 г.). Все эшелоны прибывали в Биркенау, тот же производилась селекция: около 25% молодых и наиболее здоровых отбирались для работы, остальные сразу же направлялись на уничтожение. 

Продолжение.