No.11 (053)

ноябрь 2002г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
А.Саттон
На пороге истории
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней
Б.Шустеф
Мерзость
А.Энтова
Так кого же в Израиле дискриминируют?
Г.Брейгин
Планета невыученных уроков
Д.Прейгер
Большинство мусульман неплохие парни! Ну и что из того?
Я.Черниховская
Уголок фитотерапевта

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
А.Саттон
На пороге истории №49, №53
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней51, №52, №53
Раввин Ш.-Я.Вайнберг
Дал я перед вами землю
Последнее письмо солдата
Д.Инхоф
Мир на Ближнем Востоке
А.Левин
Мы построим третий храм №42, №43, №44
А.Леви
Мы пришли, чтобы изгнать тьму
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
РАССКАЗ О ПОЕЗДКЕ В ИЗРАИЛЬ

Александр ЛЕВИН 

В сердце тайфуна всего спокойней

Продолжение. Начало см. «Спектр» №9, №10.

Эли Люксембург
Эли Люксембург у себя дома.

В доме Ури Цви Гринберга

Из просторов гор, из мира неторопливости и тишины мы попадаем на тесные улицы современного Иерусалима, в самый центр шума и суеты. Однако ощущение гор, внутренний покой и сосредоточенность остаются с нами, и, возможно, поэтому мы замечаем то, чего не замечали раньше. На углу улицы Яффо и Кинг Джорж, прямо напротив пиццерии Sbarro, в которой был теракт ровно год назад, оказывается, стоит старик и просит цедаку. Он, наверняка, стоял здесь и раньше, но мы не замечали его, пробегая мимо, уносимые куда–то людским потоком, чувствуя себя несколько неловко в этой части Иерусалима, больше других пострадавшего от терактов. «Странное он выбрал место, — думаю я, — лучше шёл бы в Старый город, куда люди приходят специально, чтобы остановиться, попросить о чём — то Б–га, дать цедаку, а какую цедаку он может собрать здесь, в жерле несущейся толпы, да ещё в месте, которое хочется пройти побыстрее?!» Я не могу оторвать от него взгляда и, когда Аня заходит в магазин, подхожу к нему и протягиваю несколько монет. А когда наши взгляды встречаются, меня вдруг пронзает понимание того, что он специально стоит в этом месте. Он охраняет это место так же как его охраняют солдаты и полиция, которые здесь на каждом шагу. Только они охраняют на физическом уровне, а он — на духовном.

Мы продолжаем двигаться по улице Яффо и прямо за площадью Кикар Цион — цель нашего путешествия, — дом Ури Цви Гринберга.

Величайший израильский поэт, поэт–пророк, никогда не жил в этом доме, но здесь собираются люди на литературные, поэтические и музыкальные вечера, приходят, чтобы среди суеты современной жизни, среди невероятной смеси растерянности, отчаянья, страха и напряжённого ожидания нашего времени почувствовать покой и сосредоточенность древних гор. Поэтому и назвали этот дом именем Ури Цви Гринберга, именем поэта–пророка нашего времени, который стоял на охране еврейской земли и еврейской духовной традиции, который был непоколебим во всех бурях нашего века. Его дух охраняет и этот дом, и люди приходят сюда и говорят друг другу, что несмотря на сумасшествие нашего времени, промывание мозгов средствами массовой информации, коррупцию в правительстве и судебном аппарате, несмотря на то, что большинство растерянно и неуверенно в завтрашнем дне, правда остаётся правдой, а ложь — ложью. И мы чувствуем эту спокойную и сосредоточенную уверенность как только входим в этот дом и встречаемся с людьми, пришедшими сегодня на вечер четырёх братьев Люксембургов, вечер, посвященный их отцу, Мордехаю Люксембургу и новому изданию его литературного наследия — дневников, бережно собранных сыном Эли в книгу «Созвездие Мордехая».

В программке напечатано стихотворение Ури Цви Гринберга в переводе Гершома (Григория) Люксембурга:

Только тот, кто любил до последнего атома в теле,
Кто терял навсегда, кто в ладонях хранил свою грусть,
Грусть, подобную крыльям орлиным усталым,
Позабывшем о небе высоком и синем —
Знает, что потерял я в тебе, мой Сион!
Ну а тот, кто не чтил ни жену и ни мать в этом мире,
Кто блудил безоглядно в объятиях женщин и стран,
Кто в крови своей ночь растворить не сумел, —
Не взгрустнёт и не вспомнит тебя, мой Сион,
И не будет искать в своей жизни того,
Чего нет — и что было — в тебе.

Братья рассказывают о своём отце, поют песни, зачитывают фрагменты из книги «Созвездие Мордехая», открывая перед нашими глазами личность простого, но очень мудрого и могучего человека, в котором несомненно жила тоска по Сиону, который сумел пронести верность еврейским традициям и передать их детям, который пережил войны, гонения, преследования и выехал со своими детей и их семьями в Израиль.

Один из рассказов, потрясших нас, был рассказ Эли о том, как отец возил его к рыбницкому реббе, Хаиму–Занвилю Абрамовичу, когда после нескольких лет отказа и борьбы с КГБ, тучи начали сгущаться еще больше:

«…Встретила нас жена реббе, ребицен Сурка и попросила подождать пока реббе закончит молитву. Я сижу, думаю о своих делах. И вдруг, открывается дверь соседний комнаты и появляется какой–то старик — длинные лохматые волосы, пейсы, кипа на голове, халат. Он посмотрел на меня, наши взгляды встретились, и вдруг я почувствовал, как мне в зрачки вошли буквально две молнии, пронзили насквозь всё моё тело и вышли из пяток. Меня как будто электричеством пронзило. Я смотрел в его глаза и чувствовал, что встретился с каким–то немыслимым существом, подобного которому ещё никогда не встречал. Папа начал рассказывать ему о том, как за меня взялось КГБ, что мне грозят допросы и, возможно, тюрьма, и попросил у реббе браху (благословение). Реббе положил руки мне на голову и сказал примерно такую фразу: «Чтобы рука твоих врагов не имела над тобой никакой силы». Мы ещё немного посидели, побеседовали и уехали обратно в Ташкент. И вот меня вызывают в КГБ, где был специальный еврейский отдел, и передо мной сидят пять полковников и начинают меня «потрошить», наматывать, как говорится, кишки на локоть: и по материалам самиздата, по поводу книг, которые у меня нашли, и по другим делам. Тут я испытал очень странное ощущение. В те времена, только попав в здание КГБ, человек должен был находиться в полуобморочном состоянии и умирать от страха. Даже на улице люди обходили это здание за несколько кварталов. Но вот неожиданно, находясь перед лицом кэгэбешников, я ощущал себя полным каких–то душевных сил, которых никогда до сих пор не ощущал. Я чувствовал руки реббе, одна на голове, а вторая где–то прямо в мозгах, я знал на три хода вперёд о чём меня спросят и более того, знал как правильно ответить. Такие вызовы продолжались около месяца, и месяц я чувствовал руку реббе на своей голове и его помощь. КГБ не удалось создать дело, и скоро нам дали долгожданное разрешение на выезд. Так я ощутил, как браха реббе работает».

Эли Люксембург

На следующий день мы приезжаем домой к Эли Люксембургу и сразу начинаем с того, что волнует всех.

— Эли, что происходит в Израиле? Что происходит в мире?

Мы садимся за стол в продуманно обставленной комнате с картинами на стенах. Эли приносит чай и восточные сладости.

— Я, как религиозный человек, верю, что всё управляется сверху, нет случайных вещей. И то, что происходит с нами — это намерение Вс–вышнего, воля Вс–вышнего, который хочет привести народ Израиля к той цели, ради которой мы существуем на Земле, ради чего наша нация была сотворена, к чему ведёт наша история, якобы многострадальная.

А задача наша в том, чтобы на земле воцарилось единобожие, как мы говорим: «Ашем эхад ушмо эхад» (Б–г един и имя Его — Единый). Чтобы все народы поверили в Единого Б–га. Мы — проводники этого учения, но нас самих ещё нужно привести в необходимое состояние. Принятию Единого Б–га должен предшествовать целый ряд событий, таких как приход Машиаха, «гмар тикун» (окончание исправления), «тхият hаметим» (воскрешение умерших). Но прежде всего народ Израиля должен придти к «тшуве» (раскаянью).

— Смысл сегодняшней интифады в Израиле тоже в том, чтобы привести евреев к раскаянью?

— Мы страдаем от раскола. Интифада выявила несостоятельность правления и идеологии левых, которые старательно уводят народ от цели нашего существования. В принципе все хотят, тайно или явно, чтобы арабы ушли отсюда, чтобы здесь жил только еврейский народ. Самые крайние леваки — это самые отчаянные трусы, которые хотят уйти от неизбежного сражения, которые готовы всё отдать, пойти на любые пораженческие соглашения, лишь бы остаться в стороне от неизбежной борьбы с арабами, лишь бы уцелеть, сохранить ту власть, которую они до сих пор имеют, любой ценой. Таково моё мнение. Хотя можно посмотреть на проблему с левыми и по–другому. Если еврей не реагирует на пролитую кровь своего брата, то нужно исследовать его корни, есть что–то сомнительное в его еврейском происхождении.

— Мы говорим об «эрев рав», то есть о людях, которые присоединились к евреям во время выхода из Египта, об их потомках, которые не восприняли целиком иудаизм и всегда были зачинщиками смут.

— Да, равнодушие к пролитой крови брата — это один из признаков «эрев рав». Кроме выявления «эрев рав» присутствие арабов на земле Израиля имеет стратегическую цель. В Каббале есть интересное объяснение причин антисемитизма. Согласно Каббале, все народы мира где–то глубоко в своём подсознании понимают, что спасение должно придти от евреев. И если евреи живут не по Торе, не исполняют своего назначения, то подсознание народов говорит: «Из–за вас задерживается и наше спасение». И в этом глубинная природа антисемитизма. То есть всё зависит от нашего поведения, о нашей «тшувы» (раскаяния). Если все мы совершим «тшуву», признаем власть Вс–вышнего над нами и будем жить по законам Торы, то произойдут координальные изменения на всей Земле. Многие евреи думали, что антисемитизм — это явление социальное и стоит нам создать своё государство, как у других народов, то хотя бы в нём никто не напишет на заборе «Бей жидов». Однако об антисемитизме в Израиле вы, наверно, слышали. Не стенах пишут «смерть жидам», свастики рисуют. Полный разгул антисемитизма. Недавно в Хайфу приезжала из России какая–то команда на футбольный матч. Я был там и собственными ушами слышал, как на трибунах люди кричали «Бей этих жидов!», «Дай этим жидам!». И это происходит в Израиле, и это люди, которые приехали сюда по доброй воле и которых государство приняло, дало гражданство. Мы от них уехали из России, а они нас здесь настигли.

— Скажите, вот этот рост антисемитизма во всём мире, даже в самом Израиле, два года войны с арабами — всё это привело к каким — то изменениям в сознании евреев, пониманию причин этих бедствий?

— Да, изменения есть, многие евреи делают тшуву, многие понимают, что какие–то мощные процессы происходят свыше и меняют нашу жизнь. Параллельно происходит поляризация общества. Некоторые умеренно левые становятся крайне левыми. Те, которые были религиозными, ещё больше углубляются в тшуву. Есть такое понятие «тшува батшува» — раскаянье внутри раскаянья. Можно ведь просто одеть кипу и начать читать молитвы, а можно начать задавать себе вопросы: а зачем религия, а зачем еврейской народ создан? То есть начать поиск сути иудаизма, сути нашего существования. Зачем мы вернулись на эту землю, что мы хотим принести миру тем, что мы вернулись сюда? Что означают древние пророчества?

— И всё–таки, несмотря на многие изменения, средства массовой информации — и газеты, и радио, и телевиденье — в большинстве своём остались в руках левых.

— К сожалению, это так. Я вот посмотрел ваш «Спектр», это — глоток свежего воздуха. Нам здесь просто не дали бы такое напечатать, задушили бы. Телевизор вообще противно включить, бесовщина какая–то. На улицах городов льётся кровь, война, просто горы трупов, а включаешь телевизор — веселье, пляски, развлекательные программы. Просто не понимаешь, что происходит, почему не говорят о сути проблем, а нужно уже не просто говорить, а кричать, вопить.

— Многие мои друзья, которые живут здесь или приезжают в Израиль на время, говорят об апатии людей.

Не спокойствии, а именно апатии. Люди, мол, устали бояться и живут так, как будто ничего не происходит. Услыхав по радио об очередном теракте, звонят родственниками и друзьям, которые могли бы быть на месте теракта, и возвращаются к своим делам. И расчёт арабов оказался очень верным: евреи ко всему привыкают, привыкают они и к тому, что их жарят на медленном огне. Конечно, никто не хочет паники, нужно, чтобы жизнь продолжалась, но если бы после каждого теракта тысячи людей приходили к зданию Кнессета и требовали от правительства решительных действий, то я уверен, что правительство вынуждено было бы вести себя иначе.

— Нам спутали мозги. Наши леваки, наши партийные вожди настолько «запудрили» нам мозги, привели в такое состояние, что мы действительно не верим в возможность какого бы ни было выхода. И поэтому люди не хотят больше думать об этом, пришли в такое состояние отупения, апатии. Причём левые сознательно и рассчитано приводят население нашей страны в такое состояние, чтобы вести народ как стадо баранов. Что ни делаешь — всё хорошо. Посмотрите наши программы телевиденья: произошёл теракт, вместо того, чтобы показывать родственников пострадавших, как они реагируют на происходящее, что они делают, — показывают арабскую семью, как у них разрушили дом, убили цыплёнка, ещё какую–нибудь ерунду. То есть мы пострадали в результате теракта, а показывают их стоны, их плач. Ещё хуже — показывают семью террориста, как будто я должен чувствовать сострадание ни к погибшим и раненым моим братьям, а к тем, кто нас ненавидит, к тем, кто нас убивает.

— Будет ли конец этому произволу левых?

— Я верю, что будет и полон оптимизма. Задумывались ли вы когда–нибудь о том, почему с момента рождения еврейского государства постройкой государственного аппарата, государственных учреждений, институтов, борьбой за власть занимались социалисты, безбожники, бундовцы, интернационалисты, недобитые Лениным или Сталиным? Почему экономическая база государства была создана атеистами? Существует объяснение этому: в мире работает великий закон справедливости. Если ты что–то разрушил, то когда–нибудь должен будешь это восстановить. Если когда–то ненавидел, то должен будешь полюбить. Древний Рим когда–то рассеял нас по свету, сегодня Америка, которая является современным повторением Древнего Рима помогает восстановлению Израиля. Те евреи которые когда–то ассимилировались, ушли из иудаизма, отреклись от наследия отцов, учиняли раздоры и способствовали разрушению еврейского государства, теперь вернулись и создают материальную основу для государства Израиль. Сегодня строят еврейское государство те, кто прежде его разрушил. Ведь происходит реинкарнация не только отдельных душ, но целых поколений. Однако, будущее за религиозными. Придёт час, когда власть будет отнята у атеистов и перейдёт к религиозным людям, и законы Торы станут законами этого государства.

— Говорят, что самое тёмное время ночи — это час перед рассветом. Не означают ли эти грустные и тяжёлые времена, что времена уговоров и убеждений кончились, и то, что мы не сделали, не принесли на землю по своей воле, по–хорошему, Ашем теперь принесёт в любом случае?

— Говорится, что перед приходом Машиаха лицо поколения будет как лицо собаки. Однако я верю, что всё делается Ашемом для нашей же пользы, для нашего исправления, и те тяжёлые времена, которые мы сейчас переживаем — это только начало «родовых мук» Машиаха.

— Вы читали, наверное, послания Бена Голдена. Он пророчит о катаклизмах, которые произойдут на Земле, если люди не раскаются, если евреи в первую очередь не сделают тшуву. Я знаю, что вы изучаете Каббалу уже много лет. Ваши учителя говорят что–либо подобное Бену Голдену?

— Несомненно, я знаком с посланиями детей, с переводами Иегуды Новосельского. Это потрясающее явление, многие из учителей говорят аналогичные вещи, но мало кто высказывается с такой прямотой о нашем времени, а тут появляются эти дети, которых мы считали лишёнными разума, и высказывают каббалистические пророчества открытым текстом.

— Правда бывает иногда так страшна и неприглядна, что только умалишённый, только юродивый смеет высказать её прямо. Такое уже бывало в истории. «Нормальный человек» побоится за своё положение в обществе, за свой статус «нормального», «разумного», за свою жизнь в конце концов. Кроме того, он опасается, что может напугать и оттолкнуть часть своих слушателей, не готовых к восприятию правды.

— Я занимаюсь в иешиве находящейся в Старом Городе, в синагоге Рамбама. Нас учит рав Брадван, сын рава Иегуды Брадвана, который был шамашем а потом габбаем у рава Йегуды Ашлага, автора книги «Сулам», пожалуй самой известной книги комментариев на «Зоар». И я скажу, что в ортодоксальной общине есть определённый страх перед Каббалой, даже неприятие Каббалы. Каббала открывает двери в такие пространства, где люди боятся потеряться, и поэтому оправдываются тем, что им угрожает ересь, что какие–то еретические мысли могут их посетить. К нам одно время ходили заниматься ребята из соседних иешив, а потом пропали. Мы стали узнавать, в чём дело и выяснили, что их раввины узнали о занятиях Каббалой и запретили своим ученикам их посещать.

— Это странно. Следовало бы ожидать, что ортодоксальные евреи первыми будут стремиться к более глубокому пониманию еврейской традиции.

— Они бояться запустить своё сознание, свой дух, своё мышление на другой уровень. Они прекрасно знают и соблюдают с детства обрядовую сторону иудаизма, считают себя кошерными. Но этого не достаточно, они стоят на месте. Для того, чтобы понять, что происходит с нами в настоящее время, важно копать в глубину, важно углублять понимание, а этим занимается Каббала.

— В диаспоре ещё хуже и с соблюдением законов, и с пониманием их.

— Я уверен, что, находясь эти дни в Иерусалиме, вы чувствуете, что здесь особый воздух, другая энергетика, сама аура этого города заставляет вести себя иначе. Я приведу пример: есть в Израиле одна актриса, которая снимается в различных эротических, сексуальных сценах. По сюжету какого–то фильма действие должно было происходить в Иерусалиме она должна была участвовать в какой–то эротической сцене. И, вдруг, она заявляет режиссеру, что не может в Иерусалиме сниматься в подобных сценах. Не может, что–то не пускает внутри. В галуте нет такой атмосферы святости, и многие евреи начинают думать, почему они должны жить как–то обособленно, в какие–то рамки себя замыкать, чем–то себя ограничивать, не ездить по субботам, к примеру. Ведь в диаспоре суббота только для евреев, окружающий мир продолжает обычную жизнь. Банки, магазины, транспорт — всё работает, всё открыто. В Израиле если есть суббота, так это суббота — транспорт не ходит, магазины закрыты, учреждения закрыты. Тут люди чувствуют, что это Святая земля, и она накладывает на нас какие–то обязательства, ответственность. Здесь есть два магазина, где продаётся свинина и ещё всякие некошерные продукты, так их уже пару раз поджигали. Они теперь обложены бронированными листами, сидят как в осаде. Я думаю, что еврей должен жить в Эрец Исраэль, тогда он почувствует на себе ауру земли Израиля, почувствует ритмы недели и праздников, и мы будем разговаривать с ним на другом языке, в прямом и переносном смысле.

— Но мне кажется, что это касается некоторых городов Израиля, как например Иерусалим, Хеврон, Цфат, а в городах побережья, таких как Тель–Авив, Хайфа, нет настолько явного ощущения и людям хочется жить жизнью западного мира.

— Есть такой момент, с моим другом Борей Камяновым мы как–то ехали по Тель–Авиву и смотрим: идёт группа ортодоксальных евреев, с бородами, пейсами, в чёрных шляпах. Боря говорит: «Когда в Тель–Авиве я вижу ортодоксальных евреев, мне их так жалко». Рав Зильбер как–то сказал в шутку: «Израиль — это Иерусалим, а всё остальное — пустыня».

— Eщё поселения, горы Йегуды и Биньямина.

— Образование государства Израиль — это космическое событие, это самое значительное явление ХХ века, которое повлияло на события всей планеты. Посмотреть хотя бы на мусульман, как мусульмане начали тянуться к религии, как начали повсюду строить мечети. Да самый неграмотный и забитый пять раз в день молится и бьёт поклоны в сторону Мекки. Какую арабскую деревню не возьмёшь — мечеть, крики муэдзинов, зовущих на молитву. Раньше такого не было, я ведь приехал в Израиль из Средней Азии, из Ташкента, и знаю что говорю. Нечто аналогичное произошло и у христиан. Образование государства Израиль заставило людей всех традиций вспомнить о Б–ге, и это явление всё ещё продолжается. В России второй половины 80–х годов, как только железный занавес проржавел, евреи вспомнили, что им не давали изучать еврейские традиции, стали говорить и писать об Израиле, иудаизме, но русские тоже побежали в церкви, тоже стали вспоминать христианские традиции. Посмотрите, теперешняя молодёжь ходит с крестами на груди, а не с комсомольскими значками. Руководители страны, политические деятели — все ходят в церковь.

— То есть евреи как бы инициировали этот процесс и должны быть во главе его?

— Должны были быть, но посмотрите, что происходит в Израиле. Это тихий ужас — насилование детей, торговля женщинами и детьми, наркотики… Мы же обязаны быть святым народом! Для этого мы были избраны, этого от нас ожидает не только Б–г, но и народы мира. Есть такая история: французский король, то ли Людовик XV, то ли XVI, пригласил к себе епископа: «Святой отец, я человек нерелигиозный, неверующий, можешь ли ты в нескольких словах убедить меня в существовании Б–га?» «Да, пожалуйста, — говорит епископ. — Я могу тебя убедить в существовании Б–га всего одним словом — евреи».

Есть определённые законы, по которым человечество поднимается по духовным ступенькам. Возрождение государства Израиль на карте мира, начало возвращения евреев на свою землю — это новый этап в жизни человечества, начало новой эры духовности. Все войны, которые велись против нас, вся травля, всё — и мы когда–нибудь это поймём — было для нашего духовного подъёма. Мы однозначно воспринимаем смерть и страдания как зло. Но смерть — это выход из одной двери, а рождение — вход в другую дверь. А страдания — это способ вывести нас на истинный путь, если мы не делаем это по своей воле.

— Христианство и мусульманство, как далеко они ни ушли, обязаны иудаизму своим возникновением, как же насчёт Дальнего Востока, Индии, Китая?

— В Торе рассказывается, что, когда умерла Сара, Авраам взял Ктуру в жёны. Комментаторы говорят, что Ктура — это та же Агарь, которая родила Ишмаэля, а потом была изгнана Сарой.

Однако она не выходила больше замуж, ждала, сказала, что лучше быть рабыней у праведника, чем дочерью фараона.

Ктура, она же Агарь, родила Аврааму ещё двенадцать сыновей, и когда пришло время решать вопрос о наследстве, в Торе сказано, что Авраам дал сыновьям Ктуры подарки и отправил их на Восток, а всё своё наследство отдал Ицхаку. Каббалисты говорят, что речь идёт о наследстве духовном, о тайных знаниях, об устройстве мироздания, которые были известны праведникам ещё до дарования Торы, таким как Адам, Ноах, Малкицедек. Сыновья Ктуры ушли на Восток и организовали там духовные центры, поэтому можно найти просто поразительное сходство между учениями Каббалы и древними учениями Востока.

— Рабби Меир Пастернак как–то сказал, что ученики Авраама, отправленные на Восток, называли себя «abrahamian», из этого слова возникло слово «brahman». Я видел как–то статью, где показывалось потрясающее сходство ивритских и санскритских корней, выражающих различные духовные понятия.

— У нас в Израиле есть такая традиция: после армии молодые люди уезжают на год путешествовать. Очень популярным до сих пор является ехать в Индию, в Гималаи, ходить по ашрамам, монастырям и изучать восточные религии. Так вот от многих из них я слышал, что брахманы им говорили: «Если вы евреи, вам совершенно нечего здесь искать, у вас же есть Тора».

— Скажите, мы только что говорили о том, что возрождение Израиля — это явление космического порядка. Не только земного, но именно космического. Это поднимает ещё одну тему: связь с неземными цивилизациями. Мы говорили о роли евреев на Земле, но иудаизм утверждает также, что евреи в отличие от других народов, способны влиять на события в Космосе. Меня всегда поражала эта мысль. Значит ли это, что мы в большей степени, чем другие народы связаны с неземными цивилизациями? Или что еврейская традиция больше других обязана внеземным влияниям? Может мы несём народам мира больше «космоса», чем они могут принять, поэтому они нас и отвергают как инородное тело? Совсем недавно на радиостанции Аруц Шева интервьюировали человека, заявлявшего, что находится в контакте с жителями других планет, и рассказывавшего, что они постоянно присутствуют на Земле, даже назвал какое их число находится на территории Израиля. Они являются представителями более развитых цивилизаций и находятся на Земле, чтобы нам помочь, стараясь делать это назаметно.

— Несколько лет назад мы были в Афинах, поднялись на Парфенон и с высоты смотрели на величие и идеальную красоту строений, которым более трёх тысяч лет. Что ощущал древний грек, когда он поднимался на эту гору и перед ним открывался этот вид? И как эти древние люди могли создать такие построения? Я обходил кругом эту гору, эти удивительные храмы, и вдруг с удивительной силой почувствовал, что герои древнегреческих мифов — это были реальные неземные существа, которые создавали греческую цивилизацию, обучали греков ремеслам и искусствам.

— И генетически смешивались с людьми. Помните многочисленные мифы о том, как «боги» брали себе в жёны земных женщин и в результате появлялись на свет «полубоги».

— Нечто аналогичное очевидно происходило и при рождении других великих цивилизаций древности: еврейской, египетской, вавилонской…

— Вы пишете в «Прогулках с Иосифом Флавием» об Ионе, в частности об очень интересной интерпретации книги Ионы. Создаётся впечатление, что Каббала открыто комментирует некоторые события Танаха, как рассказ о неземных цивилизациях?

— Несомненно. В самом начале Торы говориться о целой группе инопланетян, поселившихся на земле, потомков которых называли «великанами».

— Я, кстати, читал, что археологи обнаружили кости великана и огромный череп с вмятиной на лбу как раз в том месте, где Танах описывает битву Давида и Голиафа.

— Известно, что царь Шломо общался с людьми других миров. В Танахе описываются встречи с инопланетянами и описания космических кораблей удивительно похожие на свидетельства уже нашего времени, к примеру, видения Иехезкиэля, или рыба, заглотившая Иону, которая была космическим кораблём, доставившим Иону к берегам Ниневии. И то, что жители Ниневии раскаялись, сопровождалось какими–то сверхъестественными явлениями, катаклизмами. Трудно представить, что пророк ходил по улицам призывая людей к раскаянью — и они все вдруг взяли и послушались его. Произошло нечто такое, какие–то необычные явления, которые поразили их воображение и убедили их в необходимости раскаянья. Может, это были не настолько грандиозные явления как при выходе евреев из Египта, но что–то было. Моя жена была в Египте на экскурсии, которую вёл один знаменитый археолог. Когда она вернулась, я спросил её: какое было самое яркое впечатление. Она отвечает: «Даже сейчас, по прошествии четырёх с половиной тысяч лет со времени выхода из Египта, я поняла, что из этой мировой империи, этой величайшей державы не могла выйти какая–то горстка рабов самостоятельно, без помощи руки Вс–вышнего. И я поверила, что да, были эти десять казней, были сверхъестественные события, которые развалили мощнейшую империю».

— Но даже эту историю, о которой столько написано и в Торе, и в агадической литературе, и в египетских папирусах, многие до сих пор подвергают сомнению. Моя дочь Аня рассказывала, как в одной реформационной синагоге Балтимора раввин читал лекцию во время Песаха, в которой пытался опровергнуть факт выхода евреев из Египта.

— Подобными «опровержениями» занимаются люди, которые заранее ничего не хотят знать, не хотят искать истину, и закрывают глаза даже на то, что уже найдено другими. Хотя свидетельств неземного вмешательства в историю народов земли уже столько накопилось, что любой здравомыслящий человек задумался бы. Один египетский археолог решил проверить, верен ли рассказ Торы об исходе евреев из Египта, в частности, о том, как евреи перешли Красное Море, а войско фараона, которое погнались за ними на колесницах, утонуло, потому что воды Красного моря вновь сошлись. Археолог начал спускаться под воду Красного Моря в различных местах и обнаружил остатки колесниц фараона. Об этом было много написано, даже фильм снят. И подобных примеров множество.

— Говорят, что человек принимает за линию горизонта границу своего мировоззрения. Наша история наполнена сверхъестественными явлениями, сам факт нашего ежедневного существования — чудо, наш мир наполнен множеством существ: ангелов, пришельцев с других планет, духов разного ранга и калибра… Но, как говорится, человек видит и слышит то, что ему хочется видеть и слышать, к чему он привык в своём ежедневном опыте, и отмахивается от всего остального. Я совершенно ясно представляю, с каким недоверием и сарказмом многие будут читать наши с вами разговоры о пришельцах, о чудесах в еврейской истории, так же как о посланиях детей аутистов. Но что делать? Когда–то большинство людей считало, что Земля плоская, и весь опыт ежедневной жизни убеждал их в этом. Не страшно, что нам выразят знак неверия. Самое страшное то, что, когда сбудутся пророчества детей аутистов, когда придёт то, что было предсказано каббалистами, — тому, кто был слеп и глух к их словам уже невозможно будет что–либо изменить. Поэтому очень важно расширять горизонты понимания, границы представления людей. Художественная литература — это один из способов. Я читал некоторые из ваших книг и на меня произвело большое впечатление смесь точных знаний, пришедших из Каббалы с интуитивным познанием, с фантазией. Эли, как вы пишите такие вещи?

— Это непростой вопрос. Когда я сажусь писать, я чувствую очень часто, что подключаюсь к какому–то хранилищу знаний, и оттуда текут какие–то сюжеты, мысли, информация. Иногда я сам перечитываю мною же написанное и удивляюсь — неужели я сам это написал. Роман «Десятый голод» я писал около двенадцати лет, потому что поток, несущий мне этот роман то появлялся, то исчезал. «Третий Храм» я написал в течение недели в каком–то экстазе. Сидел за печатной машинкой пока шла информация, пока не кончил, даже не помню, спал или не спал, ел или не ел…

С этими словами Эли подливает нам чай, отвечает на телефонный звонок, и через некоторое время мы прощаемся — каждый продолжает путь по своей дороге.

Продолжение следует