No.6 (060)

июнь 2003г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
А.Штейнзальц
Есть универсальный закон...
И.Цыпина
Уроки Багдада
Д.Пайпс
Уроки Осло
Б.Шустеф
Иначе они убьют нас
К.Солянская
«Дорожная карта» уцелела при взрыве
Б.Калюжный
Интервью с мамой героя
А.Левин
«Горстка верных бойцов…»
Б.Калюжный
Израильские впечатления
Б.Камянов
Иерусалим одел кипу
П.Эйдельберг
Гибель города

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
А.Штейнзальц
Есть универсальный закон...
Б.Калюжный
Лариса Герштейн: «Моё политическое кредо – это достоинство!»
Ливнат Озери о разрушении ее дома
А.Саттон
На пороге истории №49, №53, №55
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней51, №52, №53, №54, №55, №56, №57
Раввин Ш.-Я.Вайнберг
Дал я перед вами землю
Последнее письмо солдата
Д.Инхоф
Мир на Ближнем Востоке
А.Левин
Мы построим третий храм №42, №43, №44
А.Леви
Мы пришли, чтобы изгнать тьму
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Пол ЭЙДЕЛЬБЕРГ1 

Гибель города

Хотя греческий историк Иероним жил 2500 лет тому назад, мы можем многому от него научиться.

И, возможно, нет более интересной главы в истории древнего Средиземноморья, чем история Алериса, города высочайшей культуры. Расположенный на Восточном побережье Средиземного моря Алерис превосходил Афины в науках и искусствах, в сельском хозяйстве и коммерции. Иероним утверждает, что изгнанники из Алериса, поселившиеся в Афинах, были создателями греческой философии.

Как бы то ни было, Алерис был предметом зависти для всего Средиземноморья. Городу нередко приходилось воевать с другими городами (или городами–государствами). Но неустрашимое мужество его граждан, а также уровень их военного искусства были таковы, что позволяли без труда одерживать победы во всех войнах. Как пишет Иероним, война в те времена была нормой «международных отношений». О пацифизме еще не слышали. Однако к концу шестого века до нашей эры случилось нечто беспрецедентное: к власти в Алерисе пришла партия мира под названием «Тридцать». Партия мира непрестанно раздувала опасности войны для того, чтобы заставить граждан чувствовать свою зависимость от правительства и от нового политического порядка. Вот что пишет Иероним:

«До правления «Тридцати» граждане Алериса были храбрыми воинами. Гордые своим наследием и полные презрения к своим врагам, они превосходили всех в военном деле, и не было равных им в любви к свободе. Боясь одних лишь богов, веря в жизнь после смерти, они были тем более готовы воевать и умирать, защищая свою родину.

Теперь, при помощи обмана и подкупа, к власти пришли «Тридцать». Новые правители, состоявшие из софистов, отвергли священную традицию Алериса. Но они сознавали, что для того, чтобы заставить своих граждан бояться войны, стать сговорчивыми и зависимыми от правительства, необходимо подорвать религию народа.

Соответственно, священникам были предложены соблазнительные должности, чтобы заставить их молчать относительно воинственных намерений врагов Алериса. Кроме того, правительство сократило, а затем и вовсе уничтожило общественное финансирование религиозного образования молодежи. Таким путем анти–традиционалистская партия мира снизила возможность народного восстания под руководством старых религиозных лидеров.

Понимая, что война поднимает дух народа, что может угрожать их власти, «Тридцать» создали школы для воспитания миролюбия. Презренное потворство своим мелким желаниям превратилось в образ жизни ранее аскетического города. Мужество былых времен исчезло.

Новые педагоги Алериса постоянно подчеркивали, что мир — это высшая ценность. На деле их вдохновляло, прежде всего, желание сохранить свой собственный комфортабельный образ жизни. Сделав педагогов частью правящей элиты, «Тридцать» могли не бояться неповиновения с их стороны.

Пока что «Тридцать» реорганизовали армию Алериса. Офицерам разрешено было в 40 лет выходить на пенсию, которая давала им полную независимость. Высшие офицеры были введены в правящую партию мира или поставлены управляющими коммерческих или других предприятий. Это привязало военных к правящей элите и существующему политическому порядку.

Чтобы еще больше укрепить свою власть, «Тридцать» отменили частную собственность в Алерисе. Они понимали, что ничто не укрепляет дух людей белее, чем владение собственными независимыми средствами существования. Сделав граждан зависимыми от щедрости властей, партия мира закабалила граждан Алериса.

В соответствии с этой же целью, правящая элита увеличила число правительственных должностей. Хотя большинство из этих должностей почти или вовсе не имели экономического оправдания, они увеличили число граждан, которые протестовали бы против любых изменений политического и экономического порядка. Таким образом, партия мира обеспечила себе безопасность, исключив возможность революции как снизу, так и сверху.

Таким путем «Тридцать» держали в своих руках все рычаги власти в Алерисе на протяжении многих лет. И поскольку слово «мир» было постоянно на устах политиков, священников и учителей, народ Алериса находился в блаженном неведении относительно того, какая тирания держит власть в их стране. Они верили, что их безопасность и благополучие зависят не только от правящей элиты, но и от существующей формы правления.

Когда какой–нибудь смельчак поднимал голос и пытался пробудить своих сограждан от летаргии, его либо игнорировали, либо предавали позору как врага мира, заключали в тюрьму или высылали.

Конечно, такое положение не могло сохраняться долго. Хотя правители Алериса подписали мирные соглашения со своими соседями, последние рассматривали эти соглашения как период подготовки к следующей войне, которая свалилась на жителей Алериса, как гром среди ясного неба. Эти мирные договоры лишь усыпили граждан Алериса и притупили их бдительность.

Так рабское стремление к миру привело к войне — последней, в которой воевал некогда смелый и благородный народ».  

Перевод Элеоноры Шифрин.
20 июня 2003.


1Пол Эйдельберг — профессор политолог, президент партии «Емин Исраэль» — Прим. ред.