No.4 (058)

апрель 2003г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Б.Калюжный
Лариса Герштейн: «Моё политическое кредо – это достоинство!»
Б.Калюжный
Снова батальон «Алия»: точки над i
Ливнат Озери о разрушении ее дома
Обращение к израильскому правительству
М.Сторуа
Ирак: Ближайшие перспективы
И.Столяров
Эдуард Гурвиц: «Новый Ирак ждёт лучшая жизнь»
Я.Черниховская
Беспричинная тревога и страх (anxiety)
Человеко-бомбы — новое оружие массового поражения

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
Б.Калюжный
Лариса Герштейн: «Моё политическое кредо – это достоинство!»
Ливнат Озери о разрушении ее дома
А.Саттон
На пороге истории №49, №53, №55
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней51, №52, №53, №54, №55, №56, №57
Раввин Ш.-Я.Вайнберг
Дал я перед вами землю
Последнее письмо солдата
Д.Инхоф
Мир на Ближнем Востоке
А.Левин
Мы построим третий храм №42, №43, №44
А.Леви
Мы пришли, чтобы изгнать тьму
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ИРАК

Мелор Сторуа 

Ирак: Ближайшие перспективы


Молитва мусульман Багдада в мечете Аль-Каземия во вторую пятницу после краха режима Хусейна.

Как говорят выиграть войну — это полдела, надо после этого выиграть мир. Выиграть мир в Икаре много сложнее, и, естественно, займёт больше времени, чем война.

Первые попытки создать объединённое движение за новый демократический Ирак уже показывает какие огромные трудности стоят на этом пути.

Власть принадлежала тирану, который всё держал в своих руках. Его философия — это философия БААСиский партии — иракский социализм. Всё рухнуло в одночасье.

Как и в природе, политика не терпит вакуума. Какие силы его заполнят? Демократических сил Ирака по сути дела нет. Есть эмигрантские круги, оторвавшиеся от страны на многие десятилетия и есть, естественно, религиозные лидеры имамы, шейхи и так далее. В Ираке 60% населения — это шииты. У них свои религиозные воззрения и свои религиозные лидеры. Остальная часть населения, в основном, сунниты, у которых свои воззрения и лидеры. И сейчас борьба будет идти не столько между демократическими силами Ирака и отрыжками старого режима, сколько между различными религиозными группировками. И это пугает больше всего. У нас есть пример Ирана. Когда в Иране произошла революция и был свергнут шах Пехлеви, то в образовавшийся вакуум ворвались не демократические силы Ирана, не студенчество, которое сыграло огромную роль в перевороте, а аятоллы во главе с Хомени. И они превратили Иран в теократическое государство. А Ирак при Саддаме Хусейне был светским государством. Но если власть захватят религиозные группировки, то они, естественно, будут навязывать стране религиозное правление, где не конституция, а Коран и шариат будут основным законом, где парламент и президент будут подчиняться высшей религиозной власти, как это имеет место в Иране, где существует и парламент и президент, но новый аятолла Хаменаи, заменивший Хомени, является верховным правителем и может отменять все решения светской власти.

Развитие событий в этом направлении — это опасность. Уже начинается кровавая резня. Убивают имамов шиитские — суннитских, а суннитские — шиитских. Они уже начали своеобразную Варфоломеевскую ночь.

Кроме того, имеют место не только религиозные различия, но и этнические. На севере курды лелеют мечту создать своё независимое государство. Кстати сказать из наций, которые не имеют своей государственности и территории — курды самая большая — их 30 млн. человек. И если эти 30 млн. объединятся и начнут борьбу за независимость, то палестинский вопрос нам покажется детским, хотя бы потому, что палестинцев намного меньше, чем курдов1...

Здесь завязаны и интересы Турции и, главное, — интересы нефти. Тикрит и Мосул — это главные города северного Ирака, которые считаются курдскими. Окрестности этих городов являются одной из основных территорий, где в Ираке добывается нефть. Так что курды считают так, что если они получат эту территорию, у них будет мощный экономический базис для создания своего государства. Турция этого не хочет, Ирак этого не захочет.

Соединённые Штаты Америки тоже окажутся в тяжёлом положении. И это вызовет следующую волну каких–то этнических столкновений. Нельзя подавлять курдов, нельзя допустить обострения отношения с Турцией. Да и Ирак скажет, что же вы пришли нас освобождать или делить?

Но победа американских войск была, конечно, внушительной. После такой победы вся Европа по другому говорит о войне. И Французы и немцы теперь утверждают, что хорошо, что такой диктатор свергнут.

Сейчас американцы усиленно разыскивают ОМП, но находят лишь документы, противоядия, противогазы, но «дымящего пистолета», т.е. убедительных доказательств найти не могут. Конечно, это подрывает основу нападения на Ирак, которая фигурировала в ООН и Совете Безопасности.

Но эта война интересна ещё вот чем. Не только иракцы, но на примере этой войны все остальные страны изгои и члены оси зла поняли одно — никакого оружия ни создавать, ни покупать не надо. Надо только иметь два вида вооружения: ядерное оружие и автоматы Калашникова. Всё. Больше ничего не надо. Всё остальное оружие не может противостоять военной мощи США.

Такая точка зрения уже проскакивает в арабский газетах. Их аналитики пишут что они сильно ошиблись. Бессмысленно для арабских стран создавать обычные вооруженные силы. Всё равно их расщелкают как орех за несколько недель. Единственное оружие, которое США будут бояться — это ядерное оружие. Второе — это уличные бои, а там Калашникова вполне достаточно. Ну ещё гранатомёты, что на плечо ставят. Больше ничего.

Действительно в Ираке авиацию даже не подняли в воздух, потому что понимали, что это прямое самоубийство. Танки, артиллерия — всё устарело. Даже такие танки как российские Т–72. Они не могут воевать против «Абрамсов».

Экономика Ирака, заметно подорвана экономическими санкциями ООН. В дополнение к этому за три недели боевых действий были разрушены многие компоненты инфраструктуры. На восстановление их потребуется уйма времени и огромные суммы денег. Дешевая иракская нефть хлынет на нефтяные рынки и окупит затраты коалиции на эту операцию. Не только военную фазу, но и мирную. Но нельзя забывать, что все вышки, терминалы… вся нефтедобыча и первичная обработка — вся эта инфраструктура невероятно устарела и требует, если не замены, то капитальной реконструкции. Чтобы довести добычу до уровня 3,5 млн. баррелей в день на это по мнению специалистов потребуется не менее 2–3 лет и порядка 25–30 млрд. долларов. Откуда возьмутся эти деньги?

Не забывайте, что Ирак задолжал миру от 200 до 300 млрд. долларов. В лучшем случае на нефти он сможет зарабатывать в год 15 млрд. Сколько же времени потребуется, чтобы рассосать этот долг не только России и Франции, но и многим другим странам. Если же США предложат простить эти долги, тогда и Россия, и Франция потребуют за это какой–то компенсации… Вместо того чтобы организовать какой–то фонд международного сообщества, чтобы помочь Ираку стать на ноги, мы увидим как Ирак начнут раздирать и делить крупные державы.

Нефтяные компании–гиганты такие как Халибатон или Мобилоил. Они уже захватили позиции внутри Ирака. Они выиграли так называемый аукцион и начинают заниматься реконструкцией, что принесёт им огромные прибыли, о опять–таки эти прибыли будут перекачены в сейфы этих компаний, а не в Ирак.

Кроме того, чтобы Ирак начал наконец получать хоть какие–то доходы от нефти, он должен освободиться от ограничений, наложенных ООН.

В свою очередь ООН, которая вошла в столкновение с США тоже постарается взять какой–то реванш и начнёт диктовать какие–то свои условия. Скажем, мы снимаем санкции, но позвольте нам принять участие в реконструкции и будущем дележе доходов.

Что касается позиции России на стороне Франции и Германии — это во–первых, экономические соображения. Россия не хотела, чтобы в Ираке полностью господствовали США и её нефтяные монополии. У России, точнее у российских нефтяных компаний, были и есть свои взгляды и претензии на иракское нефтяное богатство. Затем Россия не хочет усиления США на Среднем и Ближнем Востоке и, вообще, в арабском мире. А несомненная победа в войне увеличивает влияние США, её статус и ослабляет влияние других великих держав. Таким образом и политически и экономически России было не с руки военное решение иракской проблемы.  


1 Как говорится «дай–то Б–г». Тогда евреи, возможно, смогли бы навести порядок в своём доме без помощи «благодетелей» типа ООН или ЕС. Да, ведь, не случится такого. Автор оптимист. Дело не в палестинцах, а в отношении к евреям в мире. Не оставят их в покое даже ради 30 млн. курдов. — Прим. ред.