No.9 (063)

октябрь 2003г.

Текущий номер Архив журнала О журнале ПодпискаПишите нам

В НОМЕРЕ:
Я.Сагамори
Мир и любовь
Э.Лихтенштейн
Открытое письмо Елене Боннер
Т.Дилей
Да не овладеет вами страх!
Д.Давидзон
Пядь земли
С.Канал
Настоящее человеколюбие
Теракт в Хайфе — 19 убитых
А.Энтова
Война с собственными страхами
А.Левин
Интервью с Имануэлем Резником
Поиск по сайту: 

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
А.Энтова
Война с собственными страхами
Я.Сагамори
Холокост в действии
А.Штейнзальц
Есть универсальный закон... №60, №61
Б.Калюжный
Лариса Герштейн: «Моё политическое кредо – это достоинство!»
Ливнат Озери о разрушении ее дома
А.Саттон
На пороге истории №49, №53, №55
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней51, №52, №53, №54, №55, №56, №57
Раввин Ш.-Я.Вайнберг
Дал я перед вами землю
Последнее письмо солдата
Д.Инхоф
Мир на Ближнем Востоке
А.Левин
Мы построим третий храм №42, №43, №44
А.Леви
Мы пришли, чтобы изгнать тьму
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ЗАГАДКИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Александр ЛЕВИН 

Воинства небесные
Интервью с Имануэлем Резником


Иерусалим — не самый крупный город на Земле, но чем ближе с ним знакомишься, тем яснее понимаешь, что наибольшее число раввинов, мудрецов, мистиков, цадиков, выдающихся людей в любой области деятельности и знаний сосредоточенно именно здесь. Когда в библиотеке Леи Алон я обнаружил книгу Имануэля Резника «Homo sapiens и космос» с дарственной надписью и, прочитав несколько глав, спросил Лею где живёт автор, она ответила: «Конечно же, здесь, в Иерусалиме». И, действительно, как я мог не догадаться!

Лея дала мне телефон Имануэля, и вот, на следующий день я у него в квартире.

— Имануэль, каким образом вы пришли к таким интересным и оригинальным идеям об участии космических цивилизаций в нашей истории?

— Начал я с другой темы. В конце 40–х годов я был уже взрослым человеком, заканчивающим университет. В это время после всех ужасов Холокоста в Советском Союзе начиналась «борьба с космополитизмом», то есть очередное избиение евреев. И мне было совершенно непонятно почему евреи, всегда вносившие такой солидный вклад в развитие страны, где они жили, тем не менее, постоянно оказывались жертвами необъяснимой ненависти. Я хотел проследить зарождение антисемитизма и начал заниматься историей. Просиживал дни в ленинградской библиотеке им. Салтыкова–Щедрина, читая всё, что мог найти о цивилизациях Ближнего Востока: Месопотамии, Шумера, Египта, Израиля. Штудируя массу литературы, я ловил себя на том, что постоянно сталкивался с одной и той же загадкой. Как правило, можно было хорошо проследить взлёт, падение и смерть цивилизации, но её зарождение всегда было покрыто туманом неизвестности. Древним историкам всё было ясно и они все указывали в качестве источника своей цивилизации Б–га или «богов», «небеса», «небесных посланников», современные же историки никак не могли это прокомментировать эти пассажи и разводили руками.

Более того, совершенно непонятно было почему цивилизация возникает в одном месте, а не в другом, и почему начинает вдруг так бурно развиваться, что на столетия обгоняет окружающие народы. К примеру, известно, что в формировании европейской цивилизации огромную роль сыграли Эллины. Но кто мог бы объяснить как возникла Эллинская цивилизация, почему так быстро и энергично развивалась, каким образом маленькая страна сумела одолеть, отбиться от такой огромной, могущественной державы как Персия. Все мои попытки разобраться в этом ни к чему не приводили. Уже здесь, в Израиле, у меня появилась возможность читать историю цивилизаций одного из крупнейших историков ХХ–го века Арнольда Тойнби. Он ставил именно те же вопросы, которые интересовали и меня: Что такое цивилизация? Каким образом она возникает? Каким образом она гибнет? Проведя анализ возникновения и смерти более двадцати цивилизаций, Тойнби, подобно историкам, которых я читал раньше, тем не менее не получил ответа на многие из этих вопросов. Почему, например, Египет, а не какая–то другая страна в Африке, стал великой державой древности, или кто такие шумеры и откуда они взялись посреди других, непохожих на них народов, осколком какой цивилизации они являются?

Постепенно, в результате размышлений мне стало совершенно ясно, что всё это происходит не случайным образом, что нами кто–то занимается, сознательно развивая наши цивилизации, формируя различные культуры, языки, характеры, генетики. С этой точки зрения я внимательно читал мидраши и понял, что это не чисто дедуктивная литература, лишённая исторического основания, как их часто воспринимают, а рассказ о реальных исторических событиях, о том, как некто сознательно работал над ростом и формированием еврейского народа, национального характера, системы мировоззрения и т.д.

Тогда у меня возник законный вопрос: кто же они такие и почему стараются нам помочь? Разобраться в этом мне помог Йехезкель.

Тора и мидраши полны рассказов о событиях, выходящих за рамки обычного земного опыта: ангелы, небесное воинство, огненный столп, который вёл евреев по пустыне. Кроме этого, читая наших великих пророков, я обратил внимание, что каждый из них становился пророком после того, как он имел контакт с некой небесной силой — с ангелом, с Б–гом. А кто же такой пророк? Пророк — это человек, который был избран небесами и который является проводником идей небес, пытающихся помочь нашему народу развиваться в определённом направлении. В этом отношении Йехезкель является, пожалуй, самым интересным. Он был последний из больших пророков и, на мой взгляд, находится на втором месте после Моше.

Моше получил Тору на горе Синай и передал её евреям. Евреи же хоть и обещали соблюдать Тору, тем не менее, часто нарушали свои обещания и начинали жить как окружающие их народы: поклонялись идолам, были жестокими, развратными, жадными, обижали бедных… Небеса постоянно думали о том как сделать так, что бы евреи самим своим нутром впитали доверенное им учение. Одно время они думали, что свидетельства чудес или явная прямая подсказка помогут евреям, укрепят их веру. Однако ни чудеса Первого Храма ни сонмы пророков не помогли — и Первый Храм был разрушен, а эпоха пророчества подошла к закату. Небеса пришли к выводу, что не нужно так явно помогать евреям и так явно им подсказывать — как в какой ситуации поступать. Евреи должны были сами совершенно серьёзным образом решить чего же они хотят и как им следует жить.

Таким образом, евреи попали в вавилонский плен, а с ними Йехезкель, сын первосвященника. И вот там, на реках вавилонских, когда евреи начали плакать и понимать что они потеряли, произошла встреча Йехазкеля с ангелом Б–га. Книга Йехазкеля удивительно отличается тем, что в ней описаны технические детали происходящего. Он пишет о некой летающий машине, которая прилетает, опускается на землю. Далее в книге приводятся несколько бесед Йехезкеля с существом, «подобным человеку», который был в этой машине, или колеснице, как называет её Йехезкель.

«И я увидел: и вот бурный ветер шёл с севера в виде облака, и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из середины свет… а над сводом, который над головами их, было подобие престола, а над подобием престола было подобие человека».

Эта фраза стала одной из самых трудных для комментаторов, которые утверждают, что Йехезкель встретился с Б–гом, однако текст прямо говорит, что прилетела какая–то машина, а на машине был некто подобный человеку. Этот текст я изучал ещё в России, в 70–х годах, когда во всём мире начиналось развитие идей о НЛО и шли споры, реально это или нет. И почему–то именно чтение Йехезкеля меня убедило, что и в его случае и в случае современных свидетельств речь идёт об участии каких–то космических цивилизаций очень высокого технологического и духовного уровня в судьбе земных цивилизаций.

Йехезкель далее рассказывает, что это человекоподобное существо дало ему свиток и сказало: читай и расскажи своему народу. Согласно моей гипотезе, этот свиток и был Второзаконием, где во многих вариациях повторяется одна и та же мысль: «Я, Б–г, возобновляю с тобой (с народом Израиля) Завет, который был заключён во времена юности твоей, то есть во времена Моше, но ты в свою очередь должен прекратить идолопоклонство и вести себя подобающим образом, — тогда Я обещаю вернуть тебя из вавилонского плена и восстановить Храм».

Несколько раз встречался Йехазкель с этим существом — всё это проходило в Вавилоне — и в результате этих встреч был заключён договор с небесами. И как мы знаем из истории, персидский царь Кир, действительно, разрешил евреям вернуться в землю Израиля и начать восстановление Храма.

Почему он вдруг это сделал, как победитель разрешил одному из захваченных им народов вернуться на свою родину и восстановить свою святыню? Я считаю, что это событие — большая загадка и без вмешательства небес произойти бы не могло. Также я понимаю, что, получив суровое наказание, евреи поняли, что без поддержки небес им не выжить. И в результате этого понимания, мы с тех пор, действительно, стали самым нравственным народом: у нас была строгость, у нас были принципы морального поведения, у нас была здоровая семья. (Евреи до XIX–го века вообще не знали что такое гомосексуализм, только «прогрессивные» веянья европейской культуры познакомили еврейскую среду с этом явлением.) То есть урок пошёл на пользу.

От евреев нравственность стала распространяться к народам северной и центральной Европы. Но что интересно, евреи внесли какой–то элемент развития буквально во все области человеческой жизни, не только нравственности. Параллельно они способствовали развитию экономических и социальных структур, науки и искусства, медицины и т.д. Из–за того, что христианство всегда противостояло иудаизму, влияние евреев на развитие европейской культуры часто затушёвывается, но отрицать его практически невозможно.

Но вернёмся к теме нашего разговора. Изучая историю возникновения и развития наиболее крупных цивилизаций, оставивших след в истории человечества, таких как шумерская, еврейская, египетская, вавилонская, греческая, я пришёл к выводу, что за каждой из них стояла какая–то космическая цивилизация, которая давала им знания, наблюдала за их развитием, защищала от врагов. В наше время, когда учёные стали расшифровывать клинопись, они обнаружили многочисленные записи о том, что этот бог научил нас тому, а этот бог научил нас этому…

— То есть «богами» они называли космических учителей, которые несли людям знания, обучали их ремёслам. И все изображения «богов» с птичьими или животными головами, все эти кентавры и русалки — может не фантазии, а изображения реальных космических сущностей?

— Думаю, что так. Космические цивилизации выбирали по каким–то показателям народ (более восприимчивый, более способный) и учили его, работали с ним, и тогда этот народ оказывался на века впереди других. У шумеров, к примеру, была очень развитая агрокультура, не хуже нашего времени, а во много даже лучше, потому что не было ещё нашей химии. Откуда? От бога такого–то, говорят шумеры, он нам показал, а мы строго выполняли его советы.

В еврейской традиции, у меня есть такое подозрение, что под словом Элоким — слово, кстати, множественного числа — понимается не Единый Б–г, а некоторые существа, Им созданные, которые уже в свою очередь продолжали и продолжают творение Вселенной.

— В книге рабби Давида Купера «God is a verb» есть такой интересный абзац: «Каббалисты учат, что первая строчка Торы была переведена неправильно. Большинство людей думают, что Тора начинается с фразы: «В начале Б–г сотворил небо и землю». Однако оригинал на иврите позволяет и другое толкование. Каббалисты прочитали бы эту фразу так: « С появлением начала Он сотворил Бога (во множественном числе — Элоким), небо и землю»1. То есть, из ничего был сотворён потенциал — Начало. А когда уже было создано начало, тогда был создан Бог (во множественном числе) — Бог, с которым уже было связано всё остальное сотворённое. И тогда небо и земля были сотворены».

Через несколько страниц Давид Купер возвращается к общепринятому толкованию имён Элоким, Адонай, Эль, как к различным аспектам Б–га или даже к различным аспектам наших представлений о Нём. Но, по–моему, им же приведенный комментарий на первую строчку Торы можно понять так: «В начале Он (Единый Б–г) сотворил Элокимов, небо и землю». То есть Единый Б–г создал физический мир и Элокимов — творцов, которые продолжили Его работу в этом мире.

–То есть существует некоторая иерархия существ, сотворённых Единым Б–гом. И по этой иерархии кто–то находится ниже нас, а кто–то находится выше, чем мы, и творит в больших масштабах чем мы, и в частности сотворил наш мир. А что означает существование подобных сущностей? Что есть и места их так сказать естественного обитания, цивилизация, где они живут.

— В Торе есть интересный рассказ о «Бней Элоким» (сыновьях Элокимов) или «Бней нофлим» (сыновьях упадших), которые брали себе в жёны человеческих женщин. Кто это такие?

— Это и были существа более развитой цивилизации, которые согласились жить на земле, чтобы помочь землянам знаниями, а также чтобы улучшить генетику землян. Подобные истории о привнесении на землю космической генетики можно встретить в мифах многих народов, рассказы о том, как боги вступали в брак с земными женщинами, а родившиеся дети были уже «полубогами». Интересные истории и смешивании генетик и создании «гибридов» рассказывают и наши современники, которые были похищены инопланетянами.

— Знакомы ли вам описания этих сущностей в еврейской литературе?

— Если бы мы всерьёз изучали так называемые «антропоморфные описания Б–га», то, возможно, имели бы какие–то представления об этих сущностях. К сожалению, около двух тысяч лет назад рабби Акива запретил нам это делать, то есть изучать пророчества Йехазкеля под этим углом. Еврейская традиция учит нас обращаться непосредственно к Единому Б–гу, минуя все промежуточные звенья, поэтому мы предпочитаем их вообще не упоминать. Говорим, что Йехезкель общался с Б–гом, в то время как сам Йехезкель описывает некое существо с лицом, подобным человеческому. Подобные описания можно объяснить как метафору, а можно как попытку развитой космической цивилизации помочь человечеству через еврейских пророков.

— Откуда они, эти космические цивилизации?

— Когда мы говорим о «космических цивилизациях» мы на самом деле имеем в виду прежде всего уровень развития. Это уже другой вопрос прилетели ли они из другой Галактики или жили на земле ещё до появления человека.

— Почему они пытаются нам помочь?

— Мне кажется, что это вполне естественно для того, кто продвигается в понимании и любви к Б–гу, помогать продвигаться другим. Кроме этого, есть ещё и чисто прагматическая задача: за срок, ограниченный ресурсами планеты, мы должны достаточно развиться, чтобы не погибнуть вместе с планетой, то есть достичь космического уровня.

Мы говорили о том, что в древности евреям помогали открыто посредством чудес, пророчеств, улучшения генетики. Но на самом деле многим цивилизациям помогали открыто, то есть люди это знали. Первых фараонов совершенно не случайно египтяне называли «богами». Сейчас мы ведём много раскопок в Египте и в других странах, исследуем ДНК, прототипы древних людей по найденным останкам, костям. Так вот, я как–то обнаружил исследование, в котором было установлено, что прототипы первых фараонов Египта отличались от человеческих прототипов. То есть у них обнаружили в ДНК такие цепочки, которые среди людей вообще не встречаются.

— Еврейская традиция, насколько я понимаю, говорит, не только о том, что нужно поклоняться Единому Б–гу, но также о том, что Он лично нами занимался.

— Да, и что наши пророки общались с Единым Б–гом, Создателем всего, что Он Сам вывел нас из Египта и совершил все чудеса в Египте, что Он Сам дал нам Тору и так далее. Но у меня есть такое подозрение, что на самом деле никто из людей, а может даже никто из наших космических учителей не общался напрямую с Единым Б–гом. Может быть, по мере нашего роста и понимания нами занимались всё более и более высокие сущности, но это как дорога в бесконечность, которой и является Единый Б–г, Эйн–Соф, на иврите. И, конечно же, не Бесконечного Единого Б–га, питающего Своей энергией всё сущее, видел Йехезкель за штурвалом УФО–колесницы, похожего на человека. На мой взгляд, получается очень странная картина. С одной стороны мы говорим что Единый Б–г, Создатель всего, наполняет собой всё сущее, нет ничего вне Его, мы даже признаём, что фактически ничего сказать о нём не можем. Но с другой стороны Он же, якобы, то является Моше в горящем кусте, то носится по Египту и убивает перворождённых, то спускается к Моше на горе Синай, то прилетает к Йехазкелю на летающей тарелке. Зачем Ему всё это Самому делать, у Него что же администрации нет?!

Конечно, можно говорить об антропоморфных приёмах описания событий, о метафорах, или даже об аспектах Единого Б–га, которые носятся по Вселенной на летающих тарелках, но, по–моему, речь идёт просто о разных вещах, разных сущностях.

Развитые космические цивилизации и являются тем промежуточным звеном между нами и Единым Б–гом.

— Возможно, здесь и заложен секрет того, почему желание идолопоклонства было таким сильным у древних людей. Не могли же они быть настолько тупыми, чтобы поклоняться деревянным или каменным истуканам, ни на что не способным. Истуканы были только символом, на самом деле люди поклонялись каким–то космическим сущностям и просили у них чего–то, это ведь гораздо проще, чем обращаться к Единому Б–гу. Интересно, что когда по просьбе еврейских мудрецов, Б–г лишил евреев тяги к идолопоклонству, то вместе с этим евреи лишились и пророчества. Говорит, на мой взгляд, это о том, что с одной стороны задействован был один и тот же «орган», одна и та же способность общаться на тонких планах. А с другой стороны, это говорит о том, что наши пророки общались с различными высокими и развитыми сущностями, но не с Единым Б–гом.

— Но евреи — умные люди. Они поняли: для того, чтобы народ усвоил идеи монотеизма, ему нужно чувствовать свою близость к Единому Б–гу, а не размышлять об иерархиях, о сущностях, и т.д. Ему нужно верить, что слова именно Единого Б–га передают пророки, что Он Сам Лично участвует в нашей истории и Сам Лично требует от нас выполнения заповедей. Поэтому стали говорить, что всё от Единого Б–га: и горящий куст, и выход из Египта, и летающая тарелка Йехезкеля…

— Что в принципе не является обманом. Мы ведь говорим, что Единый Б–г наполняет собой всё сущее, нет ничего кроме Него. То есть вполне возможно говорить об Элокимах как об аспектах Единого Б–га, тем более что наши возможности и наши представления о Едином Б–ге по сравнению с их (Элокимов) — это возможности и представления муравья по сравнению с человеческими. Но тогда можно пойти ещё дальше и самих себя считать аспектами Б–га а не отдельно взятыми сущностями, так как не существует ничего кроме Единого Б–га.

— Христиане попытались узаконить идею промежуточного звена, они заявили, что Единый Б–г так далеко от нас, что мы не можем напрямую с ним общаться, поэтому нам нужен посредник.

— Здесь есть ещё некая близость к хасидизму, говорящему о необходимости цадика. И это ещё понятно. Так как большинство людей не в состоянии общаться даже с космическими учителями, то нужен земной учитель, человек во плоти и крови, который помогал бы им продвигаться к Единому Б–гу.

— Но здесь христиане допустили трагическую ошибку. Во–первых, они подменили Единого Б–га посредником и стали поклоняться ему, что сделало христиан идолопоклонниками. Во–вторых, избранный ими посредник, оказался совсем не цадиком, а вполне земным человеком, не без способностей правда, который повёл своих учеников не к Единому Б–гу, а чёрт знает куда.

— Аналогичная история произошла и с мусульманами. Они тоже говорят о Едином Б–ге, Аллахе, но практически заменили Его посредником, Мухаммедом, они поклоняются и живут по слову этого малограмотного лжепророка, который создал своё учение как невероятно дремучую смесь идей всех времён и народов.

— Хотя и христиане, и мусульмане обязаны своему появлению иудаизму. Посмотрите, из чего состоит христианская Библия: 80–85% — это еврейские источники: Тора (Пятикнижие Моисеево), Пророки, Писания, кое–где включены ещё две книги Маккавеев. И только оставшиеся 15–20% — это рассказ о жизни Христа и его учеников, где изложены их жизненные истории, но нет практически ни одной новой идеи, не взятой из еврейских источников. Коран тоже постоянно цитирует еврейских пророков. Первые христиане и первые последователи Мухаммеда рассчитывали на поддержку евреев. Евреи же объявили гордо, что поклоняются только Единому Б–гу. Правда, евреи тоже иногда попадают в подобную ловушку поклонения посреднику. Посмотрите что происходит с теми любавическими хасидами, которые считают ребе или Машиахом или Элокимом.

— То есть, насколько я понимаю идею монотеизма, мы должны поклоняться, обращаться в молитвах только к Единому Б–гу, но действия в этом мире, как правило, производятся с помощью Его, как вы говорите, администрации.

— Совершенно верно. Как наши цадики, которые стараются понять волю Вс–вышнего и точно исполнить её, так же и космические существа рады исполнить малейшее желание Вс–вышнего и повлиять на течение событий то через погодные условия (бури, засухи, дожди, и т.д.) то, внушая кому–то определённые мысли или наговаривая целые тексты пророкам, а то и самим, пойдя в земное воплощение. 

Продолжение


1 Обращает на себя внимание, прежде всего несоответствие единственного числа глагола и множественного числа существительного, говорящее о том, что подлежащее на самом деле пропущено. (На иврите оно может стоять и до и после сказуемого). Сказано буквально следующее: «Берешит (в начале) бара (создал — глагол единственного числа) Элоким (существительное множественного числа) эт haшамаим (небо) вээт haарец (и землю). — Прим. авт.