No.1 (043)

январь 2002г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
А.Эскин
Заметки узника в Сионе
А.Леви, И.Молко
Корабль председателя
А.Левин
Мы построим третий храм
Я.Клайман
Гены коэнов
Ю.Штерн
Израиль глазами США
Теракт в Иерусалиме
Смерти нет, утверждают голландцы
Ф.Благодарова
«...Ни эллина, ни иудея...»

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
Дж.Фара
Бин Ладен победил
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ЕВРЕЙСКИЕ СВЯТЫНИ

Александр ЛЕВИН 

Мы построим третий храм

Продолжение. Начало см. «Спектр» №12 (42), 2001 г.

Макет Храма
Макет Иерусалимского Храма.

«Отнесись благосклонно, Г–сподь Б–г наш, к народу Твоему Израилю и молитву его прими, и восстанови службу в Святая Святых Храма Твоего, и жертвы, приносимые Израилем, и молитву его прими с любовью, благосклонно, и пусть будет всегда желанно Тебе служение Израиля, народа Твоего».

Из молитвы «Шмонэ Эсре».

КАК НАВЕРХУ, ТАК И ВНИЗУ

Храм нельзя рассматривать, как некую центральную синагогу, или главную синагогу, или некий социально-религиозно-экономико-политический центр. Храм — это совершенно особый феномен, но, забегая вперёд, следует сказать, что после разрушения Первого и Второго Храмов и до сегодняшнего дня все синагоги мира воспроизводят некоторые фрагменты храмовых богослужений и детали его устройства.

Храм был каналом связи Г-спода через избранный Им народ со всей планетой. Б-жественное творчество было праобразом Храма и его служб.

«Шхина, Б-жественное Присутствие, проявляет себя в Храме, именно здесь евреи черпают Б-жественное вдохновение и здесь же идёт диалог Творца с Его народом. Голос Вс-вышнего был слышен в пространстве между двумя золотыми херувимами (фигурками крылатых ангелов), которые находились в Святилище». Так пишет Акива Татц в книге «Маска Вселенной». В этой же книге он продолжает: «Иерусалим, Цион, Бейт аМикдаш. Здесь встречаются миры, здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический… и в этой же точке был создан человек…»

В Святая Святых, во внутренних покоях Храма, где пребывают ковчег завета и где слышен глас Вс-вышнего, обычные законы пространства не действовали. Это и есть центр мироздания; в этой точке рождается пространство, и здесь оно подчиняется не столько природным законам нижнего материального мира, сколько установлениям Высшего мира. Удивительная особенность: «арон кодеш» — ковчег Завета целиком располагался внутри Святая Святых, хотя превосходил его по своим размерам! Размеры ковчега приведены в Торе; там же упомянуты габариты Святая Святых. Ковчег заметно больше, но получалось, что меньший предмет содержал в себе больший». (Акива Татц, Маска вселенной. Иерусалим. Перевод Нахума Пурера.)

ПОМЕЩЕНИЯ ХРАМА

С западной стороны Храма находилась Святая Святых, где располагался ковчег завета, стоящий на камне основы. Восточнее находилось Святилище (Ейхаль), в котором стоял семисвечник, алтарь для воскурений и стол для хлеба, где от субботы до субботы лежало 12 хлебов. Ещё восточнее был вестибюль (улам), который вёл во внутренний двор, где находился жертвенник для всесожжений, и где были отведены специальные места для священников (коэнов), левитов, и израильтян.

КОДЕШ АКОДШИМ (СВЯТАЯ СВЯТЫХ)

Самым святым местом Храма было помещение, называемое Святая Святых, куда разрешалось входить только первосвященнику и только в Йом Киппур. «В центре Святая Святых, — пишет рабби Арье Каплан, — стоял ковчег завета, сделанный из дерева, покрытого золотом. На ковчеге было покрывало из чистого золота, на котором стояли два золотых херувима. Ковчег, херувимы и покрывало детально описаны в Торе и были сделаны под персональным руководством Моше. Но более важным, чем сам ковчег, является его содержание — предметы наиболее святые в иудаизме: две скрижали Завета с выгравированными на них десятью заповедями, которые Б-г дал Моше, и оригинальная Тора, написанная лично Моше под диктовку Б-га». (Rabbi Aryeh Kaplan, Jerusalem the Eye of the Universe.)

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ В ХРАМЕ

Слово «жертвоприношение» в русском языке, так же как слово «sacrifice» на английском предполагает дарование, отдачу другому чего-то ценного. Но на иврите слово жертвопроношение — «корбан» имеет совершенно другие семантические связи. Слово «корбан» имеет тот же корень kuf -resh-bet, что и слова «каров» — близкий, «карев» — приближающийся, «керев» — нутро, внутренность, поэтому передаёт смысловое значение приближения, близости.

«Таким образом, цель жертвоприношений в Храме — не что иное, как посвящение человеческой жизни более высокой сфере сознания, приближение к Создателю — источнику всего сущего. Идея жертвоприношений в Храме — не дарование и не потеря чего-то ценного, это борьба за приближение к Б-гу. Как молился царь Давид в книге псалмов: «…близость Б-га — благо для меня. (73: 28)» — ибо для еврея близость к Б-гу — самая истинная, самая высокая и единственная концепция добра. Без этого аспекта в своей жизни, без связи с Б-гом, которая возвышает его физическое существование и вдохновляет его жизнь чувством связи с Б-жественным, он чувствует себя животным, лишённым того, что делает его человеческим существом. Без этого он чувствует себя как животное на алтаре. В некотором смысле, происходящее на алтаре — происходит одновременно в его сердце и уме… Единственное имя Вс-вышнего, которое ассоциируется в Торе с жертвоприношениями, это имя Yud-Hay-Vav-Hay, обозначающее Б-жественный аспект Любви и Милости. Именно потому, что Он — Б-г любви, а не наказания и смерти, Он даровал нам жертвоприношения как метод восстановления и очищения души. Корбан (жертвоприношение) символизирует собой смерть физического тела человека, однако когда человек отдаёт всего себя на службу Вс-вышнему, он соединяется со своим истинным предназначением, укрепляет свой дух посредством отрицания собственных животных побуждений... Опыт принесения жертвы замещает опыт умирания самого человека, примиряя тем самым его животную и духовную натуру. Однако жертвоприношение ценно не само по себе. Жертва искупления, которая была только малой частью всех жертвоприношений Храма, принималась только в том случае, если её сопровождало чистосердечное раскаяние». (Rabbi Chaim Richman. The Holy Temple of Jerusalem.)

Необходимо отметить ещё одну концепцию, связанную с жертвоприношениями. Рабби Хаим Ричман не случайно говорит о «борьбе за приближение к Б-гу». Слово «крав» борьба, сражение имеет тот же самый корень kuf-resh-bet, что и «корбан» — жертвоприношение, и это означает, что после сотворения евреями Золотого Тельца, приближение к Б-гу невозможно без отказа от чего-то, без жертвы в той или иной форме. Жертвоприношение в этом аспекте не является мирным делом, но сражением с силами Сатаны, которые пытаются отдалить людей от Б-га, совратить материальными аспектами этого мира.

РИТУАЛЬНАЯ ЧИСТОТА В ХРАМЕ

«Ритуальная чистота или её отсутствие никак не связано с физической чистотой, — пишет рабби Хаим Ричман, — это духовное состояние, которое может быть обуславливаться различными факторами. Согласно Торе, самым сильным источником нечистоты является контакт с телом умершего человека…»

Процедура очищения, специфическая для Храма, занимала семь дней. Сначала человека нужно было окропить пеплом красной коровы, которая приносилась в жертву за грех идолопоклонства. На седьмой день после этого человек погружался в микву, и после этого становился ритуально чистым.

ЛЕВИТЫ

Когда евреи вернулись в землю Израиля под руководством Йегошуа, земля была разделена на двенадцать частей, и каждое колено кроме Леви получило свой надел. (Колено Йосефа разделилось на два — Эфраим и Менаше). Колено Леви было выделено из среды других для того, чтобы быть учителями народа, служителями Г-спода в Храме. До постоения Храма мужчины колена Леви (Интересно, что само имя «Леви» имеет тот же корень, что слова «ливуй»– сопровождение, проводы, эскорт, аккомпанемент, «левая» — сопровождение, проводы, похороны, «лива» — сопровождал, аккомпанировал, «лавьян» — спутник, сателлит. — Прим. авт.) сопровождали Мишкан, охраняли его, участвовали в службах, позже они стали охранниками и служителями Храма — левитами.

«В то время отделил Г-сподь колено Леви, чтобы носить ковчег завета Г-сподня, чтобы стоять пред лицом Г-сподним для служения Ему, и чтобы благословлять именем Его по сей день. Поэтому не было у Леви части и удела с братьями его: Г-сподь — удел его, как говорил ему Г-сподь Б-г» (Дварим, 10:8-10:9).

«Каждый день хор левитов стоял на платформе напротив алтаря и пел песню определённого дня. Они пели под инструментальное сопровождение в то время, когда коэны вели службу в Храме, и таким образом их пение становилось частью Б-жественной службы, такой же важной, как служба коэнов. Пелись специальные песни по праздникам и в начале месяца. В будние дни левиты исполняли псалмы, мистически связанные с определёнными днями недели ( Согласно Каббале, каждый из семи дней недели, параллельно семи дням творения, несёт определённый характер Б–жественных эманаций, определённый оттенок Б–жественного излучения, ежесекундно творящего нашу жизнь. Поэтому шаббат, как другие дни недели, мы не можем произвольно перенести на другой день. — Прим. авт.).

В воскресенье, первый день недели, соответствующий первому дню творения, они пели Псалом 24: «Г-споду земля и всё наполняющее её, Вселенная и живущие в ней...»

В понедельник, соответствующий второму дню творения, когда были разделены верхние и нижние воды и создана суша, левиты пели Псалом 48: «Велик Г-сподь и прославляем в городе Б-га нашего, на горе святой Его. Прекрасна высота, радость всей земли — гора Цион на севере города Царя великого...»

Во вторник, соответствующий третьему дню творения, когда земля появилась из воды, первая зелень и деревья, когда судьи были поставлены над землёй, пели левиты Псалом 82, начинающийся словами: «Б-г присутствует в общине Б-жей, судит Он среди судей».

В среду, соответствующую четвёртому дню творения, когда были созданы светила небесные, ставшие впоследствии предметом обожествления и поклонения среди народов, пели левиты Псалом 92, начинающийся словами: «Б-г мести, Г-сподь Б-г мести явись. Поднимись, Судья земли, воздай по заслугам высокомерным!»

В четверг, соответствующий пятому дню творения, когда были созданы мириады живых существ, поражающие нас разнообразием форм жизни, левиты славили Б-га в Псалме 81, который начинается словами: «Воспойте Б-га, десницу нашу, приветствуйте Б-га Яакова. Вознесите пение, дайте тимпан, кинор, звучащий приятно и арфу».

В пятницу, соответствующую шестому дню творения, когда вершина творения — человек был создан, единственный из существ земли, способный понять верховную власть Создателя и принять Его волю, пели левиты Псалом 93, начинающийся словами: «Г-сподь — Царь, величием облёкся Он, силой Г-сподь перепоясался, и потому не пошатнётся Вселенная».

В святую Субботу, соответствующий седьмому дню творения, когда отдыхал Г-сподь от работы, пели левиты в Храме Псалом 92, являющийся, по мнению мудрецов, песней Мира Грядущего, в котором вся жизнь наполнится субботним покоем: «Песнь на день субботний. Хорошо славить Г-спода и петь имени Твоему, Вс-вышний, возвещать утром милость Твою, и верность Твою — ночью…»

Колену Леви принадлежит мужчина, получивший информацию о том, что по мужской линии он Леви. Среди мужчин колена Леви часто встречающиеся фамилии Леви, Левин, Левит, Левик, Левинсон и т.д., однако, сами по себе они ещё не дают гарантии принадлежности к колену Леви.

КОЭНЫ

Аналогично тому, как колено Леви было выделено среди других колен, внутри самого колена Леви были выделен род Аарона, потомкам которого была дана роль священников — коэнов, духовных лидеров нации.

Аарон, брат Моше, в четвёртом поколении прямой потомок Леви, одного из сыновей Яакова, стал первым первосвященником, коэн агадоль, а его четыре сына стали первыми священниками, коэнами, призванными для ведения служб в Мишкане.

«А ты приблизь к себе Аарона, брата своего, и сыновей его с ним из среды сынов Израилевых для его священнослужения Мне». (Шемот 28: 1)

«Для его священнослужения» на иврите «леxahино» — корень «kaf-hay-nun», отсюда слово того же самого корня «kohen» — священнослужитель. Слово kohen на иврите родственно словам «ken» — да, верно, и слову «kivun» — направление. Поэтому говорят, что kohen — это тот, кто направляет себя и других к верному служению Б-гу.

Вот что пишет рабби Хаим Ричман о роли священников в Храме:

«Читатель без сомнения знаком с ролью священников в Храме, которая относится к приношению жертв. Но не менее важная их задача — быть проводниками Б-жественного лучащегося благословения и влияния в этот мир. Тора пишет, что коэны должны передать людям Б-жественное благословение.

«И Г-сподь говорил Моше так: говори Аарону и сыновьям его следующее: так благословляйте сынов Израиля, говоря им: да благословит тебя Г-сподь и охранит тебя! Да озарит Г-сподь тебя лицом своим и помилует тебя! Да обратит Г-сподь лицо Своё к тебе и дарует тебе мир! Так да произнесут имя Моё над сынами Израиля, и Я благословлю их» (Бемидбар 6:23 -6:27). (Rabbi Chaim Richman. The Holy Temple of Jerusalem.)

Несмотря на то, что Храм был разрушен около двух тысяч лет назад, коэны продолжают соблюдать законы ритуальной чистоты и благословляют общину словами, приведенными выше, в дни праздников на территории диаспоры, а во многих синагогах Израиля ежедневно.

Непосредственно после того, как Г-сподь приказал Моше выделить потомков Аарона для служения Ему, Тора даёт детальное описание священной одежды первосвященника. Пожалуй, самой замечательной частью этой одежды был нагрудник, сделанный из двойного матерчатого квадрата, к которому прикреплялись двенадцать драгоценных камней в золотых оправах — на каждом выгравировано имя одного из колен Израиля. Назывался нагрудник «Хошен мишпат» — нагрудник суда, решения. Тора начинает описание нагрудника с загадочных слов: «Сотки хошен мишпат, выясняющий истину». Устное учение объясняет: «Между двумя квадратами материи клали пергамент с написанным на нём 72-буквенным именем Вс-вышнего. Нагрудник вместе с пергаментом обладал чудесными свойствами: если кто-либо обращался к первосвященнику с вопросом, некоторые из букв, выгравированных на камнях нагрудника, начинали светиться — и первосвященник составлял из них ответ. Это свойство отразилось в ещё одном названии нагрудника «урим ветумим» — огни, дающие полный ответ». (Пятикнижие и Афтарот с классическим комментарием «Сончино»)

Коэном является мужчина, чей отец коэн, и чья мать удовлетворяет требованиям жены коэна. (К примеру, Коэну запрещено брать в жёны разведенную женщину, дочь нееврейских родителей, даже если она приняла гиюр). Коэны часто носят фамилии Коган, Каган, Коэн, Каганович, Каплан (от слова «chaplain» — чаплан — духовный лидер), Раппапорт (семья коэнов из итальянского портового города), Кац (аббревиатура выражения «коэн цадик» — коэн праведник), Аронсон (сын Аарона), хотя это не является ни обязательным, ни решающим.

До сего дня на коэнов распространяются законы ритуальной чистоты. В своде еврейских законов «Шульхан арух» написано: «Коэнам запрещается прикасаться к умершему или могиле, а также находиться в доме, где находится покойник», однако, «коэн имеет право делать всё необходимое для погребения умершего близкого родственника».

Коэны являются потомками одного человека, Аарона, и фактически членами одной разветвлённой семьи. Генетики конца XX века заинтересовались возможностью подтвердить это научно. Поразительные результаты одного из первых исследований в этой области были опубликованы в престижном британском научном журнале «Nature» (January 2, 1997). Исследуя генетические коды евреев Израиля, Англии, и Северной Америки, британские учёные обнаружили специфические метки на Y-хромосоме.

МАШИАХ БЕН ДАВИД — ПОТОМОК ЦАРЯ ДАВИДА

«И в Иерусалим, город Твой, по милосердию Твоему возвратись и обитай в нём, как обещал Ты, и престол раба Твоего, Давида, поскорее в нём утверди, и отстрой Иерусалим в скором времени, в наши дни, навечно». (Из молитвы «Шмонэ Эсре».)

Очень часто в молитвах, когда мы просим о Г-спода о возвращении в Цион, о восстановлении Иерусалима и Храма, мы вспоминаем также о восстановлении царствования потомков царя Давида потому, что говорим о вещах связанных друг с другом. Когда царь Давид собирался строить Храм, было передано ему через пророков не только то, что Храм построит его сын, но также что престол его будет утверждён навечно.

«Когда же исполняться дни твои и ты почиешь с отцами твоими, то Я поставлю после тебя потомство твоё, того, кто произойдёт из недр твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, а Я утвержу престол царства его навеки». (Шмуэль II, 7:12 -7:13)

Об этом же и почти такими же словами говорит пророк Натан в книге Хроник I (Диврей айамим I): «Он построит дом Мне, а Я утвержу престол его навеки».

Почему же мы просим в молитвах о восстановлении престола царя Давида вместе с восстановлением Храма? Потому что строительство третьего Храма ознаменует приход Избавителя, Машиаха, под руководством которого зло будет окончательно побеждено и изгнано, после чего начнётся совершенно другая жизнь на планете Земля.

Еврейская традиция говорит о двух Машахах. Первый из них, Машиах бен Йосеф (то есть из колена Йосефа) придёт, чтобы повести нас на последний бой со злом. После него придёт Машиах бен Давид (потомок царя Давида), чтобы установить царство Грядущего Мира.

«Машиах бен Йосеф упоминается нашими мудрецами, и хотя они утаили больше, чем открыли, тем не менее, они дали нам традицию, согласно которой перед приходом Машиаха бен Давида, Машиах бен Йосеф будет вести войну Г-спода в век избавления. Он усилит физическое состояние Израиля в войне против народов, а Машиах бен Давид завершит духовное избавление». (Рабби Меир Кахане, «The Jewish Idea» — Еврейская идея. Том II, стр. 912)

САНГЕДРИН

«И сказал Б-г, обращаясь к Моше: собери мне 70 человек из старейшин Израиля, о которых знаешь ты, что они старейшины народа и хранители его, и приведи их к шатру откровений, и пусть станут они там с тобою. А Я сойду и буду говорить там с тобою, и возьму от духа, который на тебе, и возложу на них, дабы носили они с тобою бремя народа этого, и не будешь ты носить один». (Бемидбар, 11:16-11:17). Таким образом, ещё во время движения евреев по пустыне, возник первый Сангедрин — высший совет Израиля, интерпретировавший письменные и устные законы, принимавший важные решения, касающиеся всего народа.

В северной стене Храме было встроено специальное помещение для Сангедрина так, что туда можно было попасть извне, а также из внутренних помещений Храма. Сделано это было для того, что бы первосвященник мог обратиться к Сангедрину прямо во время службы, не покидая территории святилища, если возникали какие-то вопросы.

ЙОМ КИППУР

Йом Киппур (Судный день) был днём особой службы в Храме, выполняемой преимущественно первосвященником. Для этой цели первосвященник удалялся от семьи и проводил неделю в Храме, в специально отведённой для него комнате, изучая законы и готовя себя к этому дню, репетируя фрагменты будущей службы. Каждый день старейшины Сангедрина приходили к нему и читали фрагменты писаний, относящиеся к службе в Йом Киппур. Всю ночь перед Йом Киппур первосвященник проводил в бодрствовании, а старейшины читали ему книги Эзры, Иова и Хронологии. В Йом Киппур первосвященник входил в Святую Святых Храма (Кодеш аКодшим) и приносил воскурения перед Ковчегом Завета. Провозглашая Вс-вышнего единственным источником всего сущего, первосвященник просил прощения за грехи — свои, своего народа и всех народов земли. Весь народ с трепетом ждал выхода первосвященника из Святая Святых, чтобы увидеть необычайное сияние его лица, когда он выходил к народу. Только в Йом Киппур и только первосвященнику разрешалось повторять десять раз Имя Вс-вышнего, обозначаемое буквами Yud-Hay-Vav-Hay, из десяти — семь раз в помещении Святая Святых, и три раза положив руки на головы трёх волов, приносимых в жертву. Каждый раз после произнесения Святого Имени народ отвечал: «Благословенно имя Его великого царства во веки веков!»

ХРАМ ВСЕХ НАРОДОВ

«И их приведу Я на гору святую Мою и обрадую их в доме молитвы Моём; всесожжения их и жертвы их в благоволение будут на жертвеннике Моём, ибо дом Мой домом молитвы назовётся для всех народов». (Йешаягу, 56:7.)

Особенностью Храма было то, что он стал духовным центром не только евреев, но всех народов земли, и жертвы в Храме приносились за все народы земли, и служба в Храме велась для очищения и приближения к Б-гу всех народов мира.

«Иерусалим, который вмещает в себя Б-жий Храм, пересекает все физические границы. Иерусалим — это концепция. Потому что службы в Храме являлись актом очищения всего человечества. Благодаря руководству священников (коэнов) и левитов, участию израильтян, паломничеству других народов, жертвоприношениям, благовониям, хлебам, миноре, и песням левитов… — каждый аспект службы становился нотой в Б-жественной Гармонии. В Святом Храме все усилия объединялись для того, чтобы провозгласить Его, Создателя всего сущего, единственной реальностью, Высшей Силой, управляющей миром». (Rabbi Chaim Richman, «The Holy Temple of Jerusalem».)

Слава Первого Храма распространялась по всему миру. Из далёких стран приезжали люди всех народов, чтобы увидеть Храм, считающийся чудом света, службу коэнов, услышать пение и игру на музыкальных инструментах левитов — служителей Храма, а главное, чтобы поклониться единому Б-гу.

Население Израиля росло, не только за счёт естественного пророста и высокой рождаемости, но также потому, что многие паломники принимали иудаизм и оставались жить на территории Израиля. Королева Сирии Елена приняла иудаизм и, построив себе дворец в Иерусалиме, ежедневно посещала Храм. И всем хватало места в Иерусалиме. Вот что написано в книге «Пиркей Авот» (Изречения отцов):

«Десять чудес были совершены на глазах предков наших в Бейт аМикдаше (Храме): ни у одной женщины не было выкидыша от запаха мяса приносившихся в жертву животных; священное мясо никогда не портилось; ни одной мухи не было видно в помещении для убоя и разделки мяса жертвенных животных; ни разу не осквернился первосвященник в Йом Киппур; ни разу не погасили дожди огонь на жертвеннике; ни разу ветер не отклонил столб дыма над жертвенником; ни разу не оказывались негодными хлеба; стояли в тесноте, а падать ниц было просторно; змея и скорпион никогда не жалили в Иерусалиме; и не говорил один человек другому: тесно мне в этом месте, негде переночевать в Иерусалиме». («Пиркей Авот» 5:7)

Многие исследователи отмечали необычный духовный подъем и расцвет народа Израиля в это время.

«Во время Первого Храма пророческий дар был очень распространён в Израиле. Были времена, когда около миллиона человек имели опыт пророчества. Это было подобно тому, как у Красного моря и у горы Синай одновременно многим была дарована способность восприятия Б-жественного присутствия… Хотя многие имели дар пророчества, ТАНАХ упоминает только тех, кто нёс послания для всех поколений. Традиция находит кроме Моше и Аарона имена 48 пророков в ТАНАХе. Пророческим даром обладали как мужчины, так и женщины. Во многих случаях они достигали даже более высоких уровней пророчества, чем мужчины. Существует традиция, согласно которой если в ТАНАХе упоминается имя отца пророка, значит и отец — пророк. В соответствии с другой традицией, если не упоминается место рождения пророка — значит он уроженец Йерушалаима…» (Rabbi Aryeh Kaplan. Handbook of Jewish thought.)

Эта оценка Арье Каплана замечательна ещё и потому, что ко времени Первого Храма общее число взрослых евреев на земле составляло около двух миллионов человек. (A historical atlas of the Jewish people. Edited by Eli Barnani.)

Казалось, сбывается то, что сказал Г-сподь евреям: «A вы будете у Меня царством священников и народом святым…» (Шемот. 19:6.) 

Продолжение.