|
Тогда появился мудрец и заявил, что
может помочь принцу. Что же сделал
мудрец? Он снял с себя всю одежду, залез
под стол к принцу и стал вместе с ним
подбирать крошки и косточки с пола. Прошло какое–то время, и по знаку
мудреца им кинули под стол штаны. Мудрец
сказал принцу: После этого по знаку мудреца слуги
поставили под стол еду со стола. Так постепенно мудрец помог принцу избавиться от болезни… • Вот и вся сказка… рассказчик на минуту замолкает, как бы прислушиваясь к замирающим где–то вдали звукам собственного голоса. Будто кто–то другой, невидимый, только что водил его устами и рассказывал эту сказку, а сам он был просто одним из слушателей. Ещё не понимая, к чему вся эта история, я проникаюсь ощущением невероятной значительности происходящего. Белобородый рабби с гитарой в руках ещё держит паузу и смотрит в зал. А ведь ему хорошо за восемьдесят, если ни за девяносто — думаю я, восхищаясь величественной осанкой и искрящейся энергией старца, который своими песнями и сказками держит весь зал в состоянии необычайного подъёма. Рабби Авраам Гринбаум — так зовут старца — продолжает рассказывать. Каждый из нас имеет две стороны: Принц и Индюк. Принц, принадлежащий к царскому двору — это наша Б–жественная душа, наше «высшее Я», которое при правильном отношении может развиваться практически безгранично. Индюк, сидящий под столом и собирающий крошки — это наша животная душа, наше «низшее Я», которое не расположено к тяжёлой работе и к жертвам, которое предпочитает лёгкие решения и постоянные наслаждения. Б–г даёт каждому из нас две стороны души, чтобы испытать нас. При наличии Индюка–души сложнее быть Принцем, но и награда больше. В жизни индюка есть много притягательного: никакой работы, никакой ответственности, никаких обязанностей, делай что хочешь, ешь что хочешь и сколько хочешь. Правда тебя откармливают для того, чтобы потом съесть, но что поделать, такова жизнь. По крайней мере, отпущенное время можно прожить целиком в своё удовольствие. Несложно заметить как ограничен мир индюка, сидящего под столом, но для него — это кажется всем, что существует. События, причины которых нам видны — ему, сидящему под столом, кажутся случайными, лишёнными внутреннего смысла. Метафора Индюк–Принц под столом отражает наше положение в мире. Нам кажется смешным мировоззрение индюка, сидящего под столом, но наше мировоззрение тоже ограничено стенами комнаты. (Кто–то сказал, что мы склонны принимать линию своего горизонта за край света.) Парадокс творения состоит в том, что хотя ничто и никто не может существовать без Б–га, тем не менее, Он остаётся за пределами нашего чувственного опыта, а мир, доступный нашим чувствам, кажется независимым, живущим сам по себе. Внетелесная сущность Принца–души находится за пределами понимания, пока мы живём в этом мире. У нас нет даже слов в языке и соответствующих понятий, чтобы её описать. Как бы мы ни говорили о «вечности», «чистом духе», на самом деле подавляющее большинство из нас не в состоянии представить себе, что это такое. Кто–то из еврейских мудрецов сказал, что Праведник (Цадик) — это грешник, который никогда не сдаётся. И вправду, все мы временами поддаёмся влиянию Индюка–души и сидим под столом, не желая знать ничего, кроме нужд насущных. Требуются непрерывные усилия, тяжёлый труд и суровая дисциплина для того, чтобы быть Принцем. Но и это ещё не всё, нужна ВЕРА! Было бы значительно проще, если бы духовный мир был для нас так же очевиден, как мир материальный. Очень легко продемонстрировать второй закон Ньютона: стань перед стеной, ударь её рукой, ногой или, наконец, головой, — и сразу поймёшь, что сила действия равна силе противодействия. Но не так очевиден и прост по ощущениям аналогичный закон в духовном мире — каждый наш поступок, слово, и даже мысль, выпущенная в мир, возвращается обратно к нам с некоторой задержкой, давая нам возможность искупления. Развивая свои пять чувств, развивая интуицию, можно расширить свой горизонт, получить некоторое представление о Духовном мире и его законах. Но по мере увеличения наших знаний, увеличивается и граница с непознанным. Поэтому нужна Вера, что Б–г, Высший Порядок, Высший Разум, явно или неявно, всегда с нами — наблюдая, оберегая, создавая наилучшие условия для развития души. Эта Вера нужна даже для того, чтобы встать утром с кровати и выйти на улицу, не говоря уже о том, чтобы выбраться из –под стола и начать формировать свою Душу–Принца! Болезнь царского сына в том, что он потерял веру, сдался, отказался от своей души, от положения во дворце, которое по праву принадлежало ему. Теперь ему, как индюку, нет никакого дела до тягот, связанных с развитием души. Мир индюка очень прост и конкретен: вот крошки, косточки, крыша над головой, чьи–то ноги появляются и исчезают, какие–то неразборчивые звуки вдали. Прежде чем перейти к вопросу о лечении, необходимо заметить, что доктора не смогли помочь королевскому сыну — и это вполне понятно — доктора лечат тело, а тело Индюка было здоровым. Лечение же любой болезни, по мнению еврейских мудрецов, нужно начинать с лечения души. Связано это с тем, что причина заболевания находится в душе, и пока эта причина не устранена, подавление симптомов химическими препаратами не излечит больного. «Излечение любой болезни зависит от искупления, — говорит рабби Нахман, — Тора разрешает доктору лечить больного только после того, как искупление произошло. Искупление нужно для того, чтобы смягчить тяжёлый суд». И тогда откуда ни возьмись, то ли почувствовав грусть отца–короля, то ли заботясь о будущем королевства, появляется мудрец. Начинает мудрец с того, что подходит к Индюку — Принцу, как к равному, приноравливаясь к уровню и понятиям последнего. — Кто ты, и что ты здесь делаешь? — спрашивает Индюк–Принц. Вместо того, чтобы дать готовые ответы,
Мудрец предлагает Индюку–Принцу самому
задуматься над этими вопросами. Нельзя
жить чужим умом, чужими мнениями и
опытом. В решающий момент они слетают
как шелуха, и человек всё равно
оказывается один на один с вечным
вопросом: кто ты и что ты здесь делаешь? Если бы мы были только индюками, то
большего нечего было бы и желать. Какое–то
невнятное чувство, однако, беспокоит нас,
говорит, что это ещё не всё. Что–то ещё
должно скрываться за теми границами, к
которым мы так привыкли. Это Душа–Принц,
которой очень тесно и грустно сидеть под
столом, оставаясь потенциальной,
нереализованной. Это Душа–Принц, для
которой «безоблачная» жизнь индюка
лишена смысла и приводит только к
нервозности, отчаянью и депрессии. Я не
могу показать тебе Душу–Принца так же
доступно, как Душу–Индюка, не могу
сказать тебе, потерявшему Веру, «вот
теперь поверь!» Вместо разговоров давай
сделаем несколько практических шагов в
данном направлении и посмотрим, чему нас
это научит, какой опыт мы приобретём. Одежда, по мнению рабби Авраама Гринбаума, в этой притче символизирует заповеди. Цель заповедей как раз в том и состоит, чтобы научить людей практическим шагам в реализации своей Б–жественной Души, Души–Принца. Некоторые из этих шагов кажутся нам очень естественными, некоторые в настоящее время подтверждаются наукой, а какие–то, возможно, навсегда останутся для нас непознанными. «Даже если тебе кажется это непонятным, — говорит мудрец, — давай сделаем практический шаг, потом обсудим наш опыт». Мудрец оказался терпеливым и знающим Учителем, который взял на себя труд помочь принцу, постепенно, шаг за шагом открыть и реализовать свою Б–жественную душу, которая с самого начала ожидала своего часа. Рабби Нахман из Брацлава (Брацлавский цадик) был по материнской линии правнуком рабби Исраэля, Бааль Шем Това — основателя хасидского движения. Родился рабби Нахман в 1772 году, в украинском местечке Меджебодж. С детства, будучи необычайно развитым и религиозным человеком, он стал великим праведником, мудрецом Торы, хасидским мастером, учителем для многих поколений. Рабби Нахман был каббалистом и мистиком, но в то же время выше всего ставил простоту как во внешнем обиходе, так и во внутренний жизни. Он рассказывал истории о принцах и принцессах, нищих и королях, демонах и святых, учил, как можно жить в вере, честно и просто. Будучи очень бедным, рабби Нахман вынужден был продать всё своё имущество, чтобы посетить Святую Землю. Он провёл целую зиму в изучении древних книг по Каббале и в общении с каббалистами Палестины. «Всё, что я знал до поездки в Эрэц Исраэль, не имеет никакого значения» говорил он по возвращении из Палестины. Прожив около восьми лет в Брацлаве, рабби Нахман переехал в Умань, где заболел туберкулёзом. Почувствовав приближение смерти, он сказал своим последователям: «Я хочу остаться среди вас, и вы будете посещать мою могилу». Рабби Нахман умер в возрасте 38 лет. Его последователи чувствовали, что никто не может занять место их учителя. Вместо назначения нового рабби, они решили руководствоваться наследием рабби Нахмана и передавать его учение из поколения в поколение. Ежегодно, в канун Нового года (Рош Ашана), как и предсказывал Рабби Нахман, приезжают паломники к его могиле. Их принимает украинская семья, которая живёт в доме рабби Нахмана и ухаживает за его могилой. Еврейская Энциклопедия издательства Брокгауз–Эфрон |