No.1 (079)

январь 2005г.

Текущий номер Архив журнала О журнале Подписка Пишите нам

В НОМЕРЕ:
Седьмой Канал
Более 200 тысяч человек собрались у Кнессета
А.Левин
Цунами, рав Кадури и «Шма, Исраэль»
А.Свищёв
Пора гасить свет?
Л.Алон
Выбери жизнь О еврейской гордости
А.Риман
Детская кровь на асфальте или «Дедушкин сон» в зимнюю ночь
Седьмой Канал
Дети в Сдероте боятся ходить в школу
М.Рахат
Чёрные рассветы над Сдеротом
И.Нави
Смерть мозга
Седьмой Канал
Сдерот: «Солидарность» с автоматчиками на крышах
Пресс-служба бат. «Алия»
Кому мешает «Батальон Алия»?
А.Риман
Мужество быть евреем
А.Щиглик
«Судьба государства Израиль и мирового еврейства в эпоху войны цивилизаций»
Поиск по сайту: 

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
П.Эйдельберг
Как предотвратить гибель Израиля
Памяти Виктора Блока
В.Шебат
Из палестинского террориста в пламенного сиониста №69, №73
А.Левин
Сегодня — Газа, завтра — Иудея, послезавтра — ты
А.Энтова
Эксперимент в социальной психологии
В.Ротенберг
Зачем евреям Израиль?
А.Энтова
Война с собственными страхами
Я.Сагамори
Холокост в действии
А.Штейнзальц
Есть универсальный закон... №60, №61
Ливнат Озери о разрушении ее дома
А.Саттон
На пороге истории №49, №53, №55
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней №51, №52, №53, №54, №55, №56, №57
Раввин Ш.-Я.Вайнберг
Дал я перед вами землю
Последнее письмо солдата
Д.Инхоф
Мир на Ближнем Востоке
А.Левин
Мы построим третий храм №42, №43, №44
А.Леви
Мы пришли, чтобы изгнать тьму
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле (№№ 16, 17, 18)
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ЖИВА ДУША

Александр Риман 

Мужество быть евреем

Родители Якова Вовнобоя Ася и Виктор в праздничных пуримских костюмах.

В марте прошлого года я почти две недели провел в Израиле. Среди многих встреч и визитов, я посетил семью Аси Энтовой — активиста «Еврейского руководства» в Ликуде. Живут они в Самарии в городке Карней–Шомрон. Хотя наша беседа с Асей и её мужем Виталием Вовнобоем затянулась допоздна, утром я встал относительно рано и поднялся с нижнего этажа, где провел ночь в комнате их сына, который утром должен был появиться на побывку из своей воинской части, устроился на диване и погрузился в чтение.

Через какое–то время услышал какое–то шуршание со стороны входной двери, обернулся и увидел открывающуюся дверь, из–за которой появилась огромная солдатская сумка, за ней карабин (или автомат), а затем, почти невидимый из–за амуниции небольшого размера солдатик с удивительно приятным и совсем юным улыбающимся лицом. Мы поздоровались, и он, не тревожа родителей, прошел вниз в свою комнату. Это был Яша Вовнобой.

Борис Калюжный.

 

…После того, как первые сутки нового, 2005 года подошли к концу, а точнее — ровно в полночь (на рубеже 1 на 2 января) — на волнах государственной службы радиовещания «Коль Исраэль» в обычном режиме началась трансляция ежечасного выпуска новостей. Популярный ивритоязычный диктор бархатным голосом сообщал о важнейших событиях уходящего дня. Всё было как обычно — последствия природного катаклизма в Азии, новые «Касамы» в Сдероте, миномётные обстрелы Гуш–Катифа и прочие ужасы, к которым, к сожалению, уже давно привыкли все — и диктор, и радиослушатели.

Однако на одном из последних сообщений с диктором случился конфуз. Сбой произошёл при озвучивании информации следующего содержания (привожу запись «фонограммы» в переводе на русский язык): «Сотни жителей Кирьят–Арбы участвовали на исходе субботы в вечере солидарности с бывшим слушателем офицерских курсов Яаковом… Яаковом Вевен… Бевен… Невенбоем и его родителями. Военнослужащий был отстранён от занятий за принципиальное несогласие участвовать в реализации программы «одностороннего отделения» в секторе Газа».

Несмотря на неспособность радиобаритона правильно выговорить фамилию молодого репатрианта, чей смелый поступок наделал столько шума в последние дни 2004 года, невидимый чтец–декламатор с «Коль Исраэль», своё дело сделал. Теперь можно прямо сказать, что сына Виталия Вовнобоя и его жены Аси зовут Яаков, и что это именно он до предела взбудоражил и без того изрядно растревоженный политико–журналистский истеблишмент рамат–авивского разлива. Но, прежде чем перейти к подробностям поступка Яакова и его первым последствиям, необходимо сделать небольшое отступление.

Около двух десятилетий назад, в декабре 1985 года израильский публицист и политолог, репатриант из США проф. Пол Эйдельберг, напечатал в американской газете «Джуиш пресс» статью под названием «Это наша земля». На русском языке она была впервые опубликована в октябре 2002 года. Впрочем, если бы не указание даты появления первоисточника, можно было бы с полной уверенностью сказать, что эти строки написаны по горячим следам очередного теракта в разгар интифады «Аль–Акса». Реагируя в середине 1980–х годов на тогда еще сугубо теоретические поползновения левых, требовавших «во имя мира» и «спасения еврейских жизней» («пикуах нефеш») отказаться, от территории Иудеи, Самарии и сектора Газа, профессор Эйдельберг писал:

«Никого не должны вводить в заблуждение лжепророки, кричащие «мир, мир», когда нет и намёка на мир с непримиримыми, непобеждёнными и до зубов вооружёнными врагами Израиля… Простая истина такова: логика принципа «пикуах нефеш» требует от нас никогда не сдавать ни пяди земли Иудеи, Самарии и Газы. Это наша земля! Встаньте в полный рост перед Богом Израиля и имейте мужество быть евреями!»

По удивительному совпадению, именно в год написания статьи Эйдельберга в семье московских интеллигентов Виталия и Аси родился третий ребёнок и первый сын — Яаков. Хотя семья была нерелигиозной, они с большим уважением относилась к истории и традициям своего народа, и никогда не скрывали своего еврейского происхождения. В 1991 году родители с детьми репатриировались в Израиль и вскоре выбрали в качестве места жительства поселение Карней–Шомрон в Западной Самарии. По словам Аси, решающим фактором в процессе принятия этого решения были тогда не только идеологические соображения, но и тёплое отношения местных старожилов к семье «олим ми–Русия». Те из нас, кто приехал в страну в самый пик «большой алии» 1990–91 годов, хорошо помнят, что далеко не во всех городах и весях нашей исторической родины, новых репатриантов принимали в то время «на ура»…

Уже в детском возрасте сын Аси и Виталия получил уроки «практического сионизма», участвуя вместе с родителями в массовых демонстрациях противников «соглашения Осло» в начале 1990–х годов. При этом политическая активность не помешала родителям Яакова успешно реализоваться в профессиональной сфере, и они до сих пор работают по специальности. Виталий, например, сейчас руководит крупным отделом на одном из ведущих предприятий израильского «хай–тека»… До призыва в армию Яаков, получивший в наследство от родителей прекрасные физико–математические способности, закончил тель–авивскую школу «Шевах–Мофет». С июня 2001 года это учебное заведение получило печальную известность после того, как десятки его учащихся (в основном, девочек) были разорваны в клочья или получили ранения различной степени тяжести в результате взрыва у входа в дискотеку «Дольфи…»

Полтора года назад Яаков Вовнобой был призван на действительную службу в боевые части. В первые же военные месяцы он проявил высокий уровень индивидуальной подготовки и патриотической мотивации. Эти качества не остались незамеченными со стороны его командиров. Несколько недель назад 19–летний солдат был направлен на подготовительные сборы, предшествующие офицерским курсам. Именно там и произошёл инцидент, о котором утром 26 декабря подробно рассказал отец солдата — Виталий — корреспонденту русскоязычного Интернет–сайта «Седьмой канал» Виктории Вексельман:

«Группу курсантов в составе 20 человек собрали на очередную политбеседу под названием «День демократии и армии». Вначале им показали фильм о мучениях арабов на КПП, про летчиков–дезертиров, подписавших коллективное письмо с отказом от выполнения боевого приказа по уничтожению террористов. А затем перешли к плану одностороннего отступления и сказали, что отказ от участия в депортации жителей Гуш–Катиф ничуть не лучше отказа от службы на территории Иудеи, Самарии и сектора Газы.

Далее офицер заявил, что если их курс не пошлют на эвакуацию, то он лично попросит, чтобы его вместе с подопечными послали добровольцами, потому что офицеры должны показывать пример при выполнении приказа. Он уверен, что не будет ни одного курсанта, который не последует за ним с гордостью. Тогда встал курсант и сказал, что, во–первых, нет ничего общего между дезертирами, отказывающимися во время войны уничтожать врага, и теми солдатами, которые отказываются выполнять приказ об уничтожении еврейских общин в Израиле и применять оружие против своих братьев. Он также сказал, что, по его мнению, приказ об уничтожении еврейских городов в Иудее, Самарии и секторе Газы — приказ заведомо незаконный, поскольку противоречит Декларации независимости и базовым принципам построения государства Израиль, и он, как солдат, не собирается выполнять незаконные приказы».

Как и следовало ожидать, преподаватель в военной форме, который был явно не готов к такому повороту событий, немедленно побежал советоваться с начальством — по поводу того, как поступить с инакомыслящим курсантом. Начальник школы подготовки младших офицеров — полковник Галь Гирш — попытался замять инцидент, уговаривая Якова отказаться от своей «диссидентской» точки зрения. Однако солдат остался при своём мнении и был немедленно отчислен с офицерских курсов. Правда, из армии его не выгнали, а «всего лишь» перевели «джобником» в тыловое подразделение.

Такая, относительно вялая реакция армейского официоза, возглавляемого министром обороны Шаулем Мофазом, свидетельствует о многом. Прежде всего, о том, что, как заявил отец Якова Виталий Вовнобой в интервью израильским СМИ, «армия просто боится». И действительно, у ЦАХАЛа, а точнее, у политизированного армейского начальства, есть все основания полагать, что чрезмерное раздувание этого скандала может привести к нежелательным последствиям. А точнее, прямо противоположным тем, которых хотели бы добиться сторонники «закручивания гаек». Ведь не случайно заместитель министра обороны Зеэв Бойм в начале нынешней недели открыто заявил о том, что массовое несогласие еврейских парней в военной форме участвовать в депортации своих братьев и сестёр из их собственных домов может сорвать реализацию «плана размежевания»…

Впрочем, и замалчивание «инцидента» на офицерских курсах большинством официальных ивритоязычных СМИ не принесло пользы сторонникам трансфера евреев из Гуш–Катифа и Северной Самарии. Как мы уже писали в начале статьи, даже главная радиостанция страны — «Коль Исраэль» — не могла не откликнуться на торжественное чествование Якова Вовнобоя и его родителей на экстренной конференции активистов поселенческого движения в еврейском посёлке Кирьят–Арба южнее Иерусалима.

Родители Якова были очень растроганы теплым выступлением главы муниципального совета Бени Кацовера и полученной от него наградой. Этот достойный человек вот уже много лет занимает беспокойную должность руководителя небольшого населённого пункта, который расположен в непосредственной близости от нашей главной национально–религиозной святыни в Иудее — «Усыпальницы Патриархов» («Меарат а–Махпела»). Кстати, репатриантке из Москвы предоставили слово раньше других почётных гостей, хотя среди них были и депутаты Кнессета (Арье Эльдад и Цви Гендель), и несколько уважаемых раввинов.

Как сказала Ася, её сын не считает себя каким–то суперменом или «героем», причём и сама «аидише мама» в этом вопросе полностью с ним согласна. Просто родители с детства приучили мальчика говорить правду, потому что это позволяет любому человеку сохранить внутреннюю свободу и самоуважение даже в очень тяжёлой ситуации. Применительно к сегодняшнему случаю этот принцип выражается так — намного порядочнее заявить о своём неучастии в трансфере евреев заранее, а не тогда, когда поступит конкретный армейский приказ. Как свидетельствуют приведённые нами ранее слова Зеэва Бойма, если примеру Яакова (причём — чем раньше, тем лучше) последуют и другие военнослужащие (что уже и происходит), то в этом случае и сам приказ о депортации жителей Гуш–Катифа наверняка будет отменён…

…На церемонии в Кирьят–Арбе родителям Яакова была вручена памятная медаль и прекрасно оформленное издание ТАНАХа. И на медали, и на обложке книги можно видеть художественное изображение хевронской святыни, которая в 1967 году снова стала доступна для евреев Страны Израиля и всего мира. И это очень символично. Вспомним, что землю Хеврона выкупил в вечное еврейское пользование первый репатриант Авраам, которому Всевышний обещал всю Страну Израиля на вечные времена. Гуш–Катиф — тоже часть нашей земли. И, как показывает содержание этой статьи, современная еврейская молодёжь, воспитанная в духе уважения к истории и традициям своего народа, готова эту землю защищать, а не бросать её в лапы арабских бандитов.

Ну а Яаков Вовнобой — внук еврейского солдата времён Второй мировой войны — обязательно станет офицером Армии Обороны Израиля. Во всяком случае, один из руководителей хевронской военной иешивы («иешиват эсдер») на торжественном вечере первого января в Кирьят–Арбе сказал, что, с его точки зрения, Яаков уже сдал экзамен на звание настоящего еврейского командира. И под руководством таких командиров мы, рано или поздно, заставим капитулировать или уничтожим всех наших врагов. Как это сделали наши отцы и деды в 1945 году с гитлеровскими варварами…

Ко всему сказанному можно добавить, что после появления в израильских СМИ первого же сообщения о мужественном поступке 19–летнего еврейского солдата, на его родителей обрушился буквально шквал телефонных звонков. После церемонии в Кирьят–Арбе этот поток еще больше усилился. Свою благодарность родителям Якова и восхищение его поступком почти круглосуточно выражали (по–русски, на иврите и по–английски) уроженцы страны и репатрианты, офицеры резерва и родители солдат срочной службы, профессора и журналисты. Кстати, о профессорах. Вот что написал, в частности, первого января нынешнего года председатель движения «Профессора за сильный Израиль» д–р Рон Брайман (отрывок из текста этого письма в переводе на русский язык публикуется с любезного разрешения адресатов):

«Дорогие Виталий и Ася!

Из сообщений прессы мы узнали об отчислении вашего сына Яакова с офицерских курсов. По поручению возглавляемой мной организации хочу выразить всем членам вашей семьи нашу полную поддержку. Хочу сказать также, что мы восхищены тем, какое замечательное еврейское воспитание вы дали вашему сыну. Наша организация, выступающая за сохранение политической и экономической мощи Государства Израиль, не одобряет, в принципе, отказ военнослужащих ЦАХАЛа выполнять приказы армейского командования. Однако мы смотрим на приказ, предусматривающий трансфер евреев, как на заведомо нелегитимный, противоправный документ…

Желаем вам всего наилучшего и да поможем вам Бог!»

…Ну что ж, нам остаётся только присоединиться к этим пожеланиям!  

«Мост»