No. 3 (021)

March 13, 2000

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Мицва
Р.Поляков
Память
И.Аролович
Критический момент
Л.Заславский
Соперничество продолжается
Я.Кац
Заметки израильтянина
Э.Винстон
Барак - Клинтон - Сирия: следующий ход
Д.Рубина
«...Выпивать и закусывать...»
Письма в редакцию
М.Басс
Неизвестный Антокольский

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле (№№ 16, 17, 18)
Е.Тривус
Меир Лански (№16)
ЗАМЕТКИ ИЗРАИЛЬТЯНИНА

Яков КАЦ
(Израиль)

Первая победа Ликуда — это, возможно, начало распада коалиции

1 марта в израильском Кнессете состоялось голосование в предварительном чтении законопроекта депутата от Ликуда Сильвана Шалома. В соответствии с этим законопроектом, для победы на референдуму по Голанам Бараку необходимо набрать более 50% голосов имеющих право голоса. За законопроект проголосовали: правая оппозиция; партия Щаранского — конец медового периода для Барака; МАФДАЛЬ (партия религиозных сионистов) — на этих Барак и не рассчитывал; ШАС (религиозная партия сефардов — выходцев восточных общин) — «сколько волка не кормили, сколько денег положили, Авода им как отцы, оказались — подлецы...»; Агуда (ультрарелигиозная партия) — на этих тоже надежды не было; Максим Леви — он был замечательным мэром Лода, но оказался слабым парламентарием, и место в Кнессете для него выторговал брат (Давид Леви) — неясно, зачем он выделился; двое из партии Шинуй (антирелигиозная партия) — из них один «русский»; второй номер в профсоюзах; Рони Мило из партии Центра воздержался — видно в Ликуд захотел вернуться;

Итого — 60 за и 53 против.

Если взять отсутствующих, ориентируясь на их взгляды и высказывания, получится: 62 — «за» и 57 — «против». Конечно, предварительное чтение только начало. Но поражение Барака является очень тяжелым. Коалиция перестала быть управляемой, каждый будет в дальнейшем голосовать, как хочет. Управлять Щаранским и МАФДАЛем Барак уже не сможет. В любой момент эти партии официально выйдут из коалиции.

Над Бараком будет висеть дамоклов меч этого закона, делающего невозможным договор с Сирией, и вся стратегия Барака может развалиться. Сирия может просто не захотеть зря вести переговоры.

Вчера вечером некоторые члены правления правящей партии (Авода) заявили, что референдума в этом случае вообще не будет. Я уже испугался — как это? А Бейлин разъяснил: разработаем новый закон, его, несомненно, поддержат. Отлегло от сердца — пусть попробует.

Насчет ШАС. Логические построения всегда приводили меня к тому, что ШАС гораздо ближе к защите Голан, чем к их отдаче. А то, что Барак ограничил их должностью зам. министра просвещения, сделав министром Йоси Сарида, известного своими левыми и антирелигиозными взглядами, сегодня являются и причиной и поводом для такой позиции ШАС.

Барак хорошо понимает, где ключи от голосования, и все свои силы потратит на изменение позиции ШАС. Недавно он захотел встретиться с духовным лидером партии, раввином Овадией Йосифом, известным своими левыми взглядами. Тот от встречи отказался и просил передать, что путь к нему лежит через Эли Ишая — формального главу партии. Эли придерживается правых взглядов, как и большинство электората партии. Приятная новость. Так что на сегодняшний день в вопросе переговоров с Сирией у Барака коалиции нет. Кормили ШАС, кормили... Обозреватели отмечают, что в важных политических вопросах ШАС всегда идет с Ликудом (партия Нетаниягу).

Усилилась критика Барака и в родной партии. Недавно генеральный секретарь партии Раанан Коэн решился выступить против авторитарных методов правления Барака: «Я не хочу сравнивать Барака с Фиделем Кастро (Само упоминание уже является сравнением. — Прим. ред.), но у меня плохое предчувствие, когда он пытается заменить соратников по партии послушной горсткой бывших военных».

У Ликуда появился новый перспективный лидер. Позвольте представить: Сильван Шалом, член семьи хозяев газеты «Идиот Ахронот», занявший второе место в партии на последних праймериз. Его политические взгляды точно не определены, но надо было видеть в первый раз после выборов улыбки лидеров Ликуда, обращенные друг к другу. Все журналисты отмечают, как профессионально и даже талантливо провел Сильван Шалом подготовку депутатов Кнессета. Возможно, он не такая величина, как Нетаниягу, но он не вызывает скандалов, и журналисты никогда против него не выступали. Впервые после выборов оппозиция почувствовала вкус победы. И пусть это первый шаг — но шаг исключительно важный.

Бараку ко всем его проблемам добавилась проблема фактически распавшейся коалиции. А без партии ШАС у него коалиции нет. Я еще раз повторяю — финансовые интересы заставляют ШАС голосовать против Аводы. Как рассуждают лидеры Аводы во главе с Бараком? Пусть ШАС голосует в этом году за мирные договора с Сирией и Арафатом. И всё, потом их немедленно выгоняют из коалиции — они там не нужны, они там мешают, они были нужны только как солдаты мира, чего левая пресса совершенно не скрывала. Вывод — ШАС кровно заинтересован, чтобы не было подписанных соглашений в этом году. Для этого есть два пути: или остаться в правительстве Барака и не допустить дело до голосования или, если это окажется невозможно, скинуть правительство. Правые дадут деньги ШАСу. Я не думаю, что ШАС глупее меня и не понимают таких элементарнейших вещей.

Ариэль Шарон сообщил, что Беньямин Нетаниягу прислал через Лайдера письмо, в котором сообщает, что он возвращается в Израиль и в ближайшее время приступит к активной политической деятельности. Думаю, это связано с двумя факторами.

Сегодня Ликуд радуется и на подъеме. Наверное, Нетаниягу получил известие, что полицейское расследование против него не завершится судебным процессом.

По опросам общественного мнения Барак очень потерял за последний месяц, и теперь им недовольны вдвое больше народу, чем довольны. Барак по рейтингу еще опережает Шарона, но, если будет Нетаниягу, то он уже сейчас опережает Барака.

Из последних новостей — Амнон Абрамович, обозреватель первого канала, сообщил, что соглашение между Израилем и Сирией, включая Ливан, в основном, готово и через три недели (то есть к концу марта) будет представлено Кнессету и народу. Что ж, Барак идет ва–банк, другого выхода у него нет. Или он возьмет весь банк, или выборы уже в этом году.

Право на возвращение в страну евреев

Я никого не уговариваю и не отговариваю ехать в Израиль, и всё же интерес к Израилю велик, и многих интересует мнение выбравших Израиль своим домом, плюсы и минусы такого выбора. Кому–то эта информация нужна, потому что он собирается жить в этой стране, но чтобы потом, как говорил Павка Корчагин, «не было мучительно больно....» Кто–то будет искать подтверждения, что он сделал правильный выбор и приехал в Америку, «и хотя не чувствую себя здесь дома, но зато...» Я бы хотел поделиться своими мыслями о праве возвращения евреев в Израиль и почему Израиль должен остаться еврейским.

1. Кого считать евреем.

Согласно Галахе (то-есть еврейскому религиозному закону) евреем считается человек, родившийся от матери–еврейки. Евреем также признается человек, прошедший гиюр. (Здесь есть одна существенная тонкость. Существуют три основные направления иудаизма: ортодоксальное, консервативное и реформистское и есть серьезные различия в принятии гиюра).

В Израиле евреем считается еврей по Галахе. Здесь возникает немало проблем. В СССР, например, национальность определялась по отцу. И приезжает в Израиль сын еврея, который считал себя евреем всю жизнь, и по документам он еврей, и жидовской мордой его обзывали много раз, и били за это, и нос у него орлиный, и «кагтавит» он, а в Израиле его называют гоем (гой — это не еврей, прозвище не обидное, просто люди делятся на евреев и гоев), и дети его не евреи, и вообще, сидел бы ты в своей России.А в фашистской Германии — свои законы. Уничтожению подлежали те, в ком была четверть еврейской крови. Без разбора — от папы или мамы. В печи были все равны.

2. От разрушения Второго Храма до своего государства.

Мечта о своем государстве жила среди евреев две тысячи лет. От времени разрушения римлянами Второго Храма мы скитались по этой Земле, оседая в разных странах, создавали там науку и искусство, банки и заводы, учили и лечили, а в ответ благодарные народы устраивали нам показательные суды, погромы, вели нас на костер, ко рвам, в крематорий.

У нас не было своей страны, нас никто не мог защитить. И в генетической памяти евреев навсегда остались и Святая Инквизиция, и дело Бейлиса, и печи Освенцима, и многое–многое другое, что случилось с нами за эти две тысячи лет. И сохранились мы только потому, что сохранили мы Книгу, не отреклись от нее, шли на костер со словами: «Шма, Исраэль». И поднимали наши предки бокалы на Песах, и говорили: «Бешана а–баа бирушалаим» (На следующий год — в Иерусалиме. — Прим. авт.), и говорили они «Пусть отсохнет моя правая рука, если я забуду тебя, Иерусалим» (Псалмы). И это — не красивые слова, так оно и было. И мечтали наши предки вернуться в завещанную Б–гом Землю, чтобы были мы хозяевами на своей земле, и чтобы никто никогда не смог нас убивать. Создание своего государства — это и есть Сионизм.

Свое, еврейское государство было не блажью, а единственным способом выжить тем остаткам народа, которые уцелели в мясорубке Второй мировой. И без понимания этой главной причины создания своего государства вы не поймете израильтян, не поймете, что создали евреи не просто еще одно государство, а свое, и отдали они в боях за него тысячи жизней.

3. Еврейское демократическое государство.

Государство Израиль является демократическим потому, что высший законодательный орган страны — Кнессет избирается путем прямого, тайного, равного волеизъявления всех его граждан. Государство Израиль является демократическим потому, что оно обеспечивает свободу деятельности всех религиозных концессий.

Государство Израиль является еврейским потому, что еврейская религия не отделена от государства. Религиозные праздники являются государственными. По субботам общественный транспорт не работает. Запрещена работа почти всех предприятий, увеселительных заведений и магазинов в субботу. Государство Израиль является еврейским потому, что в нем принят «Закон о возвращении» евреев в Израиль. В Израиле запрещена миссионерская деятельность среди евреев.

4. Почему евреев нельзя считать шовинистами.

Отвечая на вопрос, почему еврейское государство не принимает всех желающих людей других наций, отмечу, что Швеция тоже не принимает беженцев из СНГ, и Финляндия, и Норвегия, и все другие страны, но они считаются демократическими и никто к ним никаких претензий не предъявляет. Почему–то многие считают, что опять евреи должны спасать их от разрухи.

Израиль не сможет стать государством, принимающим всех желающих, так как в этом случае опять внутри Израиля возникнут (и уже возникают) те же проблемы, которые были у нас в странах рассеяния. Хватит нам распрей между собой и с израильскими арабами. Не хватало нам в стране русского антисемитизма.

Отмечу, что в мире нет страны, принимающей всех желающих. Германия, Греция и Израиль принимают по национальному признаку, Австралия, Новая Зеландия, США и Канада — по профессиональному и возрасту.

5. Как формулируется закон о возвращении.

Право на Возвращение в Израиль имеет еврей (еврейка) по Галахе, то есть родившийся (родившаяся) от матери–еврейки или прошедший (прошедшая) религиозный обряд перехода в еврейство, а также сын (дочь) и внук (внучка) еврея (еврейки). Вместе с ним (с ней) право на возвращение имеют его (ее) муж (жена) и его дети. Право на возвращение (репатриацию) имеют религиозные и светские евреи. Еврей, перешедший в другую религию, право на репатриацию не имеет. Лица, имеющие право на возвращение и приехавшие в Израиль на постоянное место жительства, получают израильское гражданство сразу по прибытии.

6. Алия в 1948–89 годах.

До августа 1989 года Закон о возвращении не создавал никаких проблем. Из стран Запада ехали евреи, желающие жить среди своего народа. Из стран Востока приехали религиозные евреи, которые практически не смешивались в странах рассеяния с местным арабским населением. Америка была открыта для всех евреев, выезжающих из СССР, их считали беженцами, со всеми вытекающими отсюда льготами, и в Израиль ехало очень мало людей: в марте 1989 года, например, в Израиль из СССР приехало всего 400 человек, в США поехало в этот же период более 4 тысяч.

Существовала хорошая альтернатива Израилю, и в Израиль ехали только те, кто хотел жить именно здесь, среди еврейского народа. Новые репатрианты стремились побыстрее выучить иврит и стать «как все». Алия 70–х годов из СССР была алией идеалистов. Русские супруги евреев привыкали к новой стране, честно неся все тяготы абсорбции. Размер этой алии не позволял оказывать серьезное влияние на политическую жизнь страны.

7. Алия в 1990–99 годах.

В августе 1989 года Америку «закрыли». То есть люди в США попадали и после этой даты, но уже надо было уже бороться, что–то доказывать. Уже нельзя было попасть в Америку всем желающим. И массы поехали в Израиль — это был самый простой путь выезда из СССР (СНГ), а для многих — единственный способ вырваться оттуда. То есть люди ехали не «куда», а «откуда».

Среди евреев началась паника: «все едут, мне оставаться тоже нельзя», и количество приезжающих в Израиль доходило до 20–30 тысяч в месяц. Поехали в Израиль и люди, вспомнившие о еврействе дедушки или бабушки и понятия не имеющие о том, что такое быть евреем. И повезли они с собой свои семьи, в которых евреев в роду вообще не было. Но Закон соблюдается. Союз нерушимый развалился и миллионы людей стали стремиться оттуда уехать. В Израиль приехало и немало людей с поддельными паспортами. Многие из этих семей за 8–10 лет вросли корнями в эту землю, стали израильскими патриотами, а их дети — уже неотличимы от сабр. Но люди приехали разные. И по-разному они приживаются. Часть репатриантов (и евреи, и неевреи), не удовлетворенные жизнью в Израиле, уехали за границу (в основном в Канаду).

8. Кто такие советские евреи.

Советская власть за 70 лет своего существования выветрила из евреев всю их религиозность — синагог почти не осталось, еврейских школ — тоже. И только наши древние бабушки и дедушки помнят то, что до революции называлось еврейской жизнью. Мы в СССР имели какое–то смутное представление о еврейских праздниках — весной ели мацу, был какой–то праздник, когда угощали коврижками, на какой–то праздник давали деньги. На Песах бабушки и дедушки ели из специальной посуды. Но подавляющее большинство русских евреев никогда в жизни не были в синагоге и имели весьма смутное представление о героической истории своего народа.

Единственное, что мы знали хорошо из истории — это то, что наши еврейские предки распяли «русского» Иисуса Христа. Но что объединяло советских евреев — это жизнь в условиях антисемитизма сверху и снизу. На народном уровне нас обзывали жидами. Маленьких, нас дразнили, били. Потом нас оскорбляли в пионерском лагере, а мамаши этих юных антисемитов удивлялись жалобам: «А что тут такого, так все говорят». Взрослых, нас могли оскорбить в любом общественном месте — в автобусе, на базаре, просто на улице. Иногда мы давали отпор, и тогда нас начинали уважать. Всю жизнь буду помнить, как нашему соседу, прошедшему всю войну и оставшемуся без руки, было доложено на базаре, что он свою руку потерял в Ташкенте, что жиды не воевали. Авоська со стеклянными бутылками кефира со всей силы опустилась на голову антисемита. Единственная рука фронтовика не дрогнула. И судить его милиция не решилась, хотя антисемиту потом долго в больнице вправляли мозги. Впрочем, в большинстве случаев мы просто глубже вжимали голову в плечи и уходили. Очень горько признать, но я что–то не припомню, чтобы другие русские серьезно за нас вступались.

Антисемитизм сверху заключался в том, что нас ограничили в приеме в вузы и на работу. У меня есть личный счет к Советской власти. Я не мог учиться там, где хотел — не приняли, фактически издеваясь на экзаменах. Я не мог работать там, где хотел — не было мест. Я помню все. Думаю, свой счет к Советской власти имеют все советские евреи. Некоторые евреи пытались стать русскими, сменить национальность в паспорте. Не стал бы я их судить. Я не стал бы создавать кодекс поведения жертвы. Не все обязаны быть героями.

Мне кажется, в очень сложном положении оказались «половинки» — те, у кого отец или мать были евреями. Не признаваемые русскими как равноправными, многие из них стремились всячески показать свой антисемитизм, чтобы выслужиться. Не все. Далеко не все. Но я утверждаю, что очень многие. Я сам был неоднократно бит такими за свое еврейство.

9. Алия из СНГ глазами сабр.

(В этом пункте я высказываю не свою точку зрения, а говорю от имени тех сотен коренных израильтян, с которыми беседовал на эту тему — так что прошу меня не ругать).

В марте 1989 года нас встречали с цветами и улыбками. Когда мои дети в первый день пошли в школу, их встречать высыпал весь класс.

Каждый из слоев израильского общества связывал с нашей алией свои надежды. Одни надеялись, что мы заменим на стройках ненадежных арабов, другие — что мы подметем весь мусор на улицах, третьи надеялись на дармовую рабочую силу на предприятиях. Важное значение имеет демографический фактор и алия является хорошим противодействием высокой арабской рождаемости.

Немало израильтян хорошо понимало потенциал алии и знали, что едут «сливки» русского общества и мы способны в корне изменить к лучшему экономику и вывести Израиль в число ведущих в современных технологиях (в чем сейчас убедились уже все). И в Армии Обороны Израиля наши дети служат хорошо. За десять лет мы сделали для страны очень многое. Все израильтяне признают наше стремление к учебе, трудолюбие, способность и готовность работать по 14 часов в день. И благодаря алие мы живем в стране с другим уровнем экономики, чем 10 лет назад.

Но наша страна имеет одну особенность: она еврейская. И подавляющее большинство израильтян хотят, чтобы она таковой оставалась. Но приехали люди, уже оторванные от еврейства. То, что у нас свои театры, свои концерты, свои газеты, свои праздники, что мы не торопимся растворяться в израильском обществе, израильтянами было встречено с пониманием. В конце концов, марокканские евреи привезли с собой праздник Мемуна, германские любят Гете и т.д.

Все прошлые волны алии привезли людей, религиозных или светских, которые сохраняли свою связь с еврейством. Не только религиозные, но и светские евреи не едят свинину. Создание сотен «русских» магазинов и их демонстративное расположение на центральных улицах повергло израильское общество в шок. Единственный логический вывод — приехали не евреи, а гои — явился очень логичным. В Израиле и раньше были некошерные магазины, их никто никогда не запрещал, но их было очень мало, и мало было у них покупателей, и поэтому это мало волновало израильское общество. Страна соблюдала кашрут. И даже многие члены ультралевой антирелигиозной партии РАЦ соблюдали кашрут — хотя бы в силу воспитания. Именно несоблюдение бывшими советскими евреями элементарных, принятых в израильском обществе, норм еврейского поведения привели к многочисленным конфликтам.

Приезжает оле хадаш (новый репатриант) в Ашкелон, селится в малообразованном, но строго соблюдающем традиции марроканском районе, жарит по субботам свинину, устраивает по вечерам громкие пирушки, относится к марокканцам как к тупым аборигенам и прививает это своим детям — так какой же ответ можно ожидать от соседей? Они должны нас любить? Восхищаться нами? А Ашкелонская полиция — это и есть те самые марокканцы, и трудно ожидать примирения сторон только от усилий Солодкиной и Ландвер. Примирение может быть только путем компромисса между авторитетными, имеющими влияние лидерами местных русской и марокканской общин.

Я, наверное, живу в другом Израиле, но со всеми марокканцами, с которыми я встречался, у меня отличные отношения. И пора понять, что подонки среди марокканцев есть, но есть они и в других общинах, в том числе и русской. Я не призываю закрыть русские магазины. Но, думаю, нормальным компромиссом было бы убрать эти магазины подальше от марроканских глаз.

Еще один важный фактор израильской действительности. Многие коренные израильтяне растеряны от изменений, происходящих на рынке труда. Их страна уходит. Приходит другая, где нет места левантийской неторопливости. Приезжают люди, которые быстро, энергично, работая тяжело, выбиваются в люди, а они, коренные израильтяне, так и остаются в относительной бедности — они не привыкли к конкуренции — им кажется, что квартиры и машины у русских есть потому, что им государство дало. И больше всего таких люмпенов среди выходцев из арабских стран, в том числе и марокканцев.

Очень важный момент, не понимаемый многими новоприбывшими. Мы на Ближнем Востоке, а не в Москве или Жмеринке. И здесь свои правила поведения, отличные от того, что было в СССР. И первое правило — демонстрация уважения к собеседнику. Продемонстрируйте тому же марокканцу, что вы его уважаете, что вам нравятся его дети — и вы приобретете друга на всю жизнь.

10. Проблемы смешанных семей.

Многие евреи приехали с русскими женами. «Гойками», как их многие называют. И проблема русских жен стоит в Израиле очень остро. Выскажу свою точку зрения, рискуя быть сильно побитым. Женщины, в отличие от мужчин, способны к хорошей адаптации в общине (народе) мужа. И русские жены ехали в Израиль вслед за своими мужьями в надежде обрести вторую родину, где ее детям будет хорошо. И то, что многие из русских жен очень недовольны именно моральной атмосферой, виноваты мы сами. Любое грубое слово ранит.

Так уж случилось, что по еврейской религии их дети считаются русскими, что может создать для них проблемы в будущем. И поэтому идут многие из них проходить сложную, отнимающую много времени (и, честно говоря, в значительной степени, фиктивную) процедуру прохождения гиюра, чтобы их дети стали евреями.

Я с большим уважением отношусь к русским женам и преклоняюсь перед их выбором еврейского государства. И давайте делать все, чтобы их никто не обижал. Не все знают, зачем русские женщины проходят гиюр. После гиюра их дети считаются еврейскими. Проблема же у русских детей может возникнуть потом, когда они захотят жениться на или выйти замуж за коренных израильтян — многие еврейские мамы не захотят признать брак с русскими, и хупы (религиозного обряда брака) не будет, и регистрация брака вызовет значительные неудобства. Так многие предпочитают пройти гиюр, чтобы у детей в дальнейшем этих проблем не было. Кроме того, израильское общество, признавая русских жен, считает важным, чтобы они прошли гиюр и стали еврейками.

Немного другая ситуация в семьях, где жена — еврейка, а муж — русский. Таких семей намного меньше — многие просто развелись при переезде в Израиль — русскому мужчине часто психологически трудно уехать жить в Израиль. Те же, кто приехал, как правило, тяжело работают, многие в свободное время любят побаловаться водочкой, ну, да, ничего страшного, хотя и не всегда приятно, когда они это делают на виду у всех и буянят. Потом, правда, когда протрезвеют — милейшие люди. Дети в таких семьях растут в Израиле без комплексов, быстро становясь настоящими израильтянами по духу.

11. Менять ли Закон о возвращении?

Не знаю. Не уверен, что изменение закона о возвращении решит какие–то наши проблемы. В основном, предложения об изменении в законе о возвращении сводятся к запрету въезда нееврея по Галахе, если его отец или дед был евреем.Запретить можно, но что это даст? Такой человек, по советским законам, считается евреем и все прелести антисемитизма он на себе испытал. А внук еврейки по линии матери является евреем по Галахе и въехать сможет в любом случае. Так он в России евреем себя не считал и чем он для Израиля предпочтительней? Он скорее, чем первый, назовет нас всех жидовскими мордами и уедет в Канаду.

Думаю, в обозримом будущем никаких изменений в Законе о возвращении не будет. Нынешний состав Кнессета зарубит на корню любые попытки изменить его как в сторону зажима въезда неевреев, так и в сторону интернациализации и открывания дверей пошире.

Немало претензий раздается в адрес Сохнута, что он привозит фактически гоев. Я думаю, что Сохнут выполняет трудную и ответственную, а иногда и опасную работу, действуя строго в рамках Закона о возвращении, возвращая людей к их еврейским корням. Единственно — посланцы Сохнута должны честно говорить не только о счастливом будущем репатриантов, но и о тех трудностях, которые их ожидают.

12. Только не надо жаловаться.

Очень неприятно, когда уехавшие из Израиля в Канаду люди поливают Израиль грязью, нагромождая десять выдуманных проблем на одну реальную. Зачем это им надо? От этого какие–то пособия дают? Или они так свою совесть успокаивают? Ну, уехали — так уехали. Успехов на новом месте. Может быть, вы свой творческий потенциал там лучше реализуете. Может быть, вам там климат больше подходит. Может быть, вы хотите детей от армии и войны уберечь. Так все понятно — это ваше право решать, где вам жить. Но зачем же клеветать на страну людям, которые сами в Израиле не были и будут верить вам на слово? Вам–то зачем клеветать на Израиль? Не пойму.

Среди тех, кто собирается приехать в Израиль или недавно приехавших, бытует мнение, что, если бы разрешили, все бы в США уехали. Это не так. Многие захотели уехать и уехали. А многие могут уехать без всякого труда — но не хотят. Им и здесь хорошо. В фирме «Amdocs» днем с огнем не могут сыскать квалифицированных программистов, желающих поехать работать в США, Канаду, Австралию и во многие другие страны.

Недавно услышал такую поговорку: «Израиль — как зеркало, какую рожу скорчишь, такую и увидишь». И относится она не только к жителям Израиля, но и ко всем евреям в ключе их отношения к Израилю.