No. 5 (023)

May 8, 2000

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Мицва
Я.Кац
Возрождение еврейского государства
Л.Берес
Новый сионистский конгресс
В.Лебедев
Этот запутанный, запутанный мир
Письма в редакцию
Я.Торчинский
История болезни
Я.Ковалерский
Зажженная свеча
М.Шкляревская
Искусство будущего...

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле (№№ 16, 17, 18)
ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ

Яков КАЦ
(Израиль)

Возрождение еврейского государства

Израиль в окружении арабского мира
Израиль в окружении арабского мира.

Огромное количество еврейских беженцев, которым Гитлер угрожал смертью и которые оказались нежеланными в Америке, искали безопасного убежища на Земле Израиля. Но двери перед ними были закрыты, и сделала это та самая Великобритания, которая в Декларации Бальфура обещала евреям создание национального очага в Палестине.

Лорд Бальфур, опубликовавший эту Декларацию, когда он занимал пост министра иностранных дел Великобритании, всю свою жизнь оставался преданным сторонником идеи создания еврейского национального очага. Почему британское правительство решило опубликовать Декларацию Бальфура именно в 1917 году? Тогда была в разгаре Первая мировая война, и Великобритания воевала с Турцией. Естественно, что англичане хотели иметь как можно больше потенциальных союзников внутри Оттоманской империи. Одним из способов достижения этой цели были обещания независимости в будущем для каждой этнической группы, которая согласилась бы действовать во имя свержения турецкой власти. Одной такой группой были евреи–сионисты. Другой — арабы, составлявшие более половины населения Оттоманской империи.

Сионисты понимали стремление арабов к свободе и сочувственно относились к нему. Вскоре после опубликования Декларации Бальфура Хаим Вейцман отправился на Ближний Восток для встречи с одним из лидеров арабского национального движения, эмиром Фейсалом. Оставаясь твердым в своих требованиях независимости для арабских стран, Фейсал и другие арабские руководители понимали особое положение Палестины. Здесь никогда не было независимого арабского государства. Палестина просуществовала под неарабским управлением более 800 лет.

Вейцман и Фейсал пришли к согласию в вопросе о разделении земель: Аравия — для арабов. Иудея — для евреев. В декабре 1918 года Фейсал сделал следующее заявление:

«Две главные ветви семитской семьи, арабы и евреи, понимают друг друга... Арабы не подозревают евреев–сионистов и сами намерены также обойтись с ними честно; евреи–сионисты заверили арабов–националистов в своем намерении также обойтись с ними честно на соответствующих территориях».

Обе стороны ожидали, что их мечты о независимости исполнятся после мирной конференции, которая состоится по окончании Первой мировой войны.

Однако ни сионисты, ни арабские националисты не знали, что Англия и Франция совершили секретную сделку: они разделили Ближний Восток на сферы влияния европейских держав. Англия взяла себе Ирак и Палестину, а Франция изгнала Фейсала из Сирии и Ливана. Фейсал, не разобравшись в ситуации, в гневе расторг соглашение с Вейцманом. Фейсал и другие арабские националисты стали требовать освобождения Сирии и ее последующего объединения с Палестиной под арабским управлением.

Тем не менее, международное сообщество через Лигу Наций возложило на Великобританию задачу создать в Палестине еврейский национальный очаг. Если бы Великобритания выполнила требование Лиги Наций, если бы государства мира поддержали стремление к независимости стран, традиционно заселенных арабами, было бы сохранено много жизней, и ближневосточных войн можно было бы избежать. Но этого не случилось.

Первый британский верховный комиссар Палестины сэр Герберт Сэмюэл прибыл в страну в июле 1920 года. У него был длинный послужной список, он пользовался уважением евреев Палестины и всего мира. Однако Сэмюэл имел строгие инструкции из Лондона: сделать все возможное для установления мира с арабами и как можно меньше способствовать созданию еврейского государства.

С каждым годом все меньше евреев получало разрешение на въезд в Палестину, были установлены ограничения на приобретение земли евреями. Разработанные британской администрацией новые предложения по процессу достижения независимости страны давали всю полноту прав существовавшему тогда арабскому большинству и ничего или почти ничего тем еврейским иммигрантам, прибытие которых в Палестину ожидалось.

Затем, в 1922 году, британское правительство разделило территорию, на которой должен был быть создан обещанный евреям национальный очаг, отрезав от него все земли к востоку от реки Иордан — три четверти территории Палестины. Для управления этой областью Палестины было создано арабское правительство, а сама область названа Трансиорданией.

Но и в период британского мандата еврейское население Палестины (ишув) продолжало расти. Среди десятков тысяч евреев, прибывших на Святую землю сразу же после Первой мировой войны, было немало пламенных сионистов–первопроходцев.

Эти первопроходцы — халуцим — столкнулись с огромными трудностями. Их поселения были малы, часто — на большом расстоянии друг от друга. Чуть ли не в каждом из них не хватало средств, медицинских учреждений, подчас не хватало продовольствия. Иногда первопроходцы голодали из–за необходимости обеспечить кормами скот. Они говорили: «Мы–то сионисты, но наши коровы — нет!»

Постепенно они осушали болота, прорывали ирригационные каналы, сажали деревья, строили дороги. Понемногу земля преображалась, теряя свой суровый облик, все больше и больше становясь «землей, текущей молоком и медом». Восстанавливая страну, халуцим построили общество нового типа, отмеченное глубокой преданностью своим целям, идеям справедливости и равенства, верностью демократическим принципам.

Трансиордания получила независимость в 1946 году. В 1949 году она захватила большую территорию к западу от реки Иордан и стала называться королевством Иорданией. В 70–е годы арабы высказывали претензии, что Израиль воспрепятствовал «палестинским арабам» создать свое государство. На самом деле палестинские арабы получили гораздо большую часть Палестины, чем палестинские евреи.

Когда в 1925 году закончился срок пребывания Герберта Сэмюэла на посту верховного комиссара Палестины, отношения между сионистами и англичанами еще были вполне благожелательными. В последний год его правления в Палестину репатриировались 34 тысячи евреев, спасаясь от новой волны антисемитских гонений в Польше; эти иммигранты начали волну Четвертой алии. В том же 1925 году состоялось официальное открытие Иерусалимского университета. Следующие четыре года были спокойными. Но это было затишье перед бурей.

Оно было нарушено арабскими беспорядками 1929 года. Были убиты 134 еврея, несколько сот ранены, значительное еврейское имущество уничтожено. Пассивность англичан, ничего не предпринявших для наказания зачинщиков беспорядков и для предупреждения дальнейших эксцессов, сделало арабов еще наглее. Беспорядки и нападения на евреев в 1936 году переросли почти в необъявленную войну, и в последующие два года количество актов насилия еще более увеличилось.

В течение всех этих лет ишув (еврейское население Палестины) придерживался в отношении арабских беспорядков политики сдержанности. Везде, где было возможно, евреи защищались, но не пытались мстить нападавшим: ишув не желал давать англичанам предлога для дальнейшего ограничения еврейской иммиграции. Но прежде всего хотел показать, что евреи желают жить в мире с арабскими соседями.

Террор со стороны арабского населения породил новые методы создания еврейских поселений. Теперь это требовало особой сноровки и скорости. В канун дня, когда халуцим были намерены освоить новый участок земли, они собирали все необходимое в близлежащем поселении. Еще перед рассветом жители нового поселка с помощью добровольцев перемещали оборудование на намеченную площадку. К рассвету воздвигалась сторожевая башня–вышка, к полудню устанавливалась оборонительная стена. Сразу же после полудня небольшая ферма, уже имеющая птичник и коровник, начинала работать.

Таким методом в нелегкое время конца 30–х годов было основано в Палестине больше еврейских поселений, чем когда–либо прежде. На арабские беспорядки и враждебность англичан халуцим ответили ускоренной работой и мерами по самообороне.

В мае 1939 года, когда над Европой начали сгущаться тучи приближающейся войны, и британское правительство решило искать поддержки арабов, последовал крутой поворот в его политике. Великобритания опубликовала новое политическое заявление — «Белую книгу». «Белая книга” провозглашала, что еврейская иммиграция в Палестину будет ограничена в последующие пять лет до 15 тысяч иммигрантов в год, а затем закрыта полностью. Британская администрация будет заменена местным управлением, в котором арабам будет обеспечено постоянное большинство. Евреям ишува казалось, что «Белая книга” означает конец их мечте о еврейском национальном очаге.

Но прежде чем сионисты смогли организовать эффективное противодействие этим грубым нарушениям положений Декларации Бальфура, началась Вторая мировая война.

Позиция арабов в отношении союзников по антигитлеровской коалиции — во всяком случае, пока не стало ясно, что союзники побеждают — была в лучшем случае недружественной, а нередко и откровенно враждебной. Анвар Садат, будущий президент Египта, был заключен англичанами в тюрьму за пронацистскую деятельность. В противоположность этому, евреи ишува с самого начала жаждали участвовать в борьбе против Гитлера.

Британцев раздражало, что еврейские добровольцы значительно превосходили по численности арабских. Британские чиновники пытались ограничить запись евреев в добровольцы, чтобы свести число еврейских солдат к числу арабских. Но, несмотря на чинимые англичанами препятствия, евреи настаивали на своем праве служить в английской армии.

Наконец в сентябре 1944 года английская армия создала Еврейскую бригаду. Эта бригада храбро сражалась в Италии, а в Центральной Европе именно ее солдаты установили первые контакты с евреями, выжившими в лагерях смерти. Однако Англия, даже находясь под угрозой гитлеровского вторжения, продолжала относиться к еврейской иммиграции в Палестину, как к главной угрозе Британской империи. «Белая книга» 1939 года практически прекращала еврейскую иммиграцию в Палестину. Хотя в Европе уничтожали миллионы евреев, въезд в Святую землю был разрешен всего лишь 1500 евреям в месяц.

В итоге ишуву пришлось вести не одну битву, а две: против Гитлера и против англичан. Именно тогда Давид Бен–Гурион заявил от имени всех сионистов: «Мы должны воевать на фронте, как если бы «Белой книги» не существовало, и мы должны воевать против «Белой книги», как если бы не было войны».

Сионисты предпринимали все возможные усилия, чтобы спасти евреев от Катастрофы и тайно привезти их в Палестину. Некоторые евреи шли туда пешком, месяцами находясь в немыслимом по тяжести лишений пути. Большинство прибывало морем, нередко на старых грузовых судах, уже непригодных к плаванию.

Поскольку иммиграция была противозаконной, английские войска установили строгое наблюдение за побережьем Палестины. Беженцы, захваченные англичанами в море, были счастливы, если их отправляли в какой–либо лагерь на остров, находившийся под британской властью. Несчастных могли отправить обратно в открытое море, как это было со «Струмой».

С окончанием войны, когда страшные последствия гитлеровского антисемитизма стали ясны всем, начались новые погромы, теперь — против беззащитных людей, переживших Катастрофу. Бездомные евреи умоляли дать им возможность покинуть Европу, но двери западных стран все еще были закрыты, а англичане по–прежнему жестко ограничивали еврейскую иммиграцию в Палестину и всячески противились ей. Бездомные люди должны были оставаться в тех местах, которых они больше всего страшились. Беспорядочная масса численностью примерно в 300 тыс. человек была согнана в лагеря для «перемещенных лиц».

Тем временем в Англии вынашивались планы навсегда воспрепятствовать созданию еврейского государства. Столкновения между ишувом и английской властью обострялись. Одна из групп евреев Палестины создала подпольное движение сопротивления под названием «Иргун цваи леумми» — «Эцель». Движение, во главе которого стоял выходец из Польши Менахем Бегин, объявило англичанам войну. Был взорван отдел британского штаба в Палестине, находившийся в гостинице «Царь Давид» в Иерусалиме. Наконец, в апреле 1947 года британское правительство осознало, что оно больше не в состоянии осуществлять контроль над Палестиной, и передало этот вопрос на рассмотрение Генеральной ассамблеи только что созданной Организации Объединенных Наций.

Последовали семь месяцев жестоких споров. Генеральная ассамблея, несмотря на ожесточенное сопротивление арабов, назначила специальную комиссию для рассмотрения и палестинской проблемы, и проблемы перемещенных лиц. В полночь 1 сентября 1947 года, через восемь лет после начала Второй мировой войны, комиссия огласила предложение разделить оставшуюся часть Палестины еще на две части — арабское и еврейское государства.

Сионисты во всем мире были удовлетворены докладом комиссии. Если его одобрят, это будет означать, что страны мира едины относительно идеи создания еврейского государства в Палестине. Но будет ли доклад утвержден? Многое зависело от двух великих держав — Соединенных Штатов Америки и Советского Союза. В течение шести недель сионисты боролись за то, чтобы завоевать их поддержку. В середине октября эта цель была достигнута, но присоединятся ли другие страны к Америке и России или будут голосовать вместе с арабами против евреев?

Решающее голосование состоялось на Генеральной ассамблее ООН 29 ноября 1947 года. Если раздел Палестины не утвердят, это будет означать, что международное сообщество подтверждает право арабов управлять везде, где они проживают, а значит, евреям нет места нигде; евреи, едва пережившие Катастрофу, лишатся права на свое государство, возможно, навсегда. Советский Союз, Соединенные Штаты, большинство европейских государств, многие латиноамериканские страны и члены Британского Содружества голосовали «за». Все арабские страны — «против». Сама Великобритания воздержалась. Окончательные итоги голосования: 33 страны — за, 13 — против, 10 — воздержалось. Итак, большинством в две трети голосов предложение о разделе Палестины было принято.

Пятьюдесятью годами ранее Теодор Герцль собрал Первый сионистский конгресс, положив тем самым начало организованному политическому движению за создание еврейского государства. И вот, в день 14 мая 1948 года (Шестой день месяца ияр 5708 года по еврейскому календарю. В этом году День независимости государства Израиль приходится на 10 мая. — Прим. ред.) Давид Бен–Гурион, вскоре ставший премьер–министром нового государства, стоя перед портретом Герцля в переполненном зале Тель–авивского музея, зачитал Декларацию независимости.

Так родилось государство Израиль. 

С разрешения www.megapolis.org