No. 18 (018)

December 27, 1999

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Мицва
Р.Поляков
Размышления о вечном (№12)
Е.Речицкий
Портсигар
А.Авиви
Выпечка мацы в Сибири в 1943 году (№1)
М.Горелик
Интервью с раби Штензальцем (№15)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
Я.Кац
Заметки израильтянина
С.Тамм
Партнер по мирным соглашениям (№9)
К.Булычев
Российско-советский поминальник XX века (№7)
И.Молко
«Завоевание межпланетных пространств» (№8)
Б. Вершов
Стихи (№№ 10, 11)
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле (окончание)
И.Суслов
И битвы, где вместе... (№№ 5, 6)

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле (№№ 16, 17, 18)
Е.Тривус
Меир Лански (№16)
ЗАМЕТКИ ИЗРАИЛЬТЯНИНА

Яков Кац
(Израиль)

Метод веника

Согласится ли Асад (справа) на несколько веточек из веника Барака (слева), и кто будет следующим партнером Барака?

Как разломать веник? Обычный русский веник, который был у каждого из нас в Союзе? Сразу — не получится. Силы не хватит. Но по веточкам — проще простого.

Метод веника успешно используется израильскими руководителями для уменьшения размеров собственной территории. Если бы в 1992 году, перед выборами, народу рассказали к чему приведет их выбор к концу тысячелетия, не проголосовали бы люди за Рабина.

Первый прутик переломил Менахим Бегин — что было, то было — в надежде сохранить остальной веник целым. Но, развязав веник, его уже невозможно было связать обратно.

Метод веника подхватили и умело продолжили Ицхак Рабин и Шимон Перес. Если бы они сразу заявили народу, что собираются из одного маленького веника делать два карликовых, их бы смели. Но Перес заявил: «Зачем нам этот прутик Газы? А заодно — еще один маленький, совершенно не нужный нам прутик Иерихона». И под их мудрым началом осуществлялся принцип «два прутика сначала». При этом договорились о трех следующих прутиках. И лозунг они придумали: «прутики в обмен на чистоту».

Ломание прутиков привело к взрывам, и наших чистильщиков отправили в отставку.

Вынужденный продолжать ломать веник, Нетаниягу потребовал чистоты. Но против него выступили чистильщики всего мира во главе с Главным Чистильщиком Планеты (ГЧП). И свергли его. Как ни странно, руками собственных, отечественных борцов за единый и неделимый веник.

Теперь у власти новый Чистильщик. Всю избирательную компанию он провел под лозунгами: «Я буду чистильщиком все–е–е–го веника» и «Безопасность веника — моя главная задача».

Четыре месяца наш Чистильщик мотался по миру, ведя переговоры о венике. Четыре месяца веник задавался вопросом: «Кто он такой, этот новый Чистильщик?» Четыре месяца Чистильщику удавалось за общими фразами уклоняться от высказывания своих намерений. Но бесконечно так продолжаться не могло, и Чистильщик начал действовать.

Начал он с палестинцев. И посыпались прутики с большой скоростью.

Первый прутик — массивное незаконное арабское строительство в Лоде и других местах, где живут арабы. Внутри зеленых веточек.

Второй прутик — 5% территории без выполнения ответных обязательств.

Третий прутик — уничтожение 12 поселений. Здесь метод веника был применен особенно наглядно — прутик поломали руками самого веника. Заявив, что этот прутик — последний. И Совет прутиков Иудеи и Самарии ему поверил.

Четвертый прутик — Храмовая Гора в Иерусалиме. Это израильтянам нельзя в своей столице туннель открывать. А арабам можно вообще всю гору прорыть изнутри и открыть там мечеть. То есть на том самом месте, и на той самой высоте, где стоял Храм. Поистине наши чистильщики — люди, не помнящие родства.

Пятый прутик — третий этап отступления. Барак заявил, что решение Нетаниягу отдать на третьем этапе отступления только 1% сухой части веника, ни к чему его, Барака, не обязывает. Сколько захочет, столько арабам и отдаст. Как будто эти прутики его, Барака, личные.

Шестой прутик — заявление Барака о прекращении посадки новых веточек на сухой части веника. Стоило Арафату прервать переговоры о разделе веника на два, как тут же Барак сдался и пообещал веточки больше не растить.

Седьмой прутик собирается сломать ГЧП. 7 декабря, проснувшись, все узнали, что он все-таки уломал Асада согласиться взять у нас Голанский прут. Барак сегодня — король средств массовой информации.

Такой радости комментаторов я не припомню со дня выборов.

На очереди — новые прутья. Веник еще силен, но с каждым прутиком он слабеет, и наши чистильщики делают его все тоньше, и не так уж далек тот день, когда оставшиеся прутики можно будет сломать все разом. Наш Чистильщик видимо надеется уехать жить к ГЧП, а куда ехать остальным еврейским прутикам? Нет у них другого веника.

Переговоры с Асадом

Тема переговоров с Сирией затмила в СМИ все остальные.

В восемь утра, когда счастливая Шели Якимович только начинала свою программу, к ней в студию вошел не менее радостный кто-то из комментаторов и с порога закричал: «Шели, поздравляю». Это выглядело уж слишком некрасиво даже для левых, и Шели спросила, с чем это. Возникла пауза замешательства и Шели и все радиослушатели услышали в ответ о шестилетии совместной работы. Шесть лет назад были подписаны соглашения Осло, положившие начало нынешнему этапу политики прутиков.

Переговоры еще не начались, но такое впечатление, что они уже закончились. Пишу я эти строчки, смотрю телевизор, передо мной — министр Бен-Ами, он со счастливым лицом говорит о неизбежных тяжелых жертвах территорий ради мира.

Показывают заседание центра Аводы. Вся критика Барака изнутри, из своей партии, немедленно прекратилась, все довольны. В Аводе праздник — Асад согласился забрать Голаны. Барак — именинник, все его горячо поздравляют.

Такая радость — страна с мощной армией и экономикой, победившая во всех войнах, все-таки уговорила своего врага–соседа, переживающего тяжелый кризис в экономике и обладающего только устаревшим оружием, забрать очень важную и в военном, и в экономическом, и просто в человеческом отношении территорию. Радость–то какая.

Смотрю дальше: телевизионщики нашли жителя Голан, согласного отдать Голаны за мир и компенсацию и берут у него длинное–предлинное интервью.

Выскажу в связи с этими переговорами несколько соображений.

Первое. Асаду нужны не просто Голаны. Ему нужны Голаны без хороших отношений с Израилем.

Демократия и открытое общество ему не нужны.

Он согласится на дипломатические отношения, военные меры: отвод войск от границы, американскую (без израильтян) станцию раннего предупреждения на Хермоне.

Он согласится на дележ воды. Но он не согласится на настоящий мир, с экономическим обменом, с обменом туристами, с открытыми границами.

Открытая Сирия приведет к потере власти Асадом или его наследником. Зачем ему Голаны без власти?

Думаю, Барак и на такой холодный мир согласится с радостью.

Второе. Совершенно очевидно, что Барак уже пообещал Асаду все. Клинтон четко сказал Асаду: «Ты получишь все, что хочешь». То есть Голаны до Кинерета. Этот вопрос уже решен и дальнейшему обсуждению не подлежит.

Третье. Расстановка сил в Кнессете: в соответствии с недавно принятым законом о Голанах, для прохождения закона в Кнессете недостаточно простого большинства, надо набрать 61 голос. Без ШАС, религиозной партии сефардских евреев, Барак не сможет набрать нужное количество голосов. Как они проголосуют — не ясно. С одной стороны, в данной ситуации они могут получить сколько угодно денег на ешивы и систему просвещения так, что хватит на много лет — Авода и ее куратор заплатит любую сумму за голоса ШАС, а для ШАС деньги — это все. Да и их духовный лидер рав Овадия Йосеф согласен отдать все, что угодно.

С другой стороны, избиратели ШАС — люди правые и вряд ли простят руководителям партии это предательство. Да и лидеры партии — фактический Арье Дери и формальный Эли Ишай — настроены явно вправо, так что ШАС в этом правительстве находится только из меркантильных соображений, выжимая, при малейшей возможности, деньги на нужды своей учебной системы Мааян.

Четвертое. Если Барак сможет провести закон в Кнессете (что не очевидно), то будет проведен референдум.

Деление общества на правых и левых не изменилось — 50:50. Уверенная победа Барака объясняется, по моему, соображениями личностного характера.

Какие факторы действуют в пользу Барака?

  • Разброд в национальном лагере и отсутствие у них признанных, харизматических лидеров.
  • Огромные средства, которые выделят Бараку для амутот его покровители (Амута (ивр.) — объединение граждан, действующее на некомерческой основе и призванное выполнять какие–то общесвенно полезные функции (аналог американских non–profit организаций). Амутот создаются, например, в строительстве, когда группа граждан совместно строит дома. В последней предвыборной компании в Израиле через фиктивные амутот, созданные якобы для защиты окружающей среды, были проведены огромные средства для поддержки Барака в его избирательной компании. — Прим. авт.).
  • Снова приедут американские советники — весьма неглупые ребята.
  • Перспектива мира в Ливане — несомненно Барак подпишет оба договора одновременно.
  • Запугивание людей страшной перспективой отказа от уже подписанного договора.

Какие факторы действуют против Барака?

  • Те аргументы, которые сыграли в его пользу в прошлой избирательной компании («Солдат номер один» и т.д.) на этот раз не сработают — личностный фактор уже не будет играть роль, голосование будет только за идею.
  • Многие традиционные избиратели Аводы не захотят сдавать Голаны.
  • СМИ уже сейчас правильно отмечают, что все решат репатрианты из России и СНГ. Алия явно настроена против отдачи Голан, обе «русские» партии Щаранского и Либермана — тоже, а обеды журналистов в ресторане и последующие их статьи «от всей души» уже себя скомпрометировали — я не вижу аргументов у Барака в русском лагере (по опросам, 78% новых репатриантов выступают против ухода с Голан, 14% — за, и 8% воздерживаются).
  • Национальный лагерь, несомненно, воспользуется этой возможностью для объединения всех своих сил.
  • Как и в 1996 году религиозные американские евреи окажут существенную помощь.
  • Снова, как в 1996 году, на улицы выйдут десятки тысяч добровольцев с плакатами.
  • Многие недовольны Бараком — он обманул и тем, что сотрудничает с партией ШАС и тем, что не борется с безработицей. Он совершенно не выполняет обязательств.

И пятое.

Борьба будет очень тяжелой. Если победят противники отступления, то остановится и процесс уступок палестинцам.

Если проиграют, то диктатура левых и борьба с инакомыслием воцарится на долгие годы.

Итак, по словам журналистов, начинается «борьба Барака за отступление с Голан». Кто–нибудь когда–нибудь слышал о таком понятии «борьба за отступление»? В какой стране? В какие времена?

Или зачем внушают мысль, что «за мир надо заплатить тяжелую цену»? Почему евреи должны всегда давать выкуп, чтобы их оставили в покое? Мы же, вроде, уже не в галуте. И для чего тогда у нас такие огромные расходы на оборону?

Почему мы должны обязательно платить цену за мир с каждым соседом? А бесплатно нельзя? А нельзя ли, чтобы за мир платили нам? Например, Кунейтрой?

Когда израильские арабы говорят, что это не еврейская земля, и надо ее вернуть, я с ними категорично не согласен и сделаю все от меня зависящее, чтобы этого не случилось, но я их полностью понимаю. Когда же израильские левые хотят платить выкуп всем арабам и называют это борьбой за мир — ну не понимаю я эту логику. Хочу понять и не могу.

Всё время, пока в Вашингтоне проходила встреча, израильские СМИ обсуждали главный и волнующий (по словам журналистов) вопрос: сможет ли Клинтон уговорить сирийского министра Ашару пожать руку Бараку. Называли это вопросом вопросов. Рукопожатия не было, Ашара не захотел, но это, как потом объяснили СМИ, совершенно не важно.

Какое–то королевство кривых зеркал. Ещё один шаг в пропасть. К Бегину враги (Садат) прилетали на поклон. Пересу и Рабину враги пожимали руки.

Теперь и этого нет.

Из последних объяснений руководителей партии труда Хаима Рамона и Йоси Бейлина следует, что «сионизм сегодняшнего дня — это мир с Сирией и отступление с Голан». Красиво сказано. Можно эту логику продолжить. Сионизм завтрашнего дня — это мир с палестинцами и отступление из Иерусалима. Сионизм послезавтрашнего дня — это мир со всеми арабами и отступление из Израиля.