No. 16 (016)

November 15, 1999

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Н.Горовская
День благодарения
Я.Кац
Заметки израильтянина
И.Молко
Свечи во тьме
М.Рыбальский
Мистика и наука
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле
В.Лебедев
Российские зарисовки
Е.Тривус
Меир Лански
В.Орлов
Со мною голос твой
Проект «Мицва»
НА ГРАНИ ПОЗНАННОГО

Ицхак МОЛКО
(Балтимор)

Свечи во тьме

Сузи Залманов принимает сообщение«Свеча Вс–вышнего — душа человека».
Притчи Соломона 20:27

«Мир, как мы его знали, подходит к концу
Мир, как мы его знали, и Б–г с ним
За последнюю тысячу лет
Мы постигли печальную часть наук
Настало время заняться чем–то другим».
Б. Гребенщиков

 

Автор этой статьи, член редакции «Спектра», за короткий промежуток времени дважды побывал в Израиле. Там он посетил уникальную, единственную на Земле, иешиву «Писгат Йеhуда», в которой студентами–учителями являются дети, имеющие различные поражения головного мозга. (Использование слова «дети», возможно, неуместно, так как по возрасту некоторым из них более 30 лет, но по меркам обычной жизни они действительно недоразвитые дети. Многие не могут разговаривать, многие не могут ухаживать за собой...)

Уже несколько десятилетий как открыт способ общения с такими детьми, но всего несколько лет, как некоторые очевидцы этого уникального явления поняли, какой источник информации открылся им! Впрочем, это очевидно даже из того немногого, что опубликовано в номерах «Спектра» (№№ 11,12,13,14,15, 1999).

Настоящая публикация, в каком–то смысле, подводит итог серии упомянутых статей и, возможно, ответит на некоторые вопросы, которые, как мы знаем, возникают у читателей в связи с этой темой.

Редакция.

Уже в машине по дороге в иешиву аутистов «Писгат Йеhуда» в памяти пронеслись события последних двух месяцев, с того момента, как во время предыдущего визита в Израиль мне в руки попали две брошюры «Души рассказывают». (Йеhуда Новосельский, Йеhуда Сэрвеник. «Души рассказывают», Израиль, часть 1, 1996; часть 2, 1997. — Прим. ред.)

Было несколько продолжительных телефонных разговоров с автором — Йеhудой Новосельским. Так получилось, что в предыдущий раз я дважды приезжал в Кирьят Арбу, где он жил, но были другие заботы, и я откладывал личную встречу на «следующий раз». Мог ли я знать, что следующего раза не будет? Как часто мы упускаем возможности, которые судьба предлагает нам единственный раз в жизни.

Уже по возращении в Балтимор после первой командировки в Израиль удалось получить сообщение от детей–аутистов для нашей балтиморской комьюнити, но сообщение такое, что и сейчас его непросто передать публике.

Потом было знакомство с Сузи Залманов — коммуникатором, научившейся с помощью специальных таблиц общаться с детьми, с которыми обычный контакт либо сильно затруднен, либо не возможен вовсе. В начале октября она посетила Нью–Йорк, и «Спектр» организовал встречу с ней в Балтиморе. Но Сузи неожиданно заболела и не смогла приехать. В день, когда должна была состояться ее лекция, я узнал, что меня снова неожиданно посылают в командировку в Израиль...

На въезде в небольшой приморский городок Израиля, где расположилась иешива «Писгат Йеhуда», произошла очередная неожиданность — у меня отказал сотовый телефон, и я не мог уточнить ее месторасположение... Наконец, с большим трудом я нашел небольшой дом, в котором живут и учатся 7 аутистов. Хотя некоторым из них за 30 лет, по внешнему проявлению и поведению они младенцы, которые почти совсем не умеют разговаривать, некоторые передвигаются с трудом, капризничают и т.п.

Вот уже четыре года эти дети стараются донести до нашего поколения послание Небес. Иногда кажется, что все тщетно. Никакие слова не могут пробить завесу, сотканную Золотым Тельцом, поселившимся в наших душах. Да и сейчас как мне об этом сказать, ведь разве я сам принимаю их послания всем сердцем?..

А хотят они сказать простую вещь — «мир, как мы его знали, подходит к концу», что времени осталось мало, и мир скоро изменится, и лишь немногие смогут пережить это время, и даже тем, кто может пережить, надо мобилизовать для этого все силы.

И ползут в душу сомнения. Чего ради я должен их слушать? Десятки веков стоит этот мир, и вроде бы ничего... К концу каждого века идут разговоры о конце света, и где же этот конец света?.. И вообще, по еврейскому календарю сейчас далеко не конец века... Разве я могу ответить на эти вопросы?

А дети говорят о нашем тревожном времени.

Бен ГолденБена Голдена (25 лет), у которого наибольшая степень отклонения от нормы среди этих детей (он не может произнести ни единого слова), здесь считают Главой Иешивы за высоту его души и глубину посланий. Вот уж действительно вспоминаются строки из Талмуда. Одному мудрецу удалось подняться в духовные миры, и он там видел души умерших и живых. Он очень был удивлен тем, что великие в том мире — незаметные здесь и наоборот (трактат Бава Батра 10б).

Бен обращается к раввину, с которым мы вместе приехали в эту необычную иешиву:

— Да, Вы были посланы сюда, чтобы услышать следующее: время подходит к концу и бедствий не счесть. Мир, очевидно, скоро изменится, но эта перемена дастся нелегко. Уже сейчас многие гибнут, и если мы, верующие евреи, не уберем свои дома и не очистим свои сердца от тумы (скверны, духовной нечистоты), то когда будет пролетать ангел смерти, у нас не будет защиты... Слишком много великих праведников покидают этот мир, а оставшиеся мало–помалу транжирят их заслуги. Скоро мы останемся лишь со своими жалкими заслугами, и это страшно. Скоро мы все станем сиротами, так как все праведники будут забраны как жертвоприношения.

Раввин обращается к другому аутисту, Шмуэлю Довиду (38 лет):

— Что же мне сказать другим евреям, в первую очередь, религиозным?

— Скажите им, что ненависть друг к другу и бесполезные споры убивают праведников. Скажите им, что любовь без любви ко Вс–вышнему пуста. Скажите им, что учеба без полной веры — не учеба. Скажите им, что политика — это тума (грязь). Скажите им, что они потеряли свою непосредственность, и это ужасная потеря. Скажите им, что их преступления делают весь мир ненадежным местом, потому что они — наиболее близкие к Творцу из живущих, — предпочитают этот мир, обернутый в Тору, а не истинную Тору, облаченную в Мир Грядущий.

Сузи говорит, что дети могут передавать одну и ту же идею 20 и более раз, но каждый раз по–новому. Они, например, проводят аналогию с Йоной, который бежал от Вс–вышнего на корабль, но налетел страшный шторм, и корабль начал тонуть. Йона — еврейский народ, а корабль — это наш сегодняшний мир. И из–за Йоны корабль трясет, и мир в опасности.

А вот, что передала в июне 11–летняя девочка Шифра, больная церебральным параличом:

— Я хочу поведать известное вам: положение очень и очень тяжело, и конец близок... Опять вы спросите, что значит «близок?» Вот говорят уже в течении четырех лет: «Где же беда, которую вы предрекали?» Глупцы, глупцы! Нет более точного слова, назвать вас, потому что дожидаетесь вы беды и ждете ее, как ждут бродячий цирк, который должен приехать в город. Вы ни над чем не задумываетесь, а надеетесь увидеть что–то такое, что вас развлечет и потрясет. Глупцы! 120 лет строил Ноах свой ковчег. Вновь, вновь и вновь он предостерегал (о предстоящем Потопе), но никто не прислушался к его словам. Лишь когда все уже затопило, только тогда люди поняли, что погибают. А почему? Все из–за того, что не задумывались! О, горе тебе, еврейский народ! Что же делать с тобой? Любимый народ, где ты? Зачем стремишься ты на погибель свою? Зачем? Твой Б–г дожидается тебя, а где же ты? Вы хотите узнать, что делать? Точно рассмешить меня решили вы: ведь я девочка, больная церебральным параличом и умственно отсталая! Горе народу, у которого не найдется хотя бы одного смельчака! Что делать? Каждый должен быть смельчаком! Но куда же приложить свою смелость, кому оказать помощь? Все запутано, и никто не знает, куда идти.

— Сузи, послания о тревожном времени похожи на восточную мантру: они вновь и вновь повторяются.

— Перед землетрясением в Турции Бен передал группе людей, что грядут ужасные природные катаклизмы, которых давно не было, и станет гораздо хуже. На следующий день это случилось в Турции, и после этого целая серия катаклизмов: землетрясения в Греции, Тайване, Мексике, Лос–Анджелесе и даже в Эйлате, ураганный шторм в Америке, теракты в России, да вы сами можете продолжить этот список (можно добавить циклон в Индии, разбившийся египетский самолет).

— Талмуд утверждает, что после разрушения Храма пророческий дар был, в частности, передан психически неполноценным личностям (трактат Бава Батра 12б). Но даже это место в Талмуде комментаторы понимают по–разному, не встречали ли Вы неприятие со стороны некоторых раввинов?

— Не без этого. Не мне об этом судить, а авторитетным раввинам, и немало признанных авторитетов в Торе поддерживают такой вид связи. Однажды мне пришлось встретиться с раввином, который выступал против распространения таких брошюр, как «Души рассказывают», против такого метода связи. Я обратилась к видному авторитету среди литовских ашкеназских евреев, раввину Штайнману, и, знаете, он сказал мне, что всегда были противники, но надо продолжать свое дело. «Что же делать с этим раввином, который решительно против такого метода связи?» «Ты можешь попытаться убедить его, потому что нехорошо, что он так делает». Когда мне удалось передать тому раввину слова раввина Штайнмана, тот ответил мне, что раз сам раввин Штайнман попросил его, он больше не будет публично выступать против такого метода связи.

В другой раз я спросил у Батии Ицикович (больной церебральным параличом) о неприятии их посланий даже со стороны религиозных евреев и получил ответ: «Верно, потому что боятся. Ничего страшного. Необходимо продолжать».

— Послания, которые Вы получаете, основываются на еврейской традиции. Но таблицами связи с детьми–аутистами и им подобными пользуются во всем мире, неужели везде получают подобные послания?

— Далеко не все. Коммуникатор, к сожалению — это активный компонент такой связи, и если он не может отстранить свое эго, то подсознательно может заблокировать огромные пласты миропонимания и не сможет получить каких–то сообщений, точнее, пропустить их через себя. Человеку не хочется получать какую–либо негативную информацию, или информацию, расшатывающую его миропонимание, и человек ее блокирует.

Нужно определенное мужество, чтобы получаемые сообщения были адекватны. В Америке сейчас сложилась именно такая ситуация. Они даже боятся пригласить кого–либо, чтобы тот получал информацию духовного содержания или обучил кого–либо делать это. Там есть несколько центров обучения, целое отделение в Сиракузском университете занимается facilitated communications, но они боятся запутаться в «духовном хламе», так как берегут, в их понимании, профессиональную репутацию. Тем не менее, некоторые родители, обучившиеся методике общения со своими больными детьми, разблокировали эту «запретную» область. Появилась даже пара книг, в которых затрагивается и духовная тематика. Ни разу в сообщениях детей не было никакого намека на отрицание еврейской традиции. А вот комментарии родителей, сопровождающие сообщения детей, нередко искажают их послания. В одной из книг, изданных в Америке, приводится послание девочки: «Было три посланца в мире: Будда, Иисус и Мухаммед. Мне страшно». Мама ее спрашивает: «Почему?» «Потому что есть в этом зло». Комментарий мамы я не привожу, пусть понимает, как ей хочется, но из самого послания можно увидеть, что посланники и зло каким–то образом связаны. Далее ребенок продолжает, что «очень скоро царь взойдет на престол, и только образованные выживут», и что она боится за свою маму. «Почему ты за меня боишься?», — спрашивает мама. «Потому что ты не образованная». Конечно, имеется в виду не диплом об окончании Гарварда, а то, насколько человек видит, чувствует Истину, и это совсем не противоречит тем посланиям, которые мы получаем в рамках еврейской традиции. В упомянутых книгах никогда не говорится о каком–то определенном боге, а только о Вс–вышнем, общем Б–ге для всего мира. Я вступала в контакт с сотнями больных и не только с евреями. У всех у них различные уровни способностей, бывает более или менее глубокий контакт, но совсем не сложно почувствовать, что эти послания Свыше. Некоторые люди через меня или других коммуникаторов получают настолько удивительные послания, что абсурдно предполагать, что нам это могло быть известно или само собой пришло в голову. Я была бы очень рада, если бы сама была способна на такое глубокое понимание мира, которым пронизаны почти все сообщения детей. Очень часто послания — это взгляд с совершенно неожиданной точки зрения, и необходимо обладать неординарными интеллектуальными способностями, чтобы суметь послание проинтерпретировать и понять.

— Много ли сил требует такой способ общения?

— У меня уходит масса энергии, но не у детей. Они используют нас, мы — инструмент. Они пользуются нашим языком и другими нашими способностями (Не могу не задаться вопросом: если Сузи говорит о возможности блокировки неких центров у коммуникатора и об использовании его языка и системы понятий, то не блокирует ли она сама какую–то информацию, которую дети передают через нее, или отображает эту информацию в тех понятийных конструкциях, которые для нее привычны, например, в системе понятий еврейской традиции. Действительно, однажды через нее был задан вопрос о людях, далеких от еврейской традиции, и мы получили ответ, для понимания которого необходимо было снять его еврейскую «одежду». Надо отдать должное гениальности этого ответа, полученного от Бена Голдена. Его сообщение прошло через несколько человек пока не добралось до адресата, и только адресат смог полностью понять сообщение во всех его аспектах. — Прим. авт.).

Поэтому глубокий контакт небезвреден — необходимо исключить помехи со стороны коммуникатора. Мне это трудно объяснить, но коммуникатором должен быть человек, который может себя контролировать. Быть верующим или обладать какими–то другими внешними атрибутами недостаточно, не надо впадать в иллюзии.

Кто–то сказал мне, что эти дети похожи на пророков. Моше–рабейну (Моисей) был истинным пророком, он видел Истину такой, какой она есть. Он мог увидеть Истину своими собственными глазами, в то время как многие другие пророки видели ее отражение, например, в сновидениях. Иногда пророчество сравнивают с отражением в зеркале: когда ты смотришь в зеркало, ты видишь не только отраженные в нем объекты, но и себя. То же самое происходит и во время контактов с детьми. Если у коммуникатора есть сильные желания или жесткие установки, это может повлиять на качество контакта. Когда контакт искажен подобными влияниями со стороны коммуникатора, может быть получена неверная информация, но дети это понимают и стараются исправить. Надежная проверка чистоты контакта, это если удается получать нежелательную лично коммуникатору информацию.

— Что это значит?

— Какие–либо неприятные для себя сообщения.

— Вы получали такую информацию?

— О, да. Это происходит постоянно и сегодня тоже. Я недавно вернулась из Америки. Во время поездки я встретилась с Хаимом Вайлдом, пострадавшим в результате неудавшейся попытки похищения около года назад. Удалось установить с ним контакт, и он написал нам страшные вещи. Я спросила про себя, и он ответил, что с тобой пока должно быть все в порядке, временно. На вопрос, что значит временно, он написал, что он может видеть будущее кого–либо лишь до определенного момента, и дальнейшее от него скрыто.

Обычно мои собственные чувства не пропустили бы такую информацию. Мне стало страшно. Но Хаим обладает таким энергетическим напором, что пробил мое подсознательное сопротивление.

Дети часто передают мне информацию о том, как пройдут мои поездки в Америку, и так оно и происходит обычно.

Несколько раз дети говорили о положении в Балтиморе и Америке в целом: «Америка — есть Америка. Даже Балтимор. Америка — это страна Золотого Тельца» (Йеошуа Довид). Или «Балтимор — это место, где Золотой Телец поселился рядом с Торой. Религиозные евреи могут жить, учить Тору, и будет казаться им, что они в безопасности, но тума (духовная нечистота) Америки просачивается даже в них» (Бен Голден). (Что же говорить о людях, которых совершенно не сдерживают религиозно–этические нормы, а внутренней культуры, увы, кот наплакал. Каждый из нас тысячу раз сталкивался с жадностью, алчностью, страстным желанием не заплатить кому–то заработанные им деньги. Но это стало уже как–то привычно. Один же случай потряс даже людей, «знающих жизнь». Речь, конечно, не идет о преступлении — там все ясно. Случай этот был рассказан тренером по акробатике Даниилом Костовецким (интервью с ним было опубликовано в «Спектре» №10, 1999). Надвигались какие–то соревнования. Одна из его учениц выступала в группе еще с двумя девочками. Конечно, надо предупредить родителей, чтобы они не забыли привести своих детей в воскресенье на соревнования. Звонит Даниил одному из родителей, напоминает, а тот не дает вразумительного ответа. Звонит на другой день — то же самое. Потом еще и слышит, как папа, слегка отведя телефонную трубку в сторону, говорит своей жене–единомышленнице: «Ну, что этот <...> пристает ко мне с моей дочерью! Уже третий раз звонит! Мы тут третий бизнес открываем, а он пристает с ней!» Надо ли это комментировать? — Прим. ред.)

С точки зрения детей то, что Америка представляет из себя в духовном смысле — это отнюдь не безопасное место для тех, кто хочет пережить тяжелое время перемен, и «есть лишь одно надежное место — в руках Вс–вышнего. Нет более безопасного места» (Батия Ицикович).