No.1 (079)

январь 2005г.

Текущий номер Архив журнала О журнале Подписка Пишите нам

В НОМЕРЕ:
Седьмой Канал
Более 200 тысяч человек собрались у Кнессета
А.Левин
Цунами, рав Кадури и «Шма, Исраэль»
А.Свищёв
Пора гасить свет?
Л.Алон
Выбери жизнь О еврейской гордости
А.Риман
Детская кровь на асфальте или «Дедушкин сон» в зимнюю ночь
Седьмой Канал
Дети в Сдероте боятся ходить в школу
М.Рахат
Чёрные рассветы над Сдеротом
И.Нави
Смерть мозга
Седьмой Канал
Сдерот: «Солидарность» с автоматчиками на крышах
Пресс-служба бат. «Алия»
Кому мешает «Батальон Алия»?
А.Риман
Мужество быть евреем
А.Щиглик
«Судьба государства Израиль и мирового еврейства в эпоху войны цивилизаций»
Поиск по сайту: 

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
П.Эйдельберг
Как предотвратить гибель Израиля
Памяти Виктора Блока
В.Шебат
Из палестинского террориста в пламенного сиониста №69, №73
А.Левин
Сегодня — Газа, завтра — Иудея, послезавтра — ты
А.Энтова
Эксперимент в социальной психологии
В.Ротенберг
Зачем евреям Израиль?
А.Энтова
Война с собственными страхами
Я.Сагамори
Холокост в действии
А.Штейнзальц
Есть универсальный закон... №60, №61
Ливнат Озери о разрушении ее дома
А.Саттон
На пороге истории №49, №53, №55
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней №51, №52, №53, №54, №55, №56, №57
Раввин Ш.-Я.Вайнберг
Дал я перед вами землю
Последнее письмо солдата
Д.Инхоф
Мир на Ближнем Востоке
А.Левин
Мы построим третий храм №42, №43, №44
А.Леви
Мы пришли, чтобы изгнать тьму
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле (№№ 16, 17, 18)
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ТЯЖЕЛАЯ ПОСТУПЬ МАШИАХА

Александр Левин 

Цунами, рав Кадури и «Шма, Исраэль»


Рав Ицхак Кадури

Сначала были цунами…

«…Ты продолжаешь бежать — пока вода не поднимет тебя и не понесёт в неизвестном направлении. Всё равно умеешь ты плавать или нет. Вода несёт тебя с такой силой, что ты становишься живым, дышащим реактивным снарядом. Хватайся за что–либо — и ты можешь остаться в живых, держись на поверхности волны — и у тебя есть шанс, наткнёшься на что–то твёрдое — и ты мёртв…»

«…Внезапно вода ушла от берега метров на двести и обнажила песок, как гигантский вдох. Мы стояли озадаченные этим явлением. Только увидев как суда всех размеров несутся с жуткой скоростью в сторону берега, подгоняемые огромной волной, только тогда мы догадались, что происходит и бросились бежать изо всех сил. Моя жена нырнула под запаркованную машину, но настигшая волна подхватила её и подбросила метров на десять вверх, машина тоже была подброшена волной как воздушный шарик…»

«Первая волна выглядела как гигантская белая стена, надвигающаяся на нас, и этот звук — звук ужасающих криков, треск проломанных стен и крыш, падающих столбов...»

«…Я не мог поверить своим глазам: огромная волна обрушилась на отель и наводнила его за одну минуту. Сильнейший поток нахлынул в фойе и вынес из него всю мебель и всех людей, которые там находились. Что с ними произошло, я не знаю. Потом волна внесла в фойе автомобиль и с силой ударила его о стену...»

«...Мне казалось, что природа издевалась над нами и показывала нам как мы слабы, и как ничтожны достижения нашей цивилизации, которыми мы так гордимся…»

«...Увидев, какие страшные разрушения цунами нанесли всего в течение нескольких минут, я подумал: а что если бы такая волна налетела на Нью–Йорк, ведь нет никаких гарантий, что этого произойти не может?…»

«…То, что мы видели, было ужасным. Здания рушились, большие 5–ти звёздные отели исчезали под водой как будто их никогда не существовало…»

«…Мы видели молодую пару с ребёнком, которая убегала от волны. Мужчина держал ребёнка на руках, но когда волна настигла их, она ударила мужчину о столб и, выхватив из его рук ребёнка, потянула его дальше по течению...»

«…Я увидел из окна гостиницы, как прямо на меня накатывалась гигантская волна, которая несла в своём потоке с огромной скоростью машины и лодки рыбаков, как будто они были бумажные, и — что было самым страшным — десятки, а может сотни трупов...»

«…Я не мог бы вообразить, что такой прекрасный уголок, земной рай, может в считанные минуты стать адом, стать неправдоподобной картиной человеческих мучений, смерти, разрушения созданного человеческими руками…».

(Свидетельства людей, переживших цунами. 26 декабря 2004)

Больше всего поражают даже не картины разрушений, не рассказы очевидцев, и не цифры убитых, оставшихся сиротами, потерявших кров, а полная потеря контроля над своей жизнью (мы–то считаем себя хозяевами на Земле) и какая–то очевидная бессмысленность и бесчеловечность происходящего. Мы согласны принять, что если человек заболел или попал в аварию, то это можно как–то связать с его поведением, судьбой, образом мышления. Мы можем проследить дорогу от заболевания или выздоровления обратно к тем событиям или тем концепциям в мышлении человека, которые это вызвали. Но как найти дорогу от вулкана, от взорвавшегося нарыва земли, обратно к поступкам и мыслям тех тысяч людей, которые стали жертвами извержения? Как отыскать дорогу от разлившихся рек, морей или океанов — кровотечений земли — к поступкам и мыслям каждого отдельного человека, утонувшего в наводнении? Есть ли такая дорога, — или планета Земля, в порыве беспричинного гнева уничтожает всех и вся, кто случайно оказался под рукой?

Иудаизм утверждает, что всё имеет смысл и причину — как события, касающиеся одного человека, так и события, касающиеся миллионов людей.

Трудность, однако, состоит в том, что ни человек, ни человеческое общество, ни человечество в целом не являются замкнутой системой, которая живёт своей самостоятельной жизнью, и все события можно объяснить исходя из каких–то происходящих внутри неё процессов.

Мы — только клетка в космическом организме, мы — только голос в космической симфонии. Мы сами себе не принадлежим, нам дали тело, душу и даже эту «самость», самосознание, ощущение своего «я», своей индивидуальности для определённой цели. Если же мы, люди на Земле, не соответствуем этой цели, то последствия подобного непонимания выходят далеко за пределы нашей земной жизни. Если заболевает одна клетка в организме, то страдает весь организм, если фальшивит один голос, то вся симфония становится какофонией.

Для того чтобы соответствовать цели, надо иметь какие–то представления о целом и его законах. Музыканты долго учатся и приобретают навыки игры, когда же они играют, то должны внимательно прислушиваться к дирижеру и окружающим исполнителям, чтобы быть в гармонии с ними. Так же и мы живём в этом мире, пытаясь познать его устройство.Что–то нам дано явно, что–то нам дают как загадку, как парадокс, не укладывающийся в нашем мышлении, а что–то в принципе находится за пределами наших возможностей познания. Используя полученные знания, мы должны учиться, приобретая определённые качества и выполняя определённые действия, а также внимательно наблюдать за происходящим, так как наше знание — это живое знание, а наш мир — это живой организм, постоянно преобразующийся, это звучащая симфония.

Рав Кадури

Рав Ицхак Кадури — один из крупнейших каббалистов современного Израиля. Он родился в Багдаде больше века назад, совершил Алию в Палестину в 1923 году и с тех пор живёт в Иерусалиме. Цадик, целитель, знаток открытой и скрытой Торы, обладатель феноменальной памяти, позволяющей помнить наизусть весь Танах и Талмуд, мастер практической Каббалы — можно заполнить тома рассказами о людях, исцелённых им от неизлечимых болезней, о матерях, которым он помог найти сыновей, пропавших без вести после Войны Судного Дня, о молодых людях, которым он помог найти свой путь в жизни, сделать правильный выбор и избежать ошибок. Когда в прессу попадает какое–либо из его заявлений, оно становится темой широких обсуждений и споров.

Так 12–го декабря 2004 года в газете «Yediot Achronot» была написана статья, обсуждающая его заявления, а также схожие заявления другого каббалиста из Бней–Брака, рава Хаима Коневского.

Сказал Рав Кадури своим ученикам за две недели до трагедии цунами:

«Мы находимся на четвёртом году предполагаемого семилетнего периода Искупления, согласно подсчётам Виленского Гаона. Неуверенность в будущем будет висеть над нашей головой, если только мы не заслужим того, что Машиах откроет себя. То, в чём люди уверены — не произойдёт, что мы ожидаем — может разочаровать нас. Но в конце будет покой во всём мире. Мир станет митматек меадиним (сладким от строгого суда). Великие трагедии предвидятся из–за евреев отправляющихся на Восток. Но наши враги не одолеют нас на земле Израиля, страх и дрожь нападут на них, ибо Тора проявит свою силу.

Миллионы людей могут потерять свои жизни, дома, земли, на которых они живут, и единственное что может спасти мир — это истинное раскаяние евреев, их добрые поступки по отношению друг к другу.

Вопли бедных народа Израиля, изгнанных из своих домов сотрясли весь мир.

Настоящее правительство Израиля будет последним в этом мире, и новое правительство будет уже руководить народом в эру Машиаха.

Машиах уже здесь, в земле Израиля».

Вначале эти слова производят впечатление подобное тому, какое производит партитура сложной симфонии на ученика первого класса музыкальной школы, который только научился понимать нотные знаки. Но давайте подумаем над их значением.

«Мы находимся на четвёртом году предполагаемого семилетнего периода Искупления, согласно подсчётам Виленского Гаона», — сказал рав Кадури.

Еврейская традиция утверждает, что наша жизнь на планете Земля была создана на определённое время, и по истечении этого времени переродится во что–то другое. В частности, наступит конец той ситуации, когда в основе жизни лежит смесь Добра и Зла, как это стало со времени грехопадения Адама. Добро очистит себя от оболочек Зла, а Зло прекратит своё существование на Земле.

Но так как Зло не захочет уйти по доброй воле, то периоду Искупления будут предшествовать страшные войны, которые пророки называют войнами Гога и Магога1, и катаклизмы, цель которых высвободить Добро, Б–жественный Свет, —из Клипот, — которыми Зло экранирует этот Свет. Причём каждый человек, кому посчастливится остаться в живых, должен будет пройти через тяжёлый, и чаще всего мучительный процесс очищения, так как основа нашей индивидуальности тоже является продуктом смешения Добра и Зла.

Согласно расчётам Виленского Гаона наша цивилизация будет существовать шесть тысяч лет, после чего наступит Великий Шабат, который будет продолжаться тысячу лет. Сейчас по еврейскому календарю идёт 5765 год от сотворения мира, но подобно тому, как евреи встречают Шаббат немного раньше захода солнца, так же и Великий Шаббат придёт раньше календарных шести тысяч лет2.

«Миллионы людей могут потерять свои жизни, дома, земли, на которых они живут…», — говорит рав Кадури.

Не это ли войны Гога и Магога, предшествующие приходу Машиаха, о которых говорили еврейские пророки?

Ирмиягу, будучи в вавилонском плену после разрушения Первого Храма вавилонским царём Навухаднецаром, пророчествовал: «Так сказал Г–сподь: когда исполнится семьдесят лет Бавелу (Вавилону) вспомню Я о вас и исполню для вас доброе слово Моё о возвращении вас на это место». (Ирмиягу 29: 10).

Обсуждая пророчества Ирмиягу, мидраш делает интересное замечание о том, что все его пророчества уже сбылись кроме этого, так как Вавилонская империя была разбита персидским царём по имени Дарьявеш (Дарий) не на 70-м, а на 69-м году. Рассказывает мидраш также о том, как евреи пришли к пророку Даниэлю и спросили его о том, когда же сбудется пророчество Ирмиягу. Даниэль попросил принести книгу Йешаягу и, начав читать эту книгу, остановился на фразе: «Пророчество о пустыне приморской — как буря в пустыне налетит он с юга из земли страшной…» (Йешаягу 21: 1). В те времена эта фраза ничего не говорила людям, и загадка оставалась загадкой сотни лет, пока американские войска не поразили Ирак с юга (с баз Саудовской Аравии) в ходе операции «Буря в пустыне» во время войны в Персидском заливе в 1991 году. Тут многие детали стали выстраиваться в картину.

Саддам Хусейн утверждал, что является реинкарнацией3 царя Навухаднецара, что его цель — захватить Иерусалим. В войне 1991 года он наносил ракетные удары по Израилю, хотя последний в войне не участвовал против Ирака. 39 скадов, выпущенных на Израиль нанесли огромный материальный ущерб и убили одного человека4.

Война закончилась в 1992 году, в праздник. Пурим. Саддам Хусейн признал своё поражение, но фактически отделался легким испугом.

Однако 12–ю годами позже, после 70–ой годовщины существования Ирака (первого независимого государства на этой территории со времён вавилонского царства) новый президент Америки, Буш-младший пошёл войной на Ирак. И непосредственно перед началом военных действий, а это был снова день Пурима, президент Джорж Буш обратился по радио к жителям Ирака и закончил своё обращение словами: «Тиран скоро падёт, день вашего освобождения близок». На сей раз режим Саддама Хусейна действительно пал, а сам он оказался на скамье подсудимых. Интересно, что гематрия5 имени Джорж Буш на иврите равна гематрии имени Дарьявеш (Дарий).

Появилось также несколько работ, доказывающих, что Гог — это Джорж Буш, а Магог — США. (см. www. yiddishkeit.org)

«Неуверенность в будущем будет висеть над нашей головой, если только мы не заслужим того, что Машиах откроет себя», — говорит рав Кадури.

Eврейская традиция говорит о потомке царя Давида, который восстановит царствование Давида и станет во главе процесса Искупления.

«И выйдет отросток из ствола Ишая6пророчествует Йешаягу — и даст плоды побег, что от корней его. И снизойдет на него дух Г–споден, дух мудрости и понимания, дух совета и силы, дух знания и боязни Г–спода. И исполнит Он его духом боязни Г–спода, и не по взгляду глаз своих будет он судить, и не по слуху ушей своих будет он решать дела. Но будет по правде он судить бедных и решать справедливо дела кротких людей страны, и бить будет он страну бичом речей своих, и духом уст своих умертвит нечестивого. И справедливость будет препоясаньем чресл его, и честность — поясом на бёдрах его. И волк будет жить рядом с ягнёнком, и леопард будет лежать с козлёнком, и телец, и молодой лев, и вол будут вместе, и маленький мальчик будет водить их. И пастись будут корова с медведем, детёныши их лежать будут вместе, и лев будет есть солому как вол, И будет играть грудной младенец над норою кобры, и отнятое от груди дитя протянет руку свою к логову гадюки. Не будут делать зла и не будут губить на всей горе святой Моей, ибо полна будет земля знанием Г–спода, как полно море водами. И будет в тот день: к корню Ишая, что станет знаменем среди народов, — к нему обратятся народы, и мир будет славой его… И подаст Он знак народам, и соберёт изгнанников Израиля, и разогнанных из Иудеи соберёт от четырёх концов земли…» (Йешаягу 11:1 — 11:13)

«Машиах уже здесь…» — сказал рав Кадури. За несколько лет до смерти последний Любавической ребе говорил, что рав Кадури доживёт до прихода Машиаха.

С одной стороны рав Кадури не сказал ничего нового. Не только сама идея Машиаха, но также необходимость постоянно жить в ожидании его прихода является одной из основ иудаизма. Рамбам называет тринадцать основ веры, одна из которых выглядит следующим образом: «Я верю полной верой в пришествие Машиаха и, несмотря на то, что он медлит, всё–таки каждый день буду ждать его прихода».

Зачем ждать его прихода каждый день? Иудаизм говорит, что человек должен жить каждый свой день, как будто это последний день его жизни. Когда человек знает, что ему остался один день жизни, он подводит ее итоги, он внимателен ко всему, что окружает его, он ценит своё время, как драгоценность и осмыслённо тратит каждую минуту. Но разве не так нужно жить каждый день своей жизни?! Разве лучше откладывать и откладывать счёты со своей душой и оказаться на Суде неподготовленным, чем жить каждый день с мыслями о Суде и взвешивать свои поступки высокими требованиями?

Ту же идею можно распространить и на приход Машиаха, только здесь ситуация во много раз напряжённее. Если человек умирает, не справившись со своей задачей, не научившись тому, чему он должен был научиться, то есть возможность сделать это в другом воплощении (в следующей реинкарнации). Приход Машиаха знаменует собой окончание самого цикла реинкарнаций, как для отдельного индивидуума, так и для всей земной цивилизации. Всё, больше шансов не будет: что сделал, то сделал, что успел исправить — то исправил, чему успел научиться — тому научился. По поводу судьбы каждой души принимается окончательное решение, обжалованию оно не подлежит, что–то переделывать, исправлять возможности уже нет. Так что же лучше? Жить каждый день в ожидании Страшного Суда и поступать так, как будто потом исправлять ошибки уже никакой возможности не будет, или откладывать и откладывать счёты с собой, чтобы оказаться в таком жалком положении, когда Суд не склоняется в твою пользу, а изменить уже ничего нельзя?

Не ново и утверждение, что Машиах уже здесь, ибо в каждом поколении живёт потенциальный Машиах, который не открывает себя и умирает в безызвестности потому, что люди не готовы к приходу Великого Шаббата.

Новым, однако, является то, что, по словам рава Кадури, время подошло, Машиах готов открыться и ждёт своего часа, и Г–сподь насылает на землю катастрофу за катастрофой, чтобы люди, а в первую очередь евреи, раскаялись, сделали тшуву7.

«Великие трагедии предвидятся из–за евреев отправляющихся на Восток», — сказал рав Кадури за две недели до трагедии цунами, а когда узнал о трагедии, добавил:

«Не случайно бедствие произошло в том самом месте, куда многие дети нашего народа отправляются в поисках удовольствий этого мира».

Неужели более 200 тыс. людей Юго–Восточная Азии, большинство из которых местные жители, возможно, никогда не слышавшие о евреях, погибли из–за нескольких тысяч молодых израильтян, которые, отслужив в армии, скитаются по Индии и островам Средней Азии в поисках то ли покоя, то ли экзотических духовных учений, то ли дешёвого секса и наркотиков, то ли самих себя?

Любавические хасиды открыли свои центры во многих городах Азии, чтобы хоть как–то напомнить своим заблудшим соотечественникам о том, кто они такие, отпраздновать с ними шаббат, праздники. В крупных городах вроде Бомбея к любавическим хасидам приходят сотни израильтян на пасхальный сэдер. Рав Иосиф Кантор, директор любавического центра в Тайланде, сказал, что около 100 тысяч евреев посещают Тайланд в течение года. Рав Нехемиа Уилхелм, представитель любавического центра в Бангкоке, сказал, что когда разразилась трагедия цунами, их центр посетило более 2–х тысяч израильтян, пытающихся найти пропавших или сообщить родным в Израиле, что они живы.

Но почему из–за этого должны страдать сотни тысяч жителей Индии, Тайланда, Малайзии?

В каждом живом организме есть жизненно важные органы, без которых организм не может существовать и есть органы меньшего значения, заболевание которых не так радикально влияет на выживаемость всего организма. В каждой симфонии есть соло, есть более ответственные голоса, где ошибка портит всё произведение, а есть и сопровождение, есть подголоски, которые могут прозвучать незамеченными большинством слушателей.

То же самое и в организме человечества, где особая роль выделается еврейскому народу. Согласно Каббале, именно через евреев Б–жественная энергия питает остальные народы мира, и если евреи не являются хорошими проводниками Б–жественной энергии, то страдают от этого все народы, не важно являются ли они друзьями евреев, их врагами или вообще никогда о евреях не слышали. (Не в этом ли подспудная причина антисемитизма?!)

Написано в Торе:

«И Моше взошёл к Б–гу, и воззвал к нему Г–сподь с горы, сказав: так скажи дому Яакова, возвести сынам Исрайлевым: вы видели, что Я сделал египтянам; вас же я носил на орлиных крыльях и принёс вас к Себе. И вот, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим дражайшим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым…» (Шемот 19:3 — 19:6)

Сказано в пророчествах Йешаягу: «Я, Г–сподь, призвал тебя к правде, и возьму тебя за руку, и буду хранить тебя, и сделаю тебя народом завета, светом народов. Чтобы открыть глаза слепые, чтобы вывести узника из заключения, из темницы, сидящих во мраке…» (Йешаягу 42:6 — 42:7)

Наиболее яркой иллюстрацией вышесказанному представляется книга Йоны, которую по еврейской традиции читают каждый год в Рош Ашана. Книга рассказывает о том, как Б–г даёт Йоне задание идти в город Нинве и призвать жителей этого города к раскаянью. Вместо этого Йона садится на корабль и плывёт в противоположном направлении:

«И навёл Господь на море ветер большой, и была в море буря великая, и корабль готов был разбиться. И испугались матросы и возопили каждый к божеству своему, и сбросили поклажу, которая была на судне, чтобы стало им легче, а Йона спустился вниз и лёг, и заснул. И подошёл к нему кормчий и сказал: что спишь ты, встань и возопи к Б–гу твоему. Может Б–г подумает о нас, и мы не погибнем. И сказали они друг другу: пойдём и бросим жребий, и узнаем из–за кого это бедствие нам, и бросили жребий, и жребий пал на Йону. И сказали они ему: скажи–ка нам ты, из–за кого постигло нас бедствие это, какое занятие твоё и откуда пришёл ты, что за страна твоя и из какого народа ты? И сказал он им: еврей я и страшусь Г–спода Б–га небес, сотворившего моря и сушу. И устрашились люди страхом великим и сказали ему: что же сделал ты? Ибо знали люди, что от Г–спода бежит он, потому что рассказал он им. И сказали ему: что нам сделать с тобой, чтобы утихло море для нас, ибо море бушует всё больше? И сказал он им: поднимите меня и бросьте меня в море, и утихнет море для вас, ибо знаю я, что из–за меня эта буря великая настигла вас. И стали грести люди, чтобы вернуться на сушу, но не смогли, ибо море всё больше бушевали против них. И воззвали они к Г–споду и сказали: просим, Г–споди, просим — пусть не погибнем мы из–за души человека этого, и не возложи на нас вину за кровь невинную, ибо Ты, Г–сподь, сделал то, что угодно Тебе. И подняли они Йону, и бросили его в море, и перестало море бушевать. И устрашились Г–спода люди эти страхом великим, и принесли жертву Г–споду, и дали обеты». На этом, однако, приключения Йоны не заканчиваются, ибо проглатывает его большая рыба, и в её желудке, в исключительно тесных обстоятельствах, Йона раскаивается, и рыба выплёвывает его прямо на берегу Нинве, куда и должен был он идти с самого начала.

Смысл этой истории мне кажется до предела прозрачным. Б–г создал еврейский народ для определённой цели, а не для того, чтобы евреи были такими как все. Но вместо того, чтобы выполнять свою функцию и нести свет народам, еврейский народ садится на корабль мира, чтобы быть подобным всем народам и плывёт вместе с ними в противоположном направлении. Мир постигают бури и катастрофы. Народы молятся своим божкам, но безо всякой пользы, а еврейский народ находит тихое место и спит, как будто его это всё не касается. Когда же приходят к нему лидеры народов и просят помолиться за всеобщее спасение, он говорит: «A чего молиться, я знаю, что это всё из–за меня». Народы, используя свои духовные ресурсы, тоже приходят к заключению, что всё из–за евреев.

«Что же нам делать?» — спрашивают они еврейский народ.

«Убейте меня, устройте погром, террор, — отвечает он, — сбросьте меня в море и хозяйничайте на моей земле — на Храмовой Горе, в Хевроне, Шхеме, — и тогда у меня будут все оправдания тому, почему я не выполняю возложенного на меня дела. Ибо так мне тяжело ярмо небес, что лучше погибну я, исчезну с лица земли».

Но народы не хотят такого избавления и боятся поднять руку на избранный народ, пытаются грести к берегу и сами справиться с бурей, но безуспешно. Тогда они, обращаясь к Б–гу Израиля, говорят: «Прости, Г–споди, за невинную кровь» и бросают евреев в море, в океан крови, несчастий и террора. Другой народ на месте евреев уже дано исчез бы с лица земли, но у евреев есть договор с Б–гом, есть контракт на выполнение определённой работы. И поэтому, убедившись, что евреи попали в достаточно узкое место и откровенно раскаялись, Г–сподь возвращает их в мир, нести свет народам, как и было записано в «контракте».

Есть в еврейских источниках и другие места, говорящие о роли евреев среди народов земли, причём особенно поражают упоминания о далёких островах.

«Вот раб мой, которого поддерживаю Я, избранник Мой, которого желает душа Моя. Возложил Я на него дух Мой, принесёт он народам закон… и по истине будет судить. Не ослабеет он и не сломится, пока не установит на земле правосудие, и учения его острова ждать будут. (Йешаягу 42:1 — 42:5)

«А иногда несчастья случаются на большом расстоянии, на далёких островах, чтобы пробудить еврейский народ к раскаянью, чтобы пробудить в их сердцах страх и ужас перед катастрофами, могущими настигнуть их самих» (Драшот аРан).

«Катастрофы приходят в мир только из–за Израиля» — написано в Гемаре, а Раши комментирует: «Чтобы поразить их страхом и призвать к раскаянью» (Йевамот 63а).

Однако нужно признать, что есть и другая причина катастроф на земле. Народы земли тоже не могут сидеть пассивно и смотреть, как Израиль справляется или не справляется со своей ролью.

И есть те, которые активно помогают Израилю. Есть организации христианских сионистов, которые активно отстаивают Израиль перед врагами, есть мусульмане, которые напоминают всему миру, что согласно Корану земля Израиля принадлежит Израилю и только Израилю. Но большинство народов, к сожалению, заняли позицию врагов и пытаются помешать Израилю исполнить свою роль, не понимая, что фактически рубят сук, на котором сидят сами.

Написано в Талмуде (Брахот, 59а): «Когда Б–г вспоминает о своих детях, страдающих среди народов мира, Он роняет две слезы в великий океан. Этот звук слышен от одного конца света до другого, и это является причиной землетрясений».

В иерусалимском талмуде пророк Элиягу обращаясь к мудрецу рабби Негорай, говорит: «Знаешь ли ты, почему землетрясения посещают этот мир? Этому есть веские причины. Г–сподь смотрит на мир и видит, как народы живут в безопасности в своих домах и местах служения, затем он смотрит на своих детей, евреев, пребывающих в страданиях, на руины Святого Храма — Он приходит в гнев и хочет разрушить мир».

Поэтому и говорит рав Кадури: «Вопли бедных народа Израиля, изгнанных из своих домов сотрясли весь мир, — и тут же добавляет: «…единственное, что может спасти мир — это истинное раскаяние евреев, их добрые поступки по отношению друг к другу».

Хватит обвинять других в своих провалах. Разве не мы сами первыми должны продемонстрировать единство своего народа и верность цели существования. Разве не мы первыми должны помочь страдающим, бедным своего народа. Разве не мы первыми должны позаботиться о том, чтобы земля Израиля была в руках евреев?!

Мир смотрит на нас с состраданием, с любовью, со слезами, с ожиданием, с гневом, с отвращением, с издевательским смехом. Смотрит, как левые дерутся с правыми, нерелигиозные с религиозными, ашкенази с сефардами, одна группа хасидов с другой, армия с поселенцами… Смотрит, как бывший боевой генерал — гроза арабов, даром отдаёт арабам еврейские земли, за которые только вчера вёл солдат в бой, — потому что левые грозятся засудить его сына за взятки. Смотрит, как партия ортодоксальных ашкеназских евреев, которые должны всех учить любви к ближнему и к земле Израиля, присоединяется к правительству Шарона, предавая как своих братьев — жителей Иудеи, Самарии и Газы, так и саму землю Израиля. Смотрит, как человека, отдавшего свою жизнь за дело безопасности Израиля, Америка гноит в тюрьме, а Израиль даже не хочет признать его узником Сиона…

Мировые средства массовой информации так подбирают материалы, что мир может и не знать, что в целом, в основе своей, евреи добрые люди, сочувствующие и помогающие друг другу, любящие свою страну и свою землю.

Почему же этих людей не слышно, почему к власти пробиваются худшие?

«Настоящее правительство Израиля будет последним в этом мире, и новое правительство будет уже руководить народом в эру Машиаха», — сказал рав Кадури, и это заявление, наверно, мало кого удивит. Когда–то, перед последними выборами я разговаривал со своим знакомым в Иерусалиме.

«Я принципиально ни за кого не голосую, — сказал он, — нет никакой разницы между правыми партиями и левыми, религиозными и нерелигиозными, сефардами или ашкеназами — все продадут и предадут, днём раньше или днём позже. В Израиле нет лидера, у которого была бы в руках реальная политическая сила и который не запятнал бы себя предательством еврейских интересов». Я спорил с ним тогда, но сейчас я с ним полностью согласен.

«Шма Исраэль»8

Так что же мы, простые евреи, не выставляющие свои кандидатуры на голосование? Как обрести свой голос и найти своё место? Разве это не всех нас несёт волна Истории? Разве это не мы захлёбываемся в дико несущемся потоке событий, новостей, терактов, наводнений, землетрясений? Мы убегаем от этого потока, от этой гигантской волны, а она настигает нас, где бы мы ни были — дома, на работе, у друзей — сбивает нас с ног и несёт куда–то, а мы не понимаем, что происходит, на кого или на что можно опереться, каким политическим или духовным авторитетам можно доверить судьбу своих детей своей страны.

Написано в Талмуде (Мишна Сота 49в): «Перед приходом Машиаха наглость возрастёт, а честь истощится. Правительство предастся ереси, и никто не промолвит слова порицания. Палата совета будет во власти безнравственности, Галилея станет бесплодной, Голан безлюдным, а жители пограничных поселений будут скитаться из одного места в другое, ни у кого не вызывая сочувствия. Мудрость писателей станет безвкусной и вырождающейся, боящиеся греха будут презираемы, правду нигде нельзя будет найти. Молодёжь будет позорить стариков, а старики будут стоять в присутствии молодёжи… И лицо поколения будет как лицо собаки. Так на кого же нам тогда полагаться? Только на Отца нашего Небесного».

Организм человека со всей сложностью органов и их взаимосвязями появился из одной клетки и несёт в себе опознавательный знак этой клетки — ДНК. В основе симфонии лежит набор тем, из которых развивается и вырастает всё остальное. Моцарт писал, что иногда он может слышать свою симфонию одновременно, и эти мгновения — самое большое блаженство на свете.

Так и наша Вселенная — появилась из единой точки и несёт в себе, в каждой своей части Б–жественный свет из Единого источника. И самая большая задача еврейского народа — донести этот свет до всех народов земли, до всех далёких островов. Если же мы приезжаем на эти острова в поисках развлечений, если по–хорошему мы не несём свет во все места, куда заносит нас судьба, то гигантская волна цунами подхватывает нас и подобно Йоне, мы кричим из последних сил: «Шма, Исраэль, А-донай Э-лоэйну, А-донай Эхад»., «Слушай, Израиль, Г–сподь Б–г наш, Господь един». И тогда все дети Израиля, несомые волной, повторяют вместе с нами эту основу еврейского учения, и далёкие острова слышат нас…

И тогда у каждого из нас и у всех вместе есть шанс. Ценен вклад каждого. Организм состоит из клеток, симфония из голосов. Личное провидение каким–то сложным образом переплетается с провидением народа, с провидением островов и их жителей, с провидением волны. С давних лет я запомнил фразу Экзюпери: «Нас спасает не личное везение, а дело, которому служишь».

Одна израильская женщина рассказывает, что она приехала со своим мужем на острова отметить 45–ю годовщину со дня свадьбы. Оказавшись на гребне гигантской волны, они потеряли друг друга, и каждый подумал про другого, что тот утонул. Женщина собралась с последними силами и закричала «Шма, Исраэль, А-донай Э-лоэйну, А-донай Эхад», а потом стала просить, чтобы все кто слышит, поддержали её, и вдруг она услышала, как со всех сторон к ней доносятся крики: «Шма, Исраэль, А-донай Э-лоэйну, А-донай Эхад». Там было много израильтян — вспоминает она. Когда отхлынула вторая волна, женщина увидела своего мужа совсем недалеко. Она считает, что они были спасены силой молитвы «Шма Исраэль».

Другая израильская женщина рассказала навестившей её в больнице корреспондентке о том, как она путешествовала с группой из 42 израильтян на пароходе. Они увидели волну в тот момент, когда их корабль причалил к острову Ко Пи Пи. Они побежали так быстро как могли, но не могли убежать от волны. Сбив с ног бегущих людей, волна понесла их вместе с какими–то осколками, мусором, деревьями и машинами. Женщина подумала, что её жизни пришёл конец, и, не имея времени о чём–то думать, вдруг услышала саму себя призывающую всех, кто мог услышать присоединиться к ней в чтении «Шма Исраэль». Собрав остаток сил, она стала выкрикивать слова самой фундаментальной еврейской молитвы, утверждающей единство Создателя всей Вселенной. Окончив читать молитву, она вдруг обнаружила бревно, которое подплыло под её голову и дало ей возможность дышать. Она продолжала плыть вместе с течением и вдруг увидела верёвку, которая спускалась к ней с неба. Верёвка была спущена с борта её корабля, собиравшего спасшихся…

Так вот и нам нужно собрать все свои силы и с полной верой во Вс–вышнего нести в мир Его учение, Его законы, Его свет! Тогда у нас будет шанс пережить и цунами, и землетрясения и войны.

«...в конце будет покой во всём мире. Мир станет митматек меадиним («сладким от строгого суда»), — говорит рав Кадури, и ещё говорит он: «…наши враги не одолеют нас на земле Израиля, страх и дрожь нападут на них, ибо Тора проявит свою силу».  


1 Стоить заметить, что выражение «войны Гога и Магога» не означает «войны Гога против Магога». Это выражение означает, что некто Гог из страны Магог будет воевать против кого–то. — Прим. ред.

2 Подробнее об этом см. Статью «На пороге истории» рава Авраама Саттона в «Спектре» №№7,11,1(49,53,55), 2002-3. В дополнении к вышесказанному следует сказать, что другая традиция в Каббале говорит о семи периодах жизни на земле, каждый из которых будет продолжаться семь тысяч лет. Мы, согласно этой теории, живём во время второго периода. — Прим. авт.

3 Реинкарнация — повторное рождение какой–либо души в нашем материальном мире. — Прим. ред.

4 Это был репатриант из СССР, участник Второй мировой войны. — Прим. ред.

5 Гематрия — числовое значение, которое может быть вычислено по простейшим правилам для каждого слова в языке иврит. — Прим. ред.

6 Ишай — отец царя Давида. — Прим. авт.

7 Тшува — раскаяние, дословно возвращение — Прим. ред.

8 «Шма Исраэль» — первые слова главной молитвы иудаизма: «Слушай ищущий Б–га». — Прим. ред.