![]() |
|
Можно ли победить партизан?Часто можно услышать, что войну против партизан невозможно выиграть в принципе. На первый взгляд это действительно так. Соединённые Штаты Америки проиграли войну во Вьетнаме. СССР не смог удержаться в Афганистане. Россия неудачно действует в Чечне. Израиль не смог победить ливанских партизан. Но и противоположных примеров достаточно много. Англичане и греки разгромили ЭЛАС. Сталин выиграл (хотя и с большим трудом) войну против УПА и подавил «лесных братьев» в Прибалтике. Англичане в ходе упорной шестилетней войны (1948–1954) подавили партизанское движение в Малайе. Да и Че Гевара, помнится, потерпел в Боливии фиаско. Разве не так?
Войну против партизан выиграть можно. Вопрос только в том: как это сделать? США не удержались в Южном Вьетнаме потому, что основные базы Вьетконга находились в Северном Вьетнаме. Из этих баз, по «тропе Хо Ши Мина», пролегающей через джунгли Лаоса и Камбоджи, партизаны достигали Южного Вьетнама. Американцы не могли ни добраться до партизанских баз, ни перекрыть границу. Единственное, что они могли — это бомбить Ханой и Хайфон. Но этого оказалось недостаточно. Похожая ситуация сложилась и в Афганистане. Базы партизан находились в Пакистане; полностью перекрыть границу было невозможно. Уничтожение же партизан по одному — штука неэффективная! Англичане в Греции оказались в похожем положении. Базы ЭЛАС находились в Югославии; герметически перекрыть границу не удавалось. Но зато удалось договориться с Тито о прекращении поддержки ЭЛАС. Лишившись своих баз и путей снабжения, греческие коммунисты были быстро разбиты. В Малайзии же базы партизан находились в самой стране, но в трудно достижимых местах, в джунглях. Уничтожение этих баз и заняло у англичан шесть лет. Войну у партизан можно выиграть только одним способом — уничтожив их базы. В тех случаях, когда сделать это по какой–нибудь причине не удаётся, либо потому, что базы находятся за границей (Афганистан и Вьетнам), либо потому, что они находятся в труднодоступных местах (Лон Нол не смог добраться до «красных кхмеров» в джунглях Камбоджи), партизаны всегда побеждают. Уничтожить каждый партизанский отряд по отдельности — невозможно. Точно также происходило и у нас в Израиле. После Войны за Независимость, Израиль донимали отряды федаюнов, проникавшие на нашу территорию из Газы и Иордании. Надёжно перекрыть границы не удавалось. Тогда и было создано подразделение 101 во главе с Шароном для нанесения ударов по базам федаюнов. Но такие удары приносили лишь временное облегчение, так как базы вскоре восстанавливались. И лишь после Шестидневной войны (или может быть правильней говорить: «Шестидневного мирного процесса» — ведь если сегодня у нас «мир», то и тогда у нас было то же самое), когда Израиль взял под свой контроль Газу, Иудею и Шомрон, удалось, за несколько лет, подавить и федаюнов.
Похожая ситуация сложилась и в Ливане, где палестинцам удалось создать почти независимое государство (почти независимое и почти государство) и с его территории действовать против Израиля. Необходимость уничтожить базы палестинских партизан в Южном Ливане и вызвало Ливанскую… м–да… Ливанский мирный процесс. В ходе этого мирного процесса палестинские базы в Южном Ливане были уничтожены, но вскоре возникли новые, теперь уже шиитские, в долине Бекаа, за пределами зоны израильской оккупации. Из этих баз партизаны–шииты наносили удары по израильским войскам. Победить партизан, не захватив их базы, Израиль не мог. Захватить базы без столкновения с Сирией было также невозможно. Поэтому израильские войска были отведены из Центрального Ливана в зону безопасности. Партизаны переместили свои базы в шиитские деревни Южного Ливана, севернее зоны безопасности. Так что Израиль ничего не выиграл. Причём зона безопасности была настолько узкой, что партизаны получили возможность наносить удары по территории самого Израиля. В ответ на их действия Израиль мог только бомбить гражданские ливанские объекты, то есть действовать по заведомо неудачному вьетнамскому сценарию. Чем всё это кончилось, вы и сами прекрасно знаете. Победить партизан, можно только контролируя территорию, на
которой расположены базы этих партизан. Сегодня, когда палестинцы создали своё
«почти государство» и с его территории наносят удары по Израилю, вести борьбу с
террором невозможно. Чтобы победить террор нужно вернуться в Газу, а не
отступать из нее. Любой другой способ борьбы неэффективен. При любом другом
способе борьбы Израиль обречён на поражение. И никакое военное превосходство нас
не спасёт. «Вести» |