No.2 (044)

февраль 2002г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Б.Шустеф
Быть лидером
И.Аролович
Израильские впечатления
Л.Гест
Военные тайны Красного Креста
А.Левин
Мы построим третий храм
Н.Шерман
Место пурима в еврейской истории
Ф.Благодарова
«...Ни эллина, ни иудея...»

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
Дж.Фара
Бин Ладен победил
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ЕВРЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ

Рабби Н.ШЕРМАН 

Место пурима в еврейской истории

«Где в Торе содержится указание на Эстер — и Я совершенно скрою (эстер астир) Лицо Мое в тот день за все зло, которое сделал он [Израиль], обратившись к богам иным» (Второзаконие 31:18) Талмуд Трактат Хулин 139б.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОН

Талмуд говорит нам, что времена Мордехая и Эстер — это времена «сокрытия Лица Вс–вышнего» «Сокрытие Лица» — это такое состояние мира, когда люди не ощущают Б–жественного Управления миром, они в растерянности, не знают как поступить Им кажется, что Б–г «скрылся», оставил мир на произвол «случайных сил».

Но как же могла быть эпоха Мордехая и Эстер временем «сокрытия Лица?» Ведь в то время еще были пророки, а сама сущность пророчества заключается в том, что пророк непосредственно общается со Вс–вышним и открывает людям Его величие. Иное дело наше смутное время. Сегодня многие спрашивают «Как мы узнаем, когда придет Машиах (Мессия), кто возвестит нам об этом? Если бы только у нас был пророк — тогда мы бы узнали...» Но во времена вавилонского изгнания, даже в последние его годы, то есть в те дни, когда происходит действие Свитка Эстер, еще жили пророки Даниэль и Мордехай, Барух бен Нерия и Эзра, Хаггай (Аггей) и Захария, Малахи и еще многие другие.

Через пятьдесят два года после разрушения Храма исполнилось пророчество. Кир, царь Персии, издал указ о восстановлении Дома Б–га в Иерусалиме Пророк Исайя предсказал это за двести лет до этих событий «Так сказал Б–г помазаннику Киру ради Иакова, раба Моего и Израиля, избранника Моего он построит город Мой и изгнанников Моих отпустит» (Исайя 45). Указ Кира был издан за два года до того, как Ахашверош (Артаксеркс) стал царем и за четыре года до событий, описанных в Свитке Эстер.

Хотя праведный персидский царь разрешил евреям вернуться на родину, но только сорок две тысячи из них откликнулись на его призыв, миллионы же остались в изгнании. Так происходит всегда, когда Б–г скрывает Свое Лицо от людей: смятение, сомнения и страх овладевают ими. Чего Б–г хочет от нас? Где и как мы должны исполнить Его волю? Как мы узнаем о ней?

Таков был исторический фон, на котором разыгралась драма Пурима. Еврейский народ был разбросан и растерян. В Вавилоне возродилось изучение Торы, однако, даже среди наиболее выдающихся представителей народа были такие, которые спрашивали, должны ли они оставаться верными своему союзу с Б–гом после того, как Он лишил их возможности жить на Его земле; ведь женщина, которую выгнал из дома супруг, не должна более хранить верность брачному союзу, а отпущенный на свободу раб не подчиняется своему хозяину. Этот страшный вопрос можно понять как еще одно печальное указание на то, что Лицо Б–га было скрыто за множеством завес.

Кир перевел свою столицу в город Шушан (Сузы) в земле Элам. Туда же переехали Мордехай и Даниэль, но они не смогли организовать обучение Закону Моисея на том уровне, на котором оно велось в уже давно сложившихся и процветающих академиях Вавилона. К Эламу, резиденции царской власти, были обращены надежды еврейского народа, но там отсутствовал дух Торы. Еще одна завеса скрыла Лицо Б–га. Работы по восстановлению Храма продолжались, несмотря на набеги враждебных племен, живших вблизи Иерусалима. Однако в последние месяцы своего царствования Кир изменил отношение к евреям и запретил новым группам изгнанников возвращаться в Землю Израиля. Это препятствие вызвало отчаяние в среде тех, кто уже находился в Иерусалиме, и работы, начатые с такими надеждами, были приостановлены. И все же восстановление Храма не было запрещено, хотя встречало все больше препятствий.

Правление Кира длилось недолго. Всего через два года после того, как он отдал приказ о восстановлении Храма, царем обширной Персидской империи стал Ахашверош. Новый царь не был другом евреев. У тех, кто только начинает знакомиться со Свитком Эстер, может создаться впечатление, что он был всего лишь добродушным пьяницей, находившимся под влиянием Амана. Однако это не так. Его жена, царица Вашти, внучка Навуходоносора, яростно возражала против слабых попыток восстановить Храм, и настояла на том, чтобы Ахашверош положил конец делу, начатому Киром. После того, как из Иерусалима пришло письмо, написанное врагами евреев во главе с сыновьями Амана, в котором говорилось, что строительство Храма на самом деле лишь предлог для восстания евреев против метрополии, Ахашверош запретил продолжать работы в Иерусалиме. Он был только рад внять советам своей жены и донесениям своих наблюдателей. Итак, казалось ясным, что пророчеству Исайи не суждено сбыться. Казалось, Лицо Б–га, то есть Его воля, окончательно скрылось от евреев. Быть может, и в самом деле евреи были так же одиноки и покинуты, как жена, отосланная своим мужем?

Были еще пророчества, более близкие по времени к эпохе Вавилонского пленения, чем пророчество Исайи. Они стали для евреев в лучшем случае источником разногласий, в худшем — отчаяния. «Ибо так сказал Б–г: когда пройдут семьдесят лет вашего пребывания в Вавилоне, тогда Я вспомню вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас в место сие» (Иеремия 29:10).

«Я, Даниэль, вычислил по книгам число лет, о котором было сказано слово Б–га к Иеремии, пророку, и вот: семьдесят лет продлится разрушение Иерусалима» (Даниэль 9:2).

«СОКРЫТИЕ ЛИЦА ВСЕВЫШНЕГО» И ПРИЧИНЫ ЭТОГО

Означал ли указ Кира исполнение пророчества? Если да, то как мог Ахашверош так просто отменить его? Был ли милостивый жест Кира проявлением воли Б–га, пожелавшего дать евреям возможность проявить свою любовь к Иерусалиму? И не потому ли, что любовь оказалась недостаточной, им было отказано даже в этом хрупком ростке избавления?

Что происходит, когда Лицо Б–га скрывается от нас? Люди перестают видеть, как Его Рука творит историю. До этого момента кажется несомненным, что удачи и поражения еврейского народа зависят от его союза с Б–гом и верности Его учению. В словах Торы и пророков евреи умели видеть предостережения и обещания, и если хранили верность Завету, то получали вознаграждение в этой жизни. Если же они были глухи к Его слову, возмездие не заставляло себя ждать. Так было, когда воля Б–га была им открыта и ясна. Когда же Его Лицо скрылось, евреям стало казаться, что они зависят от капризов правителей, изменчивости природы и превратностей истории. Улыбка Кира значила больше, чем пророчество Иеремии, а нахмуренные брови Ахашвероша — больше, чем предостережения Моисея.

Талмуд говорит нам: «Где в Торе содержится указание на Эстер? Там, где говорится о сокрытии Лица Б–га. Само имя «Эстер» указывает на это сокрытие» (см. эпиграф к этому разделу).

На первый взгляд казалось, что Б–г отдалил себя от людей. Но на самом деле еврейский народ сам создал разрыв между собой и Б–гом. На это сокрытие и на причины его возникновения указывает Тора: евреи начали забывать о своей полной зависимости от Б–га, притупилось их восприятие первой заповеди: «Я — Г–сподь, Б–г твой». Евреи, таким образом, сами были повинны в том, что Лицо Б–га стало невидимо, сами создали преграду, скрывшую от них Его волю.

Но именно этому смятенному и испуганному поколению предстояло сорвать завесу, скрывавшую от него Б–га, или, вернее, признать, что природа, история, весь мир — лишь созданная Им декорация, скрывающая Его только от тех, кто слеп. Величие Мордехая и Эстер состояло в том, что они вновь нашли Его для себя, открыли Его волю другим, и на долгие века рассеяли тьму, скрывавшую Его Лицо.

СЕМЬДЕСЯТ ЛЕТ РАЗРУШЕНИЯ

Пророчество Иеремии, подобно мечу, висело над головами монархов. Для них Храм был не просто зданием, он воплощал собой жизненную философию, резко отличающуюся от той, которой придерживались они сами. Б–г Израиля был силой, которая несла гибель царям, от фараона до Санхерива. Если Его народу суждено было спасение, то значит, Он должен был низложить царей и правителей всех стран, порабощавших евреев. Так Он делал всегда, когда угрожали Его народу. Вот почему, когда Аман пытался убедить Ахашвероша в том, что евреев можно уничтожать безнаказанно, царь, хотя и ненавидел евреев, колебался.

«Я боюсь, что их Б–г сделает мне то же, что сделал Он моим предшественникам», — возражал он. Аман отвечал ему: «Евреи спят. Они не соблюдают больше Закон, как делали когда–то, и не заслуживают Б–жественного заступничества».

Аман и Ахашверош были более проницательны, чем сами евреи. Они тоже видели завесу, скрывающую Лицо Б–га от евреев, но понимали, что эта завеса соткалась в результате ошибочных поступков самих людей.

Пророчество Иеремии устрашало не одно поколение монархов и их советников. Вс–вышний провозгласил, что Вавилон будет господствовать лишь семьдесят лет, и семьдесят лет Иерусалим будет лежать в развалинах. Если пророчеству суждено было сбыться, то, значит, монархам предстояло лишиться полноты власти, а империям суждено распасться. В ожидании исполнения пророчества цари избегали проявлять неуважение к невидимому и непонятному Б–гу евреев, боясь вызвать Его гнев. Они жили в страхе, но и в надежде на то, что разрушение Храма означает конец Его власти, а также, что в результате спячки, охватившей еврейский народ, связь между ним и Б–гом распалась (Такое пристальное внимание к немногочисленному и слабому еврейскому народу в гигантской Персидской империи может показаться странным. Но такова уникальная роль евреев в мировой истории: они всегда играли в ней роль отнюдь не пропорциональную своей численности и положению. — Прим. авт.).

Известно было, что если через семьдесят лет пророчество Иеремии не исполнится, Иерусалим навсегда останется «вспаханным полем и приютом для лисиц». Валтасару, внуку Навуходоносора и наследнику его престола, это пророчество было хорошо известно.

Вавилонская империя была основана Навуходоносором в 3318 году от Сотворения Мира (442 г. до н.э. по общепринятому летосчислению). Он царствовал сорок пять лет. Его сменил его сын Эвил Меродах, который царствовал двадцать три года. Его преемник Валтасар, вступив в третий год своего правления, с трепетом считал дни по мере того, как приближался конец семидесятого года. И вот эти семьдесят лет, как ему казалось, истекли. Валтасар ликовал и искал способ показать свое презрение к Б–гу, которого уже не боялся. Он устроил пир, который вошел в историю как образец дикой оргии. В честь своего празднества он сделал то, на что не осмелился даже его дед: он вынул из сокровищницы сосуды Храма, чтобы использовать их в своем необузданном пиршестве. А почему бы и нет? Иеремия ошибся. Вавилон пережил роковой срок, и Иерусалим не был восстановлен. Но ошибся Валтасар. К утру он был уже мертв.

Ни один вавилонский царь, даже после разрушения Иерусалима, не осмеливался осквернять священные сосуды. Они хорошо знали, что хотя в политическом отношении Иудея была лишь небольшой провинцией, в духовной сфере она представляла собой значительную силу. Пророчество было для них реальностью, и они понимали, что каждого, кто осмелится осквернить священные сосуды, ждет жестокое наказание.

Валтасар погиб в ту же самую ночь и, как разъясняет Талмуд, он был наказан за свою наглость. Он был убит Дарием, мидийцем, и зятем Дария Киром, персом. Дарий предложил трон Киру, но последний отказался, так как в пророчестве Даниэля было сказано, что Вавилонское царство перейдет сначала к Мидии, а потом к Персии. Таким образом с помощью пророчества был решен государственный вопрос: кто займет трон империи, Дарий процарствовал год, а Кир — менее трех лет. В 3392 году (368 г. до н.э.) Ахашверош взошел на трон Персидской империи в Сузах. Он тоже посматривал на календарь. Ахашверош не хотел ошибиться. Согласно его расчетам, семьдесят лет истекали на третий год его царствования. Он отпраздновал это событие стовосьмидесятидневным пиром, с описания которого начинается Свиток Эстер. И он тоже, чтобы ознаменовать свое освобождение от страха перед пророчеством Иеремии, сделал то, что ранее бы не дерзнул: осквернил священные сосуды Храма. Его расчет был также ошибочен, но он избежал мгновенного возмездия, так как, согласно воле Б–га, он должен был стать отцом того, кто исполнит слова пророков, то есть Дария II, сына Эстер, при котором был восстановлен Храм.

Девять лет спустя Эстер пришла просить за свой народ, и царственно щедрый Ахашверош, как известно, сказал ей, что она может просить все что угодно, хоть половину царства: все будет исполнено. Как говорит Талмуд, он сказал ей, что она может просить обо всем, кроме того, что может повлиять на судьбу царства. И что же это было? Восстановление Храма. Не будем забывать о том, что в то время Ахашверош не знал, что его жена еврейка, а она никогда не давала ему повода думать, что Храм, давно лежавший в развалинах, представляет для нее какой–либо интерес. Тем не менее, проявляя щедрость, которую вряд ли кто–нибудь другой проявил бы с целью утешить свою жену, он счел необходимым предупредить ее, что из всех возможных просьб есть лишь одна, которую он не может исполнить, потому что ее исполнение нанесет непоправимый ущерб его царству: Храм не должен быть восстановлен. Хотя лишь сорок две тысячи евреев вернулись на родину. Святой Город и Святая Земля не давали покоя правителям.

На первый взгляд, столь сильные расхождения в истолковании царями таинственного семидесятилетнего срока могут вызвать удивление. Разве пророк не объяснил точное значение своих слов? Разве Мудрецы не поняли их значения?

Пророк понимает лишь столько, сколько Б–г хочет, чтобы он понял, и объясняет лишь то, что Б–г хочет, чтобы он объяснил. Вера в то, что теперешнее изгнание евреев тоже когда–нибудь закончится — это один из «тринадцати принципов Маймонида», составляющих основу иудаизма. Когда настанет время, евреи поймут истинное значение многих пророчеств, в которых говорится об изгнании и о путях избавления, но до тех пор их слова остаются темными и непонятными. Не в том состояла воля Б–га, чтобы вручить нам раскрытую книгу и указать в точности, как будут происходить события, ожидающие нас в будущем. Часто и сам пророк не понимает до конца значение Б–жественного слова, передаваемого его устами. Классический пример — пророк Иона. Пророчествуя: «Ниневия будет перевернута», он был уверен, что предрекает разрушение великого города — Ниневия будет перевернута, подобно Содому и Гоморре. Когда же люди города раскаялись и были прощены, стало ясным, что Ниневия была действительно «перевернута», но в моральном и религиозном смысле. Слова пророчества: «Ниневия будет перевернута» — содержали два возможных значения: если жители ее раскаются, она будет перевернута духовно, и жизнь людей будет спасена; если же они не раскаются, она будет перевернута, разрушена физически. Одним из ключевых пророчеств еврейской истории было обещание, которое Вс–вышний дал Аврааму: ...» пришельцами будут потомки твои в земле чужой и поработят их, и будут угнетать четыреста лет» (Бытие 15:13). Когда начнутся эти четыреста лет? Отсчитывать ли их с рождения Ицхака, потомка Авраама, или со смерти Авраама, или с момента этого обещания, или со времени изгнания? Будет ли этих лет ровно четыреста? Будут ли изгнанные жить все время в одной стране? Все это разъяснилось лишь спустя много лет.

Когда Б–г хочет, чтобы Его слова были поняты сразу. Он делает их ясными. Что же касается бесчисленных пророчеств о пришествии Мессии, Конечном Избавлении и Конце Света, ясность нам пока не дана. Поэтому даже великого рабби Акиву удалось убедить в том, что Бар Кохба был Мессией и что ему суждено было исполнение конечного плана Творения и осуществление всех пророчеств и обетов. Ошибка рабби Акивы никоим образом не умаляет его величия и не вызывает сомнения в истинности пророчеств, которые должны осуществиться. Каждый ребенок, изучающий Тору, знает, что четырехсотлетний период изгнания, о котором говорилось выше, начинается с рождения Ицхака, но это знание стало несомненным и всеобщим лишь после Исхода евреев из Египта. Таким образом, лишь будущие события осветят, подобно молнии, смысл многих мест Торы, кажущихся нам сейчас темными и неясными.

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЗАВЕСЫ И «ОТКРЫТИЕ ЛИЦА ВСЕВЫШНЕГО»

История еврейского народа, вплоть до вавилонского изгнания, полна чудес. В каждом поколении евреи были свидетелями чудес, или хотя бы слышали о них достоверные рассказы. Посещение Храма заключало в себе возможность увидеть бывшие в нем чудеса — увидеть творящую руку Б–га. Однако иудаизм не основан на чудесах: вера должна иметь более глубокие корни. Чудеса иногда можно объяснить естественными причинами или неправильно истолковать их сущность. Более того, если человек во всем полагается на чудо и придает ему большое значение, вера его может ослабеть. Ведь он забывает о том, что Б–г постоянно руководит тем, что мы, за неимением лучшего определения, называем природой. Когда мы, читая Шмоне Эсре («Восемнадцать Благословений» — основная еврейская молитва, читаемая трижды в день), благодарим Б–га за то, что Он каждый день совершает нам Свои скрытые чудеса, мы не просто произносим красивые слова. Жизнь существует лишь потому, что Б–г творит ее постоянно; мир исчез бы молниеносно, если бы Вс–вышний хоть на миг перестал питать его.

Мы часто подчеркиваем, что вся история еврейского народа представляет собой цепь чудесных событий и примеров Б–жественного вмешательства. До определенной степени это скрывает от нас сущность Его власти. Когда придают слишком большое значение творимым Им чудесам, забывают о том, что Он направляет нас всегда и всюду. В языке иврит слово «вселенная» — Олам — происходит от корня, означающего «скрытый», ибо в этом мире Б–г скрыт от нас.

Человек должен сам найти истину во мраке. Тот, кто хочет быть неверующим, всегда найдет себе «естественное объяснение» событий. Потоп произошел в 1656 г. от Сотворения Мира и строители Вавилонской Башни изобрели теорию, согласно которой через каждые тысяча шестьсот пятьдесят шесть лет основы мира сотрясаются, что вызывает потоп, а до наступления этого срока люди могут считать себя в безопасности и делать все, что им заблагорассудится. Подобным же образом фараон нашел объяснение Казням Египетским, а Валтасар обосновал свое неверие с помощью расчетов. Так происходит во все времена. Вс–вышний не внедряет веру насильно в наши сердца. Человек может молиться три раза в день, в точности соблюдать все заповеди — и все же быть убежденным в том, что успех его деловой или научной карьеры основывается исключительно на тяжелом труде, образовании, сумме капиталовложений, искусном планировании и т.п., ставя под сомнение зависимость своей судьбы от Б–га. Вс–вышний помещает нас в мир, где Он скрыт от нас. Он ждет, что мы сами найдем путь к истине, ибо Он дал нам для этого достаточно свидетельств. Остальное зависит от нас.

Ко временам Эстер и Мордехая период явных чудес в еврейской истории закончился. С этого момента еврейская история приобрела иной характер. Теперь евреи должны были понять, что не только небесный огонь и расступившиеся воды морские, но и события повседневной жизни есть проявление Его воли.

Свиток Эстер — это единственная из двадцати четырех книг Танаха, в которой не упоминается имя Б–га. Талмуд разъясняет нам, что слово «царь» в Свитке является указанием также и на Б–га, Царя вселенной; тем не менее, то, что Его Имя не называется прямо, выделяет книгу Эстер из всех остальных книг Священного Писания.

Это совсем не случайно. Чудо Пурима произошло в последние годы вавилонского изгнания, в то время, когда Б–г был скрыт от людей за тысячи завес, когда евреи мучительно пытались выяснить для себя, должны ли они оставаться далее верными своему Б–гу. Именно в это время, в земле Элама (где евреи казались оторванными от Торы даже больше, чем в других местах) «случайные» события составили причудливые цепи причинно–следственных связей.

Вот звенья одной из этих цепочек: пир, устроенный Ахашверошем, оказался для царицы Вашти роковым, и Эстер заняла ее место. Поскольку Эстер стала царицей, она смогла, благодаря своему высокому положению, во–первых, успокоить подозрения Амана, пригласив его принять участие в своей трапезе, а, во–вторых, убедить царя спасти ее народ.

Другая цепочка: Бигтан и Тереш составили заговор с целью убийства Ахашвероша. Но царь, благодаря Эстер, назначил Мордехая на высокую должность, Мордехай подслушал разговор Бигтана и Тереша и рассказал о нем Эстер, а она рассказала царю о преданности Мордехая. Это событие было записано в царских хрониках, где и осталось забытым до решающей ночи, когда «сон бежал от царя». Еще одна цепочка «случайных» событий: царь назначил Амана на высокий пост, и поэтому все должны были преклониться перед вновь возвышенным потомком Агага. Мордехай отказался делать это. Аман, уверенный в своей власти и в своем влиянии даже на царицу Эстер, пригласившую его на пир, построил виселицу и явился просить царского разрешения повесить Мордехая как раз в тот момент, когда Ахашверош узнал, что именно Мордехай когда–то спас ему жизнь.

Когда развитие событий достигло апогея, части Б–жественного плана соединились в единое целое, спасшее евреев и навсегда показавшее им, что и теперь Б–г продолжает присутствовать во всем; что так было и будет всегда, даже когда Его присутствие проявляется лишь в действиях того или иного царя, в отдельных случайных происшествиях, в ставящих нас в тупик событиях истории, смысл которых раскрывается для религиозного человека в словах: «Я — первый и Я — последний, и кроме Меня нет Б–га (то есть нет, кроме Меня, ни одной движущей силы на земле)» (Исайя 44:6). 

По материалам «Маханаим»