No.9 (087)

Сентябрь 2005г.

Текущий номер Архив журнала О журнале Подписка Пишите нам

В НОМЕРЕ:
М.Фейглин
Если мы выбираем жизнь
А.Левин
Год 5766
Я.Сагамори
Глас вопиющего в пустыне
А.Риман
Искусство не быть жертвой.
А.Энтова
Памяти Лены Босиновой
А.Вудка
Уроки погрома
В.Вексельман
Рав Кадури призывает евреев собраться в Израиле
Н.Матар
Иногда именно врач виноват!
С.Канал
Правительство тратит деньги, чтобы объяснить американцам, как оно помогает изгнанникам
Е.Гитис
Спасибо за помощь!
Б.Калюжный
Кому мы помогаем?
Б.Алия
«Камуфляж», сотканный из фальшивок
Поиск по сайту: 

СТОИТ ПРОЧИТАТЬ:
П.Эйдельберг
Как предотвратить гибель Израиля
Памяти Виктора Блока
В.Шебат
Из палестинского террориста в пламенного сиониста №69, №73
А.Левин
Сегодня — Газа, завтра — Иудея, послезавтра — ты
А.Энтова
Эксперимент в социальной психологии
В.Ротенберг
Зачем евреям Израиль?
А.Энтова
Война с собственными страхами
Я.Сагамори
Холокост в действии
А.Штейнзальц
Есть универсальный закон... №60, №61
Ливнат Озери о разрушении ее дома
А.Саттон
На пороге истории №49, №53, №55
А.Левин
В сердце тайфуна всего спокойней №51, №52, №53, №54, №55, №56, №57
Раввин Ш.-Я.Вайнберг
Дал я перед вами землю
Последнее письмо солдата
Д.Инхоф
Мир на Ближнем Востоке
А.Левин
Мы построим третий храм №42, №43, №44
А.Леви
Мы пришли, чтобы изгнать тьму
Б.–Ц.Намат
Моя новая Шира
А.Левин
Не стой равнодушно при виде крови ближнего твоего №30, №31
А.Левин
Реб Шломэле
Б.Калюжный
Тайна зарождения жизни на Земле (№№ 16, 17, 18)
И.Молко
Свечи во тьме (№16)
Й.Новосельский
Души рассказывают (№№ 11, 12, 13, 14, 15)
ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ К НАШИМ ДНЯМ

Александр Левин 

Год 5766.


Год 5766, год 3340.

Начало ХХI века. Год 2005

Как можно описать наше время? Что является его характерными особенностями? Полёты в космос, стволовые клетки и клонирование, глобализация экономики, культуры и религиозной вражды, цунами и тайфуны, политическая нестабильность, поиск альтернативных источников энергии… Что нас ждёт впереди? Полёты на далёкие планеты? Переход на использование солнечной энергии? Исламизация всего мира? Глобальные войны и катаклизмы? Откуда мы идем, и что нас ждёт впереди?

Согласно еврейскому летоисчислению мы живём в году 5765. Мир был создан, мир претерпевал изменения согласно Б–жественному плану. Дети-аутисты1 немного касались освременного состояния человеческого общества и, в рамках дозволенного им, говорили немного о будущем. Ниже два кратких фрагмента на эту тему:

— Почему в последнее время так много бед?

— Ибо Машиах должен прийти в наше время, а он не может прийти без того, чтобы его приход не сопровождали испытания.

— Какова ваша роль, предназначение в этом мире в таком вашем состоянии?

— У нас есть несколько предназначений. Мы производим исправление наших прегрешений, сделанных в прошлых воплощениях, мы — испытание для наших родителей, испытание их уверенности во Вс-вышнем; мы также пришли сказать всему народу Израиля, что нет много времени. Вы живете, как опьяненные! Вы не обращаете внимания на знаки, которые Вс-вышний посылает вам!..

Однако современный мир не думает об этих вещах. Когда–то были катаклизмы, когда–то опускались в океан целые континенты, когда–то поднимались цивилизации к вершинам расцвета и гибли — всё это было когда–то и нам, конечно же, не грозит. Когда–то были Первая мировая война, Вторая мировая война, был Холокост всего полвека назад. Но это было давно, с нами ничего такого не произойдёт, а если и будет что–то происходить, то так медленно и незаметно, что ещё успеем подпрыгнуть, успеем подумать и предпринять необходимые действия. Кроме того, у нас ведь есть лидеры, руководители, которых мы выбрали как раз для того, чтобы они и занимались глобальными вопросами.

А у нас полно своих дел. Нужно прокормить семью, подумать о повышении на работе, купить другую машину, совершить круиз по Карибским островам и т.д. Мир живёт сегодняшними проблемами и где те люди, даже среди верующих евреев, которые строят планы своей жизни в соответствии с Большими Планами, включающими Машиаха и Великий Шаббат?

Год 2005. Середина августа

«Великий Б–г, спаси меня от брата, который отдал мне приказ изгнать моих братьев и их семьи с их земли и из их домов! Горе мне, если я встречу доброго друга, кричащего ребёнка, горько плачущую девушку, мать с глазами полными слёз, пронзительный взгляд отца. Как ужасна боль, как невыносима! Если я изгоню своего брата из его дома, я причиню ему боль, но рана его зарастёт. Моя же рана останется незаживающей, моя душа останется парализованной чувством вины, во сне и наяву перед моими глазами будут лица, искажённые болью и детские крики.

Великий Б–г! Душа моя разрывается от напряжения и великой несправедливости. Я чувствую себя преступником, с рук которого капает кровь. Как я взломаю дверь? Как я изгоню еврея из его дома? Я никогда не прощу этого себе самому, в моём сердце зияет дыра, я теряю мою душу…» — такую молитву написал рав Шломо Авинер для солдат, готовящихся к изгнанию евреев из Азы (Газы) и северного Шомрона (Самарии).

По еврейскому календарю сейчас месяц Ав. В шаббат, за два дня до намеченного изгнания евреев из Газы, мы собрали детей и рассказали им о посте Тиша беАв (9–е ава), который начинается сразу после шаббата. Рассказали также о том, что происходит в Израиле, о том, что по окончанию поста еврейское государство начнёт силой изгонять евреев из Азы и северного Шомрона, с земель, которые поклялся Б–г отцов наших отдать Аврааму, Ицхаку и Яакову и потомству их. И если чуда не произойдёт, то к длинному списку трагедий, произошедших в день 9–е Ава, добавится ещё одна. На памятнике Холокоста в Балтиморе написано: «Тот, кто не учится на уроках истории, обречён на её повторение».

Год 2448 (1312 до н. э.) — 9–е Ава. Евреи поверили ложным сообщениям разведчиков и отказались идти в землю Израиля.

Год 3340 (421 до н. э) — 9–е Ава. Царь Вавилона, Навуходнецар, разрушил Первый Храм. Около 100 тыс. евреев убито во время войны. Десять колен северного еврейского государства2 уведены в плен.

Год 3830 (70 н. э.) — 9–е Ава. Римляне под руководством Тита разрушили Второй Храм. Более 2,5 млн. евреев погибло в результате войны, голода и болезней. Более миллиона изгнаны, более 100 тыс. проданы в рабство.

Год 3892 (132) — 9–е Ава. Подавление восстания Бар Кохбы, падение Бейтара. Убито около 100 тыс. евреев.

Год 3893 (133) — 9–е Ава. Территория Иерусалима распахана. Римляне начали строить свой город на месте Иерусалима.

Год 4855 (1095) — 9–е Ава. Папа Урбан II объявил первый крестовый поход. 10 тыс. евреев было убито в первый же месяц. Крестовые походы привели к уничтожению тысяч евреев, были уничтожены целые общины Германии и Франции.

Год 5050 (1290) — 9–е Ава. Изгнание евреев из Англии, сопровождающееся погромами и конфискацией имущества.

Год 5252 (1492) — 9–е Ава. Инквизиция Испании и Португалии изгоняет евреев с Иберийского полуострова.

Год 5674 (1914) — 9–е Ава. Начало Первой мировой войны. На территории воюющих стран проживало около 75% мирового еврейства. Погибло около 120 тыс. евреев в армиях России и Германии. После окончания войны по Венгрии, Украине, Польше и России прокатилась волна погромов, число которых превысило 400.

Гитлер, во время своего правления, сознательно публиковал указы о притеснении евреев 9-го Ава.

Год 5702 (1942) — 9–е Ава. Депортация евреев Варшавского гетто в концентрационный лагерь Треблинка.

Год 5754 (1994) — 9–е Ава. Взрыв в еврейском центре Буэнос Айрэса (Аргентина). 84 погибших, более 300 раненных.

Год 5765 (2005) — 9–е Ава. Изгнание евреев Азы и Северного Шомрона (Самарии)…

Дети послушали наши рассказы и побежали играть в свои игры.

Месяц Ав, год 5765 по еврейскому календарю. Начинается чтение пятой книги Торы — «Дварим». Еврейские мудрецы говорят, что недельные главы Торы, которые мы читаем в течение всего года, начиная с праздника Симхат Тора, связаны с событиями, происходящими в это время в мире. Первые недельные главы книги «Дварим» постоянно возвращаются к теме возвращения евреев на свою землю, освоения её а также к теме изгнания народов, живущих на этой земле.

Говорит Моше, обращаясь к народу Израиля: «Б–г, Вс–сильный наш, говорил у Хорева так: Полно вам жить у горы этой. Развернитесь, и отправляйтесь в путь, и идите к горам Эмореев и ко всем соседям их в степи и в горах, и на низменностях, и на Юге, и по берегу моря, в страну Кенаан, и к Ливану — до реки великой, реки Эфрат. Смотри, дал я вам страну эту, идите и овладейте страной, о которой поклялся Б–г отцам вашим, Аврааму, Ицхаку и Яакову, дать им и потомству их после них». (Дварим 1:6–1:8).

Моше пересказывает также грех разведчиков, который принесли ложное донесение о стране Израиля, а так же о грехе народа Израиля, поверившему лжи и отказавшемуся войти в землю Израиля: «И возроптали вы в шатрах ваших и сказали: по ненависти Б–га к нам вывел он нас из страны Египетской, чтобы предать нас в руки Эмореев на истребление. Куда подниматься нам? Братья наши внесли страх в сердца наши сказав: «Народ многочисленный и выше нас, города большие и укреплённые до небес, а также великанов мы видели там». И сказал я вам: «Не страшитесь и не бойтесь их! Б–г Вс–сильный ваш, идущий перед вами, он сражаться будет за вас так же, как сделал Он это в Египте на глазах у вас, и в пустыне этой, где видел ты, что носил тебя Б–г, Вс–сильный твой. Как носит человек сына своего, на своём пути, которым вы шли, пока не пришли на это место». (Дварим 1:2–1:31) Евреи не хотели слушать Моше. Мидраш говорит, что Б–г разгневался на евреев и сказал: «Сейчас вы плачете без причины, понапрасну, в наказание Я сделаю так, что у вас в этот день будет повод для плача во все времена!»

Евреи были наказаны. 40 лет бродили они по пустыне. Эта история так напоминает нам сегодняшнюю ситуацию, когда правительство пугает евреев «многочисленным народом» палестинцев и уже почти 40 лет водит евреев по «территориям» Иудеи, Шомрона и Азы боясь заявить о своих правах на них. Так мы (наши правители) сами создаём себе трагедии — Тиша беАв, 9–е Ава.

Год 2005, середина августа

Выселение идёт полным ходом. В программах новостей рыдающие женщины и дети. Поселенцы в оранжевом, кричащие в лица солдат, седовласые старики, которых солдаты и полицейские силой выволакивают из домов и синагог и заталкивают в автобусы. Были те, которые сразу отказались от сопротивления, увидев, что помощи с «большой земли не пришло», были те, кто обнимали солдат и плакали вместе с ними, были и те, кто сопротивлялся до последнего. Два человека подожгли себя в знак протеста и спустя несколько дней умерли в госпиталях. Оба— репатрианты: Лена Босинова из России и Барух бен Менахем из Америки.

Поселенцы решили, что кровь проливать нельзя, и поэтому оказывали лишь пассивное сопротивление. Вооружённой борьбы не было.

Вопрос, который у всех на устах: где же тысячи противников размежевания, которые грозились перекрыть дороги по всей стране и появиться в большом количестве в Гуш Катифе? Где люди, которые участвовали в многотысячных демонстрациях в Тель–Авиве, Иерусалиме и Кфар–Маймоне?

Дети в ужасе от увиденного в программах новостей. Они увидели своих сверстников, подростков, которым полицейские скручивали руки и тащили к машинам.

Мы собрали их в шаббат и рассказали, что чуда не произошло — евреев Азы выкидывают из их домов. Операция «Брат подаёт руку брату» в самом разгаре. Хотя, чего мы собственно ждали? Ждали, что сядем поудобнее у домашних телевизоров, а Шарон вдруг передумает, или на стене его кабинета вдруг появятся огненные буквы «Руки прочь от евреев Газы!» или какой–то голос с Неба кому–то что–то скажет? Мы сидим и просим Б–га о чуде, а Он ждёт, что мы поднимемся и начнём действовать. Каббала говорит, что инициатива должна быть проявлена внизу, и лишь тогда Б–г помогает сверху. Значит, не поднялись мы, не сделали всё от нас возможное, и поэтому происходит то, что происходит.

Изгнание евреев Азы и Северного Шомрона идёт даже с опережением планов Шарона. Последний шаббат встречают в своих домах евреи Ацмоны, Катифа, Элей Синай, Ницарим.

Бывший главный рав сефардских евреев Израиля, Мордехай Элиягу, обратился к евреям всего мира с просьбой читать псалмы и изучать Тору в честь последних защитников еврейской Азы, находящихся в осаде. Я обратился к одному из своих друзей — уважаемому и известному раввину Балтимора с предложением организовать чтение псалмов. Он сказал, что узнает о местных правилах по этому поводу и… ничего не произошло. Я спросил его, в чём дело. Он ответил, что евреев Газы ведь не убивают, их только (!) выгоняют из их домов…

Я на минуту потерял дар речи, удивлённый цинизмом человека, который по своему положению в обществе должен был первым поднять голос в защиту наших братьев и призвать евреев исполнить заповедь любви к ближнему.

Потом я узнал, что в некоторых синагогах люди всё–таки собрались и читали псалмы.

В эту неделю мы обращаемся к главе Торы «Ваэтханан». Моше молит Б–га о разрешении войти в землю Израиля — и не получает его. Моше, величайший из всех пророков и лидеров Израиля, не имеет права войти в землю Израиля. Теперь любой еврей может приехать в землю Израиля, приплыть, прилететь с любой точки земного шара меньше, чем за 12 часов, но половина еврейского населения земли решили не воспользоваться этой возможностью и этим правом. Теперь у нас нет ни пророков, ни лидеров — ни в Израиле, ни в галуте. У нас есть только политики, которые не знают, что произойдёт завтра с их страной и куда они ведут свой народ, но зато умеют хорошо держать нос по ветру и точно знают что «политически корректно» и что нет. Теперь нас предают избранные демократическим путём: премьер министры и президенты, члены Кнессета и Совета поселений, главы еврейских общин и еврейских организаций.

Читая главу «Ваэтханан», я вдруг почувствовал, как комок подкатился к моему горлу: «И будет, когда приведёт тебя Б–г, Вс–сильный твой, в страну, которую он поклялся отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Яакову, дать тебе — города большие и хорошие, которые ты не строил, и дома, полные всякого добра, которые не ты наполнял, и колодцы высеченные, которые ты не высекал, виноградники и масленичные деревья, которые не ты посадил, и будешь есть и насыщаться». (Книга «Дварим» 6:10–6:12 — Недельная глава «Ваэтханан»)

Получилось всё наоборот, вопреки словам Торы. Уничтожены налаженные хозяйства и потрясающие по своей духовной силе общины, а посаженное ими, построенное ими отдано в руки арабских бандитов. Арабы празднуют победу и заключают в Европе договоры по продаже овощей и фруктов, выращенных в теплицах Гуш Катифа. Также вдруг обнаружилось, что в Азе есть нефть, и англичане начнут бурить скважины для арабов. Даже было решено, что Израиль будет покупать эту нефть не непосредственно от «палестинцев», а через Египет.

Год 2005, 20–е числа августа

Единственное, что утешает в эти дни — это рассказы о поселенцах, рассказы о судьбах великанов духа, этих скромных людях, о которых почти не пишет пресса.

Ави Фарган вторично отправился пешком в Иерусалим в знак протеста против изгнания его израильским правительством из своего дома в Азе. Двадцать три года назад, в 1982 году, он был изгнан из своего дома в Ямите, когда Израиль отдал Египту Синайский полуостров. Тогда, на подходе к Иерусалиму, его встретил помощник Ариэля Шарона, тогдашнего министра обороны, и передал ему слова своего шефа: «Вместо того чтобы протестовать, ты бы мог основать новую еврейскую общину в северной Азе».

Ави послушался совета, и вместе со своими друзьями основал поселение Алей Синай в северной Азе. Теперь тот же Ариэль Шарон, но уже в ранге премьер–министра, изгоняет Ави Фаргана вторично из его дома. В 1982 году Ави шёл один, теперь с ним сын, две дочери и восемь внуков. «Я буду нести флаг Ямита — сказал Ави, — мой сын и внук будут нести израильские флаги, которые висели над их домами…»

Изгнание продолжается. Бульдозеры рушат дома, оставленные жителями. В каких–то поселениях начали демонтировать теплицы. Из синагог вынесены свитки Торы. Жители Неве Декалим, которым полиция разрешила вернуться в поселение, чтобы забрать свои вещи, обнаружили, что «Рай превратился в Ад», — замки взломаны, дома опустошены мародёрами, улицы загажены.

В печати впервые появились фотографии не арабов, а мародерствующих еврейских полицейских и солдат Армии Обороны Израиля (всегда славившейся высокой моралью!), вытаскивающих из пустых домов холодильники и кондиционеры.

Уничтожена последняя община еврейской Азы (Газы) Нецарим, основанная в 1972–м году. Всего два года назад Ариэль Шарон, утешая жителей Нецарим, как никто страдающих от интифады, говорил, что судьба Ницарим не отличается от судьбы Тель–Авива. Теперь эти слова припомнил и Абу Мазен, уже требуя новых территориальных уступок.

Изгнаны жители северного Шомрона — поселений Са–Нур и Хомеш.

И как только Аза стала юденфрай, террор накатился новой волной. Первой жертвой террора после изгнания евреев из Азы и Северного Шомрона стал 21–летний Шмуэль Матт, студент ешивы из Англии, убитый ножом у ворот Старого города Иерусалима.

По еврейскому календарю сейчас 5765 год, и в главе «Экев» снова говорится о земле Израиля: «И храни заповеди Б–га, Вс–сильного твоего, и иди путями Его и бойся Его. Ибо Б–г, Вс–сильный твой, ведёт тебя в страну хорошую, в страну водных потоков, источников и родников, бьющих в долинах и горах, в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, в страну масленичных деревьев и мёда, в страну, в которой без скудности есть будешь хлеб, не будет у тебя недостатка ни в чём, в страну, камни которой — железо и из гор, которых добывать будешь медь. И будешь ты есть и насыщаться, благословлять ты будешь Б–га, Вс–сильного твоего, за страну, которую Он дал тебе». (Дварим 8:7–8:10. Глава «Экев»)

Устная Тора говорит, что в этом фрагменте говорится о заповеди благодарить Б–га после еды.

С рассказа об этой заповеди и о современной форме благословения после еды, «биркат амазон» мы начинаем разговор с детьми и обращаем их внимание, что во втором благословении, составленном Йегошуа, под руководством которого евреи вошли в землю Кенаан, говорится о благодарности Б–гу за землю и за пищу. Это может показаться странным, но где бы мы ни находились, хлеб, фрукты и овощи, какой земли мы бы ни ели, но благодарим Б–га именно за землю Израиля, которую Он дал нам во владение.

Известна история как в дореволюционном Минске поздно осенью, когда в молитве Амида появляется просьба о дожде, один мальчик посмотрел на улицу, где уже несколько дней не прекращался проливной дождь и спросил своего отца:

— Папа, почему мы просим о дожде, когда на улице идёт проливной дождь?

— Это не наш дождь, сынок, — ответил ему отец.

Мы ходим по ненашей земле, мокнем под ненашим дождём, говорим на ненашем языке, живём ненашей жизнью. Мы — евреи Галута, но также и евреи Израиля, которые не понимают значения своего присутствия на земле Израиля, которые продолжают говорить языком и понятиями Галута, которые не понимают, что среди всех заповедей, данных нам Б–гом, одной из самых важных является коллективная заповедь освоения земли Израиля.

Год 2005, конец августа

Армия обороны Израиля вывозит могилы из Гуш Катифа для перезахоронения. Теракт на автобусной стоянке в Беэр–Шеве. Главари палестинской автономии дерутся за власть над Азой. Большинство домов разрушено, остались только публичные здания и здания синагог.

Правительство объявило, что будет разрушать синагоги.

Шарон обратился к народу со словами, чтобы солдат и полицию ни в чём не обвиняли, ибо он — Шарон — берёт всю ответственность на себя, и пусть народ обвиняет его. От этого заявления не знаешь — смеяться или плакать, потому что точно так обращался к своим солдатам Гитлер. И хотя Израиль — не Германия, Шарон — не Гитлер, а еврейский отдел ШАБАКа —не гестапо, но ассоциации с событиями Холокоста не могут не броситься в глаза.

Во время изгнания из Азы одна семья в поселении Керен Ацмона вышла из своего дома с поднятым руками и с желто–оранжевыми звёздами, на которых было написано «Jude».

И это год 2005, а по еврейскому календарю 5765. Написано в недельной главе «Реэ»: «Смотри, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение — если послушаетесь заповедей Б–га, Вс–сильного вашего, которые я заповедую вам сегодня. А проклятие — если не послушаете заповедей Б–га, Вс–сильного вашего, и сойдёте с пути, который я указываю вам сегодня, и пойдёте за богами чужими, которых вы не знали». И дальше снова о земле Израиля «И вот, когда приведёт тебя Б–г, Вс–сильный твой в страну, которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею…» Комментаторы говорят, что слова «смотри» и «приведёт тебя» написаны в единственном числе, чтобы показать, что Б–г обращается лично к каждому еврею, что каждый еврей лично ответственен за то, что происходит с его близкими, с его народом, со всем человечеством. Как объяснить эту зависимость мира от наших поступков? Как научить детей, подростков, взрослых, народ как единое целое брать на себя ответственность за всё происходящее?

В этой же главе Торы евреям даются заповеди разрушить все места служения идолам на территории земли Израиля, а также заповедь, запрещающая уничтожать святые книги и разрушать синагоги.

Год 2005, начало сентября

5–е сентября — это первый день месяца Элул — последнего месяца перед Рош Ашана (Новым годом).

Израиль исчез из американских программ новостей. Дело сделано — Газа отдана арабам. Что происходит с тысячами евреев, выкинутых из своих домов, потерявших кров, имущество, работу, школы, детские сады уже никого не интересует?

Пресса занята другим — Катриной. У многих американцев конец августа — начало сентября будет теперь ассоциироваться со сценами чудовищных разрушений, бедствий и беженцев, сценами, которые можно было бы ожидать где угодно, но не в Америке.

Дети, увидевшие в программе новостей что происходит, прибежали спрашивать, за что наказаны и жители Нью Орлеана и может ли такое произойти там, где мы живём. Дети наивны, они считают, что если упали и ударились, то наверняка из–за того, что не послушались маму. Однако взрослые, полностью отрицающие причинно–следственную связь событий и считающие, что события в мире происходят спонтанно, на самом деле много наивнее детей. Рав Ариель бар Цадок начинает свою статью (www.koshertorah.com) с цитаты из рава Нахмана из Браслав, утверждающего, что в мире нет случайностей и нужно искать Б–га за каждым событием. Далее рав Ариэль бар Цадок пишет: «Катрина наносит удар по Америке как раз в то время, когда бульдозеры заканчивают разрушать дома Гуш Катифа. Талмуд учит, что Б–г судит мир по принципу «мера за меру». Моё сердце говорит мне, что существует связь между изгнанием 8,5 тыс. евреев из их домов, омытых кровью, потом и слезами, в еврейской Газе и эвакуацией около 850 тыс. человек в Луизиане. Шарон, подталкиваемый Америкой, разрушил цветущие центры молитвы и изучения Торы на земле Израиля. Б–г показал свой гнев на родном штате Кандолизы Райс — одним из инициаторов изгнания евреев Газы. Жители Луизианы должны винить Джорджа Буша и Кандолизу Райс в своих несчастьях. Эта типичная ситуация «мера за меру». Тот, кто создаёт изгнание в земле Израиля, получит стократное изгнание в своей стране.

На иврите слово «Катрина» имеет гематрию 374. В Торе есть только две фразы с такой же гематрией: «Они причинили тебе зло» (Берешит 50:17) и «Море над землёй» (Шемот 14:15). Первая показывает духовную причину события, вторая — физическую манифестацию.

Мистер Буш и миссис Райс, вы должны просить прощения у Б–га за разрушение цветущей части земли Израиля. Вы должны отказаться от попыток давления на Израиль для дальнейших территориальных уступок. Если по вашей инициативе ещё большее количество евреев окажется бездомным — не приведи Г–сподь — мне страшно подумать о том, какие беды обрушатся на Америку. Катрина — это не бессмысленная весть от Вс–вышнего».

Не знаю даже что подумать о подобных заявлениях, появившиеся как в религиозной так и в нерелигиозной печати, (кто–то подсчитал, что в процентном отношении количество изгнанных из Газы и Северного Шомрона по отношению ко всему населению Израиля точно соответствует проценту эвакуированных из Луизианы по отношению ко всему населению Америки). На самом деле мы не в состоянии охватить своим человеческом умом все пути провидения, которые приводят к таким катастрофам, однако, недельная глава, которую мы читаем в это время — «Шофтим» (судьи), как раз приводит известную фразу: «Жизнь за жизнь, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку и ногу за ногу», то есть говорит о принципе «мера за меру».

Год 2005, 11–го сентября

Америка вспомнила жертвы атак террористов на Нью–Йорк и Вашингтон, поклялась отомстить «Аль–Кайде», но сделала поклон «Хамасу». Ибо в этот же день Армия Обороны Израиля вывела войска из Азы. «Мы покидаем Азу с гордо поднятыми головами, закончив 38 лет оккупации», — сказал начальник генштаба, Дан Халуц. Позади руины и здания синагог с оранжевыми флагами — так армия решила отметить святые еврейские места.

На следующий же день Аза наполнилась многотысячными толпами обезумевших арабов, которые начали жечь синагоги и ломать всё, что ещё осталось после евреев. Полиция Израиля среагировала на варварство арабов… усиленной охраной мечетей на территории Израиля.

Зато, тремя днями позже, выступая на заседании ООН, Шарон уже смог доложить, что Аза «юденфрай» — свободна от евреев. После краткого экскурса в еврейскую историю, он заявил: «Мы не хотим править палестинцами, ищущими свободы и заслуживающими иметь своё государство».

В это время еврейские беженцы бродили по стране в поисках жилья, работы, школ для детей. Ни о пособиях, ни о «каравиллах» не слышно. Совершенно не по–человечески выкинув людей из их домов, правительство не сделало ничего для их устройства на новом месте. Но об этом молчит правительство,молчат госудрственные программы новостей. Еврейский народ, не дожидаясь призывов своих лидеров, приходит на помощь беженцам. Люди, у которых есть сердце, помогают: приносят еду, одежду, школьные принадлежности, игрушки для детей...

Мы рассказали детям о том, что происходит, собрали все коробки для Цедаки (благотворительности), и, подсчитав сколько там было денег, выписали чек в помощь беженцам и Израиле.

Недельная глава «Ки тице» говорит об отношении к наёмными служащим, к герам (людям, принявшим иудаизм), бедным. Просто поражаешься справедливости, гуманности и мудрости законов, которые были даны в те далёкие времена, когда жизнь человека, а особенно пришельца, раба, наёмного рабочего ничего не стоила. Тора пишет: «Не притесняй наёмника, бедного, нищего из братьев твоих или пришельцев твоих, которые в стране твоей, во вратах твоих. В тот же день отдай плату его, до захода солнца, ибо он беден и её ждёт душа его, и не возопит он на тебя Б–гу, и не будет на тебе греха». (Дварим 24:14–24:15) Более того, Тора пишет, что если ты видишь животное, с которого упала поклажа, подойди и помоги, не закрывай глаза, как будто не видел этого.

Год 2005. Двадцатые числа сентября

Новый ураган, Рита, идёт на Америку. Угроза нависла снова над Нью Орлеаном, а также над Техасом, штатом Джоржа Буша. Дороги севернее Хьюстона заполнены миллионами машин — люди бегут от урагана. Жара, около 40 градусов по Цельсию. На дорогах пробки, беспорядки на заправочных станциях и в магазинах. Армия отправила около 150 тыс. солдат для поддержания порядка.

А в Азе бесконечные парады «ХАМАСа» в честь победы над «сионистскими захватчиками», ракетами Кассам обстреливаются Сдерот, Ашкелон, кибуцы Кфар Аза, Яд Мордехай, Эрез.

В Иерусалиме 104-летний каббалист, рав Ицхак Кадури призвал евреев срочно вернуться на землю Израиля перед лицом глобальных стихийных бедствий, угрожающих всей земле.

Приближается Рош Ашана, год 5766. Темп истории нарастает с каждым днём, а вместе с ним растёт и потребность осознать своё место на земле. Успеем ли мы сделать это, или навлечем на себя такие катастрофы, по сравнению с которыми все предыдущие покажутся игрушками? Как сделать так, чтобы люди проснулись и поняли что происходит? Неужели только трагедии могут это сделать? Как сделать так, чтобы дети не выростали равнодушными к судьбе своего народа? Неужели единственый способ — это жить в поселении, с ранних лет слышать стрельбу, видеть озабоченные лица родителей, опасающихся за жизнь семьи?

Недельная глава «Ки таво» начинается снова разговором о стране Израиля: «И будет, когда придёшь ты в страну, которую Б–г Вс–сильный твой даёт тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьми первые плоды земли, которые вырастут в земле твоей, которую Б–г Вс–сильный даёт тебе, и положи их в корзину, и пойди на место, которое изберёт Б–г, Вс–сильный твой, чтобы водворить там имя Своё, и приди к коэну, который будет в те дни, и скажи ему: «Говорю я сегодня Б–гу, Вс–сильному твоему, что пришёл я в страну, которую поклялся Б–г отцам нашим отдать нам». Дальше говориться в этой главе о роли евреев среди народов земли, о роли, которую нам ещё предстоит исполнить, роли, от исполнения которой зависит не только жизнь нашего народа, но и всей нашей цивилизации.

Обращается Моше к народу Израиля: «Б–г превознёс тебя сегодня, чтобы был ты ему народом избранным, как обещал Он тебе, чтобы соблюдал ты все заповеди Его. И чтобы поставил он тебя выше всех народов, которые он создал, для восхваления, для славы и величия, и чтобы был ты народом святым у Б–га, Вс–сильного твоего, как Он обещал». (Деварим 26:18–26:19)  


1 См. «Спектр» №№ 11-15, 1999 или на Интернете: https://www.spectr.org/1999/011/deti.htm — Прим. ред.

2 К этому времени еврейское государство разделилось на два — Иудею на юге (колена Иегуды и Биньямина) и Исраэль на севере (оставшиеся десять колен). — Прим. авт.