No.9 (063)

октябрь 2003г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Я.Сагамори
Мир и любовь
Э.Лихтенштейн
Открытое письмо Елене Боннер
Т.Дилей
Да не овладеет вами страх!
Д.Давидзон
Пядь земли
С.Канал
Настоящее человеколюбие
Теракт в Хайфе — 19 убитых
А.Энтова
Война с собственными страхами
А.Левин
Интервью с Имануэлем Резником
Поиск по сайту: 

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
А.Энтова
Война с собственными страхами
Я.Сагамори
Холокост в действии
А.Штейнзальц
Есть универсальный закон... №60, №61
Б.Калюжный
Лариса Герштейн: «Моё политическое кредо – это достоинство!»
Ливнат Озери о разрушении ее дома
А.Саттон
На пороге истории №49, №53, №55
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней51, №52, №53, №54, №55, №56, №57
Раввин Ш.-Я.Вайнберг
Дал я перед вами землю
Последнее письмо солдата
Д.Инхоф
Мир на Ближнем Востоке
А.Левин
Мы построим третий храм №42, №43, №44
А.Леви
Мы пришли, чтобы изгнать тьму
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ТЕРРОР

 

Теракт в Хайфе — 19 убитых


Одна из жертв теракта в Хайфе.

В субботу 4 октября днем, в 14:15, террористка–самоубийца взорвалась в популярном хайфском ресторане «Маком Максим» (Великолепное место). 19 человек погибли, 60 человек получили ранения различной степени тяжести. Они были эвакуированы в больницы «Рамбам», «Кармель» и «Бней Цион». Среди убитых — пятеро детей в возрасте от одной недели до семи лет. По сообщению телеканала Абу–Даби, ответственность за теракт взяла на себя организация «Исламский джихад». Десять человек ранены тяжело. Из 60 раненых в больницы доставлены 10 детей, 3–е из них в тяжелом состоянии. Шесть человек находятся сейчас в операционной, жизнь троих весит буквально на волоске. К сожалению, двое раненых к этому времени скончались на операционном столе.

Ресторан «Маком Максим» расположен у южного въезда в город, неподалеку от городского пляжа. Как и другой популярный ресторан, «Маца», взорванный полтора года тому назад, 31 марта 2002 года, он принадлежал арабским владельцам. В этот час он был заполнен до отказа. На теле террористки–смертницы была взрывчатка весом от 7 до 8 кг. Для усиления поражающего действия взрывное устройство было начинено обрезками железа, гвоздями и болтами. Террористке удалось миновать охранника и взорваться в центре ресторана. Ресторан был разрушен полностью. Представители полиции говорят, что это был самый мощный заряд взрывчатки, который использовали террористы в Хайфе. Он сопоставим по мощности с взрывным устройством, приведенным в действие в отеле «Парк» в Нетании в пасхальную ночь 2002 года. Рядом с рестораном находится заправочная станция. Если бы взорвались запасы топлива, то масштабы трагедии были бы еще больше.

Родственники, которые точно знали, что их родные и близкие были в момент теракта в ресторане, пытались прорвать кордоны полиции.

Во время теракта в ресторане находились некоторые игроки футбольной команды «Маккаби» Хайфа и управление команды: тренер команды Рони Леви, генеральный директор Итамар Чизик и управляющий команды Арье Бурштейн. Все они получили легкие ранения.

Парамедик Маген Давид Адом, Орез Геллер, рассказал: «Когда мы увидели состояние ресторана, количество раненых, кровь, то мы сразу поняли масштабы трагедии. Люди был в очень тяжелом состоянии, лица были залиты кровью, и я видел, к своему огромному сожалению, что даже те, кто еще мог говорить по телефону, были в безнадежном состоянии».

В связи с участившимися предупреждениями о готовящихся терактах (34 за сентябрь месяц), в пятницу было решение ввести блокаду городов ПА. За несколько минут до теракта в Хайфе, ШАБАК получил конкретное предупреждение о теракте, но было уже поздно. Взрыв произошел в тот момент, когда сотрудники ШАБАКа сообщали полиции о готовящемся теракте. Командующий Северным округом полиции, Яаков Боровский, сказал, что полиция не получала конкретных предупреждений, но в настоящее время существует высокий потенциал совершения терактов, и поэтому полиция находилась в состоянии повышенной боевой готовности.

Генеральный директор полиции, Шломо Ааронишки, сказал, что полиция должна проверить, как удалось террористке проникнуть в ресторан, несмотря на присутствие в ресторане охранника. Первые сообщение указывали, что террористке выстрелами удалось нейтрализовать охранника, но эта информация не подтвердилась. Многие мужчины–охранники не любят досматривать женщин, так как опасаются, что их обвинят в домогательствах. Парамедики обнаружили человека, одетого в традиционный жилет охранников, лежащим лицом вниз на ступеньках у входа в ресторан.

По словам Шломо Ааронишки, существует предположение, что террористка проникла в Хайфу в районе деревень Бака аль–Гарбия и Бака А–Шаркия, находящиеся по разные стороны «зеленой черты», там, где строительство забора еще не закончено. Как заявили террористы, «картонные заборы для нас не препятствие».

Глава «правительства» ПА, Абу–Ала, поспешил позвонить мэру Хайфы Йоне Яхаву, выразил свое соболезнование и резко осудил акт террора. После теракта начали раздаваться голоса, что теракт в Хайфе — это повод избавиться, наконец, он Арафата. Об этом говорили министр здравоохранения Дани Наве («Ликуд»), заместитель министра внутренних дел Брайловский («Шинуй»). Юрий Штерн, возглавляющий парламентскую фракцию ИЛ в Кнессете, выступил за начало полномасштабных военных действий до полного уничтожения инфраструктуры террора.

После взрыва в автобусе второго маршрута в Иерусалиме кабинет министров принял решение об изгнании Арафата, не определив точную дату приведения приговора в исполнение. Лидеры всего мира вступились за отца современного терроризма и потребовали убрать «руки прочь» от законно избранного лидера «палестинского народа».

В ближайшие часы состоится заседание кабинета безопасности. Заседание проведет министр обороны Шауль Мофаз в своей штаб–квартире в Тель–Авиве. Первый канал израильского телевидения сообщает, что боевики личной гвардии Арафата, «Сила–17», уже заняли позиции вокруг резиденции Арафата в Мукате. Войска ЦАХАЛа уже стягиваются в Рамаллу.

Арабская женщина — убийца детей

Стало известно имя террористки–убийцы. Это 27–летняя Ханади Джарадат, студентка юридического факультета из Дженина. Ее брат Фахди и двоюродный брат Салах, террористы «Исламского джихада», были убиты солдатами ЦАХАЛа в июле этого года.

Среди убитых террористкой пятеро детей, в том числе и новорожденная девочка, всего неделю от роду, три члена одной семьи и четверо израильских арабов. Родные ничего не знают о судьбе охранника ресторана, израильского араба.

Главари «Исламского джихада» назвали теракты–самоубийства «естественным палестинским ответом на ежедневные преступления израильских оккупантов против палестинцев». Характерно, что риторика террористов совпадает с прочувствованными речами «моральных» летчиков–дезертиров и поддержавших их представителей научной и творческой левоэкстремистской интеллигенции.

Пресс-секретарь «Исламского джихада» в секторе Газы, Абдулла аль–Шами, сказал, что «атака доказывает, что сионистские меры безопасности, включая блокаду и расистскую стену, провалились». Этот теракт не выполняет никакой определенной политической функции, а отсутствие терактов в последние три недели объясняется не политическим решением, а оперативными проблемами.

«Перерыв в терактах против сионистского анклава является результатом трудностей, с которыми столкнулись палестинские боевики на местности», но как только боевики изыскали возможности, они возобновили теракты.

Правительственные источники заявляют, что ответ Израиля будет жестким. Премьер-министр Ариэль Шарон созвал своих советников на срочное совещание. Решающие слово остается за Шароном, министром обороны Мофазом и министром юстиции Лапидом. Им не нужно одобрения кабинета для принятия окончательного решения о судьбе Арафата. Шауль Мофаз высказался за изгнание Арафата.

Начальник генштаба Моше Яалон сказал, что ответ ЦАХАЛа будет жестким и последует уже этой ночью. Посол Израиля в США Дани Аялон провел переговоры с представителями администрации Буша, которые дали понять, что их позиция в отношении Арафата осталась неизменной. Аялон подчеркнул, что Израиль не исключает никакой акции, и совершенно ясно, что «устранение» Арафата — физическое или политическое — неизбежно.

Саиб Арикат немедленно встал на защиту любимого председателя. «Мы осуждаем этот акт, такие нападения не служат интересам палестинского народа и не соответствуют политике ПА», — сказал он, старательно обходя слово «теракт», который, как явствует из его слов, достоин осуждения не как проявление животного варварства, а по причине несовпадения с нынешней тактикой руководства ПА.

По словам Ариката, не стоит во всем обвинять Арафата. Еще один защитник раиса сказал, что субботний теракт не получил одобрения Арафата, поскольку он знал, чем это может обернуться против него. «Если израильтяне убьют Арафата, то все дело (мирный процесс) будет закончено, и помоги нам всем Б–г — израильтянам и палестинцам. Это будет означать, что период терпимости закончен, и на смену ему придет новая волна фанатизма», — предупредил Саиб Арикат.

Представители ПА говорят, что они ожидают акции ЦАХАЛа против Арафата. Они предполагают несколько вариантов. Первый — войска окружат Мукату и изолируют Арафата. Второй — депортация. Тогда Арафат будет отбиваться, и в ходе операции будет убит. В этом случае новое правительство сформировано не будет. Абу–Ала будет возглавлять автономию в течение 60 дней в качестве председателя законодательного собрания, но он не сможет успокоить страсти и взять ситуацию под контроль.

Сразу же после теракта Саиб Арикат позвонил в Белый дом, призвал администрацию немедленно вмешаться, разрядить ситуацию и начать срочную реализацию «дорожной карты», но не получил ответа от американской администрации.

«Мы должны изыскать способы снятия напряженности. И единственным способом является возобновление сотрудничества в сфере безопасности и возвращение к «дорожной карте». Насилием проблемы не решить». По уверениям Саиба Ариката, Абу–Ала остается привержен «дорожной карте».

Источники, близкие к Абу–Ала, сказали, что его узкий кабинет будет заниматься в основном проблемами безопасности, но какие меры при этом Абу–Ала может принять, никто сказать не мог. Сам Абу–Ала сказал корреспонденту «Джерузалем Пост», что он в первую очередь будет вести с Израилем переговоры о перемирии. Нарушившие перемирие будут строго наказаны. Вряд ли после субботнего теракта Иерусалим и Вашингтон удовлетворятся временным перемирием.