No.6 (060)

июнь 2003г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
А.Штейнзальц
Есть универсальный закон...
И.Цыпина
Уроки Багдада
Д.Пайпс
Уроки Осло
Б.Шустеф
Иначе они убьют нас
К.Солянская
«Дорожная карта» уцелела при взрыве
Б.Калюжный
Интервью с мамой героя
А.Левин
«Горстка верных бойцов…»
Б.Калюжный
Израильские впечатления
Б.Камянов
Иерусалим одел кипу
П.Эйдельберг
Гибель города

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
А.Штейнзальц
Есть универсальный закон...
Б.Калюжный
Лариса Герштейн: «Моё политическое кредо – это достоинство!»
Ливнат Озери о разрушении ее дома
А.Саттон
На пороге истории №49, №53, №55
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней51, №52, №53, №54, №55, №56, №57
Раввин Ш.-Я.Вайнберг
Дал я перед вами землю
Последнее письмо солдата
Д.Инхоф
Мир на Ближнем Востоке
А.Левин
Мы построим третий храм №42, №43, №44
А.Леви
Мы пришли, чтобы изгнать тьму
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ИЗРАИЛЬ

Дэниэль ПАЙПС 

Уроки Осло

Прошлой осенью Белый Дом провозгласил политику «нулевых отклонений» для нарушений Ираком резолюций ООН; он должен поступить точно так же по отношению к ПА. В отличие от периода Осло, когда правительства Израиля делали вид, что не замечают бесчисленных нарушений соглашений палестинскими арабами, любой случай подстрекательства или первый же террористический акт должен намертво остановить мирный процесс.

Вступительное слово переводчика.

Может ли «Карта дорог», предложенная президентом Бушем, оказаться лучше, чем вся предыдущая палестинско–израильская дипломатия, потерпевшая столь жалкую неудачу? Да, если ей удастся избежать тех же самых ошибок.

Неудача последнего раунда переговоров была предопределена в самом его начале, 13 сентября 1993 года — в день знаменитого рукопожатия непримиримых врагов, Ицхака Рабина и Ясера Арафата, на лужайке Белого Дома и подписания соглашения Осло.

Куда менее известным является то, что погребальный звон по этой инициативе раздался в тот момент, когда заранее записанное обращение Арафата к палестинцам было показано по иорданскому телевидению: Арафат ни разу не упомянул о таких понятиях, как мир с Израилем или отказ от терроризма, центральных предпосылках подписываемого в тот день соглашения. Вместо этого он объяснил, каким образом его подпись под соглашением Осло соответствует общей задаче уничтожения Израиля.

Арафат напомнил зрителям о решении ООП от 1974 года учредить «национальную администрацию на любой части территории Палестины, которая будет отвоевана или с которой Израиль отведет войска». Он представил соглашение Осло как этап постепенной ликвидации Израиля.

В ответ на это Рабину следовало немедленно прекратить всякие переговоры. Он должен был объявить только что подписанное соглашение недействительным, потому что Арафат нарушил его основной принцип — принятие палестинцами еврейского государства. Рабин должен был приостановить выполнение своей части соглашения до тех пор, пока Арафат не выступил бы с официальным отказом от террора и признанием существования Израиля.

Но Рабин, конечно же, не сделал этого ни тогда и ни потом, в течение всего пребывания его на посту премьер–министра, несмотря на бессчетное количество случаев подстрекательства и террористической деятельности. Точно так же поступали и его преемники. И даже наоборот: израильтяне продемонстрировали такую индифферентность по отношению к насилию, направленному против них самих, что они — даже в условиях продолжающегося террора — отвели войска с большей части Иудеи, Самарии и полосы Газа.

Но самым замечательным оказалось то, что наибольшие уступки палестинским арабам были сделаны после начала нынешней волны насилия, начавшейся в сентябре 2000 года.

У этой кажущейся нелогичности есть причина, на которую указал Даглас Фейт (сейчас заместитель министра обороны США по вопросам политики) в 1996 году, в журнале «Миддл Ист Куотерли». Израильское руководство, подчеркнул он, занималось, на самом деле, «процессом отвода войск, а не мирным процессом». По словам одного политика, Иудея, Самария и Газа были только «бременем и проклятием». В результате именно такого подхода израильское правительство в одностороннем порядке ушло с этих территорий.

Арафат прекрасно использовал эту ситуацию, сделав вид, что он отвергает насилие и признает Израиль, в то время как в реальной жизни поступал ровно наоборот. Когда Израиль позволил арабам нарушить договор безо всяких для них последствий, они, вполне естественно, почувствовали презрение к этим соглашениям и поняли, что могут, нимало не опасаясь, продолжать убивать израильтян. Кончилось это тем, что они начали интифаду Аль–Акса, и соглашение Осло рухнуло.

Эта история имеет прямое отношение к «Карте дорог».

Инициатива дать слово дипломатии пришла на этот раз из Вашингтона, а не из Иерусалима; и поскольку насилие со стороны палестинских арабов возобновилось (семеро израильтян погибло с тех пор, как «Карта дорог» была предложена официально), американской стороне придется решать, как реагировать на это.

Буш справедливо подчеркнул необходимость «полного прекращения» насилия и официального подстрекательства. Он также обещал, что будет настаивать на «выполнении взятых обязательств». И возникает монументальный вопрос — являются ли эти заявления всего лишь повторением риторики по типу Осло, или они станут руководством к действию.

Что произойдет, если:

— Обещание Махмуда Аббаса (Абу–Мазена) «решительно бороться против подстрекательства, ненависти и насилия, в какой бы форме это ни проявлялось», окажется таким же пустым, как и прошлые заверения Арафата?

— Его отказ от «террора против израильтян где бы–то ни было» является только словами?

— ХАМАС и «Исламский джихад» продолжат свои акты насилия против израильтян?

Перед израильтянами встанет искушение — как это было с правительствами Израиля в период соглашений Осло — делать вид, что они не замечают нарушений договоренностей со стороны палестинских арабов, надеясь, что последующая польза от мирного процесса каким–то образом заставит их отказаться от подстрекательства и насилия. Но этот подход потерпел фиаско тогда и закончится тем же на этот раз.

Если президент Буш действительно серьезен в своем стремлении привести к успеху этот дипломатический раунд, он должен будет отнестись к убийству израильтян с большей строгостью, чем все израильские премьер–министры — хотя это и звучит не совсем логично. Ему следует приостановить выполнение намеченного им в «Карте дорог» графика до тех пор, пока арабы не выполнят полностью его требования.

Прошлой осенью Белый Дом провозгласил политику «нулевых отклонений» для нарушений Ираком резолюций ООН; он должен поступить точно так же по отношению к палестинским арабам — любой случай подстрекательства или санкционированный террористический акт должен намертво остановить мирный процесс.

Если администрация Буша будет действовать именно таким образом, это поможет привести палестинских арабов и израильтян к примирению. Но если насилие будет игнорироваться, ситуация станет еще хуже, чем она есть сейчас.  

«Нью-Йорк Пост» 10 июня 2003 г.

Перевод Эдуарда Маркова.