No.11 (053)

ноябрь 2002г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
А.Саттон
На пороге истории
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней
Б.Шустеф
Мерзость
А.Энтова
Так кого же в Израиле дискриминируют?
Г.Брейгин
Планета невыученных уроков
Д.Прейгер
Большинство мусульман неплохие парни! Ну и что из того?
Я.Черниховская
Уголок фитотерапевта

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
А.Саттон
На пороге истории №49, №53
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней51, №52, №53
Раввин Ш.-Я.Вайнберг
Дал я перед вами землю
Последнее письмо солдата
Д.Инхоф
Мир на Ближнем Востоке
А.Левин
Мы построим третий храм №42, №43, №44
А.Леви
Мы пришли, чтобы изгнать тьму
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Деннис ПРЕГЕР 

Большинство мусульман неплохие парни! Ну и что из того?

Несомненно, подавляющее большинство мусульман — миролюбивые люди — но что из этого следует? Каждый раз, когда возникает тема, связанная с исламом и с проявлениями насилия, и, в особенности, с террором, нам неизменно возражают, что «подавляющее большинство мусульман — мирные люди», не принимающие никакого участия в терроре. И это совершенно верно. Но абсолютно нерелевантно.

Огромное большинство немцев, живших в Германии во времена нацизма, тоже были миролюбивыми людьми; не так уж много из них имели хоть какое–то отношение к тому, что произошло с евреями. Точно так же подавляющее большинство русских не участвовали в уничтожении от 20 до 40 миллионов своих сограждан, которые были убиты их коммунистическим режимом во времена Сталина. Суть дела заключается в том, что угроза цивилизации, исходящая от ислама, ни в коей мере не отменяется тем фактом, что подавляющее большинство мусульман не исповедует насилие — точно так же, как угроза, исходившая от нацизма, не нейтрализовалась мирным поведением большинства немцев, а угроза, исходившая от советского коммунизма, не сводилась к нулю тем, что насилие не было свойственно громадному большинству русских.

Германия того времени представляла собой угрозу цивилизации, поскольку нацисты и их идеология овладели германским обществом, в то время как большинство немцев («хороших немцев») либо поддержало нацистские идеалы, либо молчало. И Россия угрожала цивилизации, потому что коммунисты захватили власть в стране, и громадное большинство русских либо поддерживало папу Сталина, либо молчало. Некоторые исламские общества становятся сегодня угрозой цивилизации, так как исламские террористы фактически берут верх в этих обществах, а большинство мусульман либо поддерживает их, либо молчит.

Именно поэтому в лучшем случае бессмысленно, а в худшем — бесчестно отрицать угрозу цивилизации, исходящую от различных мусульманских стран, ссылаясь на то, что большинство мусульман непричастны к насилию. Всего лишь горстка саудовцев участвовала в террористическом нападении на США 11 сентября, но большинство саудовцев поддерживает Усаму бен Ладена. Не так уж много палестинцев надевают на своих детей пояса со взрывчаткой, но большинство их одобряет такого рода злодеяния и никто ни разу не выступил публично с осуждением их с позиций морали.

В настоящий момент доминантная ветвь идеологии ислама является тоталитаристской, то есть требующей, чтобы при первой же возможности правительство страны стало бы правительством исламским (религиозным) и чтобы оно руководило страной на основе строгой интерпретации шариата (мусульманского религиозного закона). Кроме того, исламисты убеждены, что, когда это необходимо и возможно, религиозные законы должны насаждаться силой — так, как это было в Судане, Нигерии, Афганистане и других местах. Вдобавок к этому, доминантное идеологическое направление во многих исламских обществах насквозь пропитано ненавистью. То, что ежедневно говорится о евреях в мечетях Ближнего Востока, ничуть не уступает нацистской риторике. И не только в мечетях. Во время праздника Рамадан этого года египетское телевидение показывает сериал из 41 части, основанный на антисемитской фальшивке «Протоколы сионских мудрецов».

Учитывая все это, моральное суждение о том, что происходит в мусульманском мире, не должно принимать во внимание тот факт, что большинство мусульман — миролюбивые люди. Их стремление к мирной жизни не оказывает никакого влияния на агрессивные тенденции в их религии.

Таким образом, главной и наиболее пугающей проблемой является не то, что существуют мусульманские террористы, а то, насколько маргинальна критика исламского террора, исходящая от нормативных исламских групп. В то время, как некоторые мусульманские группы осудили отдельные акты исламского террора — например, нападение на США 11 сентября, ни одна значительная мусульманская группа в мире, включая и американскую, не выступила с осуждением исламского террора в целом. А руководители университета Аль–Азхар, наиболее престижного института исламской мысли, фактически поддержали как с моральной, так и с религиозной точки зрения исламский террор самоубийц против Израиля.

Поэтому тот факт, что большинство населения исламских стран — хорошие люди, ни в коей мере не оказывает влияния на ситуацию. Если они, эти хорошие люди, не предпримут усилий к тому, чтобы осудить и изолировать мусульманских тоталитаристов и террористов в своей собственной среде, история будет судить их так же, как она судила всех хороших немцев, живших во время Катастрофы.

МАОФ, Перевод Э.Маркова.