No. 1 (019)

January 10, 2000

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Мицва
Н.Горовская
«Дух капитализма» и судьбы иммиграции
Я.Кац
Заметки израильтянина
В.Лебедев
Путин на распутье
Г.Бродский
Шестой этаж: неправдоподобное
Г.Любарский
Рассказы из прежней жизни
Письма в редакцию
М.Вартбург
Водяные медвежата
В.Балан
Один год

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле (№№ 16, 17, 18)
Е.Тривус
Меир Лански (№16)
ЗАМЕТКИ ИЗРАИЛЬТЯНИНА

Яков Кац
(Израиль)

Государственный бюджет

В Израиле практически нет полезных ископаемых, и государственный бюджет состоит из наших налогов — прямых и косвенных. Государство забирает до 50% от нашей зарплаты, при покупке квартиры мы платим государству налоги на землю и стройматериалы, за автомобили мы платим 110% налогов, очень большие налоги на бензин, табак, с каждого товара и услуги мы платим 17% налогов...

И в муниципалитет мы платим налог — арнону.

И медицинский налог, и национальное страхование...

Постепенно я узнаю о все новых и новых налогах, о существовании которых я и не подозревал. Думаю, есть немало налогов, о которых мне еще предстоит узнать.

Прямые налоги (с заработной платы) в Израиле платят далеко не все — зарплата многих работников ниже необходимого для этого минимума, но косвенный — налог, заключенный в стоимости товара, платят все — и бедные, и богатые.

Все эти деньги составляют основу доходной части бюджета. На ее основании составляется расходная часть. И тут начинается самое интересное. Если бы наши парламентарии так заботились о том, как увеличить доход в бюджет, как они заботятся о том, как забрать своему электорату кусок пирога побольше — были бы мы самой богатой страной на свете.

В конце календарного года делят будущий пирог. Для многих партий наступает долгожданный момент истины. И неважно, какое у власти правительство — левое или правое — жизнь премьер–министра и министра финансов — один сплошной ужас. Коалиция трещит по швам, требования интересантов непомерны, времени на переговоры не остается....

Одиннадцать лет я живу в Израиле, одиннадцать лет повторяется один и тот же концерт.

Прямое избрание премьер–министра привело к уменьшению веса крупных партий и увеличению количества партий мелких. Нетаниягу было уже очень трудно удовлетворять их возросшие аппетиты. При нем в Кнессете было 13 партий. А в нынешнем Кнессете их уже 17 (одна из арабских партий раскалывается, скоро будет 18). Так что Бараку гораздо труднее, чем любому из его предшественников.

Завершено голосование в Кнессете — бюджет принят в качестве Закона. Бюджетный марафон закончился. Туман рассеялся, и можно подвести итоги.

Главным победителем является, несомненно, религиозная партия выходцев с Востока — ШАС, имеющая 17 мандатов. Новый лидер партии Эли Ишай показал себя достойным преемником Арье Дери. Шас получил 80% средств, необходимых на покрытие долгов его учебной системы Мааян (20% они уже собрали) и бюджет, достаточный для финансирования Мааян в этом году. ШАС добилась многомиллионной прибавки для деятельности министерств, возглавляемых его лидерами — здравоохранения и социального обеспечения. Фактически, все их экономические требования были выполнены.

Кроме того, ШАС добилась от Барака согласия на то, что все вопросы, связанные с религиозным образованием, в министерстве просвещения будет курировать не Иоси Сарид, как сейчас, а зам. министра от ШАС.

И в отношении поддержки мирного договора с Сирией Барак не получил от ШАС никаких обещаний. А зачем? Под этот договор ШАС еще потребует немало.

Полностью получили требуемые средства также религиозные партии МАФДАЛЬ и Агудат Исраель.

Требования некоторых членов Кнессета от правящей партии Авода о выделении средств на нужды здравоохранения и социального обеспечения Барак, в основном, тоже выполнил.

Крайне несерьезно Барак отнесся лишь к Щаранскому и его партии новых репатриантов Исраель ба Алия, — а, фактически, к репатриантам в целом. Бюджет министерства абсорбции урезан: не выделены средства на социальное строительство, на организации репатриантов, уменьшены средства на поддержку ученых, малого бизнеса и по другим разделам.

У Щаранского и Эдельштейна накопилось много претензий к Бараку, которые они, жалуясь и плача в жилетку, рассказывают на радио для новых репатриантов.

Могла ли эта партия, даже имея всего 4 мандата, постоять за интересы репатриантов? Конечно, могла. У них была полная колода козырей. Щаранский мог, как и ШАС, пригрозить выходом из коалиции и заявить Бараку, что в случае невыполнения требований партия будет использовать все имеющиеся в ее расположении каналы, чтобы разъяснить репатриантам антинародную сущность нынешнего правительства, обижающую репатриантов и торгующих Землей Израиля. И пошел бы Щаранский демонстративно на сближение с Либерманом. И провел бы по радио на иврите пару интервью о том, что отдавать Голаны — ни в коем случае.

И — все. И Барак дал бы все, что просят. Он очень хорошо понимает, что судьбу предстоящего референдума по Голанам решат репатрианты.

Но Барак хорошо знает, что Щаранский на это не пойдет. Его цель — войти в состав израильского истеблишмента, а такими шагами он только разозлит этот самый истеблишмент. Кроме того, что о нем будет думать Клинтон? Что он, Щаранский, против мирного процесса на Ближнем Востоке. Клинтон же его видеть не захочет.

И все это из–за каких–то репатриантов? Зачем? Карьера делается десятилетиями, а сломать ее можно за день.

В результате фракция Исраель ба Алия всего лишь не пошла на голосование по бюджету. Оставшись в коалиции и не приняв никаких мер защиты, они показали себя полностью неспособными представлять новых репатриантов.

Хочу, чтобы меня поняли правильно. Лично мне эти деньги уже не нужны — я из репатриантского возраста вышел. Но дело не только в деньгах. На все случаи, когда нарушаются права репатриантов — будь то действия полиции или министра финансов, эти самые репатрианты делегируют своих представителей в Кнессет. Партия Либермана вне коалиции — она на ситуацию реально влиять не может. Софья Ландвер реально зависит от Барака и, по моему, и так делает все, что возможно в ее положении. Так называемая партия Бромфмана защитой репатриантов заниматься не собирается. Ее единственная задача — разъяснить репатриантам, что чем больше земли мы подарим врагу, тем нам станет лучше.

Остается партия Шаранского, единственная, стоящая между двумя лагерями и имеющая возможность, заняв твердую позицию, определив для себя красную черту, бороться за интересы выходцев из СССР. Но, кроме Марины Солодкиной, я вижу только людей, умеющих говорить и ничего не умеющих делать. К сожалению. И нынешнее голосование — факт в доказательство моей правоты.

Но вернемся к бюджету.

Я считаю, что сильно проиграла и МЕРЕЦ, полностью капитулировавшая под нажимом ШАС. Идея–фикс под названием «Отдать все Голаны и побыстрее» перевесила.

Но другая антирелигиозная партия «Шинуй» выиграла — критикуя и МЕРЕЦ, и ШАС, она осталась единственной партией, выступающей против религиозного диктата, и это, несомненно, добавит ей немало голосов на следующих выборах за счет МЕРЕЦ.

Итак, весь вымазавшийся и потеряв немало сторонников, Барак бой за бюджет выиграл. Впереди бой за Голаны.

Наши нравы

Президент Израиля Э.Вейцман    
Президент Израиля Э.Вейцман подозревается в получении взяток от французского бизнесмена.

Президент Израиля Эзер Вейцман — человек заслуженный и всеми уважаемый. Он прошел все войны, был членом Кнессета, министром. Человек он прямой, режет правду–матку. И Кнессет избрал его практически единодушно.

Должность президента в Израиле — вроде английской королевской. Его функции — представительство. И так поступали все предыдущие президенты. Но не Вейцман. Он все время лезет в политику, причем, как правило, на стороне левых, чем, безусловно, злит другую половину страны.

Сейчас у него новая идея — он призывает к поддержке мирного договора с Сирией. Большинство народа, по всем опросам, категорически против, и он употребляет свою власть и влияние для пропаганды одной из сторон, причем меньшинства.

Представьте себе, что королева Англии призывает всех англичан голосовать за лейбористов. Так это тоже самое.

На вопрос о том, как смотрят левые на вмешательство президента, уже ответил начальник его канцелярии: «Такие действия легитимны потому, что президент борется за мир».

Это мы когда–то проходили: ленинское учение всесильно потому, что оно верно.

И еще наш президент пригрозил, что, если народ на референдуме проголосует против договора с Сирией, он, Вейцман, подаст в отставку. Испугал очень.

Позавчера взорвалась очередная наша политическая бомба. Вейцман в период, когда он занимал общественные должности члена Кнессета и министра (в районе 80–х годов), получал от французского еврея–бизнесмена в течение нескольких лет денежные подарки на общую сумму около $450 тыс. и, не проведя их через записи прихода и подоходный налог, провел их через фонд доверия, а оттуда просто забрал на личные нужды.

Здесь интересны два момента:

1. Канцелярия президента в ответ заявила, что француз — личный друг Вайцмана и просто подарил ему деньги как другу. Просто трогательная рождественская сказка.. Французский бизнесмен дарит пол–миллиона израильскому министру просто как другу. От избытка денег. И от любви. Теперь любое денежное подношение можно будет объяснять денежным подарком.

2. Журналист, открывший этот «подарок», обнародовал его у себя дома на специальной пресс–конференции. На вопрос, почему выбрана такая форма сообщения, а не через газету, выяснилось, что наш уважаемый президент уже успел попросить редакторов газет пока не торопиться с этим сообщением.

Мое мнение — дело давнее и судить его не надо, но, если его вина будет доказана, то в отставку наш миротворец должен подать немедленно, не дожидаясь референдума.

Прокуратура наконец–то серьезно занялась деятельностью амутот (товариществ) партии Авода в предвыборный период. Сегодня было официально сообщено, что расследуется деятельность нескольких десятков амутот, выступавших под разными названиями, но зарегистрированными на одних и тех же лиц по тому же адресу. Через них проходили огромные суммы, и все они шли на оплату предвыборной агитации Барака. Представьте себе большое сельскохозяйственное поле вдоль дороги, и все оно уставлено матерчатыми двухметровыми плакатами — сотни плакатов, подсчитать невозможно. Так вот, ехал я за день до выборов из Хайфы в Тель–Авив и насчитал восемь полей, засеянных плакатами. А сколько их было на других дорогах!

В газетах — в каждом номере каждой газеты — минимум четверть места занимала реклама Барака. Немалое число журналистов было куплено — сейчас этот факт не отрицается. Все это требовало огромных затрат.

За 2 месяца до выборов Нетаниягу опережал Барака на 30%, а в итоге проиграл с большим отрывом. Не было у него таких денег.

Сейчас расследуется подозрение, что именно эти амутот и были каналом незаконного проникновения денег. Правда, еще остается вне поля зрения главный вопрос — а откуда эти деньги? В Ликуде говорят, что из–за границы. Откуда именно — не уточняют.

Сейчас в США проходят переговоры между делегациями Израиля и Сирии. Барак уже согласился отдать все, что мог — Голаны до Кинерета. А вопрос о том, что он получит взамен, еще вообще не поднимался.

Я хочу, чтобы русские американцы знали, что сейчас значительное большинство израильтян категорически против отступления с Голан. Это не мир, это от спокойной границы с Сирией и полной системы безопасности перейти к положению, когда мы отдаем врагу (Сирия другом не станет) важнейшую, господствующую над территорией местность. И теперь вся пресса, телевидение, радио непрерывно давят на людей, внушая им, что отдача важнейших территорий врагу увеличит нашу безопасность и принесет расцвет экономики. А после заключения договора Барак опять создаст десятки амутот и снова начнется усиленная промывка мозгов перед референдумом. Какое–то зазеркалье.

В Шефердстауне (Западная Вирджиния) проходит очередной раунд израильско–сирийских переговоров. Очевидно, что настоящий мир там никого не интересует: сирийцы заинтересованы в Голанах, а ещё больше в модернизации вооружения. Израильский премьер больше всего заинтересован в новых победах в мирном процессе, а американский президент хочет войти в историю великим миротворцем.

Ради своих целей Барак готов подавить свободу слова в Израиле. Незадолго до возобновления переговоров с Сирией был уволен главный редактор газеты «Вести» Эдуард Кузнецов. Газета «Вести» — третья по величине ежедневная газета в Израиле и первая среди русскоязычных СМИ — отличалась умеренно правыми взглядами. Этого было достаточно, чтобы на время прошлогодних выборов Э.Кузнецов был отправлен в отпуск, а вот сейчас уволен. Барак понимает, что за русские голоса в возможном референдуме по Голанам надо бороться, и для Солдата №1 обезглавить противника — значит добиться победы.

Неделю назад израильская полиция пыталась разгромить радиостанцию «Аруц Шева» — самую крупную радиостанцию, пропагандирующую правые взгляды. В Израиле до последнего времени все легальные радиостанции были государственными и отражали точку зрения истеблишмента, а тот всегда боролся с инакомыслящими, не гнушаясь прямыми подлогами.

Так и не удалось выяснить, кто отдал приказ, но 300 полицейских ворвались в здание радиостанции и попытались вынести оборудование, но жители поселения, где расположена радиостанция встали на ее защиту и отстояли. Единство — вот, что можно противопоставить произволу.