|
...Нас от погрома к погрому ведетХевронский погром осуществлялся при практически полном попустительстве едва ли не самых цивилизованных европейцев - англичан, причем другие страны просвещенного Запада прореагировали на хевронскую резню гробовым молчанием. Это убедило юдофобов в безнаказанности и проложило столбовую дорогу к Холокосту. Когда более 3700 лет назад праотец Авраам по велению Вс-вышнего пришел в Землю Израиля, он дошёл до Хеврона и поселился в городе. Здесь он прожил наибольшее число лет, здесь у него родились сыновья Ишмаэль и Ицхак. Когда умерла его жена Сара, он купил у местных жителей пещеру “Махпела” (где были похоронены первые люди на Земле - Адам и Хава) и участок земли вокруг нее, похоронил Сару в пещере, там же завещал похоронить и себя. В Хевроне долгое время жили и были похоронены в «Махпеле» Ицхак, его сын Яаков-Исраэль, их жены Ривка и Лея. Когда еврейский народ Израиля вернулся из Египта в Эрец-Исраэль, Хеврон и его окрестности достались колену Йегуды. С тех пор горный район, простирающийся от Иерусалима до Негева, называется Йегуда (Иудея). Около 3000 лет назад, когда Давид был помазан на царство, первую столицу объединенного еврейского государства он основал в Хевроне. Здесь он царствовал более 7 лет, прежде чем завоевал Иерусалим и перевел туда столицу. Евреи жили в Хевроне бок о бок с арабами много веков - примерно как с немцами в Германии. С тех пор, как в начале XIII века мусульмане разгромили крестоносцев и захватили Эрец-Исраэль, отношения между евреями и арабами то ухудшались, то улучшались, но кровавой бани ничто, казалось, не предвещало. И вот в 1925 году британские власти назначили на должность главного муфтия Иерусалима Эмина Аль-Хусейни, впоследствии прославившегося своими пронацистскими взглядами и тесной дружбой с Гитлером. Аль-Хусейни всеми способами начал разжигать ненависть к евреям среди арабов Земли Израиля, а британские мандатные власти потворствовали таким настроениям. В августе 1929 года Аль-Хусейни обвинил евреев в том, что они якобы хотят отнять у арабов «мусульманскую святыню» - Стену Плача - и призвал соплеменников к активному протесту. В разных местах страны начались нападения на евреев, но самая жестокая драма разыгралась в Хевроне. Это была пятница, 23 августа 1929 года - 17 ава 5689 г. по иудейскому летоисчислению. После предполуденной пятничной молитвы арабы стали собираться группами и вооружаться камнями и палками. Они начали нападать на попадавшихся им на улицах евреев и избивать их, ворвались в йешиву, где накануне субботы сидел единственный ученик, и убили его. Британские полицейские равнодушно взирали на эти нападения. Уважаемые представители еврейской общины бросились в «Бейт-Романо», где размещалась британская администрация, с мольбами о помощи, однако командующий полицией велел им запереться в домах и не предпринимать никаких действий. Евреям ничего не оставалось, как выполнить этот приказ и укрыться в своих домах, превратившихся в ловушку. В пятницу арабы еще опасались реакции британской полиции, однако вскоре убедились, что они не намерены защищать евреев. Утром в субботу 18 ава вооруженные арабы двинулись к еврейским домам с криками: «Режь евреев!» и «Власти с нами!». Бесчинствующие толпы врывались в дома беззащитных евреев и безжалостно били, резали и рубили всех без разбору. Над многими жертвами погромщики жестоко издевались, прежде чем убить, насиловали женщин и девочек. Погромщики не сжалились ни над раввинами, к которым они ходили за житейскими советами, ни над директором банка Авраамом Слонимом, который давал им ссуды на хороших условиях, ни над аптекарем Бен-Ционом Гершоном, оказывавшем им медицинскую помощь. Все они и многие другие были зверски изрублены на куски, а их жилища были разграблены. В припадке слепой ненависти арабы разбили даже все содержимое аптеки (!). Некоторые евреи пытались сопротивляться, но силы были явно неравны. В то же время примерно семьдесят арабов (из 20.000 живших тогда в городе) укрыли у себя в домах около трехсот евреев. Итого евреев к моменту погрома в Хевроне жило около семисот. Британские полицейские несколько часов пальцем не шевелили, чтобы прекратить резню беззащитных людей. Восседавший на коне начальник полиции наблюдал, как рядом с ним убивают умолявших его о помощи братьев Хайкель. Когда несколько вооруженных арабов, покончив с евреями, с угрожающим видом двинулись в его сторону, «доблестный» английский офицер, испугавшись за свою участь, сделал несколько выстрелов в воздух из пистолета. Звуки стрельбы услышали и остальные погромщики - перепугались и разбежались. В тот Шаббат в Хевроне было убито 59 евреев; еще 8 скончались позднее от ран, которые было нечем обработать... Всем уцелевшим евреям британские власти приказали покинуть свои дома и собраться во дворе полиции. Англичане разрешили устроить только ускоренные похороны погибших, допустив на кладбище один миньян (10 евреев). В отдельной братской могиле захоронили отрубленные части тел и пропитанные кровью одежду и вещи из еврейских домов. Три дня сидели уцелевшие от погрома евреи во дворе полиции под палящим солнцем, без медицинской помощи и почти без пищи. Потом англичане пригнали грузовики и депортировали их в Иерусалим. Дома и имущество евреев стали добычей убийц. Арабы праздновали победу: британские власти помогли им ликвидировать древнейшее на Земле Израиля еврейское поселение. Изгнанные евреи сразу начали прилагать усилия для возвращения. Весной 1931 года группа численностью около 200 человек вернулась в Хеврон. Во враждебном окружении им удалось прожить около четырех лет. Однако на Песах 1936 г. в связи с новой вспышкой нападений арабов на евреев в Эрец-Исраэль англичане среди ночи снова устроили евреям трансфер. В 1948 году войска арабских государств захватили Иудею и Самарию, затем Иордания аннексировала эти земли, и разрушение еврейского квартала Хеврона было довершено. На части его территории был устроен городской рынок, уцелевшие дома использовались в качестве торговых помещений, складов и загонов для скота. Арабы полностью разрушили синагогу «Авраам Авину», а на ее месте устроили загон для овец и ослов. Там, где была женская часть синагоги, они построили общественную уборную, а рядом устроили свалку мусора и скотобойню. На месте древнего еврейского кладбища насадили огород и виноградник и построили дом. Могильные плиты использовались для строительства заборов. На следующий день после победы в Шестидневной войне тогдашний главный раввин ЦАХАЛа генерал Шломо Горен (благословенна его память) приехал на джипе вдвоем с шофером в Хеврон. Местные арабы, наслышанные о чудесных победах израильтян и опасаясь мести за погром, вывесили на домах белые флаги. Раввин вошел в пещеру «Махпела», впервые за сотни лет внес туда свиток Торы и помолился. Затем он объявил, что Хеврон отныне принадлежит народу Израиля. Однако вскоре министр обороны Моше Даян возмутился самодеятельностью р. Горена и заверил арабов, что пещера останется мечетью. В последующие годы сионистам-энтузиастам во главе с раввином Моше Левингером, адвокатом Эльякимом Хаэцни, профессором Бен-Ционом Тавгером (известным физиком, репатриировавшимся из России) пришлось при чудовищном сопротивлении израильских правительств отвоевывать право евреев молиться над могилами Праотцев. Своими впечатлениями от увиденного покойный ныне Тавгер поделился в книге «Мой Хеврон»: «Больше всего меня поражало, в каком ужасном состоянии находились еврейские места. Со времени знаменитого погрома 1929 года ничего не изменилось, будто это всё произошло вчера. Более того, были заметны более поздние разрушения и осквернения <…>. Уже много веков в Меарат ха-Махпела евреев не допускают. Издревле было такое выражение, как «семь ступеней”. Это означает: еврей может подняться у входа только на семь ступеней. Не выше. После убедительной победы Израиля в 1967 году евреи должны были бы, по крайней мере, быть приравнены к арабам и получить свободный доступ к своим святыням. Но нет! Более того, вся власть в Хевроне над святыми местами, включая пещеру «Махпела», была передана шейху Джабри - главарю хевронских погромщиков 1929 года. Этакий жест «доброй воли» Моше Даяна. Впрочем, евреям позволили входить в пещеру, но только на правах туристов, в специально отведенные для этого дни и часы. А по пятницам вообще не пускают. В то время как арабам открыт доступ в любое время. Моше Даян буквально выразился так: «Вам разрешается ходить туда как туристам, но в душу арабам не лезьте!» Весной 1968 г. группа евреев арендовала арабскую гостиницу «Парк» в Хевроне. Накануне Песаха в нее вселились десять семей с детьми и одинокие молодые люди. Они остались там и после праздника, требуя у правительства разрешение на возвращение в отнятые арабами дома. После того как поселенцы провели в гостинице несколько недель, правительство из соображений безопасности решило перевести их в здание военной администрации. Здесь инициативная группа обживалась и росла, были основаны различные учебные заведения и мастерские, рождались дети и прибывали новые семьи. Через три года под давлением общественности правительство приняло компромиссное решение построить новый еврейский квартал рядом с Хевроном. Он был назван Кирьят-Арба по второму наименованию Хеврона в ТАНАХе. Туда и перебазировались новые жители Хеврона. Справедливости ради отмечу: строительство и заселение Кирьят-Арбы, начатое в 1971 г., велось при поддержке государства очень интенсивно. Она стала первым еврейским поселением городского типа на территориях Иудеи и Самарии, освобожденных в ходе Шестидневной войны. Однако борьба евреев за право жить в самом Хевроне была еще впереди. В 1979 году, в связи с 50-летием погрома, группа из 15 женщин и 45 детей глубокой ночью проникла через заднее окно в полуразрушенное здание больницы «Бейт-Хадаса», центральный вход в которое охранялся армией. Власти не осмелились силой изгнать женщин и детей, однако здание и двор были окружены, вход внутрь или передача чего-либо без разрешения были полностью запрещены. В жару и холод, без отопления, электричества, водопровода и канализации, отрезанные от своих семей, мужественные женщины с маленькими детьми прожили около года (!) в полуразрушенном доме. Единственным их требованием к властям было разрешение на возобновление еврейского поселения в Хевроне. Каждую пятницу вечером учащиеся йешивы из Кирьят-Арбы приходили к «Бейт-Хадаса», устраивали там молитву и киддуш, песни и танцы. В начале лета 1980 г. группа йешиботников, направлявшихся в Хеврон, была атакована автоматной очередью из засады с крыши арабского дома. 6 евреев было убито. Только после этого правительство удовлетворило требование героических еврейских женщин и многочисленной поддерживавшей их общественности (отмечу в этой связи усилия Геулы Коэн). Сегодня еврейская община Хеврона постепенно возрождается и растет. По состоянию на конец 2003 года, в ней насчитывается 554 человека. Их могло быть еще больше, если бы не... 19 декабря 2002 года израильские силы безопасности по приказу министра обороны Шауля Мофаза с ведома Ариэля Шарона уничтожили форпост «Гиборей-Хеврон», созданный жителями Кирьят-Арбы на месте теракта, произошедшего там 15 ноября и унесшего жизни 12 военнослужащих и граждан Израиля. Полицейские без предусмотренных законом табличек с именами выволокли по земле 300 евреев; 7 из них арестованы. Пресс-секретарь еврейской общины Хеврона Ноам Арнон сказал: «Наша борьба продолжится, и новый еврейский квартал будет создан». По его мнению, решение об эвакуации было принято в связи с предвыборным скандалом в «Ликуде» и давлением США. Мэр Кирьят-Арбы Цви Кацовер обвинил премьер-министра в невыполнении данных поселенцам обещаний и добавил: “«Вместо того чтобы бороться с арабским террором, Шарон вымещает свой гнев на нас». В 2003 году участь «Гиборей-Хеврон» разделил форпост «Высота-26», а в 2004-м - мемориальная синагога «Хазон Давид». Поселенцы не сдаются и отстраивают «Хазон Давид» вновь и вновь на том же самом месте, где арабскими боевиками были убиты Давид Коэн и Йехезкель Муалем. И всякий раз синагогу разрушают армейские трактора и бульдозеры, водители которых получают приказы с самого верха политической пирамиды. Разумеется, Норвежские соглашения, положившие начало «мирному процессу» и трансферу евреев с их исторических земель, инициировал и подписывал не Шарон. Но ведь не Перес, не Барак и не Мицна составили новый план окончательного решения еврейского вопроса, теперь уже в Эрец-Исраэль: на первом этапе в секторе Газы и Северной Самарии, а на последующих - ... Выступая накануне внутриликудовского референдума в Маале-Адумим, Шарон публично пообещал оставить за Израилем несколько поселенческих анклавов, в том числе Кирьят-Арбу с Хевроном. Можно ли доверять премьер-министру в этом и в чем-либо другом после того, как он вероломно нарушил собственное обязательство выполнить волю большинства членов «Ликуда»? Можно ли и дальше замалчивать исторические аналогии шароновского депортационного плана?! Часто, слишком часто добропорядочные евреи оказываются жертвами вероломства и собственной склонности «не ввязываться в передряги». Вот и погрому 1929 года предшествовал период достаточно хороших отношений между евреями и арабами Хеврона. У многих из них существовали нормальные соседские, торговые, иногда даже дружеские связи. Когда в разных местах страны начались нападения арабов на евреев, английский начальник хевронской полиции решил разоружить своих подчиненных, «чтобы не раздражать мусульманское население». Для защиты евреев в Хеврон прибыл небольшое боевое звено «Хаганы» (два вооруженных бойца). Однако представители еврейской общины попросили их уехать, чтобы не накалять атмосферу и не провоцировать «добрых соседей». В последние годы десятки тысяч евреев со всех концов страны и из-за границы посещают Хеврон на иудейские праздники. Сотни тысяч, а то и миллионы болеют за город душой... Никто, кроме Вс-вышнего, не знает, хватит ли у нас сил защититься, если арабские, немецкие или прочие варвары вздумают устроить еще один погром. Но уберечь Хеврон - равно как и любое другое еврейское поселение в Эрец-Исраэль - от деяний соплеменников, потерявших всяческие политические, юридические и нравственные ориентиры, мы просто обязаны. Иначе грош нам, как нации, цена. |