No. 13 (013)

October 4, 1999

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
С.Липская
Спасибо тебе, Колумб!
И.Аролович
Этот день мы приближали, как могли
Я. Кац
Заметки израильтянина
Й.Новосельский
Души рассказывают
Е.Тривус
Юлия Ричман
Ю.Везиров
Made in USA
Н.Горовская
Интервью с Евой Тривус
Б.Калугин
Интервью с Семеном Бляхманом
Письма в редакцию
В.Лебедев
Похоронить с почетом или без
В.Орлов
Пушкин и Платонов
ЗА ГРАНЬЮ ПОЗНАННОГО

Йеhуда Новосельский
(Израиль)

Души рассказывают

Продолжение. Начало см. «Спектр» № 11, 12.

БЕСЕДА С АУТИСТОМ О СУЩНОСТИ И ОСОБЕННОСТЯХ ИСПОЛЬЗУЕМОГО МЕТОДА СВЯЗИ

- Почему мне не удается удачно провести сеанс связи?

- Потому что ты недостаточно силен внутри.

- То есть?

- Эта связь не (совсем) ясна тебе. Это нужно чувствовать внутри. Ты работаешь с рукой (ребенка) и таблицей (букв), но не устанавливаешь внутреннюю связь.

- Что это значит - внутренняя связь?

- Это нельзя объяснить, только нужно ощущать это внутри. Есть люди, которые понимают и знают это, т.к. они очень чувствительны к этому.

- Какими «инструментами» спрашивающего пользуется аутист?

- Я могу попытаться сказать. Мы пользуемся возможностями словарного запаса и знаниями, которые накопил мозг человека, проводящего с нами сеанс связи, и его опытом. Гораздо легче выражать идеи через человека некосного и открытого. Также важно, чтобы он или она были «боящиеся Небес», ибо это - основа. Я как душа - знаю все, но как человек - я умственно отсталый... Я правильно отвечаю только на те вопросы, на которые Вс-вышний дает мне разрешение отвечать.

- Есть ли у тебя познания в Торе?

- Как и у тебя. И я, и ты, и каждая душа знает Истину. Но только тому, кто знает, я могу сказать: «Если Вс-вышний хочет».

- Можешь ли ты в любой момент отправить послание дру­гому аутисту?

- Да, когда есть необходимость.

- Что является необходимостью?

- Когда Вс-вышний захочет.

- Возможен ли случай, когда душа грешника может сказать нам что-либо, противоречащее Торе?

- Я не думаю. Однако человек, проводящий сеанс, может исказить то, что он (ребенок) говорит и, в принципе, привести к искажению истины. Способность спрашивающего устранить свое эго - это очень важно, т.к. его эго может исказить ответ.

- Есть ли у вас выбор - что сказать?

- Я не могу сделать то, что мне запрещено, и есть у меня особые известия для избранных людей, которые запрещено сообщать другим. Во всем остальном я могу выбирать.

- Иногда видно, что есть различие в уровне ответа. По­чему?

- Это зависит от уровня спрашивающих людей. Умственное развитие разных людей различно, поэтому они (дети) не очень уж углубляются в серьезность ответа. Если я дам глубокомысленный ответ, спрашивающие не поймут. Я отвечаю на соответствующем уровне.

- Что ты можешь сказать о тех, кто выступает против этого способа связи?

- Ецер а-ра (Ецер а-ра (ивр.) - злое, дурное начало (склонность). Эгоисти­ческие, животные наклонности человека или, в общемировом масштабе, система темных сил, Сатан, силы зла. Они испы­тывают людей и, если люди не выдерживают испытания, эти же силы обвиняют и наказывают их. Человек обязан научиться властвовать над своим «ецером», нейтрализовать «злое» начало, свое и глобальное. - Прим. авт.) пытается загасить любой свет. Не надо пережи­вать, Вс-вышний раскроется в ближайшем будущем. Им не удастся остановить нас или загасить Истину. Они не ощущают Вс-вышиего в сердце, они привязаны к этому миру. Они боятся мира Истины, т.к. очень далеки от нет.

Однажды аутисту был задан вопрос, сможет ли он сказать неправду, если захочет. Он ответил, что не может этого сделать (Для души без скрывающего облачения нет свобо­ды выбора, и поэтому понятие «ложь» не имеет к ней ника­кого отношения. Эти души ясно видят истину и твердо знают о недо­пустимости ее искажения. - Прим. авт.).

Благодаря открывшемуся чудесному явлению, мы можем ясно видеть, что материальный мир, который мы наблюдаем с помощью наших органов чувств - это еще не весь существующий Мир. Лишь недалекие люди верят в су­ществование только того, что видят их глаза. Материальная часть Мира, открытая нам - это только незначительное облачение (одеяние) для бесконечных духовных миров, скрывающихся за ним. И поразительно, что именно боль­ные люди с поврежденным мозгом, которые предстают перед нами в дефектном теле, имеют доступ к этим огром­ным мирам знания и понимания.

Находятся люди, которые сомневаются в достоверности ответов умственно неполноценных детей. Они говорят, в частности, что, возможно, дети отвечают исходя из того, что они извлекают из мыслей спрашивающих.

Действительно, эти дети могут читать мысли и часть их ответов почерпнута, возможно, из нашего мозга. Например, они знают все све­дения о спрашивающих (имя, дату рождения, родст­венников и т.д.). И сами эти дети на вопрос, откуда они знают ответы на вопросы, отвечают: «От Б-га и из тво­его мозга». Однако при внимательном анализе ответов видно, что многие из них никак не могли быть известны спрашивающим. Люди, контактирующие с аутистами, рассказывали, что нередко получаемые ответы противоречат ожидае­мым ими. Для проверки, задавая вопрос с извест­ным им ответом, спрашивающие старались думать о ложном ответе. Ребенок же всегда отвечал правду.

САМОЕ ВАЖНОЕ В ЖИЗНИ

- Что, по твоему мнению, самое важное в жизни? (синдром Дауна, 7 лет.)

- Любить Вс-вышнего и каждого еврея.

На вопрос о грехе, за который он страдает, он ответил, что в прошлой жизни он говорил лашон а-ра (Лашон а-ра (ивр.) - злой, дурной язык. Высказывание, или рассказ о чем-либо плохом в отдельных людях, или еще хуже группе людей (особенно евреев) без необходимости, даже если это правда. Чем больше слушающих, тем тяжелее грех. В соответствии с заповедями это относится и к передаче подобных речей и даже к слушанию их. - Прим. авт.) и не любил евреев. Поэтому понятно, что этот ребенок считает самым важным исправлять ту сферу поведения, в которой у него был ущерб.

Из этого примера можно получить некоторое пред­ставление о том, до какой степени серьезен каждый грех, даже тот, который представляется нам незначительным, и сколько нужно выстрадать, чтобы очистить себя от «грязи» этого греха. В то же время, нам известно со слов Рамбана, что легче вытерпеть 70 лет мучений Ийова в этом мире, чем одно мгновение в Геиноме (Аду) в мире душ. И если это так, то страдания мальчика, беседа с которым приведена выше, еще относительно легкие по сравнению с теми, которые испытывают души, нуждающиеся в очищении Геиномом. Но для того, чтобы понять, почему бывает очень тяжелое наказание даже за единичный грех, нужно принять во внимание и добавление ребенка: «...а праведники страдают за свои грехи». Об этом говорили Мудрецы: «Вс-вышний пунктуален по отношению к пра­ведникам на «толщину волоса».

Когда мы спрашивали других детей с ужасной бо­лезнью - церебральным параличом - о причине их страдания, они все отвечали, что оно пришло к ним за грех лашон га-ра. Однако в большинстве случаев мы встречались с более лег­кой картиной, чем у последнего мальчика. Это наказание они получили не за единичное прегрешение. Например, один мальчик 13-ти лет так объяснил свое страдание: «Ибо я говорил лашон а-ра».

Однажды женщина, проводящая беседу с девочкой, больной церебральным параличем, перед тем как выйти ненадолго, сказала ей: «Я скоро вернусь, а тем временем, вероятно, у тебя будет чем заняться». Девочка ответила: «Я буду думать о лашон а-ра, который я говорила». (Конечно, подразумевается предыдущее воплощение, т.к. в этой жизни девочка не может говорить вообще.)

- Ты говорила лашон га-ра лишь один раз или многократно?

- Я говорила громадное количество лашон а-ра!

Здесь стоит добавить еще одно различие между праведниками и обычными людьми. Простой человек не осознает всей серьезности совершаемого им греха, и потому считается, что он дейст­вует по ошибке. Однако, праведник хорошо знает, до какой степени серьезен каждый грех, как он разрушает Высшие миры, и поэтому ему вменяется в вину умышленное совершение зла и бунт. Исходя из этого, даже единичный грех праведника оценивается аналогично многим грехам обычных людей.

- Почему мне так трудно молиться? (Вопрос задала мама девочки.)

- Ибо ецер а-ра знает, что твои молитвы истинные, и если им не мешать, они достигнут Трона Славы!

- Что было бы, если бы мы оставили тебя в учреждении по уходу за умственно-отсталыми?

- Плохо.

ДУША ХОЧЕТ ВЫПОЛНЯТЬ ВОЛЮ СВОЕГО СОЗДАТЕЛЯ

Один из учеников раби Сэревника в ешиве занимается индивидуально с четырнадцатилетним умственно-отсталым мальчиком. Однажды, после начала такого занятия, все остальные учащиеся ешивы спустились во двор на перерыв поиграть. Было видно, что этот мальчик напряжен и не сосредоточен. На вопрос: «Ты, наверное, хочешь спуститься во двор поиграть с другими детьми?», он ответил голосом: «Да!» Но когда его попросили ответить с помощью таблицы связи, он ответил: «Нет!» Тогда вопрос был задан снова, и мальчик опять ответил устно «да», а по таблице ударил изо всей силы: «Нет!» Тогда мой ученик спросил: «Почему устно ты отвечаешь «да», а на таблице - «нет»? И мальчик ответил с помощью таблицы: «Потому что душа, в действительности, хочет учить Тору». Здесь мы являемся свидетелями чудесной сцены борьбы между телом и душой, где каждый тянет в свою сторону: душа жаждет познать Истину, а тело - своих удовольствий. Человек, тело которого цельно, чувствует только его потребности, а душа свои желания выразить не может, т.к. она способна достичь нашего сознания только посредством тела. Но в случае, когда тело дефектно, открывается возможность воспринимать не только желания тела, но и души в ее «чистом» виде, можно узнать об истинных потребностях души.

Душа, са­ма по себе, хочет выполнять волю своего Хозяина, и только побуждения тела и ецер а-ра не дают ей этого делать. Раби Сэревник получил доказательство этого факта при сходных обстоятельствах еще до того, как ему привелось общаться с детьми с поврежденным мозгом. Однажды в Пурим несколь­ко учеников его ешивы пришли к нему захмелевшие и заливающиеся слезами, вопрошая: «Что нам делать, чтобы усилить и улучшить учебу?!» Они утверждали, что учатся недостаточно, и их желание - изучать больше, но они не знают, как это сделать. И это пожелание выразили как раз те ученики, которые обычно были очень далеки от желания учиться. В случае опьянения до какой-то степени устраня­ется сознание, и душа может открыться в своем чистом виде (В этом и заключается скрытый смысл заповеди питья вина в Пурим. - Прим. авт.).

Аутист 14-ти лет нарисовал рисунок (при помощи друго­го человека, который поддерживал его руку), где изобразил мужчину с бородой и тфилин на голове. Рисунок выглядел «как живой», а под ним мальчик «написал» следующее. «Это - такой-то (он указал свое имя в предыдущем вопло­щении). Он праведник и ощущает себя очень одиноко. Он хочет почувствовать любовь Вс-вышнего, однако, его пре­грешения не позволяют ему этого. Этот имярек совершает тшуву (Тшува (ивр.) - возвращение, ответ. В учении иудаизма тшува - это переосмысление своего поведения, осознание и ощущение тяжести пороков в своих мыслях и поступках, полное и искреннее раскаяние в совершенных грехах и плохих поступках; исправление, по мере возможности, их по­следствий, просьба-молитва к Б-гу о прощении и искуплении этих прегрешений, неповторение их в дальнейшем. Это и есть возвращение на путь Истины. Искренняя и полная тшува имеет огромную чудесную силу, данную ей Творцом. Посредством тшувы чело­век способен очистить свою душу и духовный мир от по­следствий совершенных им прегрешений. Убрать их влия­ние, изменяя, таким образом, судьбу, - и не только свою. - Прим. авт.), и, с Б-жьей помощью, в ближайшем будущем он насладится светом Вс-вышнего. Пришло время, когда все должны совершить тшуву. Полюбите друг друга - и Вс-вышний спасет нас всех».

Мы, обычно, не ощущаем эти потреб­ности души, т.к. тело властвует и не позволяет им проявиться. Но в случаях, когда тело дефектно и не выпол­няет своей скрывающей роли, мы совершенно ясно убежда­емся, каковы желания души и чего ей не хватает в этом мире.

ГЛУБИНА ВЫСШЕГО СУДА

Все без исключения больные с поврежденным мозгом знают, что уже жили в этом мире, называют свое имя в предыдущем воплощении и имена своих тогдашних родите­лей, знают, за какой грех они пришли в наш мир в таком несчастном виде. Все они знают, что находятся в этом мире не для того, чтобы совершить тшуву, т.к. Истина известна им без всякого сомнения, и у них нет свободы выбора. Цель же их нынешнего прихода в наш мир - пройти свое стра­дание, которое является для них очищением и исправ­лением прошлого греха. У некоторых из этих людей это еще не последняя фаза исправления их души.

Однако, пусть не подумает человек со здо­ровым телом и разумом, что он лучше того, у кого они повреждены и который пришел в этот мир для исправления своих грехов в предыдущем воплощении. В действитель­ности же, по словам величайшего каббалиста Ари, в на­стоящее время среди нас почти нет новых душ, и, практически, все, кто находится сейчас в нашем мире, уже были здесь и теперь спустились снова, чтобы исправить то, что испортили в прошлых воплощениях. И положение идиота даже предпочтительнее. Объясняет­ся это тем, что этот индивид уже исправил все, что должен был исправить в состоянии с разумом, и ему оста­лось только претерпеть некоторое количество страданий, а для этого уже не нужен разум. Напротив, если человек на­ходится в этом мире в состоянии с разумом - это, за редчайшим исключением, признак того, что он должен исправить еще очень многое. Рассказывают, что раби Хазон Иш вставал перед слабоум­ными. А о сущности перевоплощения душ поясняли наши Муд­рецы первых поколений, что это явление - великая милость для человека, позволяющая ему исправить то, что он не успел в предыдущем воплощении, чтобы спасти его от падения в бездну Преисподней. Как сказано в пророческой книге «Ийов»: «Дважды и трижды будет действовать Г-сподь с мужем, чтобы спасти его душу от плача Преисподней, чтобы светить ему светом жизни».

Беседа с мальчиком шести лет. Диагноз - церебральный паралич.

- Почему ты пришел в этот мир в таком виде?

- Мое страдание здесь в точности соответствует тем грехам, которые я совершил в предыдущем вопло­щении.

- Мы можем помочь тебе чем-нибудь?

- Да. Молиться, чтобы мое исправление было полным.

В самом начале установления связи с этим ребенком его спросили, хочет ли он сказать что-то своим родителям. Он ответил, что он не выздоровеет от своей болезни, и жаль, что родители надеются на это и молятся о его излечении, ведь это страдание - для исправления его грехов.

Беседа с девочкой. Диагноз - синдром Дауна.

- Знаешь ли ты, почему ты пришла в этот мир в таком виде?

- Да. За грех, который я совершила в предыду­щем воплощении.

- Можешь ли ты сказать нам, что это за грех?

- Нет.

- Что тяжелее: попасть в Геином (Ад) или прийти в этот мир в таком виде?

- Прийти в этот мир в таком виде.

- Сможешь ли ты войти в Ган Эден (Рай) после прохождения этого страдания в нашем мире?

- Нет! Ибо я должна еще пройти Гегеном.

Сказав это, девочка разразилась плачем и попросила прекратить беседу.

Беседа с мальчиком семи лет. Диагноз - синдром Дауна.

- Почему ты пришел в этот мир в таком виде?

- Это наказание за грех в предыдущем вопло­щении.

- Можешь ли ты рассказать нам об этом грехе?

- Да. Я говорил «лашон а-ра» и не было у меня любви к евреям.

- Сможешь ли ты после этой жизни войти в Ган Эден?

- Да.

- Является ли это наказание за твой грех «ме­рой за меру?»

- Да. Я говорил лашон а-ра намеренно, с пол­ным осознанием того, что я совершаю преступление. И соответственно этому - наказание. Теперь я не могу раскрыть людям то большое знание, которое есть в моей душе. И более того, меня считают дураком без ума и без разума, и нечуткие евреи думают, что я идиот. Это тяжелое наказание, и я очень страдаю (Человек, рассказывающий плохое о другом, скрывает его хорошую, возвышенную сторону и открывает худшую. И наказанием этому человеку является то, что его лучшая сторона скрыта от всех, а открыта дефектная. Кро­ме того, человек, рассказывающий дурное о другом, приводит к раздорам, к отдалению друг от друга родных, друзей и знакомых. Поэтому наказание ему - быть отде­ленным от других людей в состоянии идиота. Во времена Первого Храма еврей, говорящий лашон а-ра, заболевал тяжелой кожной болезнью «цараат» (обычно переводимой на русский язык как «проказа»). И такой больной, по зако­ну Торы, должен был быть изгнан из стана или из города и жить отдельно от всех до выздоровления. - Прим. авт.).

- Есть ли у тебя возра­жения против такого наказания?

- Нет. Я сотворен по образу Б-га, и это нака­зание приведет меня к исправлению и совершенству.

- Хочешь ли ты передать что-либо другим лю­дям?

- Да. Чтобы не грешили, ибо Суд тяжел и нака­зание тяжело!

Следующая беседа велась (при посредстве таблицы связи) между мамой и ее шестилетним сыном, больным церебральным параличом.

- Почему ты не можешь говорить? Мама ожидала ответа: «Потому что я - особый», пос­кольку однажды она спросила ребенка: «Каким образом ты знаешь буквы, ведь ты никогда не учился?», и он ответил, что ангел учил его до того, как он родился. А когда мать спросила: «Но ведь мы не помним то, чему нас учил ангел?», мальчик ответил: «Потому что я - особый ребенок».

- Потому что однажды я был раввином, и мне не дали войти в Ган Эден (Рай), т.к. я говорил лашон а-ра, а праведники страдают за свои грехи.

- А почему ты не попросил прощения?

- Я просил, но он очень гневался и не хотел простить меня.

- Лашон а-ра был для тебя привычен, или этот проступок ты совершил лишь однажды?

- Один раз сказал лашон а-ра!

Какой ужас! За грех, который выглядит в глазах людей таким незначительным, - такое страшное страдание! По свидетельству семьи этого мальчика, он не может самосто­ятельно делать ничего, кроме одной вещи: выплюнуть лекарство, которое ему дают. И когда ему это удается, он чрезвычайно радуется и ликует.

- Почему ты пришла в наш мир в таком виде? (Девочка 4-х лет, церебральный паралич.)

- Я не хочу отвечать, т.к. мне будет стыдно, если мама узнает о моем грехе.

А вот беседа с девочкой, диагноз - синдром Дауна.

- Из-за какого греха ты пришла в наш мир в таком виде?

- Я изменила еврейскому народу (в прошлой жизни). Я крестилась, я не хотела быть еврейкой.

- Где ты умерла?

- В концлагере.

- Ты была замужем за неевреем?

- Да, я крестилась после замужества. Мой муж изменял мне, и я боялась, что он донесет, что я еврейка. И он все же рассказал об этом, и меня схватили. Я, в действительности, люблю Вс-вышнего, но моя гордыня стоит между мною и Г-сподом.

- О чем ты говоришь?

- Я была высокомерна: хотела любить нееврея, т.к. хотела отдалить себя от Святого, благословен Он. (Известен комментарий Бааль Шем Това на стих из Торы «Я стою между Вс-вышним и вами» (Дварим 5): «Эгоизм - вот что отделяет че­ловека от Б-га».)

- Становится ли тебе легче от того, что ты рас­сказываешь о себе?

- Да, т.к. я чувствую, что ты не знаешь величину награды, которую можно получить в мире Истины. Я рада, что могу показать вам свое преступление и доброту Творца. Я совершила большой грех, но Вс-вышний, по великой своей доброте и милости, не уничтожил полностью мою ду­шу, а дал мне выдающуюся возможность любить Его и понять, что нет в мире вещи важнее, чем трепет перед Вс-вышним и служение Ему. Я получила счастливую возмож­ность служить Творцу с огромной любовью, чтобы очистить свою душу от гордыни.

- Считаешь ли ты свое наказание слишком тя­желым?

- Нет.

- Является ли это наказание «мерой за меру?»

- Да, ибо я не хотела быть вместе со своими братьями-евреями, и теперь форма моей жизни не позволя­ет мне быть вместе с ними.

- Почему ты пришел в наш мир в таком виде? (Аутист 11-ти лет.)

- Потому что я занимался прелюбодеянием в предыдущем воплощении.

Дядя девочки с поврежденным мозгом из Англии расска­зал, что она «написала» о причине своего прихода в наш мир в таком виде, потому что в предыдущем воплощении ее родители рассказывали очень плохие вещи («тяжелый лашон а-ра») в ее присутствии, а она не проте­стовала против этого (По закону Торы тот, кто видит, как ближний совершает грех и не противодействует этому, то­же несет вину за этот грех. - Прим. авт.).

- Что важно в Высшем мире?

- Не говорить лашон а-ра и оправдывать (говорить о хоро­шем, о заслугах) людей.

Рабейну Моше Кордоверо писал в своей книге «Пардес» в главе «Десять, а не девять»: «И вот причина наличия у людей увечий, таких как отсутствие руки или другого органа: они нанесли ущерб чему-то святому и что-то разделили, и поэтому их душа не распространяется на эти отсутствующие органы, и сама она увечна. И каждое увечье соответствует тому «месту» в духовном мире, которому человек в прошлом нанес ущерб. А врожденное увечье указывает на духовный не­достаток, явившийся одной из причин нынешнего во­площения». В книге «Шефа таль» («Обилие росы» - ивр.), лист 7, стр. З в примечании раби Моше Кордоверо пишет: «Ибо увечья те­ла, являющиеся открытыми недостатками, свидетельству­ют о скрытых изъянах в душе человека, нанесшего ущерб духовному миру грехом. Вследствие этого, тот Высший свет, которому нанесен ущерб, не вливает свет (энергию) жизни в соответству­ющий духовный «орган» (часть) души, «обитающей» в этом теле. Поэтому получается человек с соответствующим увечьем тела. И в этом причина того, что когены (еврейские священники) имевшие увечья, отстранялись от службы в Храме, ибо открытые телесные недостатки свидетельствуют о скрытых изъянах души, которая согрешила. И не спрашивай меня об обладателях врожденных телесных недостатков, ибо эти души - это очередное перевопло­щение, и они согрешили и нанесли себе изъян, когда уже были в этом мире».

Продолжение