No.12 (066)

декабрь 2003г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Й.Поллард
Как творится чудо Хануки
М.Фейглин
Угроза «миру во всем мире»
А.Вудка
Рай для идиотов
И.Аролович
Женевские соглашения
15 раввинов требуют предать суду архитекторов «Женевской сделки»
Давид Бадин: «В Европе уже готовят войска для защиты палестинцев».
А.Риман
Приколы «Хелмских мудрецов»
День Гражданства
А.Левин
Израиль — наша гордость, и наша боль
И.Соммерштейн
Письмо президенту США
Адвокат Н.Верцбергер: «Издевательства над Федерманом — пробный шар»
Э.Хаэцни
Гражданин Ф.
Открытое письмо узников Сиона
Пинхас Валлерштайн: «Мы окажем сопротивление при ликвидации поселений»
М.Амусья, М.Перельман
Кто ищет, тот найдёт, или уроки декабря
А.Тарн
Сумерки идеологий
Поиск по сайту: 

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
А.Энтова
Война с собственными страхами
Я.Сагамори
Холокост в действии
А.Штейнзальц
Есть универсальный закон... №60, №61
Б.Калюжный
Лариса Герштейн: «Моё политическое кредо – это достоинство!»
Ливнат Озери о разрушении ее дома
А.Саттон
На пороге истории №49, №53, №55
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней51, №52, №53, №54, №55, №56, №57
Раввин Ш.-Я.Вайнберг
Дал я перед вами землю
Последнее письмо солдата
Д.Инхоф
Мир на Ближнем Востоке
А.Левин
Мы построим третий храм №42, №43, №44
А.Леви
Мы пришли, чтобы изгнать тьму
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ВСЕ ОНИ ТАМ БУДУТ

Мирон АМУСЬЯ, Марк ПЕРЕЛЬМАН 

Кто ищет, тот найдёт, или уроки декабря


Саддам Хусейн — бесславный конец диктатора.

Охота за Саддамом Хусейном завершилась в субботу, 14 декабря, после получения информации от одного из членов его племенного клана. Поимка Саддама была делом непростым. У него было от 20 до 30 убежищ, и он не оставался в одном месте более трех или четырех часов, сообщает газета «Нью–Йорк Таймс». Одиннадцать раз в течение семи месяцев спецназ 4–й пехотной дивизии прибывал к тому месту, где якобы находился Саддам, но коммандос всякий раз опаздывали — зверь успевал покинуть свое логово.

Решающая информация о местонахождении Саддама Хусейна была получена в субботу в 10:00 утра. Командование отдало приказ о немедленном начале операции под кодовым названием «Красный рассвет». Возглавил операцию полковник Джеймс Хикли, командир 1–й бригады 4–й пехотной дивизии. Иракские силы к участию в операции не привлекались.

Около шести часов вечера, когда сумерки сгустились, войска направились к главной цели — двум крестьянским домам в деревне Ад Дуар, в 15 км от родного города Саддама, Тикрита. Два часа интенсивных поисков не дали ничего, и тогда полковник Хикли отдал приказ блокировать территорию в радиусе полутора километров и приступить к прочесыванию местности. Пехотинцы оцепили местность, а поиск вел отряд особого назначения 121. Наконец, солдаты вышли на подвал рядом с глинобитной хижиной.

Это был крошечный домик, состоящий из одной спальни и крошечной кухоньки. В спальне была разбросана новая одежда, включая майки и носки еще в упаковке. Это заставило генерала Одиерно предположить, что Саддам прибыл в укрытие час тому назад. Возле овчарни было припарковано бело–оранжевое такси. Дом располагался на берегу Тигра, и солдаты нашли поблизости несколько лодок. Видимо, с их помощью Саддаму доставляли продовольствие.

Когда войска окружили домик, из него пытались бежать два иракца, но они были пойманы. Убежище Саддама походило скорее на неглубокий штрек, пробитый в земле, рассчитанный на одного человека. Отверстие норы было прикрыто плитой из пенопласта, сверху был наброшен коврик, присыпанный землей, битыми кирпичами и другим мусором.

Когда солдаты откопали проход в нору, они обнаружили там Саддама Хусейна. Одного, «растерянного» и «очень дезориентированного». При нем был нож, пистолет и чемодан с 750 тысячами долларов. Он вел себя очень тихо и сдался без единого выстрела.

«Прессинг был настолько силен, что он не мог уже передвигаться с большим сопровождением, поэтому с ним практически никого не было, — сказал генерал Одиерно. — Он был в глубокой яме, один, и сопротивляться было бесполезно».

Менее чем через час его доставили вертолетом в Багдад, в секретную тюрьму.


Саддам, наконец, пойман, взят живьём, — в отличие от Гитлера, Геббельса и Гиммлера он не решился ни заранее отравиться, ни раздавить в момент поимки ампулу с цианистым калием. Не отстреливался он и до последнего патрона. И это хороший пример, — он ясно показал отличие ближневосточных деспотов от европейских прототипов. Так, уверены, повёл бы себя при долгожданном аресте и Арафат.

Лучший подарок Бушу и Блэру к Рождеству (а нам к Хануке) трудно было придумать. Очень важный этап операции закончен. На предстоящем процессе Хусейн и его «соратники» будут, скорее всего, топить друг друга, разоблачать себя и своих зарубежных покровителей, отчего пострадают, несомненно, кое–какие репутации и на Западе, и на Востоке, а вполне возможно, и в самих США.

Именно сейчас уместно вспомнить, как в борьбе с режимом Саддама конкурировали, а вовсе не дополняли друг друга, дипломатический и военный подходы. Государственный департамент США стремился во что бы то ни стало создать широкую анти–иракскую коалицию, доказать убедительно наличие у Ирака оружия массового поражения, заручиться одобрением военных действий против Саддама со стороны мирового сообщества — и не добился ни одной из этих целей. Напротив, он лишь позволил скоординироваться антивоенным силам и, несмотря на все уговоры, интриги и унижения, поставил США перед угрозой «вето» Франции и России против американской резолюции в Совете Безопасности. Дипломатия оказалась неэффективной.

Войну армии США пришлось начать без этой резолюции. Со своей задачей армия справилась на удивление быстро. Должного развития военная победа не получила. Необнаружение оружия массового поражения у Ирака, непоимка самого Саддама и террористические антиамериканские действия, приведшие к заметным людским потерям, в первую очередь со стороны американцев, резко усилили критику действий как военных в администрации США, так и самого Буша. Это вдохновило «миротворцев» и активизировало Государственный департамент. Он начал буквально выпрашивать участие европейцев теперь уже в борьбе с террористами, для чего согласился, вопреки обещаниям США Израилю, с требованием России и Западной Европы превратить в обязывающий документ Совета Безопасности пресловутую рекомендующую «дорожную карту». Европейцы уступку приняли, а войска в Ирак, естественно, не послали. Дипломатия «буксовала». Теперь опять, поймав Саддама, армия изменила положение дел. И хотя огромные трудности в процессе послевоенного переустройства Ирака ещё далеки от преодоления, уже теперь можно и должно сформулировать ряд выводов из этой, еще не полностью завершённой истории.

1. Победить диктаторский режим или терроризм — диктатуру страха можно, и при том только силой. Именно военная победа предшествовала и должна предшествовать денацификации, дебаасизации и дефатхизации, с последующим восстановлением и оздоровлением хозяйственной системы, а также систем образования и воспитания. Демонстрация быстрого успеха армии и разведки особенно важна в связи с распространением противоположной точки зрения среди многих интеллектуалов, считающих военную силу неэффективной в борьбе с террором и партизанщиной.

2. Дипломатические усилия сейчас, как и в прошлом, могут играть при решении крупных исторических проблем лишь вспомогательную роль, оставляя в главной роли силу. Попытка заменить победу армии преждевременными переговорами с неразбитыми диктаторами и главарями террористов лишь позволяют последним затягивать время и усиливать свои позиции.

3. Нельзя в ликвидации главарей — диктаторов или руководства террористов останавливаться на полпути. Умело организованная работа армии и разведслужб может решать такие задачи. Важно, что Буш и его команда развеяли все сомнения в своей решимости преследовать лидеров террора и диктатуры и после их свержения, и в способности добиться помощи и поддержки бывших сообщников свергнутых, несмотря на их клановую или религиозную близость.

И хотя Бин Ладен и мулла Омар вытеснены, по-видимому, далеко в горы, их поимка с последующим судом абсолютно необходима как урок для сторонников и возможных продолжателей их дела, так и для тех, кто в современном мире оказывает им моральную и материальную поддержку.

3. Хусейн являет собою первый пример новой реальности ХХ1 века: диктатора, а не только его подручных, можно и нужно судить. До сих пор в истории Нового времени такого не было (Муссолини и Чаушеску убиты без суда); даже любители человечины, Бокассу и Иди Амин, отпущены доживать в роскоши у своих арабских друзей, а Дювалье с Гаити находится во Франции.

4. Скорость анти–иракской кампании и поимка главарей дала диктаторам, а вместе с ними и организаторам невидимых «империй террора» важнейший и реальный урок, — времена меняются, и их судьбы будет решать не только один Аллах! В этой связи грядущий и неизбежный, как мы надеемся, суд над Арафатом выглядит уже вполне вероятным.

5. Эффективность анти–иракской кампании, относительно малое число жертв сил США и их союзников в сравнении с размером Ирака и величиной его армии и длительной устойчивостью режима, показали друзьям и сторонникам Саддама во всём мире, сколь, несмотря на всю помощь лево — либеральной прессы и интеллигенции, незначительной может быть сделана их роль в мире.

6. Последователи Хусейна пытались развязать в Ираке партизанское движение. Сейчас, когда кумир арестован и сдался без боя, денежный поток в поддержку сопротивления переменам в Ираке пойдёт на убыль. Исчезнет парализующий население страх его возвращения. Дегероизации «героя» послужат впечатляющие телекадры его обыска после ареста. Думаем, что «всадник без головы» далеко не ускачет.

7. Пример войны в Ираке и арест Саддама наглядно показывает, что с террором «партизан», «бойцов национально — или религиозно–освободительных движений», как они себя именуют, нужно бороться жестко и непрестанно, ловить и уничтожать вожаков, перекрывать поступление средств к ним. Иракский пример показал, что устранение главаря не усиливает сопротивления, и нет сомнения, что его арест сопротивление значительно ослабит.

А это всё — уже прямой урок Израилю, доказательство необходимости жесткой его линии в отношениях с «Автономией» и свидетельство потенциальной возможности устранения её руководителя.

8. История с поимкой Саддама сделала вполне реальной американскую угрозу экономического наказания стран, упорно противившихся США и Англии — Франции, Германии и России. Они в итоге определённо будут отстранены от весьма прибыльной программы хозяйственного да и политического переустройства Ирака, а возможно и от его нефти, потеряв не только возможную будущую прибыль, но и надежду на возврат долгов Ирака. Иракская кампания показала европейским странам, что на сегодняшний день в решении даже очень важной мировой проблемы США вполне могут обходится и без них.


Медосмотр бывшего диктатора

9. Телекадры ареста Саддама, весь его жалкий облик, несомненно увидены и другими диктаторами, вроде президента Сирии Асада, и сыграют важнейшую роль в определении их реакций на угрозы со стороны США и сделают их поведение более обдуманным и осторожным.

10. Уроками истории и реалиями сегодняшнего мира нельзя пренебрегать ни Германии, деяния которой ещё не всеми забыты, ни Франции, получившей в 1945 из милости статус великой державы после позорной капитуляции в 1941, ни России, сейчас занятой сохранением своего участие в «восьмерке», — всем им волей–неволей придётся с уважением относиться к Америке, — такова в настоящее время расстановка сил в мире. И её изменение в близком будущем маловероятно.

11. Несомненный успех армии и разведки США вполне может стимулировать желание Государственного департамента опять перехватить инициативу и взять своего рода «реванш». Для этой цели вполне может быть избрана очередная демонстрация строго антидиктаторских, но ни в коем случае не анти–исламистских или, тем более, не анти–арабских действий США. Поэтому уместно ждать очередных заверений в безопасности Арафата и требований послабления ограничений в его содержании в Мукате. И в этом помощь и поддержка «мировой общественности», вплоть до принятия очередной анти–израильской резолюции в помощь «мукатскому узнику», обеспечены.

И тем не менее, преступник — диктатор уже в тюрьме. Как и быть должно. Несомненно трудной будет организация его суда: выбор места проведения, выбор судей, применяемых законов, которыми следует руководствоваться. Вероятно, этот суд будет существенно отличаться от нюренбергского и токийского составом судей, поскольку главные обвинения против Саддама Хусейна — в преступлениях против своего народа. Но суд и все сопутствующие сложности — завтра. А сегодня, как сказал руководитель американской администрации в Ираке Пол Бремер: «Ladies and Gentlemen, we got him» (Дамы и Господа, он пойман!). 

Иерусалим