No. 6 (024)

June 12, 2000

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Раввин Э.Ки-Тов
Рут и Давид
Я.Кац
Заметки израильтянина
Я.Торчинский
История болезни
М.Басс
Парижский скульптор из Креславки
А.Таллер
Депрессия
А.Белогорская
О, Круиз!

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле (№№ 16, 17, 18)
А.Левин
613 Мицвот
ЗАМЕТКИ ИЗРАИЛЬТЯНИНА

Яков Кац
(Израиль)

Новая Реальность

Израильские войска вышли из Ливана

Стоило ли это делать?
Как оценить вывод войск?
ЦАДАЛ (армия Южного Ливана) — кто кого предал?
Что будет делать Хизбалла?
Как это отразится на безопасности северных границ Израиля?
Отразится ли это на переговорах с Арафатом?
Повлечет ли это возобновление переговоров с Сирией?
Как вывод войск повлияет на положение Израиля в арабском окружении?
Как это повлияет на положение Израиля в ООН?
Как вывод войск повлияет на общественное мнение израильтян?

Вопросы, вопросы…

Израиль оказался в новой реальности. На многие проблемы теперь смотрят под другим углом, по-другому оценивают.

Вывод войск из Ливана осуществлен очень плохо и непрофессионально.

Барак поставил вывод войск из Ливана одним из основных элементов своей предвыборной программы. И дату назначил — июль 2000 года. Анализ всех его заявлений на эту тему убеждает, что Барак был уверен в своей способности заключить мирный договор с Сирией и поэтому вывод войск из Ливана должен был выполняться по согласованному с правительством Ливана плану. Действительность опровергла его планы. Выходить пришлось в одностороннем порядке.

Судьба союзника Израиля в ливанской войне — армии Южного Ливана (ЦАДАЛ) израильское руководство совершенно не волновала. Израиль уже не в первый раз предает своих союзников, и неясно, найдутся ли еще на Ближнем Востоке силы, которые пожелают с ним сотрудничать.

Действительность показала, что Израиль ничего в отношении союзников не планировал, ничего не согласовывал. Просто решили, что ЦАДАЛ будет прикрывать отход израильской армии. А что будет с ними?

Наивно было бы полагать, что бойцы ЦАДАЛ не понимали, что они не смогут удержать Южный Ливан, что их ждет неминуемый террор, когда туда войдет Хизбалла. В результате участилось дезертирство и переходы в Хибзаллу. ЦАДАЛ быстро превратился в небоеспособную армию.

Жестокая реальность последовала незамедлительно. Хизбалла на грузовиках, в гражданской одежде, сопровождаемые местными жителями, как прикрытием, въехала в охраняемые ЦАДАЛом деревни. А что же бойцы ЦАДАЛа? Они, не без основания опасающиеся за свою жизнь, за будущее своих семей, не посмели стрелять в безоружных людей и бежали, бросая танки, орудия, личное оружие... За один день Хизбалла заняла 20% зоны безопасности в центральной ее части. Отряды Хизбаллы подошли к границе Израиля, и сам смысл остальной части Зоны безопасности потерял свое значение.

Хизбалла занимает южные районы Ливана.
Хизбалла. Победители занимают южные районы Ливана.

А ночью, спасаясь, израильская армия покинула опорные пункты. Пресса сообщала о брошенных грузовиках, компьютерах, снарядах и т.д. Хизбалла вошла в покинутые опорные пункты, и в Южном Ливане воцарилось ликование победителей.

Израильские союзники спасались как могли. У израильских контрольно–пропускных пунктов выстроились длинные очереди. Их впустили, и, после проверки, предоставили статус туристов с правом на работу. Их сейчас около 10 тыс. человек. Напрашивается решение — построить именно на Голанских высотах поселения для желающих остаться в Израиле. А как же те, кто не успел эвакуироваться в Израиль? По телевидению показывали грузовики, наполненные солдатами бывшего ЦАДАЛа, которых Хизбалла увозила в центр Ливана «для справедливого решения их судьбы». Показывали, как «пособников сионистского врага» ведут по деревне со скрученными руками под дулом пистолета. Судьба их незавидна. Кто виноват в том, что израильские союзники, поверившие нам, оказались в руках врагов?

Мне трудно разделить радость левопацифистских организаций. С той стороны границы идет радостный митинг, посвященный победе над сионистским врагом, а с этой стороны всеобщая радость левых.

Израильская армия перестала защищать северные рубежи, оставив их на милость Хизбалле. И не надо говорить, что на провокации Израиль ответит — на территорию Израиля на этой неделе уже летели бутылки с горючим и никакой реакции.

И что это за всеобщая радость, что вышли из Ливана без потерь? Многотысячная, вооруженная самым современным оружием, одна из сильнейших в мире, армия смогла удрать без потерь от нескольких сотен партизан.

Хизбалла, пользуясь плодами победы, усиливает свое влияние, превращаясь из партизанской армии во влиятельную политическую партию. Они будут продолжать вооружаться, но основной их задачей на ближайшее время будет борьба за политическое влияние в Ливане. Они постараются объединить и возглавить все палестинские антиизраильские силы. Их авторитет сегодня признают все палестинцы. У них нет и не будет организации «четыре матери», не будет своего Мереца, своего Переса и своего Гефена. Они подали всем палестинцам пример, как надо побеждать сионистского врага.

Мольба Барака прислать войска ООН будут иметь тяжелые последствия для Израиля. Силы ЮНИФИЛ никогда не будут способны остановить провокации против Израиля. Но ООН сможет активно вмешивается в израильские дела. Она уже определила новые границы, приказала разоружить ЦАДАЛ, запретила полеты над Ливаном. За привлечение иностранных войск придется платить потерей части суверенитета. Жизнь каждого нашего солдата — бесценна, но зачем вообще у нас армия, если не для защиты страны? Получается, что под влиянием «четырех матерей» убрали своих солдат от военной опасности, обнажили свой тыл и слезно просим прислать чужие войска для защиты Израиля. У иностранных солдат, кстати, тоже матери есть. Или им своих сынов не жалко?

Правительство Ливана, конечно, не захочет конфликтов с Израилем. Правительственные силы уже входят в деревни юга. Но сможет ли и захочет ли марионеточное ливанское правительство добиваться вывода сирийских войск?

В Ливане есть сильный дестабилизирующий фактор — 30 тысяч палестинские беженцев, ожидающих возвращения в «освобожденную Палестину». Беженцев, несомненно, привлекут к борьбе.

Сирия будет продолжать давить на Израиль, для неё крайне важно оставить свои войска в Ливане.

Есть еще Иран, создавший, обучивший и вооруживший Хизбаллу. Министр иностранных дел Ирана уже посетил Ливан. Иран уже начал организацию террористической деятельности в новых условиях.

ООН и США, конечно, приложат какие–то усилия для того, чтобы на северной границе Израиля было спокойно. В случае серьезной провокации, Израиль ответит мощным бомбовым ударом. И ООН не примет решения против нас. Но что будет делать Барак в обстановке «тихой» войны?

Итак, можно сделать прогноз о развитии арабо–израильского противостояния на ближайший период.

На границе с Ливаном будет напряженная тишина. И каждая сторона будет стараться не провоцировать другую.

Усилится координация всех сил, ведущих активную борьбу с Израилем: Хизбалла, Сирия, Иран, Арафат, Хамас, фронты отказа. Как истинно арабские (кроме Ирана) они не смогут по–настоящему объединиться, но даже хоть какая–то координация их действий существенно усложнит положение Израиля.

Через так называемую автономию будут засылаться отряды террористов, чтобы создать атмосферу террора и страха в Израиле.

Добавьте ко всем этим силам еще тщательно выпестованную нами пятую колонну израильских арабов и станет понятна ситуация, в которой окажется Израиль в ближайшее время. Еще лет 10–11 назад мои коллеги на работе, придерживающиеся левых взглядов, внушали мне, что израильские арабы любят Израиль, они никогда не выступят против евреев, так как это им невыгодно экономически, они живут гораздо лучше палестинцев с территорий и из соседних арабских стран.

Сегодня такое уже не скажет никто — ни Йоси Сарид, ни Бен–Ами, ни Шуламит Алони. Израильские арабы открыто поддерживают Хизбаллу, Хамас, Арафата, Асада, устраивают массовые демонстрации с требованием изменения основ страны. Действительность опровергла теоретико–умозрительные построения израильской левой элиты. (В Израиле до сих политически некорректно упоминать имя раввина Меира Кахане, но именно он 20 лет назад предостерегал об опасности пятой колонны Израиля — об израильских арабах. Сейчас это стало очевидно даже для израильского истеблишмента. Однако Меир Кахане видел основную угрозу для Израиля и евреев вообще не столько со стороны арабов, сколько в позиции еврейского истеблишмента, как израильского, так и американского. В своём стремлении создать «нормальное государство», стать «такими как все» они придумали иллюзию безоблачного мира для евреев, безответственно полагая, что Холокост не может повториться. Стремясь воплотить свою иллюзию в жизнь, они не осознают, что ставят Израиль на грань катастрофы. Пелена иллюзий начинает спадать, но даже если прозрение произойдет сейчас, не слишком ли далеко зашла уже ситуация? — Прим. ред.)

Израильские арабы — это реальная пятая колонна в Израиле. Если учесть, что мирный договор с Арафатом достигнут быть не может и вооруженные столкновения неизбежны, существование пятой колонны приобретает зловещий смысл. Естественно, левая элита ищет, чем обидели мы наших двоюродных братьев, что для них сделать, чтобы заслужить их любовь и уважение.

Я согласен с нашими левыми в том, что в таком наглом поведении арабов виноваты мы, евреи, но дальше наши мнения расходятся кардинальным образом. Создание государства Израиль было, и не могло не быть, для них трагедией, они воевали с евреями во все времена и, когда казалось бы, Гитлер «окончательно решил еврейский вопрос», в их логове было создано еврейское государство. Они проиграли и затаили злобу на будущее, подчинившись силе, — на Востоке принято уважать только грубую силу.

Заставлять их праздновать День Независимости Израиля и радостно ходить с израильским флагом — глупо, но молчать, когда израильский флаг публично в День Независимости сжигают на костре, — преступление. Представьте себе, что евреи любого государства сжигают прилюдно государственный флаг страны, гражданами которой они являются. Невозможно себе представить.

Арабские студенты в Хайфе вывешивают флаги ООП. Арабские студенты в Иерусалиме выходят на демонстрацию и кидают камни в евреев. Арабские депутаты Кнессета ездят в Сирию и получают там инструкции, открыто поддерживают Сирию — государство, с которым Израиль находится в состоянии войны. И их не привлекают к ответственности, хотя налицо грубейшее нарушение закона.

Израильские арабы всегда были врагами своей страны. Но сегодня, когда израильские руководители считают борьбу арабов справедливой и потакают им во всем, разрешая нарушать законы страны, израильские арабы открыто выступают как враги своего государства.

В состоянии ли Израиль справиться с этой напастью? Безусловно. Но для этого общество и в первую очередь руководство страны должно отказаться от пацифистски благодушного настроения. И «четыре матери» должны сидеть дома и тихо ожидать своих сыновей, по милости этих самых матерей попавших в тяжелую перепалку. И правила поведения придется изменить.

И, безусловно, Эхуд Барак — не тот лидер, который сможет привести Израиль к победе. Чем быстрее произойдет консолидация национального лагеря и падение левого правительства, тем легче будет справиться с предстоящими испытаниями.

Кто будет президентом?

В уголовном деле президента Израиля Эзера Вейцмана поставлена точка. Решено не привлекать президента к уголовной ответственности «в связи со сроком давности».

Вейцман
Президент Израиля Вейцман: «Я ухожу с поднятой головой». Хочется добавить, что карманы тоже не пострадали.

Все попытки Вейцмана остаться президентом не увенчались успехом, и человек, заслуги которого перед страной велики, оказался на склоне лет обвинен в коррупции и вынужден был объявить о своей отставке.

В настоящий момент имеются три основные кандидатуры на этот пост.

Официальным кандидатом от Аводы выдвинут Шимон Перес. Человек, всегда стоявший у руля военной экономики много сделал для обороны страны. Он всегда занимал крайне левые позиции по национальному вопросу. Именно он организовал за спиной Рабина в 1992 году переговоры с ООП, закончившиеся соглашением в Осло. Именно насильное внедрение в жизнь его утопической идеи Нового Ближнего Востока привели к тяжелому расколу в обществе. Одну из его интриг даже его верный соратник Ицхак Рабин назвал «вонючим трюком».

Пресса открыто приветствует кандидатуру Переса и делает все возможное для его победы. По опросам левой прессы Перес всегда лидировал, но пять раз он участвовал в выборах на высшие посты и пять раз проиграл. Поэтому проигрыш предстоящих выборов на пост президента будет достойным завершением его карьеры лузера (неудачника). Впрочем, он уверен в успехе и заявил, что поставил своей задачей объединить еврейский народ на почве борьбы за мир. Воистину, «горбатого могила исправит».

Официальным кандидатом от Ликуда выдвинут Моше Кацав. Бывший мэр Кирьят–Малахи, выходец из стран Азии, тихий, скромный аппаратчик. Давно в Кнессете. Сможет ли он быть нормальным президентом, как его предшественники до Вейцмана? Безусловно. Сможет ли он объединить народ? Не тот калибр. Но кто в сегодняшнем Израиле способен объединить евреев? Я такого человека не знаю.

В израильском обществе очень популярна кандидатура бывшего председателя Верховного суда Израиля Меира Шамгара. Он снискал репутацию честного, далекого от политики человека. Пользуется уважением всех слоев общества.

Перес объявил, что он заручился поддержкой 75 членов Кнессета. Кацав — 65 членов. Итого — 140 человек. Но в Кнессете, как известно, 120 человек. У кандидатов двоится в глазах. И это при том, что центристские партии объявили, что не будут поддерживать ни Переса, ни Кацава, а поддержат только кандидата, стоящего вне политики.

Один из духовных лидеров ШАС объявил, что ШАС поддержит того, кто пообещает помиловать Арье Дери. Арабы обещают поддержать кандидата, который не будет сносить незаконно построенные арабские дома.

Тайное голосование — штука неожиданная. Через два месяца мы узнаем имя нового президента. Для нашей страны два месяца — огромный срок.

Кто будет премьер–министром?

6 июля Кнессет в первом чтении проголосовал за объявление вотума недоверия правительству. Это значит, что если он пройдет во втором и третьем чтении, то в Израиле падет правительство и будет объявлено о досрочных выборах. Из партий, входящих в правительственную коалицию за перевыборы проголосовали 3 партии: ШАС (религиозная партия сефардов), Исраэль БаАлия (партия Щаранского) и Мафдаль (партия религиозных сионистов).

Политические комментаторы видят несколько возможных сценариев развития событий: (1) перевыборы, (2) Бараку удастся уговорить ШАС вернуться в правительство, или (3) создать правительство меньшинства (большинство в Кнессете за счет поддержки со стороны арабских партий), или (4) правительство национального единства. Последние два сценария маловероятны (Редакция считает, что дни правительства Барака сочтены. - Прим. ред.).

Даже для создания правительства меньшинства Бараку придется включить антирелигиозную партию Шинуй, придерживающуюся правых взглядов, и для которой опора на арабские партии неприемлема. Ликуд не станет входить в правительство национального единства. Видимо, у Барака единственный шанс — удовлетворить требования ШАС о финансировании и независимости ее системы образования «Мааян». Но и это сделать не просто, так как абсолютно недопустимо для другой партии, входящей в правительственную коалицию, — ультралевой партии «Мерец» и ее избирателей.

По мнению Авигдора Либермана, который был одним из инициаторов голосования, после объявления вотума недоверия у правительства нет мандата на ведение переговоров, и Арафат и Клинтон должны это понять. Можно добавить, что безумная политика Барака поставила Израиль в очень тяжелое положение, но и пробудила национальный лагерь к активным действиям. В Израиле не проходит дня без демонстраций и других форм протеста. Надя Матар из организации «женщины в зеленом» видит единственную надежду Израиля пережить грядущие времена в пробуждении национального лагеря .

Если правительство все же падет, то это будет самое недолговечное правительство в истории Израиля. Процесс запущен, и сейчас вряд ли кто–то знает, к чему он приведет, включая пока ещё премьер–министра Барака.