No. 4 (082)

апрель 2005 г.

Текущий номер Архив журнала О журнале Подписка Пишите нам

В НОМЕРЕ:
М.Фейглин
От рабства к свободе
И.Ариэль
От бездумного подчинения к гражданской ответственности
Д.Гольденберг
Проблема Храмовой горы глазами рационалиста Заметки по психологической истории
А.Добрович
Немного Фрейда в мутной воде
Я.Розен
«Matrix»
А.Левин
Наследие Йегуды
7-ой Канал
Хамас празднует победу: израильское общество на грани разлома
А.Риман
Праздник в Рафиахе или где находится новый Бабий Яр для евреев южных районов Израиля
М.Беленький
Израильские новости
 
Понтифик Иоан Павел II
Поиск по сайту: 

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
П.Эйдельберг
Как предотвратить гибель Израиля
Памяти Виктора Блока
В.Шебат
Из палестинского террориста в пламенного сиониста №69, №73
А.Левин
Сегодня — Газа, завтра — Иудея, послезавтра — ты
А.Энтова
Эксперимент в социальной психологии
В.Ротенберг
Зачем евреям Израиль?
А.Энтова
Война с собственными страхами
Я.Сагамори
Холокост в действии
А.Штейнзальц
Есть универсальный закон... №60, №61
Ливнат Озери о разрушении ее дома
А.Саттон
На пороге истории №49, №53, №55
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней №51, №52, №53, №54, №55, №56, №57
Раввин Ш.-Я.Вайнберг
Дал я перед вами землю
Последнее письмо солдата
Д.Инхоф
Мир на Ближнем Востоке
А.Левин
Мы построим третий храм №42, №43, №44
А.Леви
Мы пришли, чтобы изгнать тьму
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле (№№ 16, 17, 18)
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ПСИХОЛОГИЯ ТЕРРОРА

Даниэль ГОЛЬДЕНБЕРГ 

Проблема Храмовой горы глазами рационалиста

Заметки по психологической истории

Сторонники отказа от израильского суверенитета над Храмовой горой аргументируют свою позицию тем, что это место принципиально важно только для религиозных евреев, т.е. для сравнительно небольшой части еврейского населения Израиля. Оправдывая свою тактику территориальных уступок, они аппелируют к здравому смыслу и рациональному мышлению нерелигиозных и слабо религиозных евреев и призывают отказаться от святых мест как менее важных ценностей в пользу высшей ценности — мира, который должен наступить сразу, как только евреи согласятся с требованиями палестинцев. При этом явно предполагается, что палестинская сторона мыслит теми же категориями, или, по крайней мере, исходит из тех же основных предпосылок, что и современный нерелигиозный израильтянин; бросается в глаза отсутствие попыток рационального анализа отношения палестинцев к этой проблеме.

Между тем, назрела насущная необходимость такого анализа, который должен опираться не на абстрактные теории, а на конкретный исторический опыт — как наш собственный, так и других народов. Например, история хорошо известных нам древних греков содержит один интересный эпизод, помогающий пролить свет на обсуждаемую проблему.

Когда спартанцы решили завоевать соседнюю область Аркадию, их первый поход против её столицы — Тегеи — окончился полным крахом. Они запросили Дельфийский оракул, как победить, и получили странный на первый взгляд ответ: «Найдите кости Ореста, сына Агамемнона». Оказалось, что гробница Ореста находилась под неким зданием в Тегее. Спартанцы послали в Тегею человека, который обманным путем выкопал кости Ореста и привез их в Спарту. Спартанцы тут же опять двинулись на Тегею и на этот раз победили. Уместно вспомнить, что и спартанцы, и тегейцы были дорийскими греками, тогда как и Орест, и его отец Агамемнон были ахейцами, которых дорийцы вытеснили с Пелопонесса. Казалось бы — какое дело дорийцам до легендарных ахейских героев, и что общего у этой истории со спорами вокруг Храмовой горы? Общим является психологическое состояние древних спартанцев и сегодняшних палестинцев, а именно: сочетание глубокой массовой религиозности с агрессивностью и стремлением к территориальной экспансии. Это сочетание вызывает потребность в одобрении своих территориальных притязаний «свыше». Что же может служить надёжным показателем божественной поддержки? — Конечно же, обладание святыми местами данной местности.

Логика религиозных захватчиков проста: если Б–г даёт им завладеть главными святынями желаемой земли — значит, вся эта земля отдана под их власть, а если нет (критический момент!) — то не отдана. При этом, поскольку весь народ глубоко верит в действенность этого механизма завоеваний, захват святых мест имеет двойной эффект: резко увеличивает силы захватчиков и их агрессивность, одновременно ослабляя сопротивляемость противника, потерявшего святыню, и уменьшая его поддержку союзниками, т.к. последние (если они также религиозны) тоже начинают сомневаться в праве их партнёра обладать данной землёй. Поэтому и Магомет (Мухаммад) — основатель ислама — в борьбе за распространение своего учения в первую очередь завоевал Мекку, которая была не только политическим, но и религиозным центром всех арабов.

В полном соответствии с данной логикой действуют сегодня и палестинцы, последовательно отвоевывая контроль над святыми местами евреев. И если про гробницу в Хевроне ещё можно сказать, что там похоронен Авраам — праотец, как евреев, так и арабов, то уж гробницы Иосифа в Шхеме и Рахели в Бейт–Лехеме явно не имеют никакого отношения к арабской генеалогии. Тем не менее, палестинцы уже взяли под свой контроль гробницу Иосифа и постоянно пытаются сделать то же самое в Хевроне и Бейт–Лехеме. Но самым главным знаком поддержки их планов «сверху» было бы конечно установление их полного контроля над Храмовой горой. Молиться там им никто не мешает, но им нужна именно полная власть над этим местом, так как только эта власть может трансформироваться в фанатичном народном сознании описанным выше образом. Обладание Храмовой горой позволит палестинцам убедить в легитимности своих прав на всю территорию Израиля не только окружающие арабские и христианские народы, но и (что особенно важно для нас) израильских арабов, которые ещё не до конца решили — в какой мере они должны идентифицировать себя с палестинцами и участвовать в их борьбе с евреями. Вспомним, что как только израильское правительство заколебалось — не отдать ли Сирии Голанские высоты — часть местных друзов тут же выступила с про–сирийскими демонстрациями. Надежда на то, что передача еврейских святынь палестинцам усилит их миротворческие устремления, не имеет под собой никаких рациональных оснований: это только на израильских и международных картах изображаются отдельно Израиль и палестинская автономия или государство, на палестинских же картах — как школьных, так и демонстрируемых ими на международных форумах — никакого еврейского государства между Иорданом и Средиземным морем просто нет, есть одна закрашенная зелёным цветом Палестина.

Подводя итог, можно сказать, что даже если не принимать во внимание значимость Храмовой горы для религиозных евреев, даже если попытаться отвлечься от её роли в еврейской истории и от её значения для самосознания всех евреев мира — даже при этих допущениях, всё равно, с чисто рациональной точки зрения, недопустимо передать контроль над ней палестинцам. Бессмысленно приписывать им нашу логику и наши стремления: для них не израильские и американские политики, а только Аллах определяет судьбу Храмовой горы, и, следовательно, её передача будет воспринята лишь как последний сигнал к «священной» войне за землю с еврейским народом. Правительство Израиля, которое решится на этот «миротворческий» шаг просто спровоцирует тем самым беспрецедентное разворачивание военных действий со стороны палестинцев и усиление их всесторонней поддержки (включая участие в террористических актах) со стороны израильских арабов.  

АРЕНК, «Вести»